Экскурсии
занимательные факты по биологии по теме

Григорова Людмила Александровна

Экскурсии помогают учащимся окунуться в удиительный мир природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_ekskursiya.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya._mir_pervotsvetov.doc36 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации  Старооскольского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детский эколого-биологический центр»

Методическая разработка занятия:

         

Подготовила и провела:

Чепрасова О.И.,

педагог ДЭБЦ.

                                 

                                                         

Старый Оскол – 2010

Название: методическая разработка.

Название и форма проведения: «Экскурсия  в весенний лес», игра- путешествие.

Цель: дать представление об изменение в жизни растений и животных весной, показать связь этих изменений с неживой природой, закрепить правила поведения в природе.

Оформление, оборудование:  название занятия на доске, рисунки первоцветов, текст экологического рассказа «Воскресное утро в лесу», на столе: компас, записная книжка, ручка, карандаш, магнитофон, художественная книжка, игры настольные, свисток.

Условия проведения: учебная  аудитория.

Тип  занятия: учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.

Возраст обучающихся: третья  ступень.

Структура занятия: линейная.

Используемые методы и приемы:  словесный (беседа, диалог, художественное описание природы в стихах),  игровая форма: «Найди ошибки»,  «Путешествие», «Что ты знаешь о этом первоцвете?», эстафета,  народная мудрость (пословицы, поговорки), проблемно-поисковый  (решение проблемных вопросов).

Методические  советы на период подготовительной  работы: на подготовительном этапе  проводится конкурс рисунков «Весна в лесу». Затем  подбираются игры. Всем обучающимся  дается задание подобрать пословицы и поговорки о животных и растениях леса.   Подбираются   стихи о  природе. Подготовка чтецов.

План занятия.

1.Оргмомент.

2.Мотивация.

3. Актуализация знаний и способов действий.

4.Конструирование образца применения знаний в стандартной ситуации и измененной ситуациях.

5.Самостоятельное применение знаний.

6.Контроль и самоконтроль.

7.Коррекция

8. Рефлексия.

Ход занятия.

Педагог. Друзья, сегодня мы совершим заочное путешествие в природу – экскурсию в весенний лес.

Чтобы наше путешествие было интересным, давайте подготовимся к нему. Прежде всего, вспомним правила поведения в природе.

 Найдите  ошибки в тексте экологического рассказа  «Воскресный день в лесу» и объясните  правила поведения в природе:        

            Веселой громкой музыкой мы оповестили лес – мы пришли.

        Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай!

        Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

        Привал. Быстро наломали зленных веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из леса Коля повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яйца в руках и положили их обратно.

        На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, мы взяли его с собой – в школе пригодится, в живом уголке.

        В лесу довольно много муравейников. Коля решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут, мы уже с удивлением обсасывали муравьиные палочки.

        Засверкали молнии, загремел гром – пошел сильный дождь. Нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

        Оживленные мы пошли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Коля - ударил ее палкой.

        Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка», - тихо сказала Маша, - это уж.

«Все равно – гадюка», - ответил Коля.

        С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день!

(Ответы обучающихся).

   

Педагог (давая задание 2),  а сейчас я хочу узнать, что вы знаете о лесе. Отгадайте загадки: 

На горе шумит,

А под горой молчит.

                   (Лес)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

                   (Мох)

Сидит бык,

У него лишь ног-

И все без копыт.

               (Жук)

Губа белена,

А маковка зелена.

                (Береза)

В лесу на одной ножке

Выросла лепешка.

                (Гриб)

Дитя еще не родился,

А уже отдан на воспитание.

У кого это?

                           (Кукушка)

(Обучающиеся отвечают  хором).

Педагог (Давайте проверим, знаете ли вы деревья).  Я буду называть разные деревья. Если они растут у нас в Старооскольском  городском округе – хлопок в ладоши, если нет – молчание. Слушайте внимательно.

Яблоня. Груша. Малина. Мимоза. Ель. Саксаул. Облепиха. Береза. Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин. Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

 Смотрите-ка, молодцы! А сейчас – быстро буду называть.

