Рабочая программа по дисциплине ОДП.12 биология специальность сестринсок дело
календарно-тематическое планирование по биологии по теме
Эта программа для преподавателей, работающих в медицинских средних учебных заведениях. Моя программа расчитана на 210 максимальных часов, а аудиторных 147. Дмаю, что эта рабочая программ, которая составлена по ФГОС третьего покаления поможет в работе другим преподавателям. Здесь так же есть календарно - тематическое планирование и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для преподавателей СПО медицинского профиля | 304.5 КБ |
Для преподавателей СПО медицинского профиля | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования – техникум
«Борское медицинское училище»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.12 БИОЛОГИЯ
по специальности 060501 Сестринское дело
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования: 060501 сестринское дело
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»
Разработчик: Иванова Ольга Васильевна преподаватель первой категории
Рецензенты:
1. Внешний: ___________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, место работы, должность
2. Внутренний: _________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 25 |
| 26 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
биология
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 сестринское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «биология» входит в состав раздела общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать знания об элементарном составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы;
определять формы живого организма;
решать задачи по темам: «Нуклеиновые кислоты» и «Генетический код»;
называть направления эволюции;
определять стадии эмбрионального развития (гаструлы, бластулы);
оперировать генетической символикой решать задачи по генетике, используя решетку Пеннета, записывать генотипы родителей и потомства;
использовать знания по медицинской паразитологии, различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Сущность происхождения и уровни организации жизни;
Учение о клетке;
Размножение и индивидуальное развитие организмов;
Основы генетики и селекции;
Бионика
Эволюционное учение;
Историю развития жизни на Земле;
Основы экологии;
Основы медицинской паразитологии.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;
самостоятельной работы обучающегося 63 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 147 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 147 |
практические занятия | |
лабораторные занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа | |
Самостоятельная работа (всего) | 63 |
в том числе: | |
Подготовка курсовой работы | 18 |
Работа с учебными текстами, заполнение рабочей тетради (заполнение таблиц, схем, выполнение схематических рисунков). Работа с дополнительной научной литературой (подготовка докладов, сообщений). Работа с интернет ресурсами (создание презентаций). | 15 15 15 |
экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Сущность происхождения и уровни организации жизни | 5,5 | |
Тема 1.1 Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни. | Содержание учебного материала Биология – наука о жизни, об общих закономерностях развития живых существ. Значение биологии для сохранения чистоты биосферы и медицины. Объект изучения биологии – живая природа. Сущность жизни как особое явление на планете. Признаки живого организма. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез о происхождении жизни | 2 | 1 |
Самостоятельная работа
Создание презентации: « Теории о происхождении жизни». | 1 | ||
Тема 1.2 Уровни организации жизни. | Содержание учебного материала Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Формы жизни | 2 | 1 |
Самостоятельная работа
Индивидуальная работа. | 0,5 | ||
Раздел 2 | Учение о клетке | 31 | |
Тема 2.1 Клетка - структурная единица организма. Виды клеток. | Содержание учебного материала Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Многообразие существующих форм живого. Неклеточные и клеточные формы. Прокариоты и эукариоты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа
Зарисовать схемы строения всех видов клеток. | 0,5 | ||
Тема 1.2 Органоиды клетки. | Содержание учебного материала Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа
«Органические вещества». «Виды обмена веществ». | 1 | ||
Тема 1.3 Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом. | Содержание учебного материала Строение ядра, его роль в клетке. Хромосомы, их строение, типы и роль в организме. Кариотип. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа
| 1 | ||
Тема 1.4 Химический состав клетки. | Содержание учебного материала Мономеры и полимеры. Белки: их строение, функции в организме. Углеводы: их строение, функции в организме. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа
| 0,5 | ||
Тема 1.5 Виды нуклеиновых кислот, строение и функции. | Содержание учебного материала Нуклеиновые кислоты: их виды, строение, функции. ДНК – носитель наследственной информации Строение нуклеотида. АТФ и её роль в организме. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнение рабочей тетради (зарисовать схему строения РНК иДНК, нуклеотида, схему митоза и амитоза). | 1 | ||
Тема 1.6 Генетический код. Биосинтез белка. | Содержание учебного материала Генетический код. Ген. Роль генов в биосинтезе белка. Этапы синтеза белка (транскрипция и трансляция). Антикодон. Механизм синтеза белка. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, с интернет ресурсами. Работа с рабочей тетрадью. Составление схем регуляции транскрипции и трансляции. | 0,5 | ||
Тема 1.7 Решение задач по теме: «Биосинтез белка». | Содержание учебного материала Решение задач по разделу молекулярной биологии | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. | 2 | ||
Тема 1.8 Обмен веществ и энергии в клетке. Типы обмена веществ. | Содержание учебного материала Общая характеристика обмена веществ и энергии. Единство и противоположность ассимиляции и диссимиляции. Этапы энергетического обмена. Особенности пластического обмена. Фотосинтез. Гликолиз. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Работа с учебным материалом. Составление глоссария. | 0,5 | ||
Тема 1.9 Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация. | Содержание учебного материала Жизненный цикл клетки и его периоды. Митоз и его фазы. Амитоз. Раздражимость как форма физиологического отражения. Эволюция форм раздражимости. Раздражимость организмов, не имеющих нервной системы: тропизмы, таксисы, настии. Понятие о рефлексе. Инстинкт. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с рабочей тетрадью. Составление схем митоза, мейоза. Индивидуальная работа. Изготовление дидактического материала. | 1 | ||
Тема 1.10 Обобщение знаний по теме «Учение о клетке». | Содержание учебного материала Повторение и обобщение знаний по разделу «Учение о клетке».
