Проект "Блюда из лекарственных растений."
проект по биологии (7 класс) по теме
«Дикорастущие
съедобные растения
Ростовской области».
В этой работе раскрывается ряд сведений изрядно позабытых, но крайне важных, как показывает жизнь. О том, как легко и просто можно разнообразить свой стол за счет дикорастущих растений, как сделать блюда не только вкусными, но и самое главное- более физиологически полноценными, что так важно для здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennye_rasteniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
проект
«Дикорастущие
съедобные растения
Ростовской области».
Составитель:
учитель биологии первой категории
МБОУ Жирновской СОШ
Тацинского района
Ростовской обл.
Курдубина Г.Н.
Введение.
На пути к тайнам трав.
К.А. Тимирязев указывал, что от зеленого листа берут начало все проявления жизни на земле. Именно растения, берут в первую очередь дикорастущие (земледелие и выращивание культурных растений зародились не так уж давно- всего несколько тысячелетий назад), дали человеку все необходимое – пищу, одежду, лекарство, жилье и тем самым создали нужные условия для появления и жизни на земле, и самого человека.
Пусть каждый помнит о своей ответственности перед жизнью и природой. Помнит , будучи и на даче, на производстве и на туристской тропе. Помнит, ступая по траве и собирая растения для салата, лекарства, чая. Помнит каждый , что и от него в конечном итоге зависит, будут живы или погибнут былинка, пташка, муравей , дождевой червь.
Но есть и другая сторона этого вопроса- физиологическое воздействие различных факторов природы на организм человека, ее тонизирующее, действие. Речь идет о так называемой ландшафтотерапии. Ведь природа в буквальном смысле врачует тело. Как использовать эту возможность ,чтобы быть здоровым?
В этой работе раскрывается ряд сведений изрядно позабытых, но крайне важных, как показывает жизнь. О том, как легко и просто можно разнообразить свой стол за счет дикорастущих растений, как сделать блюда не только вкусными, но и самое главное- более физиологически полноценными, что так важно для здоровья.
Разве можно считать нормальным положение, когда, например, туристы, находясь среди огромного числа свежих пищевых растений не пользуются ими, а питаются на лоне природы консервированными продуктами с несравненно более низкими показателями их физиологической ценности для организма.
Особенно важное значение приобретает использование дикорастущих растений в экстремальных условиях. Они выручают в случае нехватки пищи или полного ее отсутствия. Из растений можно приготовить супы и щи, взяв вместо капусты сныть или медуницу ,крапиву и черемшу, а вместо картофеля- клубни зопника, корневища рогоза, корни лопуха. Сваренные или запеченные, они успешно заменят обычную пищу. Можно приготовить кисель из исландского мха или сварить варенье без сахара из листьев щавеля, черешков ревеня, корней лопуха или корневищ девясила.
Трудно перечислить все растения, полезные человеку- для пищи или как лекарство. Но вот некоторые из них.
Основные задачи проекта:
-- познакомить с рецептами и технологией приготовления блюд, приправ и напитков из дикорастущих растений.
Представленные здесь рецепты были записаны во время экспедиционных поездок по стране, собраны из различных литературных источников и разработаны в лаборатории кафедры гигиены питания пермского медицинского института.
Любой рецепт не является неизменным и обязательным. По усмотрению хозяйки или полевых условий геолога, охотника, туриста он может быть изменен с учетом имеющихся продуктов, вкуса и умения готовить.
-- дать некоторые сведения о целесообразности применения дикорастущих растений в питании.
Ведь дикорастущая зелень нужна нам в питании не для повышения калорийности рациона, а для улучшения вкусовых качеств пищи, для обогащения блюд витаминами , микроэлементами и другими полезными веществами.
--экологическое воспитание.
Рассмотрение пищевой ценности растений, не противоречит основным вопросам охраны природы.
Важно, чтобы население бережно относилось к ним в природе , подчинялось действующим правилам сбора их и приумножало бы их запасы.
Камыш озерный
Сироп из корней камыша озерного.
1 кг корней камыша озерного, 3 л воды.
Корни тщательно вымыть жесткой щеткой, измельчить на мясорубке и варить в течение 40—50 мин в 2 л воды. Отвар слить в отдельную посуду, корни залить 1 л воды и варить еще 20 мин. Отвар слить в посуду с первой порцией отвара, уварить до 1 л, получится сладкий сироп. Использовать в чай, каши, запеканки.
Мука из корней камыша озерного.
Корни вымыть жесткой щеткой, измельчить ножом, высушить , размолоть на кофемолке, просеять через сито. Полученную муку использовать для заправки супов и выпечки хлебобулочных изделий.