Слива. Осина. Каштан. Кофе. Рябина. Платан. Дуб. Кипарис. Алыча. Тополь. Сосна. Каланча.

Педагог (подводя итоги задания).        Отлично. Вы знаете, деревья в наших лесах.

А какие предметы, лежащие у Вас на столе,  вы возьмете на экскурсию.

 (На столе: компас, записная книжка, ручка, карандаш, магнитофон, художественная книжка, игры настольные, свисток ).

(Обучающиеся называют предметы).

Педагог ( подводя итоги заданий). Подготовились Вы  хорошо, молодцы!

Ведущий.

Пригласить вас на экскурсию в лес хочу, друзья,

Там сейчас так хорошо –

Радостно, красиво и светло.

Весенний воздух свет и чист

И зеленеет первый лист,

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут звеня.

Если вы готовы отправиться, друзья,

На меня смотрите и делайте как я (Игра «Путешествие»).

Ведущий говорит слова и показывает движения, участники за ним повторяют.

- Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами).

- Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами).

- Впереди река, идем по лесочку, песок под ногами шуршит (трут ладонями о ладонь).

- А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

- А теперь по листьям.

- Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

- А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

Вот мы и в лесу (звучит музыка,   голоса птиц), а сейчас отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лесок,

День пребывает

Когда это бывает?  (Весной)

Педагог (побуждая ). Правильно. Это – весна, замечательное и прекрасное время. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех

- Правильно, это подснежник (показывает картинку), первый весенний цветок.

- А это что за цветок?

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.  (Мать - и –мачеха)

Педагог (показывая картинку).  Это тоже один их первых весенних цветов – мать-и-мачеха.

А какие еще цветы относятся к первоцветам?

Обучающихся  показывают другие весенние цветы – медуницу, торопливую хохлатку, ветреницу дубравную, ветреницу лесную, чистяк, гусиный лук, сон трава.

Педагог (задавая вопрос). Что вы знаете об этих первоцветах? Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает больше об этом растении».

 Условия игры:  разделитесь на 2 группы. Я называю растение, например, первоцвет весенний, а вы по очереди называете его биологические свойства. Побеждает та группа, которая больше знает о нем.

Ответы обучающихся:

1 гр. – первый весенний цветок

2 гр. – появляется в мае

1 гр. – называют «золотые ключики»

2 гр. – латинское название «примула»

1 гр. – листья похожи на молодого барашка

2 гр. – в народе называют – баранчиком.

2-й вопрос: что вы знаете о первоцвете  сон - трава?

Ответы обучающихся.

Педагог. Первые первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. А что такое Красная книга?

А) книга в Красной обложке;

Б) книга учета животных и растений;

В) книга «боли»

Педагог (подводя итоги). Правильно. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. К сожалению, не все выполняют запрет и из весеннего леса нередко возвращаются с охапками  цветов. Но разве дело в одних запретах. Унося цветы, что крадем  мы у леса? Может быть, его весеннюю улыбку?

Педагог (задавая уточняющие вопросы). А  каких друзей леса вы еще знаете? Правильно, птицы.  Давайте поиграем в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать и топать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны (участники топают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (участники топают)

Что неправильно? А мухи – это кто?  Правильно, насекомые.  И еще раз.

Прилетели птицы

Скворцы, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и  стрижи,

Комары, кукушки (участники  топают)

Даже совы-сплюшки

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Педагог. А каких животных можно увидеть в лесу весной?

        На раннецветущих  растениях можно увидеть пчел, посмотреть, как они летают с цветка на цветок, собирая сладкий сон – нектар.

        Из других насекомых можно встретить бабочек разных видов: крапивницу, лимонницу, павлиний глаз. Бабочки стали в последнее время тоже редкими. Заметно уменьшилась численность аполлона, махаона, реже встречается дневной павлиний  глаз, большая лесная перламутровка.

Загадка.

Не курица, а с крыльями

Не пчела, а над цветами летает.   (Бабочка)

        В воздухе летает много мух, комаров. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше, но совсем уничтожить их нельзя, они нужны природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы, «взрослыми» комарами. Загадка.