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа Составление кроссвордов, тестов по теме «Учение о клетке». Индивидуальная работа. Подготовка сообщений «Стволовые клетки» | 1 | ||
Тема 1.11 Рубежный контроль по теме «Учение о клетке». | Содержание учебного материала Выполнение тестов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка к контролю. | 1 | ||
Раздел 3. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 17 | |
Тема 2.1 Многообразие организмов. | Содержание учебного материала Организм – единое целое. Классификация живых организмов. Черты отличия растений от животных. Многообразие царства растений. Низшие и высшие растения. Многообразие царства животного мира. Одноклеточные и многоклеточные. Характеристика простейших. Представители типов: губки, кишечнополостные, мягкотелые, членистоногие. Хордовые, их систематика | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Составление схемы «классификация живых организмов». Выполнение творческого задания: «многообразие организмов» Работа с научной литературой. Работа с интернет – ресурсами (подготовка презентаций). | 1 | ||
Тема 2.2 Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения | Содержание учебного материала Размножение – как одно из универсальных свойств живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Виды размножения и их значения, сходства и различия. Нерегулярные типы полового размножения: партеногенез, гиногенез, андрогенез. Половой диморфизм | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Составление схему разнообразных способов размножения. | 0,5 | ||
Тема 2.3 Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. | Содержание учебного материала Этапы эмбрионального развития: зигота, дробление, образование бластулы, гаструлы. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков. Рост и развитие эмбриона. Зародышевые оболочки. Энергетический закон Геккеля-Мюллера.Близнецы. Аномалии развития Прямое развитие и развитие с метаморфозом. Влияние внешней среды на рост и развитие. Старость как этап онтогенеза. Современные представления о старении. Смерть клиническая и биологическая.
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка схемы «Органогенез». Работа с рабочей тетрадью (зарисовка бластулы, гаструлы). Составление глоссария | 1 | ||
Тема 2.4 Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение | Содержание учебного материала Гаметогенез, его виды. Сперматогенез, стадии. Овогенез. Стадии: размножения, роста, созревания, формирования. Типы яйцеклеток. Мейоз и его сущность. Деления мейоза. Биология пола. Сущность процесса оплодотворения. | 2 | |
Самостоятельная работа Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. | 0,5 | ||
Тема 2.5Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма. | Содержание учебного материала Физиологическая регенерация, ее значение для медицины. Трансплантация органов и тканей. Реанимация. Причины нарушений в развитии организма. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнение среды на развитие организма. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений: Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Биологические часы. Анабиоз. | 1 | ||
Тема 2.6 Обобщение знаний. Рубежный контроль по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Содержание учебного материала Повторение изученного материала по всему разделу. Обобщение. Выполнение итогового тестирования | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. Подготовка к контролю. | 1 | ||
Раздел 4 | Основы генетики и селекции | 34,5 | |
Тема3.1 Предмет изучения генетики. Законы генетики | Содержание учебного материала Предмет изучения генетики. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Методы изучения генетики. Ген – как функциональная единица наследственности. Генетическое определение пола. X и Y хромосомы. Понятие «крисс-кросс», гемизигота. . | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой. Работа с учебным текстом. Составление глоссария. | 0,5 | ||
Тема3.2 Наследование при моногибридном и дигибридном скрещивании | Содержание учебного материала Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Основные понятия: доминанты и рецессивные признаки, генотип, фенотип, гомозигота и гетерозигота. II закон Г. Менделя (закон расщепления). Правило чистоты гамет. Закономерности наследования анализирующего и возвратного скрещивания. Неполное доминирование доминантных признаков. Понятие о дигибридном скрещивании. Наследование признаков при дигибридном скрещивании. III закон Г. Менделя. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой. Составление глоссария. | 1 | ||
Тема3.3 Решение задач. | Содержание учебного материала Решение задач на 1, 2 закон Менделя. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания. | 2 | ||
Тема3.4 Наследование, сцепленное с полом. | Содержание учебного материала Типы наследования признаков у человека. Аутосомно-доминантное и аутосомно-рецессивное наследование признаков у человека. Наследование групп крови. Половые хромосомы. X и Y хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом, у человека. Наследование гемофилии, дальтонизма. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания. | 0,5 | ||
Тема3.5 Хромосомная теория наследственности. | Содержание учебного материала Хромосомы – носители материала наследственности. Т. Морган: основные положения хромосомной теории. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Составить простейшие задачи Составить родословную своей семьи | 1 | ||
Тема3.6 Изменчивость и ее формы. Мутации | Содержание учебного материала Ненаследственная (фенотипическая) и наследственная (генотипическая) изменчивость. Модификации. Наследственная изменчивость. Изменения в строении и количества генов. Мутации. Классификация мутаций. Хромосомные мутации. Явление полиплоидии. Мутагены. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Составить таблицу «Виды изменчивости» | 1 | ||
Тема3.7 Генетика человека. Наследственность человека | Содержание учебного материала Наследственность и изменчивость человека. Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный, статистический | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Проанализировать наследование группы крови в своей семье | 1 | ||
Тема3.8 Решение задач.. | Содержание учебного материала Решение задач. Законы Менделя. Решение задач. Генетика пола. | 2 | |
Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания. Индивидуальная абота. | 1 | ||
Тема3.9 Хромосомные болезни | Содержание учебного материала Болезни, связанные с изменением количества половых хромосом (синдром Клайфельтера, Шерешевского-Тернера, синдром трусомии). Болезни, связанные с изменением количества аутосом (болезнь Дауна). | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Создание презентации «Хромосомные болезни» | 1 | ||
Тема3.10 Основы селекции | Содержание учебного материала Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции растений, домашних животных и микроорганизмов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Работа с учебным материалом. Работа с рабочей тетрадью. | 0,5 | ||
