"Размножение голосеменных растений" - 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Подгородниченко Галина Васильевна

Урок способствует усвоению учащимися сущности процесса образования семени и развития голосеменных растений. Учащиеся выявляют на уроке особенности полового размножения у голосеменных, на примере цикла рахмножения сосны, формируют бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_50.docx210.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока №50

Класс: 6

Учитель: Подгородниченко Г.В

Тема: «РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ»                          

Цель:                                                                                                                                   слайд 1

Создание условий для формирования у учащихся знаний о сущности размножения голосеменных растений, преимущества семян над спорами.

Задачи: 

Предметные:

-повторение и формирование понятий «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца»;

-способствовать усвоению учащимися сущности образования семени и развития голосеменных растений;

-выявить черты сходства и различия различных представителей споровых и семенных растений;

-выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере цикла размножения сосны;

Развивающие:

-продолжить развитие навыков  самостоятельной работы с учебником, таблицами, натуральными объектами;

-способствовать развитию умения работать в группах, отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

-способствовать развитию наглядно – образного мышления при демонстрации презентации,  наглядных материалов;

-устанавливать причинно – следственные связи.

Личностно-ориентированные (воспитательные):

-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

-содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

-способствовать выбору будущей профессии /фитодизайнер/;

-продолжить формирование здоровьесберегающих компетенций у учащихся: позитивно относиться к своему здоровью, здоровью других людей.

Формы организации:

-эвристическая беседа, работа в группах, работа с таблицей, учебником, кроссвордом, , интерактивной доской, ПК.

Основные понятия: «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца».

Средства обучения: интерактивная доска, ПК, учебник, тетради, шишки ели и сосны, таблицы, CD диск биология 6 класс 1С образование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент. Настрой на урок.

/Приветствие. Подготовка аудитории к работе, определение учащихся по группам. Наличие обучающихся./

        Нас ожидает интересный,  насыщенный урок. Настраиваемся на плодотворную и активную работу.

II.Активизация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся /фронтальный опрос, беседа, заполнение таблицы, решение кроссвордов/.                                             слайд 2

        А.Проверка знаний учащихся о значении процесса размножения растений, способах размножения; низших и высших споровых растениях; особенностях строения и полового размножения водорослей, мхов, папоротников /учащиеся отвечают на вопросы. Класс сравнивает, анализирует ответы, дополняет, исправляет ошибки и неточности ответов/.

        Б.Проверка выполнения домашнего задания – заполнение таблицы «сравнительная характеристика отделов растений».  /выявление сложностей при работе/             

слайд 3                                 

отделы

растений

строение

среда обитания

участие воды в размнож

размножение

однокле

точное

многокле

точное

водная

Водно-наземная

наземная

бесполое

половое

водоросли

+

+

+

+

+

+

+

+

мхи

-

+

+

+

+

+

+

+

папоротники

-

+

+

+

+

+

+

+

        В.Внимание ученикам, выполнившим дома задание по  составлению  кроссвордов по терминам и вопросам темы. /Вопросы задают ученики, которые составили дома кроссворды, отвечают остальные /. Один из вариантов кроссвордов/.                                                   слайд 4

з

ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

По вертикали:

1.Форма размножения, в результате новая особь наследует все

признаки материнского организма.

2.Самые древние живые ископаемые растения

3.Для этой водоросли характерно только бесполое размножение.

4.Низшие споровые растения

5.Форма размножения, в результате образуется новый организм

путем слияния гамет.

6.Растения, группы папоротникообразных, имеют два вида

побегов - летний и зимний.

7.Он образуется из зиготы.

8.Половые клетки

По горизонтали

1.По способу размножения эти растения относятся к ….

в

а

о

п

р

г

б

п

х

д

о

о

а

е

а

л

о

л

х

д

м

С

П

О

Р

О

В

Ы

Е

п

о

р

о

в

о

ш

т

о

р

е

с

о

щ

ы

л

о

л

л

е

и

о

т

л

и

е

н

а

и

к

и

III.Изучение нового материала

        1. Эвристическая беседа об особенностях голосеменных растений.                   слайд 5

Итак, мы уже выяснили особенности строения и размножения споровых растений. Сегодня нам предстоит разобраться с принципиальным отличием растений новой группы - отделом голосеменных. Все ранее изученные группы размножались посредством спор. Способ размножения представителей отдела голосеменные – принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? /Дети отвечают. Эти растения размножаются посредством семян. Эти растения имеют семена,  но они отличаются от другой группы семенных растений тем, что семена лежат открыто в шишках.  Семена у покрытосеменных находятся в плодах  /пример яблоко, слива/.                                                                             слайд 6

теперь вопрос:  Каким образом происходит размножение голосеменных? Шишки – это что? Плоды или что-то другое? 