Косой бес

Поскакал в лес.  (Заяц)                              Летом гуляет

                                                                     Зимой отдыхает. (Медведь)

Ползун ползет

Иглы везет. (Еж)

Педагог. Хорошо загадки отгадываете. А сейчас я хочу с вами поиграть. Игра «Опиши портрет животного»  с помощью вопросов, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Участник наводящими вопросами должен узнать животное, которого я предложу, например, это хищник? Да. Питается мышами? Да. Ответ:  лиса.

При помощи этой игры, мы сейчас узнаем,  какие вы были внимательные на экскурсии.

Игра «Лесные веселушки».

По сигналу, выстроившиеся друг за другом, участники по очереди показывают способ передвижения, наиболее характерный для этого представителя животного мира. Например, ведущий говорит «Заяц». Игрок стоящий первым, начинает прыгать до указанного места и обратно.

Рефлексия. Подведение итогов занятия проводится в форме эстафеты.

Эстафета пословиц и поговорок о лесе.

Игроки усаживаются. Ведущий кидает одному из игроков мяч и называет пословицу или поговорку о лесе, например:

Много леса – не губи

Мало леса - Берегите себя

Нет леса – посади.

Участник, получивший мяч, должен также назвать пословицу или крылатое выражение о лесе и передаем мяч следующему участнику. Участник, который не может назвать пословицу,   выбывает из игры.

Методические рекомендации на последействие.

Эстафета последняя игра.  Здесь важно побудить обучающихся  продолжить знакомство с лесом и дальше. Забота о природе делает  человека добрее. Значит, природа – источник доброты!

Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь.

 

Список литературы.

1. Воспитание школьника. Теоретический и научно-методический журнал,  №8, 2005, с. 26-29.

2. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, 6-9 классы / авт.-сост. Ю. В.Щербаков, И.С. Козлова.-2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2009. - С.20.

3. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.-  С. 117.

4. Зеленые страницы: Кн. Для учащихся нач.кл/ А.А Плешаков.-6-е изд. -2001. – с.25-36.

      5. ПедСовет. Газета для педагогов начальной школы. № 6, 2000, с.11-14.

Автор разработки: Чепрасова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования  МОУ ДОД «ДЭБЦ»



Предварительный просмотр:

Экскурсия

«Мир первоцветов».

Подготовила и провела:

Григорова Л.А.,

учитель биологии.

Цель: познакомиться с особенностями первоцветов, изучить народные приметы о первоцветах.

На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном контакте с природой, она продолжает оставаться и кормилицей, и источником вдохновения, здоровья. Общение с природой гораздо интереснее, эстетически насыщеннее, если человек понимает суть её явлений, знает и любит растительный и животный мир. “Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир ”, очень точны слова поэта И. Никитина. Вот и мы хотим хотя бы приоткрыть окно в бесконечные тайны природы.

И совершить экспедицию в мир первоцветов.

Свои первые шаги весна начинает с марта. Еще скрипит снег, не затихла зимняя вьюга, а по утрам приветствует весенняя капель. В народе говорят так: “В марте и сзади и спереди зима” или “ март не весна, а послезимье.” Но одна дата в этом месяце, гарантирует приход весны. Это 21 марта, когда день равен ночи, наступает весеннее равноденствие или астрономическая весна. День растет уже не на воробьиный скок, а ночь убывает. Но это не всегда совпадает с фенологической весной – весной в природе. Эта весна, всегда приходит в разное время. И тогда судят о характере весны, ранняя или поздняя, дружная или затяжная. Люди судят по характеру весны по срокам наступления и устойчивости положительных температур и, конечно же, по нашим друзьям растениям.

После продолжительной наскучившей зимы, ранние весенние растения, являясь первыми вестниками пробуждения природы от зимнего холода, вызывают чувство приподнятости, радуя взгляд живой раскраской на фоне еще спящего серого леса.

Торопятся первоцветы, у многих из них весь вегетационный период проходит иногда менее чем за месяц, да и в не очень благоприятных условиях, когда мало насекомых опылителей и частые заморозки, способные погубить их. Чем же оправдан этот риск?