Печеные корни камыша озерного.
Молодые корни камыша озерного поместить в золу костра или духовку испечь до готовности. Снять кожуру и есть как картошку с солью.
Пюре из корней камыша озерного.
Молодые корни камыша
Отворить в соленой воде, измельчить на мясорубке, посолить и заправить растительным маслом.
Капуста заячья.
Салат из заячьей капусты.
50 г заячьей капусты,100 г. зеленого лука, 20 г. сметаны, соль, укроп по вкусу.
Зеленый лук и заячью капусту измельчить ножом, посолить по вкусу, заправить сметаной и посыпать укропом.
Картофель отварной с заячье капустой.
250 г картофеля, 50 г. заячьей капусты, 20 г. растительного масла, соль.
Очищенный картофель сварить до готовности, крупно нарезать, не охлаждая, посыпать нашинкованной заячьей капустой, посолить и заправить растительным маслом.
Напиток из заячьей капусты с медом.
50 г. заячьей капусты, 60 г. меда, 1 л. Воды.
Листья заячьей капусты перебрать, промыть, пропустить через мясорубку, залить охлажденной кипяченой водой, оставить для настаивания на 3-4 часа, процедить настой через сито и растворить в нем мед.
Напиток из заячьей капусты с медом и клюквой.
Готовить по предыдущему рецепту, добавив в настой 0,5 стакана клюквенного сока.
Хмель.
Корни хмеля отварные.
200г. корней хмеля, 800г. воды, 10г. соли.
Промытые и нарезанные корни хмеля отварить в подсоленной воде и подать в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам.
Корни хмеля жареные.
200г корней хмеля, 40г. жиров, 6г соли,1 головка репчатого лука .
корни хмеля отварить в подсоленной воде, пожарить в жире, смешать с пассированным луком и продолжать жарить еще 5 минут. Подавать как гарнир или как самостоятельное блюдо.
Суп из хмеля с грибами.
300г. томатного соуса,100г. репчатого лука,150 г. свежих грибов( или 30г сухих), 15г маргарина, 10г. сливочного масла,50г. сухого вина, 10 г. хмеля, соль, перец по вкусу.
В пассированный лук добавить измельченные грибы и продолжать жарить 5 мин, добавить томатный соус и варить 15 мин. Добавить отвар шишек хмеля ( отварить в 100г воды), вино и заправить сливочным маслом. Подавать к мясным блюдам.
Каша из корней хмеля.
100г корней хмеля,200г молока, 100г воды, соль по вкусу.
Промытые и измельченные корни хмеля варить в воде20-30 мин, посолить, добавить молоко и варить еще 10 мин.
Чабрец.
Чабрец в порошке
Листья чабреца высушить, размолоть в порошок или растолочь в ступке, просеять. Хранить в закрытой посуде. Использовать для
ароматизации теста ( 1 чайная ложка порошка на 1 кг теста),
Супов (1 чайная ложка порошка на 3-4 порции), жареного мяса
( посыпать перед окончанием жарения).
Чай с чабрецом.
100г листьев чабреца,100г травы зверобоя, 20г листьев брусники.
Высушенные листья чабреца и брусники перемешать с сушёной травой зверобоя и использовать как заварку.
Квас с чабрецом.
20 г чабреца, 1л хлебного кваса,50г сахарного песка.
Сухие листья чабреца отварить в небольшом кол-ве( 1 стакан) кваса, влить остальной квас, добавить сахарный песок, перемешать и оставить на 10-12 ч. процедить ,разлить в бутылки и охладить.
Напиток с чабрецом.
20г чабреца,25г зверобоя, 50г меда,1л воды.
Высушенные чабрец и зверобой залить водой, прокипятить 10 минут, дать постоять 2-3 часа. Отвар процедить ,добавить в него мед , охладить.
Иван- чай
Салат из Иван-чая.
50-100 г молодых побегов Иван-чая с листьями, 50 г зеленого лука, 2 ст. л. Тертого хрена, 20 г сметаны, 1\4 лимона, соль, перец по вкусу.
Побеги и листья Иван-чая опустить в кипяток на 1-2 мин дать стечь воде и нашинковать Иван-чая. Добавить измельченный лук, хрен и соль. Перемешать и заправить сметаной с добавлением лимонного сока.
Щи зеленые из Иван-чая.
100г свежей зелени Иван-чая, 100г крапивы, 100 г щавеля, 200 г картофеля,10г маркови,40г репчатого лука, 20 г маргарина, 0,5 яйца, 20г сметаны, соль, специи по вкусу.