Тема3.11 Обобщение знаний по теме: «Генетика человека». | Содержание учебного материала Урок- практикум : « Решение задач по разделу «генетика человека». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. Подготовка докладов. | 1 | ||
Тема3.12 Рубежный контроль по разделу «Основы генетики и селекции». | Содержание учебного материала Подготовка к контролю. | 2 | 2 |
Раздел 5 | Бионика | 14 | |
Тема 4.1 Предмет изучения бионики. | Содержание учебного материала Предмет изучения бионики. Сущность научно-технологического направления, заимствование у природы информационных технологий. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. Подготовка докладов | 1 | ||
Тема 4.2 Основные направления работ по бионике. | Содержание учебного материала Проблемы направления работ по бионике: изучение нервной системы человека и животных, исследование анализаторских систем, морфологических особенностей живых организмов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка к конференции. Выбор тем для докладов. Создание презентаций. | 1 | ||
Тема4.3 Отличие инженерных конструкций от природных | Содержание учебного материала Основные отличия инженерных конструкций от природных: использование минимального количества энергии, дизайн природных конструкций, адаптивность и др. Современные открытия бионики. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение творческих заданий. Работа с дополнительной литературой. Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции». | 2 | ||
Тема 4.4 Урок - конференция по бионике «Бионика в нашей жизни». | Содержание учебного материала Проведение урока – конференции. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение творческих заданий. Работа с дополнительной литературой. Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции». | 2 | ||
Раздел 6 | Эволюционное учение. | 26 | |
Тема 5.1 Развитие эволюционных взглядов до Дарвина. | Содержание учебного материала Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. | 2 | 0,5 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов по теме: «Метафизический период в истории биологии», «К. Линней» | 2 | ||
Тема 5.2 Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина | Содержание учебного материала Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Изучение дополнительной литературы, работа в интернете | 1 | ||
Тема 5.3 Основные направления макроэволюции. | Содержание учебного материала Понятие макроэволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Борьба за существование и её виды. Естественный обор и его виды. Наследственная изменчивость. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная творческая работа. Изобразить эволюционное древо растительного и животного мира | 2 | ||
Тема 5.4 Доказательства эволюции. | Содержание учебного материала Палеонтологические. Сравнительно- морфологические. Эмбриональные. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с рабочей тетрадью, выполнение заданий. | 1 | ||
Тема 5.5 Вид и его критерии. | Содержание учебного материала Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Генетическая структура популяции. | 2 | |
Самостоятельная работа Выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||
Тема 5.6. Микроэволюция. | Содержание учебного материала Понятие о видообразовании. Формы изоляции.
| 2 | 2 |
Самостоятельная работа Составление тестовых заданий. Составление кроссвордов. | 1 | ||
Тема 5.7 Устный журнал «Эволюционное учение» Обобщение знаний по теме. | Содержание учебного материала Повторение материала по теме: «Эволюционное учение» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка к контролю. | 2 | ||
Тема 5.8 Итоговое тестирование по теме | Содержание учебного материала Контроль знаний по теме «Эволюционное учение». | 2 | 2 |
Раздел 7 | История развития жизни на Земле | 15,5 | |
Тема 6.1 Происхождение жизни | Содержание учебного материала Предпосылки гипотез происхождения жизни. Работы Ф. Реди, Л. Пастера. Современные взгляды на происхождение жизни. Гипотеза А. И. Опарина. Понятия о коацерватах | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений : «Работы Фреда Реди», «Луи Пастер о возниконовении жизни на Земле», «Гипотеза Опарина». | 1 | ||
Тема 6.2 Эволюция жизни на Земле. | Содержание учебного материала Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Доказательства естественного происхождения жизни Геологические эры и периоды. Развитие жизни в криптозое, палеозое Теория развития жизни в мезозое, кайнозое | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа | 1,5 | ||
Тема 6.3 Эволюция человека. | Содержание учебного материала Предки человека – ископаемые человекообразные обезьяны. Стадии развития древнейших людей, древних людей. Кроманьонцы – ископаемые люди современного типа. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Движущие силы антропогенеза. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. Подготовка к контролю. | 1 | ||
Тема 6.4 Рубежный контроль по теме: «История развития жизни на земле». | Содержание учебного материала Проверка знаний. Итоговое тестирование. | 2 | |
Раздел 8 | Основы экологии. | 26,5 | |
Тема 7.1 Основы экологии. Формы взаимоотношений | Содержание учебного материала Экология, ее предмет и задачи. Среда – как комплекс экологических факторов: биологических, абиотических, антропогенных, формы взаимоотношений между организмами. | 2 | |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная работа. Подготовить схему взаимодействия живых организмов | 1 | ||
Тема 7.2 Экологические системы. | Содержание учебного материала Биогеоценоз – как экологическая система. Видовая и пространственная. Структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Структура биогеоценоза. Их особенности. Отличия от естественных экологических систем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная работа. Создание презентаций. Составить экологические пирамиды естественных экологических систем | 1 | ||
Тема 7.3 Биосфера и человек. | Содержание учебного материала Сущность понятия биосферы – как открытой системы. Границы биосферы. Значение трудов В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачева в развитии учения о биосфере. Роль человека в биосфере. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | 1 | ||
Тема 7.4 Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы. | Содержание учебного материала Истоки экологических проблем. Классификация экологических проблем (глобальные, региональные, локальные, местные). Современные экологические проблемы: - проблемы охраны недр; - охрана подземных и поверхностных вод; - охрана атмосферы, озонового слоя; - охрана почв и биологических ресурсов планеты; - социальные проблемы в экологическом контексте. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | 1 | ||
Тема 7.5 Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов. | Содержание учебного материала Глобальный характер проблемы Проблема охраны почв Проблема охраны почв | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | 1 | ||
Тема 7.6 Экология и здоровье. | Содержание учебного материала Химические и биологические загрязнения среды. Питание и здоровье человека. Проблема адаптации человека к окружающей среде. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений | 1 | ||