Подавляющее большинство первоцветов - это обитатели лиственных лесов. Раннее развитие этих растений связано с отсутствием в лесу солнечного света, за счёт смыкания крон растений верхних ярусов, после распускания на них листвы. Поэтому в лиственном лесу два пика цветения: первый - в мае, когда цветут светолюбивые растения с ранней фазой развития, вторая - в середине июня, когда цветут теневыносливые и тенелюбивые растения. Листва не только затеняет но и фильтрует проходящий через неё солнечный свет, изменяя его спектр.

Это сказалось на морфологических особенностях этих растений. Все они, за небольшим исключением, имеют крупные (по сравнению с остальными частями растения) цветки яркой окраски.

По характеру жизненного цикла все весенние растения делят на две группы: растения с коротким периодом вегетации и растения с длинным периодом вегетации. К первой группе относятся однолетние растения, развивающиеся весной из семян и не оставляющие зимующих частей, например, крупка. Такие растения называются эфемерами. К этой же группе относятся и некоторые многолетние растения, также имеющие короткий срок вегетации, но сохраняющие вегетативные органы с почками возобновления и запасом питательных веществ, для перенесения неблагоприятных для жизни условий. Эти растения относятся к группе эфемероидов, например, хохлатки, ветреницы, чистяк, гусиный лук. Прекратив свой рост и переправив все органические вещества в подземные органы для закладки будущего надземного побега, эти растения вскоре увядают.

У растений другой группы (растения с длинным периодом вегетации), после отцветания и плодоношения, вегетативный побег сохраняется и развивается в течение всего весенне-летнего периода. Это такие летне-зеленые растения, как мать-и-мачеха, сочевичник весенний и т.д., причем многие из них сохраняют живые побеги с листьями и зимой, это такие зимне-зеленые растения, как копытень европейский, кислица и т.д. Таким образом, у ранних растений с коротким вегетационным периодом, семена или подземные органы на долгое время остаются в почве в состоянии покоя (лето, осень, зима), а у растений второй группы – покой только зимний.

В ряду приспособлений растений к различным условиям существования - особое место принадлежит приспособлениям к меняющимся сезонным условиям, чрезвычайно различным в нашем климате, к тому же биологические особенности весенних растений весьма ярки и интересны, а состав весенней флоры немногочисленный и не очень сложный для изучения.

Вот когда мы узнали об основных особенностях раннецветущих травянистых растений, теперь, давайте познакомимся поближе с их основными представителями весенних растений Центрального Черноземья. Весной цветет около 300 видов растений, но и это далеко не полный список, так как регион обладает значительным видовым разнообразием в родах. Вашему вниманию предлагается набор, из которого вы можете выбрать минимум, необходимый для проведения обычной школьной экскурсии по теме “ Весенние явления в жизни растений”, в любой временной отрезок 4 четверти (см. таблицу).

Особые трудности в моей подготовке к экскурсии вызывало определение деревьев и кустарников, особенно если нет под рукой рисунка или схемы. Моя методическая разработка поможет справиться с этой задачей.

Пригретые весенним солнышком береза и тополь распускаются всегда как - то неожиданно и быстро, дуб и липа пока медлят, ждут черемуху с ее черемуховыми холодами. Наполняется весеннее зеленое приволье и поражает роскошью и красотой нарядов. Каких только цветов здесь нет! От роскошных пионов и горицветов до скромной мать и мачехи, веточек вербы и элегантных сережек орешника и березы.

Чудесное время года - весна, но как-то быстро отцветает рябина, желтая акация, созревают плоды вязов, и это верные признаки, что красавице весне прошел конец. Но это уже совсем другая история…

Литература:

  1. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. М. “Просвещение”, 1968.

  1. Жизнь растений тт. 5(1), 5(2), 6. М. “Просвещение”, 1980.

  1. Измайлова И.В. Михлин В.Е. и др. Биологические экскурсии. М. “Просвещение” 1983.

  1. Сысоев Н.Д. Встречи с природой . М “Агропромиздат”.1986.

  1. Зоткова К.Л. Доронин Ю.А. Определитель весенних растений Центрального Черноземья. Воронеж. ВГУ 1989.

Рисунки найдены через поисковую систему “Яндекс”



Предварительный просмотр:

Сценарий

 Заочной экскурсии по теме

«Прогулка в хвойном лесу».  