Зелень погрузить в кипяток на 1-2мин, откинуть на сито, чтобы стекла вода, нашинковать и потушить и жиром.нарезанные морковь и лук пассировать. В кипящий бульон или воду положить нарезанный картофель, добавить приготовленную зелень и варить до готовности. За 10 мин до окончания варки добавить соль и специи. Яйцо и сметану положить в тарелки со щами при подаче на стол.
Суповая заправка « Дары леса» из Иван-чая, щавеля и медуницы.
Свежую зелень Иван-чая, щавеля и медуницы хорошо вымыть мелко нарезать, перетереть с солью( 5-10% соли от общего веса зелени), поместить в 3-х л банку и хранить в холодильнике. Использовать как суповую заправку.
Девясил.
Суп из овощей с девясилом.
80г белокочанной капусты,200г картофеля, 40г моркови,20г свежего корня девясила, 20г репчатого лука,50г свежих помидоров,20г топленого масла.
В кипящий бульон заложить капусту и картофель. За 15 мин до готовности супа добавить пассированный лук, измельченные корни девясила и помидоры.
Компот яблочный с девясилом.
300г яблок,150г сахара, 50 г корней девясила или 10г сухих,1г лимонной кислоты, до 1л воды.
В кипящую воду всыпать сахар, довести до полного растворения, добавить подготовленные яблоки и девясил. Варить до готовности, добавить лимонную кислоту, дать закипеть. Перед подачей охладить.
Настойка с девясилом.
0,5 л водки, 10г сухих корней девясила, 500г сахара, 0,5 стакана воды.
Корни девясила отварить в воде в течение 30 мин, процедить, в отвар добавить сахар, нагреть до полного растворения, смешать с водкой, довести до кипения, охладить, слить в бутылку.
Хвощ полевой.
Хвощ полевой с молоком.
1 стакан полевого хвоща, 1 стакан молока, 15г сахарного песку.
Пестики хвоща освободить от оболочек, вымыть, измельчить ножом, залить молоком, добавить сахарный песок , перемешать и дать постоять 5-10 мин.
Начинка из хвоща полевого для пирожков.
200г хвоща полевого, 50г репчатого лука, 1 яйцо, 4 ст. ложки сметаны, соль по вкусу.
Пестики хвоща освободить от оболочек и вымытые, измельчить вместе с вареным яйцом, добавить пассированный лук и сметану, перемешать и использовать как начинку для пирожков.
Запеканка из хвоща полевого.
100г хвоща полевого,100г картофеля, 40г сметаны, соль по вкусу.
Подготовленные пестики хвоща измельчить ножом, добавить картофельное пюре и смесь яйца с молоком, посолить ,перемешать и запечь в духовке.
Зверобой.
Газированный напиток из зверобоя.
100г сушеного зверобоя,100г сахара.
Зверобой отварить в течение 10 мин в 2л воды. Отвар процедить через сито, добавить сахар, довести до кипения, перемешать охладить и использовать для заправки домашних баллонов для газирования воды.
Напиток из зверобоя с медом.
100г сушеного зверобоя ,100г сахара.
Приготовить отвар по предыдущему рецепту. В горячий процеженный через сито отвар добавить мед. Охладить и разлить по бутылкам.
Напиток из зверобоя с клюквой.
1 стакан сушеного зверобоя, 1 стакан клюквы,1 стакан сахарного песку.
Отворить зверобой в 2 л воды, охладить. Отжать сок из ягод клюквы, мезгу отварить в 2 стаканах воды. Сок клюквы, процеженный отвар зверобоя и мезги соединить, добавить сахарный песок, перемешать, охладить и выдержать 10-12 ч.
Литература:
Г.и М. Свиридовы Растения и здоровье: лечебные и пищевые свойства.- М.: Профиздат, 1992.-
А.Ф. Синяков. О вершках и корешках: Травник. -М. Физкультура и спорт,1992.
А. К. Кощеев. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.-М., Пищевая пром-сть,1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)
На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...
Лекарственные растения
Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 6 класса о значении повсеместно встречающихся лекарственных растениях....
Лекарственные растения. Внеклассное мероприятие
Конспект внеклассного мероприятия "Лекарственные растения Краснодарского края" для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
урок по теме "Лекарственные растения"
Урок по теме "Лекарственные растения ".Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных ра...
Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"
Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....
Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"
Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....
Конспект урока "Лекарственные растения"
Урок проходит в игровой форме. На уроке ребята познакомятся с видами лекарственных растений, легендами о растениях....