Тема 7.7 Экологическая ситуация в России. | Содержание учебного материала Загрязнение водного, воздушного бассейнов почвы. Механические, физические, химические и биологические виды загрязнения. Типы экологических ситуаций: удовлетворительная, конфликтная, кризисная, бедственная, катастрофическая. Степень остроты экологических проблем. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | 1 | ||
Тема 7.8 Конференция на тему: «Охрана окружающей среды». | Содержание учебного материала Проведение урока- конференции . Выставка плакатов по теме: «Охрана окружающей среды», подготовленная студентами. Сообщения, рефераты, кроссворды. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Подготовка к контролю. Подготовка к конференции | 1,5 | ||
Тема 7.9 Обобщение знаний по теме «Бионика» | Содержание учебного материала Проведение урока- конференции . Выставка плакатов по теме: «Охрана окружающей среды», подготовленная студентами. Сообщения, рефераты, кроссворды. | 2 | 1 |
Тема 7.9 Итоговое тестирование по теме «Основы экологии». | Содержание учебного материала Контроль знаний . | 2 | 2 |
Раздел 9 | Основы медицинской паразитологии | 40 | |
Тема 8.1 Медицинская паразитология. | Содержание учебного материала Формы взаимоотношений между организмами. Виды паразитов. Предмет и задачи медицинской паразитологии. Организм – как среда обитания паразитов. Жизненные циклы паразитов. Меры борьбы с паразитическими организмами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. | 0,5 | ||
Тема 8.2 Медицинская протопаразитология. | Содержание учебного материала Биологические особенности типы «Простейшие». Циста. Болезни, вызываемые простейшими. Простейшие – паразиты пищеварительной и мочевой системы. Амеба дизентерийной, лямблии, трихомонада, балантидий. Диагностика. Профилактика. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика типов простейшие» Зарисовать представителей паразитических форм простейших. Составить кроссворды Решать ситуационные задачи | 0,5 | ||
Тема 8.3 Простейшие – паразиты внутренней среды. | Содержание учебного материала Лейшмании: особенности строения, виды. Лейшманиозы, профилактика, диагностика. Токсоплазма, токсоплазмоз. Малярийные плазмодии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение заданий в рабочей тетради | 0,5 | ||
Тема 8.4 Сосальщики – паразиты человека. | Содержание учебного материала Характеристика типа «плоские черви», систематика. Биологические особенности, циклы развития сосальщиков: кошачьего, печеночного ланцетовидного, легочного. Диагностика, профилактика заболеваний, вызываемых этими сосальщиками. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания. | 0,5 | ||
Тема 8.5 Ленточные паразиты человека | Содержание учебного материала Характеристика ленточных червей. Стробилла, проглотида, сколекс. Цепни и лентецы. Циклы развития: бычьего, свиного цепней, широкого лентеца, альвеококка и эхинококка. Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнение заданий в рабочей тетради. | 0,5 | ||
Тема 8.6 Круглые паразиты человека. | Содержание учебного материала Классификация круглых гельминтов. Геогельминты (острица, власоглав, аскарида) циклы развития и особенности. Биогельминты (ришта, трихинелла). Заболевания, диагностика и профилактика. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа. | 0,5 | ||
Тема 8.7 Медицинская арахнология. | Содержание учебного материала Клещи: собачий, таежный, чесоточный. Переносчики, природные резервуары возбудители заболеваний человека. Строение, цикл развития, профилактика. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа Создание презентаций. | 1 | ||
Тема 8.8 Медицинская энтомология. | Содержание учебного материала Насекомые – переносчики возбудителей паразитарных и инфекционных заболеваний. Строение, размножение, развитие, меры борьбы. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа Создание презентаций, кроссвордов. | 1 | ||
Тема 8.9 Конференция «Враги нашего организма» | Содержание учебного материала Проведение конференции. | 4 | 2 |
Тема 8.10 Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология» | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных работ. | 1 | ||
Тема 8.11 Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии. | Содержание учебного материала Контроль знаний, | 2 | |
Тема 8. 12 Занимательный час биологии | Содержание учебного материала Урок – игра. | 1 | 2 |
Всего: | 210 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- Доска классная
- Стол и стул для преподавателя
- Столы и стулья для студентов
- Шкафы
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийная установка
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Основные источники:
- Рабочая программа по дисциплине
- Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования/В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Дополнительные источники:
1. В.Н.Ярыгин; И.Н.Волков; В.И.Васильева Биология: Учеб. пособие для студентов мед. училищ/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Электронные образовательные ресурсы
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
http://slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/20.html
http://www.youtube.com/user/yandexmovie
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: Исп использовать знания об элементарном составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы; определять формы живого организма; решать задачи по темам: «Нуклеиновые кислоты» и «Генетический код»; называть направления эволюции; определять стадии эмбрионального развития (гаструлы, бластулы); оперировать генетической символикой решать задачи по генетике, используя решетку Пеннета, записывать генотипы родителей и потомства; использовать знания по медицинской паразитологии, различать на препаратах и рисунках представителей простейших, гельминтов и членистоногих;
| Тестирование (текущий, рубежный контроль). Заполнение таблиц, схем. Решение задач. Устный опрос. Наблюдение за работой с наглядными пособиями. |
Знать: -основные части клеток: ядро, клеточную оболочку, цитоплазму и расположение в ней лизосом, эндоплазматическую сеть, выполняемые ими функции в связи с особенностями строения; стадии индивидуального развития (эмбрионального и постэмбрионального); предмет и задачи генетики, генетическую терминологию и символику; хромосомный механизм определения пола организма; виды изменчивости; основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; направления эволюции; этапы филогенеза органического мира; формы взаимоотношений между организмами; классификацию паразитов человека; основные морфологические характеристики простейших и гельминтов; цикл развития паразитов; наиболее значимые паразитозы человека; основные принципы диагностики паразитозов человека; основные принципы профилактики паразитарных болезней человека | Составление глоссария. Самостоятельная работа с рабочими тетрадями. Устный опрос. Решение задач. Подготовка докладов, презентаций. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования - техникум
«Борское медицинское училище»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
________________ О.В. Полянских
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ на 2013-2014 учебный год
Наименование дисциплины ОДП.12 БИОЛОГИЯ
Курс 1 Группа 101, 102