Подготовила и провела:

Григорова Л.А.,

учитель биологии.

Дата проведения: 10 апреля

Место проведения: кабинет биологии

Познавательный аспект:

-  расширить знания об особенностях хвойных на примере голосеменных, произрастающих в окрестностях Старого Оскола с применением компьютерных технологий и цифровой фотосъемки.

Развивающий аспект:

- учить логически  выстраивать свою речь;

- извлекать нужную информацию из научно-популярной литературы;

- использовать информационные технологии для оформления сообщений, презентаций

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательный аспект:

-воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению,

-формировать эмоциональное отношение к живой природе.

Валеологический аспект:

        в целях гигиенического воспитания здорового образа жизни уметь      правильно обосновать пользу хвойных растений и хвойного леса для здоровья

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, цифровой фотоаппарат, набор гербарного материала, «голосеменные», коллекция «Значение древесных пород», таблица «Хвойный лес», лечебно-профилактические препараты с хвойным содержанием (зубная паста, хвойный концентрат для ванн, смолка, хвойное мыло, пихтовой масло, сосновое масло и т.д.),  литература о древесных  и хвойных породах.

Учитель:   Добрый день! Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – отчетный урок – соревнование 3 проектных групп по теме «Разнообразие и значение голосеменных растений».

        Так как наш урок – урок соревнование

Голос в кадре: Дорогие ребята!  Отгадайте загадку, о чем мы будем сегодня говорить на нашем уроке?

Тайга родная землю украшает

На прогулку, в гости приглашает.

И пусть растет до самых до небес,

Наш друг и брат зеленый…..   хвойный лес

Тема нашего урока «Виртуальная прогулка в хвойном лесу в окрестностях Алданского детского дома».

Цель нашего урока: расширить знания об особенностях хвойных растений на примере голосеменных Алданского района, произрастающих в окрестностях детского дома.

Ваши задачи на уроке:

Узнать о голосеменных или хвойных растениях, для чего необходимо внимательно просмотреть и прослушать материал, представленный в презентациях команд «Сосна», «Лиственница», «Ель».

Продемонстрировать свои знания и умения в ходе соревнований – конкурсов.

Достойно представлять свои команды.

Голосеменные – растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуйками.

Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, можжевельник.

Хвойные - это  порода.  Листья у большинства хвойных растений жесткие, игольчатые (хвоя) и не опадают в неблагоприятное время года, кроме лиственницы.

        Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны, в Якутии леса представлены в основном хвойными породами и называются тайгой.

Вы часто бываете в лесу во время прогулок, путешествий, спортивных мероприятий и не понаслышке знаете многие виды деревьев, потому что выросли среди них.

Сегодня мы с вами совершим удивительную, виртуальную прогулку в лес, не выходя из нашего кабинета, с использованием фотоматериалов и презентаций, подготовленных нашими проектными группами в ходе выполнения домашнего задания.

Учитель:   Итак, каждая команда получает План виртуального путешествия, на котором отражен план нашего виртуального путешествия и Правила участия в конкурсах  (раздаются Планы виртуального путешествия.)

Каждый из вас получил План путешествия, в нем вы должны поставить оценки каждому выступлению по пятибальной системе.

Первая стоянка нас ожидает у хвойного дерева под названием «Сосна».

Представляет команду капитан  Трайстер О.

(Идет показ презентации)(2-3 мин) После защиты капитан вручает соперникам и гостям подготовленные брошюры (прилагаются)

Учитель. Ребята, у вас появились какие-нибудь вопросы? Может вы сами что-нибудь добавите к рассказу про это дерево? …

Тогда нас ожидает небольшой привал, на котором мы прослушаем сообщение Н. Юли о народно-хозяйственном значении хвойных древесных пород.

 Учитель. Мы дальше продолжаем свое путешествие и нас уже ждут возле дерева, без присутствия которого не обходится ни один новогодний праздник. Итак, нас ждут у ели.

        Представляет красавицу ель капитан  Паскаль А.

