Урок биологии по теме «Тип Членистоногие. Обобщение» 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Данный урок состоит из девяти основных этапов, на каждом из которых ведётся работа по максимальному включению учащихся в учебный процесс.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу. Затем учитель сообщает тему урока, а цели формулируют дети. На этапе актуализации знаний ребятам предлагается дать общую характеристику Типу членистоногих (используется приём «Корзина знаний»). Во время обобщения и систематизации знаний используются различного рода задания, позволяющие выявить знания учащихся по изученному материалу и устранить имеющиеся в них пробелы. Различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления. Использование презентации позволяет включить каждого обучающегося в учебную деятельность, так как все задания располагаются на экране и легко производится их проверка. Слайды презентации заставляют учащихся думать, искать ответы на предложенные задания, учат обобщать, делать выводы. В результате коллективного проблемного поиска дети вспоминают и систематизируют признаки разных классов Членистоногих. В ходе взаимопроверки учащиеся учатся объективно оценивать свою работу и работу товарища.
Проведение урока в форме игры дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Физпауза соответствовала теме урока. Таким образом, на уроке был учтен здоровьесберегающий компонент.
На этапе – контроль знаний – учащимся предлагается ответить на вопросы одного из двух проверочных тестов по выбору (Класс Насекомые или Ракообразные и Паукообразные). Таким образом, на уроке были применены различные виды контроля: устный, фронтальный, письменный.
Дифференцированное домашнее задание позволяет ребятам выбрать задание «по душе». Рефлексия урока помогает понять, что понравилось учащимся на уроке, что запомнилось и что удивило.
На мой взгляд, урок прошел успешно. Реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Между всеми этапами урока четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В течение всего урока поддерживался высокий темп работы учащихся. На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик». Задачи урока реализованы в полном объеме.
За урок каждый учащийся получил оценку. Дополнительную оценку получили те ребята, которые активно работали в течение всего занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tip_chlenistonogie1.docx | 306.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7
Тема: «ТИП ЧЛЕНИСТОНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ»
Учитель биологии МОУ «Сонковская средняя общеобразовательная школа Сонковского района Тверской области»: Цуркан Наталья Александровна (первая категория)
Тип урока: Обобщение, систематизация и контроль знаний.
Структура урока
№ | Этап | Продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | 1 | говорит | слушают |
2. | Сообщение темы и целей урока. | 2 | Сообщает тему урока | Вместе с учителем формируют цели урока |
3. | Актуализация знаний. | 2 | Заполняет «Корзину знаний» | Называют характерные особенности класса Членистоногие |
4. | Основная часть. | 26 | ||
Обобщение и систематизация знаний | 3 | Организует работу учащихся с раздаточным материалом | Дают общую характеристику классам Насекомые, Ракообразные, Паукообразные, используя план ответа | |
2 | Организует работу учащихся с презентацией | 1) Самостоятельно заполняют таблицу в тетради 2) взаимопроверка -работают в паре | ||
15 | Организует фронтальную работу учащихся с ватманами «Морское дно», «Паутинка», «Цветок», корректирует ответы учащихся | Выходят к доске и отвечают на вопросы, делают выводы | ||
2 | Проводит физкультминутку | Слушают, выполняют необходимые движения | ||
4 | Организует работу учащихся с презентацией | 1)Самостоятельно заполняют таблицу в тетради 2) взаимопроверка -работают в паре 3) коллективная проверка, выполненной работы | ||
5. | Закрепление знаний | 2 | Игра «Светофор» Задаёт вопросы | Отвечают на вопросы, используя карточки-семафоры |
6. | Контроль знаний | 7 | Организует работу учащихся | Самостоятельная работа с тестами (по выбору) |
7. | Домашнее задание | 2 | Задаёт | Записывают в дневник |
8. | Рефлексия | 2 | Задаёт вопросы | Делятся впечатлениями |
9. | Итог урока | 1 | Говорит | Слушают |
Обобщающий урок по теме «Членистоногие»
Цель урока:
1) Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Членистоногие».