Специальность Сестринское дело
Преподаватель Иванова О.В.
Общее количество часов на дисциплину по учебному плану 147 час.
1 семестр:
Теоретических занятий 70 час.
2 семестр:
Теоретических занятий 77 час
Календарно -тематический план преподавателя составлен на основании рабочей программы, утверждённой ГБОУ СПО «БМУ»
«_______»_____________________20___ г.
Рассмотрен и обсуждён на заседании ЦМК ОДБ, ОГСЭ, ЕН
«________»__________________20____г.
Протокол №____________________
Председатель ЦМК_____________________/Иванова О.В./
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДП 12. БИОЛОГИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Максим нагрузка студента | Количество аудиторных часов | Самостоят работа студента | ||
Всего | Теория | Практика (семинары) | ||||
1 семестр | ||||||
Раздел 1 | Сущность происхождения и уровни организации жизни | 5,5 | 4 | 4 | 1,5 | |
Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Уровни организации жизни. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Раздел 2 | Учение о клетке | 31 | 22 | 22 | 9 | |
Клетка - структурная единица организма. Виды клеток. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Органоиды клетки. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Химический состав клетки. | 3 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Виды нуклеиновых кислот, строение и функции. | 2,5 | 2 | 2 | 1 | ||
Генетический код. Биосинтез белка. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Решение задач по теме: «Биосинтез белка». | 4 | 2 | 2 | 1 | ||
Обмен веществ и энергии в клетке. Типы обмена веществ. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Обобщение знаний по теме «Учение о клетке». | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Рубежный контроль по теме «Учение о клетке». | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 3. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 17 | 12 | 12 | 5 | |
Многообразие организмов. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Обобщение знаний. Рубежный контроль по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Раздел 4 | Основы генетики и селекции | 34,5 | 24 | 24 | 10,5 | |
Предмет изучения генетики. Законы генетики | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Наследование при моногибридном и дигибридном скрещивании | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Решение задач. | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Наследование, сцепленное с полом. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Хромосомная теория наследственности. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Изменчивость и ее формы. Мутации | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Генетика человека. Наследственность человека | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Решение задач.. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Хромосомные болезни | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Основы селекции | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Обобщение знаний по теме: «Генетика человека». | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Контроль знаний по теме «Генетика человека» | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 5 | Бионика | 14 | 8 | 8 | 6 | |
Предмет изучения бионики. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Основные направления работ по бионике. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Отличие инженерных конструкций от природных | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Урок - конференция по бионике «Бионика в нашей жизни». | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
102 | 70 | 70 | 32 | |||
2 семестр | ||||||
Раздел 6 | Эволюционное учение. | 26 | 16 | 16 | 10 | |
Развитие эволюционных взглядов до Дарвина | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Основные направления макроэволюции. | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Доказательства эволюции. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Вид и его критерии. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Микроэволюция. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Обобщение знаний по «Эволюционное учение» | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Итоговое тестирование по теме | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 7 | История развития жизни на Земле | 15,5 | 12 | 12 | 3,5 | |
Происхождение жизни | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Эволюция жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и кайнозойскую эры | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Эволюция жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Развитие жизни | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Эволюция человека. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Контроль по теме: «История развития жизни на земле». | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 8 | Основы экологии. | 26,5 | 18 | 18 | 8,5 | |
Основы экологии. Формы взаимоотношений | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Экологические системы. | 4 | 2 | 2 | 1 | ||
Биосфера и человек. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Экология и здоровье. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Экологическая ситуация в России. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Конференция на тему: «Охрана окружающей среды». | 4 | 2 | 2 | 1,5 | ||
Итоговое тестирование по теме «Основы экологии». | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 9 | Основы медицинской паразитологии | 40 | 31 | 9 | ||
Медицинская паразитология. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Простейшие – паразиты пищеварительной системы. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Простейшие – паразиты мочевой системы. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Простейшие – паразиты внутренней среды. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Сосальщики – паразиты человека. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Характеристика ленточных червей | 2 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Классификация круглых гельминтов. | 2 | 2 | 2 | |||
Заболевания, диагностика и профилактика. | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | ||
Медицинская арахнология. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Медицинская энтомология. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Строение, размножение, развитие, меры борьбы. | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
Конференция «Враги нашего организма» | 4 | 2 | 2 | 1 | ||
Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология» | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии. | 2 | 2 | 2 | |||
74 | Занимательный час биологии | 1 | 1 | 1 | ||
108 | 77 | 77 | 31 | |||
Итого | 210 | 147 | 147 | 63 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДП 12. БИОЛОГИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Коли чество часов | Вид учебного занятия | Оснащение занятия | Самостоятельная работа студентов | Задания для студентов | Формы контроля |
1 семестр | |||||||
Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни. | 2 | Лекционное | Учебник «Биология» | Работа с учебными текстами.
