Невидимое - рядом!
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок - исследование по экологии в 5 классе. Микроскоп, правила приготовления микропрепаратов, изучение строения растительных клеток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_nevidimoe_-_ryadom.docx | 36.75 КБ |
ot_nas_priroda_tayn_svoikh_ne_pryachet.pptx | 752.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
на основе системно-деятельного метода обучения
Тема занятия: Природа тайн своих не прячет.
формулируется выбранная тема программы обучения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока (для учителя): Закрепить знания об устройстве светового микроскопа, роли оптических приборов в изучении организмов, умение пользоваться увеличительным прибором, научить работать с микроскопом. Изучить строение растительной клетки. Формировать умения обобщать и делать выводы о проделанной работе
Планируемый результат: Познакомиться со строением микроскопа, растительной клетки; выявить и сформулировать выводы, продолжить формировать научное мировозрение, научиться работать с микроскопом, микропрепаратами, электронными носителями, и т.д.)
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;
Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности
Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии. Использовать электронные образовательные ресурсы сети интернет.
Девиз урока
“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”.
(Н. Рыленков)
Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая - развивать умения работать с микроскопом, выполнять практическую работу , составлять презентации, делать сравнительный анализ и формулировать цели и выводы.
Обучающая - научить пользоваться микроскопом и определять увеличение данного прибора.
отражает тему и тип урока
УУД: Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.
Коммуникативные: умение работать в группах.
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Оборудование: микроскопы, кожица лука, таблицы, мультимедийная презентация, компьютер, ноутбук.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержание | Конспект |
1.Мотивирование (самоопределение)
предполагает осознанное вхождения 2.Актуализация знаний и фиксирование
( цель и тема, способ, план, средство) исследовательских методов. 4)уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
во внешней речи. \
по этапу Организуется для учащихся ситуации успешности. 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Учитель: Встаньте ровно и красиво. 1.Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем. Учитель читает письмо. Привет, мальчишки и девчонки из 5 класса! Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды. А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? С уважением, ваш Стекляшкин. 2. Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся). Постановка проблемного вопроса. Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы. «Прибор, открывающий невидимое». Запись числа и темы урока учителем на доске. Учитель: Жизнь на нашей планете разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются. Учитель: Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы. Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп) (Слайд) Сегодня разговор пойдет о микроскопе. Что означает слово микроскоп? Учитель: В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства — «ультрамикроскопы» — увеличивают еще больше. Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп. Учитель: Что ж пришло время вспомнить устройство микроскопа. Учащиеся: 1) рассказ устройство микроскопа. 2) Вставить недостающие слова самопроверка/красные, синие, зелёные/ 3) Кроссворд, самопроверка/красные, синие, зелёный Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».(Слайд) Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках По горизонтали:
Проверка Самооценка Слайд А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд без ошибок - красный кружок. Если вы 1-3 слова отгадали - кружок синий. Если вы 4-5 и больше слов отгадали - кружок зеленый 5. Правила работы с микроскопом, техника безопасности при работе с микроскопом. Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом Задание: выберите верное утверждение (Слайд) 1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой «к себе». 3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4.Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик. 6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. (Курсивом выделены верные ответы). Проверка. А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, кружок красный. Если вы сделали 1-2 ошибки, - кружок синий. Если вы сделали 3-4 ошибки - кружок зеленый. 6. Лабораторная работа «Строение клетки кожицы лука под микроскопом» В паре обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму Презентация на ноутбуке, выполняют самостоятельно по алгоритму. Строение клетки кожицы лука, основные части растительной клетки. Организуется для учащихся ситуации успешности. Продолжение темы Универсальной ячейкой жизни является клетка. 7.Закрепление знаний Слайды презентации 1) установите соответствие СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ 2)какое действие выполнить первым, последним? 3) рисунок клетки Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся) Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся) Выводы по теме урока, слайд через проектор Презентация по теме урока (самопроверка, подсчёт кружков, самооценки учащихся).