2) Выявить пробелы в ЗУН учащихся по теме «Членистоногие», для последующей коррекции.
3) Провести контроль знаний.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Способствовать обобщению, систематизированию и закреплению знаний учащихся о строении и жизнедеятельности Членистоногих.
- Развивающие:
- Совершенствовать умения учащихся распознавать изученных животных, сравнивать между собой, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Формировать у учащихся навыки индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности.
- способствовать обогащению интеллекта и расширению кругозора учащихся;
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.
Средства обучения:
раздаточный материал: речной рак, паук-крестовик, муха домашняя; три ватмана «Морское дно», «Паутинка», « Цветок»; карточки-семафоры; проверочный тест; презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока. ( слайд 1)
- Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме Членистоногие. Давайте же вместе сформулирует цели нашего урока.
(предположения учащихся)
У: Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания о типе Членистоногие.
У: Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Тип Членистоногие. Обобщение».
ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
У: - А что мы знаем про тип Членистоногие? Давайте дадим общую характеристику данному типу, а все наши ответы будем собирать в «Корзину знаний».
(на доске появляется рисунок корзины)
(В ходе фронтального опроса учащихся дают общую характеристику типа Членистоногих)
- Более 1 млн. видов.
- Членистые конечности.
- Хитиновый покров.
- Развиты органы чувств.
- Незамкнутая кровеносная система.
- Тело состоит из отделов: головы, груди и брюшка.
- Полость тела смешанная.
- Произошли от многощетинковых червей.
- Раздельнополые.
ΙV. Основная часть
1. Особенности членистоногих разных классов.
У: На какие классы делится тип Членистоногие? (слайд 2)
Д: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
У: Давайте раскроем особенности этих классов.
(к доске вызываются трое учащихся)
На столе у учителя раздаточный материал: речной рак, паук-крестовик, муха домашняя.
У: Дайте характеристику предложенным объектам согласно плану. Все остальные внимательно слушают и готовы исправлять неточности в ответах.
План ответа
- Класс
- Отделы тела
- Количество конечностей
- Количество усиков
- Кровеносная система.
- Дыхательная система.
- Нервная система.
- Выделительная система.
- Особенности развития.
2. Распределение представителей Типа Членистоногие по классам: (слайд 3)
- (самостоятельная работа учащихся в тетради)
У: Соотнесите данных представителей с классом, к которому они относятся:
(Краб, оса, стрекоза, креветка, скорпион, клоп, муравей, каракурт, рак-отшельник, сенокосец, клещ, мокрица).
- (работа в парах - взаимопроверка)(слайд 4)
Класс Ракообразные | Класс Паукообразные | Класс Насекомые |
краб | скорпион | оса |
креветка | каракурт | стрекоза |
Рак-отшельник | сенокосец | клоп |
мокрица | клещ | муравей |
3.Особенности Класса Ракообразные («Морское дно») (слайд 5)
На ватмане изображены ракообразные с обратной стороны, которых прикреплены вопросы. Учащиеся по желанию выходят к доске, снимают по представителю ракообразных, читают вопрос и после кратковременного обдумывания начинают отвечать.
- Как происходит линька у раков? Как часто бывает?
- Как называются глаза у рака? Как они устроены?
- Что такое гемолимфа?
- При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как это можно объяснить?
- Где расположена и какую функцию выполняет зелёная железа?
4.Особенности Класса Паукообразных («Паутинка») (слайд 6)
На ватмане изображена паутина, к которой прикреплены разноцветные кружочки с изображением паучков. Ребята срывают понравившийся кружочек, на обратной стороне которого вопрос.
- Что такое хелицеры?
- Раскройте особенности питания паукообразных?
- Где у паука располагаются паутинные бородавки? Сколько их?
- Какое значение имеют паукообразные в природе?
- Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?
5.Особенности Класса Насекомых («Цветок») (слайд 7)
На ватмане изображен цветок с разными отрядами насекомых. На каждом лепестке с обратной стороны вопрос.
- Перечисли общественных насекомых (3-4 примера).