Создание презентации: « Теории о происхождении жизни». | Лекционный материал, Учебник Стр. 9-11, Тетрадь – тренажёр стр. 15, зад. 1,2; стр. 20 зад. 1 | Фронтальный опрос | |
Уровни организации жизни. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» |
Индивидуальная работа. | Повторение лекционного материала Учебник Стр. 11 – 15 | Индивидуальный опрос. | |
Клетка - структурная единица организма. Виды клеток. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» |
Зарисовать схемы строения всех видов клеток. | Повторение лекционного материала Тетрадь – тренажёр стр.14 зад15;стр 19 зад14 | Фронтальный опрос | |
Органоиды клетки. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» |
«Органические вещества». «Виды обмена веществ». | Учебник Стр. 38-51. Тетрадь – тренажёрстр. 10 зад. 5; стр. 17 зад. 6,7,8 | Письменный опрос -биологический диктант | |
Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом. | 2 | Комбинированный | Учебник «Биология» |
| Учебник Стр. 51-55. Задания в рабочей тетради. | Комбинированный опрос (устный, письменный). | |
Химический состав клетки. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» |
| Учебник стр. 25-34; Тетрадь – тренажёр стр 10 зад. 6; стр 16, зад. 3,4 | Тестирование | |
Виды нуклеиновых кислот, строение и функции. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Заполнение рабочей тетради (зарисовать схему строения РНК иДНК, нуклеотида, схему митоза и амитоза). | Учебник стр 34-3Тетрадь – тренажёр стр. 21 зад. 4, стр. 29 зад. 6 | Индивидуальный устный опрос | |
Генетический код. Биосинтез белка. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Работа с дополнительной литературой, с интернет ресурсами. Работа с рабочей тетрадью. Составление схем регуляции транскрипции и трансляции. Составлении модели биосинтеза белка | Повторение лекционного материала. Учебник стр. 69-75 Выполнение заданий в рабочей тетради. | Комбинированный (устный, письменный) | |
Решение задач по теме: «Биосинтез белка». | 2 | Урок – практикум | Учебник «Биология» | Решение задач по разделу молекулярной биологии | Тетрадь – тренажёр стр.36 зад.5, стр.37 зад6; стр. 52 зад7, стр. 53 зад8 | Проверочная работа | |
Обмен веществ и энергии в клетке. Типы обмена веществ. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Работа с учебным материалом. Составление глоссария. | Учебник стр 61-69 Тетрадь – тренажёр стр. 11 зад. 7;стр.13зад9;стр. 23зад9;стр.29зад8 | Фронтальный опрос | |
Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Работа с рабочей тетрадью. Составление схем митоза, мейоза. Индивидуальная работа. Изготовление дидактического материала. | Учебник стр.56-60. Тетрадь – тренажёр стр.14зад.12,13; стр19зад13; | Индивидуальный устный опрос | |
Обобщение знаний по теме «Учение о клетке». | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Составление кроссвордов, тестов по теме «Учение о клетке». Индивидуальная работа. Подготовка сообщений «Стволовые клетки» | Подготовка к итоговому тестированию. Тетрадь – тренажёр стр 6-9 зад 1-18, 29-30 | Комбинированный (устный, письменный) | |
Рубежный контроль по теме «Учение о клетке». | 2 | Контроль знаний | Учебник «Биология» | Решение тестов | Тестирование | ||
Многообразие организмов. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Составление схемы «классификация живых организмов». Выполнение творческого задания: «многообразие организмов» Работа с научной литературой. Работа с интернет – ресурсами (подготовка презентаций). | Повторение лекционного материала. Создание презентаций. | Фронтальная беседа | |
Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Составление схему разнообразных способов размножения. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр 18 зад 9; стр. 24зад 11; стр. 31зад11. | Биологический диктант | |
Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Подготовка схемы «Органогенез». Работа с рабочей тетрадью (зарисовка бластулы, гаструлы). Составление глоссария | Учебник стр. 123-152. Тетрадь – тренажёр стр.13 зад.10,11; стр.24 зад12; | Индивидуальный устный опрос | |
Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. | Учебник стр. 103-112 Тетрадь – тренажёр стр 18 зад9,10; стр.30 зад. 9,10, стр. 31зад11. | Фронтальная беседа | |
Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Подготовка сообщений: Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Биологические часы. Анабиоз. | Повторение всех тем раздела «Организм Размножение и индивидуальное развитие организма». Подготовка к итоговому контролю | Фронтальная беседа | |
Обобщение знаний. Рубежный контроль по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 2 | Контрольно- обощающее | Учебник «Биология» | Индивидуальная работа. Подготовка к контролю, решение тестов, выполнение заданий по карточкам. | Повторение учебного материала глава 3 «Размножение организмов», тетрадь – тренажёр стр. 7зад19-28 | Тестирование | |
Предмет изучения генетики. Законы генетики | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Работа с дополнительной литературой. Работа с учебным текстом. Составление глоссария. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр. 35зад1; стр.36 зад 2,3; стр 57 зад1. | Письменный опрос | |
Наследование при моногибридном и дигибридном скрещивании | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Работа с дополнительной литературой. Составление глоссария. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр. 40 зад ; стр 41 зад3;стр 44 зад9;стр 45 зад11; стр. 50 зад 3. | Комбинированный | |
Решение задач | 2 | Урок – практикум | Учебник «Биология» | Решение и составление задач на 1, 2 закон Менделя. | Тетрадь – тренажёр стр. 43 зад 6,7; стр. 45 зад12; | Проверочная работа | |
Наследование, сцепленное с полом. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Выполнение домашнего задания. | Повторение лекционного материала. | Индивидуальный опрос | |
Хромосомная теория наследственности. | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Составить простейшие задачи Составить родословную своей семьи | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр36 зад3; стр 37 зад8 | Фронтальная беседа | |