(Идет показ презентации)(2-3 мин) После защиты капитан вручает соперникам и гостям подготовленные брошюры (прилагаются)

Учитель. Ребята, появились ли у вас вопросы про  ель? Надеюсь, вы поняли, почему надо беречь елку от варварской вырубки и заменить во время новогодних праздников ее искусственной спутницей, что делается уже на протяжении нескольких лет в нашем детском доме.

        Нас ждет очередной привал, во время которого вы узнает много интересного о том, как хвойные деревья влияют на здоровье человека.

        Расскажет нам об этом  Паскаль А. (1-2 минуты)

Учитель. Внимание! Наташа представила вашему вниманию очень интересную продукцию, которую можно не только приобрести в наших аптека и магазинах, но и изготовить самим, например – смолку.

        Учитель. Впереди нас ждет дерево, которое единственное среди всех хвойных сбрасывает свою мягкую хвою с наступлением холодов.

        Представляет лиственницу капитан  Трайстер О.

(Идет показ презентации)(2-3 мин) После защиты капитан вручает соперникам и гостям подготовленные брошюры (прилагаются)

Учитель. Появились ли у вас вопросы по деревьям, представленным в презентациях команд? Узнать более подробно обо всех деревьях вы можете, прочитав дополнительную литературу в вашей библиотеке. «Деревья и кустарники Якутии», «Занимательно о лесе»,  и т.п.

А сейчас мы узнаем, как же вы внимательно слушали доклады своих капитанов и приглашаем вас принять участие в конкурсах. За каждый конкурс вам будет присуждаться очко (шишка), которая будет пополнять вашу общекомандную корзинку. Соответственно, где больше шишек, та команда и победила:

Конкурс 1 «Разминка» (отгадай загадку)

За правильный ответ – 1 шишка. Засчитывается только тот ответ, при котором была поднята веточка команды.

В лес по загадки.

  • Как называется множество хвойных деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. (тайга, лес)
  • Древесина крепка – не хуже дубка,

     Кора со смолкой, листок иголкой,

     Только не колкий  (лиственница)

  • В названии устройства для перекачивания жидкости переставьте слоги,  

    и вы узнаете название светло-зеленого хвойного дерева. (насос, сосна)

  • Её всегда в лесу найдем, пойдем гулять и встретим

    Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (ель)

  • Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой – стянет с плеч ее долой. (лиственный лес)

Жюри подведет  итоги 1 конкурса. Сколько шишек набрала каждая команда.

Конкурс 2 «Черный ящик».  Лесничество города Старый Оскол  прислало нам три секретные бандероли с сопроводительными письмами. В письмах дано описание лежащих в черных ящиках веточек хвойных пород, с которыми мы сегодня познакомились. По предложенному описанию через 2 минуты вам необходимо назвать,  веточка какой породы лежит в черном ящике.

За правильный ответ – 5 шишек.

Конкурс 3 «Убери лишнее». Вам представлено 3 планшета с гербарным материалом. Через 2 минуты нужно назвать, какая из представленных на планшете веточек не является представителем голосеменных.  

За правильный ответ – 5 шишек

Конкурс 4 «Рекламное агентство «Сорока-ворона»

        Сегодня во время привала мы познакомились с чудесными профилактическими лечебными и гигиеническими  препаратами, которые представила  Паскаль А.

Наш следующий конкурс мы неслучайно назвали «сорока-ворона». Именно эта птица разносит все  новости в лесу, крик ее слышен во всей округе.

Через 5 минут представитель вашей команды должен будет разрекламировать

выданную вам продукцию того дерева, которое вы представляете.

Команда «Сосны» рекламирует продукцию, на основе эфирного масла сосны

Команда «Лиственницы» рекламирует таёжную смолку.

Команда «Ели» рекламирует зубные пасты, содержащие добавки из хвойных растений.

Идет обсуждение (1 мин) и защита рекламы команд.

Учитель:   Слово для подведения итогов предоставляется педагогу ДЭБЦ Чепрасовой О.И.

Председатель жюри оглашает итоги, учитель вручает всем участникам путешествия золотые-шоколадные медали.