- Как называется полностью одомашненное человеком насекомое?
- Как называется подвижная личинка бабочки?
- Каких насекомых муравьи разводят как домашних животных?
- Чем представлена дыхательная система у насекомых?
V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
У: Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
- Сейчас я буду вам называть животных, если они относится к типу Членистоногих, то вы поднимайте руки вверх, если не относится – отводите руки в стороны.
Шершень, дождевой червь, стрекоза, гидра, аскарида, блоха, медуза, чесоточный зудень, жук-олень, амеба, кузнечик, термиты.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Определение ротового аппарата (слайд 8)
У: Насекомые имеют различные типы ротовых аппаратов, определите тип ротового аппарата у таракана, пчелы, комара, мухи и бабочки.
- самостоятельная работа учащихся
- проверка в парах - взаимопроверка
грызущий | грызуще-лижущий | колюще-сосущий | фильтрующий | сосущий |
таракан | пчела | комар | муха | бабочка |
7. Распределите насекомых по типу развития: (слайд 9)
У: Назовите основные типы развития насекомых.
Д: С полным и неполным превращением
У: Давайте вспомним схему развития насекомых с неполным превращением. (слайд 10)
У: Кто готов рассказать о полном развитии насекомых (слайд 11)
У: Распределите данных насекомых по типу развития (слайд 12)
Муха, бабочка, кузнечик, майский жук, стрекоза, саранча, комар, клоп.
- самостоятельная работа учащихся
- коллективная проверка, выполненной работы (слайд 13)
Насекомые с неполным превращением | Насекомые с полным превращением |
кузнечик | муха |
стрекоза | бабочка |
саранча | Майский жук |
клоп | комар |
- «Светофор»
(Используются карточки-семафоры с синей и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает синюю сторону, если не согласен, то красную).
- Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (Да)
- Рак дышит жабрами (Да).
- Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
- Тело рака состоит из двух отделов (Да).
- У рака простые глаза (Нет).
- Кровь у рака красная (Нет).
- Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей. (Да)
- Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (Нет)
- Все пауки строят паутину – ловчую сеть. (Нет)
- Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. (Да)
- Тело насекомых состоит из трёх отделов. (Да)
- Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. (Нет)
- Насекомые дышат всей поверхностью тела. (Нет)
- У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да)
- У комаров ротовые органы грызущего типа. (Нет)
VΙ. Контроль знаний учащихся
Проверочный тест по выбору учащихся (слайд 14)
- Класс Насекомые;
- Класс Ракообразные и Паукообразные»
( приложение 2)
VΙΙ. Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Многие мечтают написать интересную и удивительную книгу. Мы с вами напишем жалобную книгу. Вы от лица одного из насекомых напишите жалобу или просто рассказ о том, что каждое животное имеет право на жизнь, и о том, как часто человек забывает об этом.
- Составить кроссворд по теме «Тип Членистоногие»
- Подобрать загадки, стихотворения о Членистоногих.
VΙΙΙ. Рефлексия (слайд 15)
Закончить предложение:
Сегодня на уроке
Я узнал …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Лучше всего я запомнил …
ΙХ. Итог урока (Слайд16)
Спасибо всем за урок!
Приложение 1.
Дополнительный материал к уроку
(во время образовавшихся пауз при обдумывании вопросов учащимися на этапах «Морское дно», «Паутинка», «Цветок», учитель загадывает классу загадки)
Все мои друзья – на суше,
Ну а я – живу в пруду.
Когда надо, дом воздушный
Под водою возведу.
(Паук серебрянка).
На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать.
(Паук-волк).
Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак).
Муравьев тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком.
(Тля).
Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера.
(Шмели).
Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз.
(Муравей)
Приложение 2.
Тест «Ракообразные и Паукообразные»
1. Паукообразные - обитатели суши, они дышат:
а) атмосферным кислородом
б) растворенным в воде кислородом
в) только с помощью легких
г) при помощи легких и трахей
2. Сколько пар ходильных ног у пауков:
а)3;
6)4;
в) 5;
г) 8.