Изменчивость и ее формы. Мутации | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Составить таблицу «Виды изменчивости» | Учебник стр 229-240 Тетрадь – тренажёр стр38 зад10,11;стр47 зад16,17; стр48 зад19; стр 58-59 зад3,4,5,6 | Биологический диктант | |
Генетика человека. Наследственность человека | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» | Проанализировать наследование группы крови в своей семье | Учебник стр 249-264 Тетрадь – тренажёр стр. 41 зад 4; стр. 42 зад 5,стр44 зад10;стр49 зад2 | Карточки-задания, решение задач. Фронтальный опрос. | |
Решение задач. | 2 | Урок – практикум | Учебник «Биология» Методическое пособие для студентов «Решение задач по генетике» | Решение задач. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Наследование групп крови. | Составить по одной задачи на все типы наследования. | Комбинированный | |
Хромосомные болезни | 2 | Комбинирован ное | Учебник «Биология» Презентация | Работа с дополнительной литературой и интернет - ресурсами. Создание презентации «Хромосомные болезни» | Создать презентации. | Фронтальный опрос, карточки – задания | |
Основы селекции | 2 | Учебник «Биология» | Работа с учебным материалом. Работа с рабочей тетрадью. | Повторение тем всего раздела «Генетика человека». | Фронтальная беседа | ||
Обобщение знаний по теме: «Генетика человека». | 2 | Обобщающий урок | Учебник «Биология» | Работа с карточками, решение задач, индивидуальная работа, выполнение творческих заданий. | Подготовка к итоговому контролю Тетрадь – тренажёр стр 32-35зад1-25. | Фронтальный опрос, карточки – задания, решение задач | |
Рубежный контроль по разделу «Основы генетики и селекции». | 2 | Контроль знаний | Решение тестов, задач | Тестирование | |||
Предмет изучения бионики. | 2 | Лекция | Презентация | Индивидуальная работа. Подготовка докладов | Повторение лекционного материала | Индивидуальный устный опрос. | |
Основные направления работ по бионике. | 2 | Лекция | Презентация | Подготовка к конференции. Выбор тем для докладов. Создание презентаций. | Повторение лекционного материала | Индивидуальный устный опрос. | |
Отличие инженерных конструкций от природных | 2 | Лекция | Презентация | Выполнение творческих заданий. Работа с дополнительной литературой. Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции». | Подготовка сообщений и презентаций к конференции. Повторение всех тем раздела «Бионика» | Индивидуальный устный опрос. | |
Конференция по бионике «Бионика в нашей жизни». | 2 | Урок – конференция | Презентация | Защита своих работ, демонстрация презентаций. | Защита работ, выступление обучающихся. Тестирование | ||
2 семестр | |||||||
Развитие эволюционных взглядов до Дарвина | 2 | Лекция | Учебник «Биология» Презентация | Подготовка рефератов по теме: «Метафизический период в истории биологии», «К. Линней» | Лекционный материал Выполнение заданий в рабочей тетради. | Фронтальная беседа | |
Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Изучение дополнительной литературы, работа в интернете | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр66 зад1; стр67 зад3;стр68 зад6 стр71 зад1; стр74 зад6;стр76 зад1; | Индивидуальный опрос | |
Основные направления макроэволюции. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Индивидуальная творческая работа. Изобразить эволюционное древо растительного и животного мира | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр68 зад5; стр 69 8,9,10; стр73 зад5; стр 76 зад9; стр79 зад6 | Комбинированный(устный, письменный) | |
Доказательства эволюции. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Работа с рабочей тетрадью, выполнение заданий. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр70 зад11; | Решение тестов. | |
Вид и его критерии. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Выполнение индивидуальных заданий. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – трнеажёр стр73 зад4, выполнение заданий в рабочей тетради. | Работа по карточкам, решение тестов. | |
Микроэволюция. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Составление тестовых заданий. Составление кроссвордов. | Выполнение заданий в рабочей теради. Тетрадь – тренажёр стр83 зад5; стр 84 зад7 | Индивидуальный опрос | |
Обобщение знаний по теме «Эволюционное учение» | 2 | Устный журнал | Учебник «Биология» | Выполнение индивидуальных заданий, работа с карточками. Подготовка к контролю. | Тетрадь – тренажёр стр75 зад8; стр86 зад10» стр62-66 зад1-28.Подготовка к итоговому контролю | Комбинированный | |
Итоговое тестирование по теме | 2 | Урок контроля знаний | Решение тестов | Подготовка сообщений по теме «происхождение жизни» | Тестирование | ||
Происхождение жизни | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Подготовка сообщений : «Работы Фреда Реди», «Луи Пастер о возниконовении жизни на Земле», «Гипотеза Опарина». | Повторение лекционного материала. | Защита работ обучающихся, устный опрос. | |
Эволюция жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и палеозойская эры | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» Презентация | Индивидуальная работа Создание презентаций Выполнение заданий в рабочей тетради | Повторение лекцонного материала . тетрадь – тренажёр стр95 зад1; стр108 зад3; стр11 зад10. | Индивидуальная беседа, работа по карточкам. Биологический диктант | |
Эволюция жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» Презентация | Индивидуальная работа Создание презентаций Выполнение заданий в рабочей тетради | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр 94 зад9;стр95 зад11; стр 96 зад2;стр99 зад8; стр98 зад6; стр11 зад10 | Индивидуальная беседа, работа по карточкам. | |
Эволюция человека. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» Презентация | Индивидуальная работа. Подготовка к контролю. | Повторение всех тем раздела «История развития и жизни на Земле». Выполнение заданий в рабочей тетради. Тетрадь – тренажёр стр 100 зад9; стр 102 зад10 и 1 | Индивидуальная беседа, работа по карточкам. | |