Перед вами шишки разных голосеменных растений: сосны, ели, можжевельника, лиственницы.  Рассмотрите их, и где же семена? Зачем нужны эти шишки растениям? Почему они такие разные?  /Учащиеся отвечают на вопросы/.  Шишки - это не плоды.                                 слайд 7

Шишка — видоизменённый побег, развивающийся на концах веток хвойных растений в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Это место где образуются семена. После созревания семени раскрываются чешуйки,  и семена остаются лежать открыто, незащищенными, то есть «голыми». За счет семян растения размножаются и распространяются. В отличие от спор, семена  имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий и даже имеет приспособление  - крылышко для распространения.                                                                    слайд 8

        2.Самостоятельная работа учащихся в группах, с учебниками и другой литературой на столах. Ученикам необходимо найти ответы на вопросы, заполнить таблицу «сравнительная характеристика представителей голосеменных сосны и ели».  Два задания на 1 группу. Отвечает один из группы (остальные дополняют, делают записи в тетрадях).   слайд 9

слайд 10

Основные признаки

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер хвои

Хвоинки длинные, 3-5 см. в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах.

Хвоинки короткие 1.5-2 см. расположены одиночно, густо покрывают побеги.

Расположение веток

Ветки собраны в мутовке, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя  часть ствола не имеет веток.

Ветки распределены от верхушки до основания.

Шишки

Относительно округлые.

Более вытянутые, с гладкими чешуйками.

Характер корневой системы

Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева.

Главный корень обычно развит плохо.

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры).

Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса.

Требования к почве

Неприхотлива по отношению к почвам.

Требовательна к составу почвы и минеральному питанию.

Потребность во влаге

Не требовательна.

Влаголюбива.

Опыление и распространение семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами.

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами

         3.Цикл развития сосны. /рассказ с использованием таблицы, рисунка №146 §42 учебника.

Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны.  Весной на ее молодых ветвях видны маленькие шишки дух видов: зеленовато  - желтые собранные тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят по - одиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.                                                                                                слайд 11

        На чешуях зеленоватых (мужских шишек) развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца, имеющая два воздушных пузырька. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях. На каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ).                                                                   слайд 12                                                                                                                                   

Созревшая пыльца высыпается, ее подхватывает ветер. И если она попадет на женские шишки, то произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют.  Сначала они зеленые, затем  коричневые.                                                                                                                    слайд 13

Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш. В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Сходный процесс происходит и у других голосеменных растений. Вегетативное размножение встречается очень редко.                                                                                                                        

4.Просмотр  видеофрагмента «Размножение голосеменных растений» из  CD диска 1С Образование  «6 класс -  Биология».

5.Работа ученика у интерактивной доски с заполнением схемы размножения голосеменных растений.                                                                                                              слайд 14,15

IV.Закрепление полученных знаний /учащиеся отвечают на вопросы учителя/

1.Какие растения называют голосеменными?

2.В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых?           слайд 16

3.Где развиваются семена голосеменных?

4.В чем отличие семян голосеменных от семян покрытосеменных?

5.Каково строение женской и мужской шишек сосны? В чем их отличие?

6.Каков биологический смысл расположения мужских шишек выше, чем женских?

7.Для чего нужны два небольших пузырька, заполненных воздухом у пылинок?             слайд 17

8.Сколько времени необходимо растению (сосне) для прохождения полного цикла развития?

9.Мы знаем, что запрещено рубить деревья, портить зеленые насаждения. Но у нас  есть праздник, когда почти в каждой семье появляются сосна или ель. Так откуда же они  появляются ?

10.Ваши рекомендации и предложения по сохранению этих растений.                            слайд 18

/Учащиеся рассказывают о специальных питомниках для выращивания сосен, елей. Необходимости более жестко наказывать за незаконную рубку деревьев. Введение рекламы и доступных цен на искусственные,  многоразовые елки и сосны для праздника, позволят сохранить леса. Предложение использовать хвою деревьев после праздника для изготовления пищевых добавок, витаминных средств, настоев, отваров для человека и животных/.                                   слайд 19 

        V.Рефлексия                                                                                                            слайд 20

/на экране проектируются фото различных растений из отдела голосеменные –сосна, ель, пихта, кедр и т.д/                                                                                                                 слайд 21-26

Какие красивые растения мы увидели сейчас? А какое значение они имеют в природе? /ученики приводят примеры и делают выводы. Это пища для животных и птиц, насекомых, место обитания, связь с другими растениями, живущими рядом в лесу. И самое главное - выделяют кислород, очищают воздух. Мы должны об этом помнить и не забывать, что лес – это легкие планеты!                                                                                                                             слайд 27

В завершении нашего урока, давайте ответим на вопросы:

•Что нового вы узнали на уроке?

•Все ли вам было понятно?

•Какие возникали трудности?        

VI. Подведение итога урока.

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся.

        VI.Задание на дом.                                                                                                  слайд 28

Изучить §42, ответить на вопросы §, знать основные термины, продолжить заполнение таблицы,  по желанию: нарисовать графическую схему, отражающую цикл развития сосны, составить кроссворд по вопросам темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размножение голосеменных растений"

урок по биологии 6и класса....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...

Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...

Презентация к уроку "Размножение голосеменных растений" - 6 класс

Данная презентация дает возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом, способствует развитию наглядно-образного мышления, делает урок интересным и насыщенным....

Презентация к уроку "Размножение голосеменных растений"

Данная презентация предназначена для проведения урока "Размножение голосеменных растений"...

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...