8. Рефлексия, вручение медали «Самый умный ученик» Домашнее задание: Проект. Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. ( Н. Рыленков ) «Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков… Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть во внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Я приглашаю вас совершить путешествие в самую маленькую ячейку жизни – клетку»
Задачи: обучающая - изучение строения растительных клеток кожицы лука и их основных частей; воспитательная - воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа; развивающая - развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами. Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом при изучении натурального объекта
Устройство микроскопа. Допишите предложения: 1 . Зрительная трубка называется - …. 2. В верхнем конце зрительной трубки находится … 3. На нижнем конце зрительной трубки находится … 4. К штативу прикреплен …., и под ним …. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: если всё правильно возьмите красный кружок, если 1-2 ошибки – синий кружок, если 3-4 ошибки – зелёный кружок
Ответы к кроссворду МИКРОСКОП
ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ 1 . Поставь микроскоп ручкой штатива от себя . 2 . Штатив поверни ручкой «к себе ». 3 . Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено . 4 . Поле зрения микроскопа освещено слабо . 5 . Положи готовый препарат под предметный столик . 6 . Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом . 7 . Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат .
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: если всё правильно возьмите красный кружок, если 1-2 ошибки – синий кружок, если 3-4 ошибки – зелёный кружок 1 . Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2 . Штатив поверни ручкой «к себе». 3 . Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4 . Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5.Положи готовый препарат под предметный столик. 6 . Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7 . Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ Оболочка – плотная, прозрачная, полупроницаемая, есть поры. Ядро – небольшое плотное тельце с ядрышком внутри. Цитоплазма – бесцветное вязкое вещество. Вакуоль – полость, заполненная клеточным соком. Клеточный сок – вода с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Пигменты – красящие вещества .
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. ПРИЗНАКИ ЧАСТИ КЛЕТКИ А) содержит клеточный сок 1 ) ядро Б) небольшое плотное тельце 2 ) цитоплазма В) прозрачная и полупроницаемая 3 ) оболочка Г) придают окраску осенним листьям 4 ) вакуоль Д) вязкое вещество 5 ) пигменты А - ? Б - ? В - ? Г - ? Д - ?
Проверьте себя если всё правильно возьмите красный кружок, если 1-2 ошибки – синий кружок, если 3-4 ошибки – зелёный кружок ПРИЗНАКИ ЧАСТИ КЛЕТКИ А) содержит клеточный сок 1) ядро Б) небольшое плотное тельце 2) цитоплазма В) прозрачная и полупроницаемая 3) оболочка Г) придают окраску осенним листьям 4) вакуоль Д) вязкое вещество 5) пигменты А – 4 Б – 1 В - 3 Г - 5 Д - 2
Выберите один правильный ответ из 4 предложенных I. Какое из перечисленных действий нужно выполнить ПЕРВЫМ во время лабораторной работы «Приготовление препарата кожицы лука» 1) Расправить кожицу лука на предметном стекле с помощью иглы. 2) Поместить в центр предметного стекла каплю воды. 3) Вращая винт, поднять предметный стол до упора (силу не применять) 4) Глядя в окуляр, медленно вращать винт до получения четкого изображения II. Какое из перечисленных действий нужно выполнить ПОСЛЕДНИМ во время лабораторной работы «Приготовление препарата кожицы лука» 1) Расправить кожицу лука на предметном стекле с помощью иглы. 2) Поместить в центр предметного стекла каплю воды. 3) Вращая винт, поднять предметный стол до упора (силу не применять) 4) Глядя в окуляр, медленно вращать винт до получения четкого изображения
Проверьте себя если всё правильно возьмите красный кружок, если 1 ошибка – синий кружок, I - 2 II - 4
Задание для отличников Правильны ли следующие утверждения? 1 . Все растения состоят из клеток. 2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки 3 . В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза 4 . Цитоплазма – внутренняя среда клетки 5. Оболочка клетки не проницаема
Проверьте себя 1 – да 2 – нет 3 – да 4 – да 5 – нет если всё правильно возьмите красный кружок, если 1-2 ошибки – синий кружок, если 3-4 ошибки – зелёный кружок
Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Универсальной ячейкой жизни является клетка. Клетку изучает наука цитология ( сitos – клетка, logos-наука). Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимые спутники Земли
Невидимые спутники Земли.Мы привыкли думать, что у Земли всего один естественный спутник – Луна. Но недавно американскими астрономами были проведены расчеты, которые показали, что на орбите Земл...
Тема урока: Прибор, открывающий невидимое.5 класс биология ФГОС
СХЕМА ПЛАНА УРОКА на основе системно-деятельного метода обучения Тема урока: Прибор, открывающий невидимое. формулируется выбранная тема п...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Невидимые ниточки природы Урок с применением интерактивных методов обучения
Экологический урок «Невидимые ниточки природы» проводится в 3-м классе начального звена общеобразовательных школ или учреждений дополнительного образования по предмету «Экология» при изучении те...
Открытое занятие "Невидимые нити в зимнем лесу"
План конспект открытого занятия по экологии....
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)
В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...