Урок по теме "Изучение состояния памяти, активности внимания и утомляемости"
учебно-методический материал (биология, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока «Изучение состояния памяти, активности внимания и утомляемости».
Урок – исследование для учащихся 8 классов.
Цели урока: с помощью тестов, предоставить ученикам возможность оценить состояние своей кратковременной и долговременной памяти, а также активность внимания и степень развития утомляемости; научить методам постановки несложных экспериментов; продолжить формирование таких умений как обобщение и сравнение; через интерес к изучению своих психологических особенностей, повысить у учеников интерес к биологии.
Оборудование: для определения кратковременной и образной памяти готовятся на каждую парту соответствующие таблицы с инструкцией, для методики по оценки состояния памяти, утомляемости и активности внимания – протокол с инструкцией, который выдается каждому учащемуся класса.
На уроке учащиеся работают парами. Сначала один ученик тестирует другого, потом, второй - первого. Учитель перед каждым тестированием объясняет суть эксперимента, обращает внимание учащихся на обязательное следование инструкциям по проведению эксперимента, помогает выполнять его, если ученики испытывают затруднения. В конце урока – ученики обобщают результаты и делают выводы в рабочей тетради.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительные слова учителя.
-Память- способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (то есть накопления информации), а попытки объяснения памяти совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частей, попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память человека можно определить как психофизиологические запоминания, сохранение и воспроизведение информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. В них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Так выделяют следующие виды памяти:
1.Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2.Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит от цели запоминания и от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
-механическая дословное многократное повторение;
-логический пересказ (работает логическая память);
-образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки).
-мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще встречаются сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их изменениями являются зрительно – двигательная, зрительно- слуховая и двигательно - слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Сегодня на уроке каждому из вас предоставляется возможность оценить свою кратковременную и долговременную память, а также состояние внимания и утомляемости.
На каждой парте лежат по три методики изучения памяти. Работать вы будете парами. Перед тем, как выполнять эксперимент, внимательно причитайте инструкцию, а после проведения – интерпретацию результатов, с помощью которой вы сможете сделать выводы о состоянии своей памяти. Результаты вы обязательно должны записать в тетради, согласно тому плану, который вы видите на доске:
1. Номер теста.
2. Название.
3. Результат.
4. Вывод.
При выполнении теста № 3 «Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания», каждый должен заполнить протокол, после чего составить график «кривая запоминания», и далее сделать вывод, внимательно прочитав интерпретацию результатов.
ТЕСТ № 1
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной зрительной памяти.
ОПИСАНИЕ: Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы.
15 | 39 | 87 | 23 |
94 | 65 | 79 | 46 |
83 | 19 | 94 | 52 |
ИНСТРУКЦИЯ: « Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»
По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц.
ТЕСТ № 2
МЕТОДИКА «ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ»
ЦЕЛЬ: Изучение кратковременной памяти
Описание:
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображения предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение 1 минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать)
Инструкция: « Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы-20 секунд»
2 | ( | В | |
¸ | |||
СО2 | " |
Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более правильных ответов
оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
количество воспроизведенных образов | 15-16 | 13-14 | 10-12 | 7-9 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1-2 |
ТЕСТ № 3
Методика « Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания»
Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двухсложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Методика может быть использована для детей с 5 лет, так и для взрослых.
ФИО_________________________________________________________
возраст_____________________
№. | число | хор | камень | гриб | кино | зонт | море | шмель | лампа | рысь | доп. слова |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
через час |
Инструкция состоит из нескольких этапов:
-Сейчас мы проверим свою память, Я назову тебе слова, ты послушаешь их, а потом проверишь, сколько сможешь, в любом порядке.
(Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша).
-Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке.
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: « Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова. Они фиксируются в протоколе кружочками.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый, (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8 –9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
3. Заключительные слова учителя:
-И в заключение урока, я хочу дать вам несколько рекомендаций по улучшению памяти:
1.Облегчить процесс запоминания поможет составление схем различных объектов.
2.При совершенствовании памяти лучше опираться на то, что у человека больше всего развито: зрение, слух, осязание и т.д.
3.Что бы что либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:
-мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым в воображении предметом;
-оба предмета в воображении, соединить каким- либо причудливым образом друг с другом в единый фантастический предмет;
-мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.
Данных трех условий достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое.
4.Материал рекомендуется повторять незадолго до нормального времени отхода ко сну, в этом случае запоминаемое лучше обложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.
4. Подведение итогов урока, домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка
Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...
Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка
Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
Урок "Развитие памяти и внимания"
У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события.Кроме того ,обучение в начальных классах так строится, что школьника...
Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания на уроках русского языка и литературы
Упражнения, развивающие память и внимание на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах, а также алгоритм работы с ними...