Приложение № 1

Дневник путешественника

Команда «Лиственница»______________________(Фамилия,Имя)

Стоянки

Название

Поставь свою оценку за рассказ

1

Сосна  

Привал

«Народно-хозяйственное значение хвойных» 

2

Ель  

Привал

«Здоровье из леса»

3

Лиственница

Конкурсы

Название конкурса

Напиши ответ

Загадки

1

2

3

4

5

«Черный ящик»

«Убери лишнее»

«Рекламное агентство»

Разрекламируй лечебные свойства своего дерева или продукты из него.

(Синквейн, стих, шутка, загадка, рисунок, плакат и т.п.)

Приложение №2

Проектное задание  команде  «Сосна».

  1. Изучить литературу о сосне.
  2. Сходить в лес,  произрастающий в окрестностях детского дома. Изучить хвойные деревья, произрастающие в нем. Среди них найти сосну и изучить её строение.
  3. Сфотографировать сосну.
  4. Собрать гербарный материал для урока и кабинета биологии.
  5. Оформить презентацию о сосне.

_________________________________________________________                

Проектное задание  команде  «Ель»

  1. Изучить литературу о ели.
  2. Сходить в лес,  произрастающий в окрестностях детского дома. изучить хвойные деревья, произрастающие в нем. Среди них найти  ель и изучить её строение.
  3. Сфотографировать  ель.
  4. Собрать гербарный материал для урока и кабинета биологии.
  5. Оформить презентацию о  ели.

_______________________________________________________                

Проектное задание  команде  «Лиственница».

  1. Изучить литературу о   лиственнице
  2. Сходить в лес,  произрастающий в окрестностях детского дома. изучить хвойные деревья, произрастающие в нем. Среди них найти  лиственницу и изучить её строение.
  3. Сфотографировать  лиственницу.  Собрать гербарный материал для урока и кабинета биологии.
  4. Оформить презентацию о лиственнице.

_________________________________________________________                

Приложение № 4

Конкурс: «Что лежит в черном ящике».

В этом ящике – хвойная порода – светолюбивая, к почве неприхотливая. Корни могут уходить глубоко в почву. Кроны  в лесах формируются из боковых ветвей только вблизи вершин. Они пропускают много света. Светло-зеленые иголочки расположены  попарно. Имеют темно-коричневые шишки с плотными чешуями. Живут 350 –400 лет.       (сосна)

В этом ящике – хвойная порода – теневыносливая. Любит богатые питательными веществами , увлажненные почвы. Боковые корни расположены в поверхностном слое почвы. Образует темнохвойную тайгу. Крона пирамидальная. Короткие, острые, темно-зеленые хвоинки сидят на веточках поодиночно.  Зрелые шишки – серовато-бурые, 5-6 см. длины. Живет до 250 лет.  (ель)

В этом ящике – хвойная порода очень светолюбивая и холодостойкая. В условиях Якутии развиваются лишь боковые корни. Крона – конусовидная.  Хвоинки светло-зеленые, мягкие, в пучке по 20-40, опадают на зиму. Шишки продолговатые, красные, розовые и зеленые. Живет 400 – 500 лет.

(лиственница)

Приложение № 5

Оценочный лист команды для жюри

Стоянки

Название

оценка команды

(3 шишки)

1

Сосна   (капитан __________________)

Привал

«Народно-хозяйственное значение хвойных» 

 Фамилия Имя

2

Ель  (капитан ___________________)

Привал

«Здоровье из леса»  Фамилия Имя

3

Лиственница (капитан ____________)

Конкурсы

Название конкурса

Команда, первая сообщившая правильный ответ(1 шишка)

Загадки

1

2

3

4

5

«Черный ящик»

(пять шишек)

Сосна

Лиственница

Ель

«Убери лишнее»

(пять шишек)

Сосна

Лиственница

Ель

«Рекламное агентство»

(пять шишек)

Оценивается представленная реклама лечебных свойств дерева или продукты из него.

(Синквейн, стих, шутка, загадка, рисунок, плакат и т.п.)

Сосна

Лиственница

Ель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

Экскурсия по краеведению "Использование QR-кодов в обзорной экскурсии по городу"

Экскурсия по краеведению на тему "Использование QR-кодов на мобильных устройствах в обзорной экскурсии по городу"...