3. Пауки - хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:
а) в желудке
б) вне организма
в) в кишечнике
г) в пищеводе
4. К паукообразным относятся:
а) дафнии;
б) клещи;
в) клопы;
г) все членистоногие.
5. Сколько рак имеет пар ходильных ног:
а)3;
6)4;
в)5;
г) 6.
6. Где развивается потомство рака?
а) внутри организма матери;
б) на травинках;
в) на теле рыб;
г) на брюшных ногах матери.
7. Дышат раки при помощи:
а) трахей;
б) жабр;
в) трахей и жабр;
г) жабр и лёгких.
8. Органы выделения рака:
а) зелёные железы;
б) мальпигиевы сосуды;
в) почки;
г) выделительные трубочки.
Тест «Насекомые»
1. Для насекомых характерны следующие признаки:
А - 4 пары ног и ни одной пары усиков;
Б - 3 пары ног и 1 пара усиков;
В - головогрудь и брюшко;
Г - голова, грудь, брюшко.
2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относят:
А - майского жука;
Б - комнатную муху;
В - зеленого кузнечика;
Г - медоносную пчелу.
3. Дышат насекомые при помощи:
А - легких;
Б - легких и трахей;
В - жабр;
Г - трахей.
4. Мальпигиевы сосуды - это:
А - вид кровеносных сосудов;
Б - органы выделения;
В - органы пищеварительной системы;
Г - сердце.
5. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А - яйцо - взрослое насекомое;
Б - яйцо - личинка - куколка;
В - яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое.
6. К насекомым относятся:
А- Тараканы
Б - Скорпионы
В - Клещи
Г - Бабочки.
7. Какой ротовой аппарат у мухи:
А - грызущее-лижущий;
Б - колюще-сосущий;
В - фильтрующий;
Г - сосущий.
8. К общественным насекомым относят:
А- пчелу;
Б- комара;
В - майского жука;
Г- муху.
Приложение 3.
«Жалоба паука на людей»
Разрешите представиться, я обычный домашний паук. Хотел бы выразить своё недовольство к людям!
Я живу в квартире с молодой семьей, так вот, я крайне ими недоволен! Девушка, когда меня увидит, начинает очень громко кричать, я ещё совсем молод, но уже глух на одно ухо! А её муж меня бьёт веником, тапкой, газетой, да и, вообще, всем, что под руку попадётся. Из-за того что они меня бьют, я потерял одну лапку, и теперь у меня их 7, ещё я похудел и не могу набрать нормальный вес, так как всегда приходиться бегать, чтобы не получить тапкой. А вчера распыляли какую-то жидкость, наверно, хотели меня отравить, но я-то умный, нашёл маленький кусочек ткани, закрыл рот и выбежал на балкон. А сегодня с утра выбросили меня на балкон и закрыли там, а на улице шёл дождь. И я заболел, температура 38 и 5 уже целый день! Ну, выселиться я не могу, сами понимаете, сейчас с жильём проблемы, и идти мне как-то некуда!
Ну, думаю, надо обращаться в организацию по защите животных, чтобы они мне нашли новое жильё, а то я так воспаление лёгких получу, если меня ещё раз на балконе в дождь закроют. И хочу сказать вам: «Не обижайте пауков, ведь мы приносим пользу, хотя вы об этом и не знаете!»
Работу выполнила Яресько Алёна, ученица 7 класса
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии по теме:"Белки", 9, 10 класс
Презентацию «Белки» можно использовать на уроках биологии 9,10 классах, внеклассных мероприятиях, в кружковой работе....
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Урок биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данный урок сделан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок разбит на этапы. Перед каждым этапом ставится цель. Для проведения урока используется сайт ФЦИОР. Проводится исследовательская работа по изу...
Презентация к уроку биологии по теме «Тип Членистоногие. Обобщение» 7 класс
Слайды презентации заставляют учащихся думать, искать ответы на предложенные задания, учат обобщать, делать выводы. В результате коллективного проблемного поиска дети вспоминают и систематизируют приз...
Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника
Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...
Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.
презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....