Обобщение знаний по теме: «История развития жизни на земле». | 2 | Обобщающее | Учебник «Биология» Презентация | Работа с карточками, с рисунками, решение тестов. | Тетрадь – тренажёр. стр 103-105 зад3-5. стр 88-91 зад1-26 | Комбинированный | |
Контроль по теме: «История развития жизни на земле». | 2 | Тестирование | |||||
Основы экологии. Формы взаимоотношений | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» Презентация | Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная работа. Подготовить схему взаимодействия живых организмов | Повторение лекционного материала. | Фронтальная беседа | |
Экологические системы. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» Презентация | Работа с дополнительной литературой. Индивидуальная работа. Создание презентаций. Составить экологические пирамиды естественных экологических систем | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Биологический диктант | |
Биосфера и человек. | 2 | Комбинированное | Учебник «Биология» | Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр107 зад1,2 | Фронтальная беседа. | |
Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы. | 2 | Комбинированное | Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Биологический диктант | ||
Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов. | 2 | Комбинированное | Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. | ||
Экология и здоровье. | 2 | Комбинированное | Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Индивидуальный опрос Биологический диктант | ||
Экологическая ситуация в России. | 2 | Комбинированное | Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Подготовка сообщений, создание презентаций. | Повторение всех тем раздела «Экология» | Индивидуальный опрос Биологический диктант | ||
Обобщение знаний по теме «Экология» | 2 | Урок – конференция | Презентации | Подготовка к контролю. Подготовка к конференции | Подготовка к итоговому контролю | Комбинированный Решение экологических задач | |
Итоговое тестирование по теме «Основы экологии». | 2 | Урок контроля | Решение тестов | Тестирование | |||
Медицинская паразитология. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Индивидуальная работа. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Простейшие – паразиты пищеварительной системы. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика типов простейшие» | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Простейшие – паразиты мочевой системы. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Зарисовать представителей паразитических форм простейших. Составить кроссворды Решать ситуационные задачи | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Простейшие – паразиты внутренней среды. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Выполнение заданий в рабочей тетради | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Сосальщики – паразиты человека. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Выполнение домашнего задания. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Характеристика ленточных червей | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Индивидуальная работа. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Индивидуальный опрос. Решение тестов | |
Классификация круглых гельминтов. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Индивидуальная работа. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Заболевания, диагностика и профилактика. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Выполнение заданий в рабочей тетради. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Медицинская арахнология. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Создание презентаций. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Медицинская энтомология. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Создание презентаций, кроссвордов. | Повторение лекционного материала. Выполнение индивидуальных заданий. | ||
Строение, размножение, развитие, меры борьбы. | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Создание презентаций, кроссвордов. | Подготовка к конференции | Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач | |
Конференция «Враги нашего организма» | 2 | Комбинированное | Плакаты Учебник «Биология» | Создание презентаций, кроссвордов. Выполнение индивидуальных работ | Повторение всех тем раздела «Медицинская паразитология» | Индивидуальный опрос. Защита работ обучающихся. | |
Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология» | 2 | Урок – практикум | Презентации. Плакаты Учебник «Биология» | Решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных работ. | Подготовка к итоговому контролю. | Семинар. | |
Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии. | 2 | Контроль знаний | Тестирование | ||||
Занимательный час биологии | 2 | Урок – игра. | Кроссворды, игры. | Решение кроссвордов, ребусов. | Комбинированный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету: «Слесарное дело» 7 класс
Слесарное дело 7классПояснительная запискаРабочая программа по слесарному делу для 7 класса составлена на базе авторской программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида п...
Рабочая программа по учебному предмету: «Слесарное дело» 9 класс
Слесарное дело 9 классПояснительная запискаРабочая программа по слесарному делу для 9 класса составлена на базе авторской программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ...
Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 5 класс
Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 5 класса...
Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 9 класс
Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 9 класса...
Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 9 класс
Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 9 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Швейное дело» для 7-9 класса
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий....