Материалы к урокам
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Таблицы, тесты, презентации, задачи, лабораторные работы - в помощь для подготовки к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aromorfozy_zhivotnykh.docx | 15.83 КБ |
biologicheskiy_diktant.doc | 44 КБ |
zadachi_genetika.docx | 12.61 КБ |
zadachi_po_genetike.s6.docx | 12.78 КБ |
zadachi_po_ekologii.doc | 65.5 КБ |
zakonomernosti_izmenchivosti.docx | 18.33 КБ |
laboratornaya_no3.docx | 68.96 КБ |
organy_i_priznaki_tablitsa.doc | 56.5 КБ |
proiskhozhdenie_i_razvitie_cheloveka.docx | 21.39 КБ |
tema_tipy_vzaimodeystviya_organizmov.doc | 108.5 КБ |
tsepi_pitaniya.pptx | 475.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
Ароморфозы, приведшие к возникновению типа:
- дифференцировка клеток и образование тканей,
- нервная система диффузного типа,
- полостное пищеварение.
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
Ароморфозы, приведшие к возникновению типа:
- двусторонняя симметрия тела;
- 3-й зародышевый листок — мезодерма;
- системы органов: пищеварительная, выделительная и половая.
ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ
Ароморфозы типа:
- первичная полость тела,
- раздельнополость и половой диморфизм,
- наличие заднего отдела кишечника и анального отверстия.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
Ароморфозы, приведшие к возникновению типа:
- органы движения;
- органы дыхания;
- замкнутая кровеносная система;
- вторичная полость тела;
- сегментация тела.
ТИП МОЛЛЮСКИ
Ароморфозы. приведшие к возникновению типа:
- разделение тела на отделы;
- появление сердца, почки, печени.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Ароморфозы, приведшие к возникновению типа:
- наружный скелет,
- членистые конечности,
- поперечно-полосатая мускулатура.
КЛАСС РЫБЫ
Ароморфозы, приведшие к возникновению надкласса:
- позвоночник и череп;
- челюсти, снабженные зубами;
- парные конечности — плавники;
- внутреннее ухо;
- первичные (туловищные) почки;
- двухкамерное сердце на брюшной стороне тела.
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ
Ароморфозы, приведшие к возникновению класса:
- пятипалые конечности;
- органы воздушного дыхания — легкие;
- 3-камерное сердце и два круга кровообращения;
- среднее ухо.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Ароморфозы, приведшие к возникновению класса:
- зачатки коры переднего мозга,
- вторичные (тазовые) почки,
- дифференцировка дыхательных путей, ячеистые легкие,
- подвижное сочленение черепа и позвоночника, формирование грудной клетки,
- неполная перегородка в желудочке сердца,
- скорлуповые оболочки яйца и зародышевая оболочка — амнион.
КЛАСС ПТИЦЫ
Ароморфозы, приведшие к возникновению класса:
- 4-камерное сердце;
- полное разделение артериальной и венозной крови;
- постоянная температура тела, совершенная терморегуляция;
- дифференцировка дыхательных путей.
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Ароморфозы, приведшие к возникновению класса:
- высокоразвитая кора больших полушарий переднего мозга,
- внутриутробное развитие,
- выкармливание детенышей молоком,
- волосяной покров,
- 4-камерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови,
- теплокровность,
- легкие альвеолярного строения.
Предварительный просмотр:
Контрольный биологический диктант для профильных 10 классов.
1. Артериями называют сосуды, несущие кровь.
2. Венами называются сосуды, несущие кровь.
3. Расположите кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры) в порядке уменьшения скорости кровотока.
4. Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них.
5. Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу?
6. Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется.
7. Артериальное давление во время расслабления желудочков называется.
8. Показания давления крови выражаются двумя цифрами: меньшая показывает ……………… давление, большая - ………………. .
9. Основная функция сердечных клапанов.
10. Определите местоположение:
а) трехстворчатого клапана;
б) двухстворчатого;
в) полулунных клапанов.
11. Назовите два главных сосуда, транспортирующих кровь из сердца.
12. Назовите артерии, транспортирующие кровь к легким.
13. Почему левый желудочек имеет более толстую мышечную стенку .
14. Назовите виды кровеносных сосудов.
15. Назовите слои, образующие стенки артерии.
16. Какой слой стенок артерий предупреждает их повреждение.
17. Какова функция среднего слоя стенок артерий?
18. Какой тип кровеносных сосудов имеет стенки, состоящего из одного слоя эндотелиальных клеток?
19. Кровь возвращается в сердце по венам под низким давлением. Какая особенность строения вен обеспечивает движение крови по ним?
20. Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу.
21. От какой камеры сердца отходит аорта.
22. Что такое сердечный цикл?
23. Сердечный цикл состоит из: а) … ; б) … ; в) … .
24. Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца?
25. Назовите специализированные структуры сердца, которые вызывают ритмические сокращения и выполняют роль проводящих систем.
26. Дайте определения пульса.
27. Какова причина пульса?
28. Назовите любые три артерии организма, на которых можно обнаружить пульс.
29. Укажите орган, в клетках которого в большом количестве накапливается гликоген.
1) Печень 4) Селезенка
2) Головной мозг 5) Поджелудочная железа
3) Почка
30. Для одного из видов органических веществ характерна следующая последовательность событий, связанных с их перевариванием и использованием в организме: эти органические вещества расщепляются ферментами слюны, поджелудочного и кишечного соков, продукты их расщепления всасываются в тонкой кишке в кровь и с кровью переносятся к клеткам организма, где с помощью ферментов гладкой эндоплазматической сети из них синтезируются новые органические вещества такого же вида. Назовите этот вид органических веществ,
1) Белки 3) Жиры
2) Углеводы 4) Нуклеиновые кислоты
31. Назовите те продукты расщепления перевариваемых в кишечнике химических соединений, которые всасываются в лимфу.
1) Аминокислоты 4) Глюкоза
2) Жирные кислоты 5) Рибоза и дезоксирибоза
3) Азотистые основания
32. Ионы одного химического элемента в больших количествах входят в состав межклеточной жидкости организма, принимают непосредственное участие в формировании местных и распространяющихся по мембране клеток электрических потенциалов. Назовите этот химический элемент.
1) Са 5) Mg
2) Na 6) Fe
3) К 7) Zn
4) Сl
33. Почему жители полярных стран употребляют много жирной пищи?
1) Она содержит незаменимые жирные кислоты, требуемые им в большем количестве, чем жителям южных и средних широт
2) Жиры более калорийны, и при их расщеплении освобождается больше энергии, чем при расщеплении белков и углеводов;
3) Жиры необходимы для формирования толстого слоя подкожной жировой клетчатки, препятствующей потере тепла.
34. Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содержание глюкозы в вене, приносящее кровь в печень, и в вене, выносящей кровь из печени.
1. Одинаковое 3. После печени выше
2. До печени выше
35. В клетках печени некоторые виды органических соединений в ходе ферментативных реакций могут превращаться в органические соединения других видов. Назовите те химические соединения, в которые могут превращаться углеводы.
1. Жиры и белки 3. Только белки
2. Только жиры
36. Какова обычно суточная потребность человека в воде?
1. 0,5 - 1 л 2. 1,5 - 2 л 3. 2,5 - 3 л 4, 3,5 - 4 л
37. Как половые гормоны влияют на накопление жира в организме человека?
1. Не изменяют 3. Увеличивают
2.Уменьшают
38. Назовите группу белков, среди которых чаще встречаются так называемые неполноценные белки, в молекулах которых отсутствуют одна или несколько незаменимых аминокислот, которые человек не может синтезировать из других химических соединений.
1. Растительные белки 2. Животные белки
39. Укажите химическое соединение, концентрация которого в крови при интенсивной мышечной работе повышается:
1. Инсулин 3. Сахароза
2. Глюкоза 4. Гликоген
40. Часть органических веществ не может быть синтезирована в организме человека и поэтому обязательно должна поступать в него с пищей. Укажите такие химические соединения.
1. Большинство аминокислот 3. Глюкоза и сахароза
2. Твердые жиры 4. Нуклеотиды
41. При обычном питании человек, как правило, получает с пищей необходимое количество минеральных солей, за исключением одной соли. Назовите эту соль.
1. КСl 4. NaCl
2. N2HCO3 5. FeC13
3. К2СОЗ 6. СаС12
42. В чем заключается участие ионов железа в процессах жизнедеятельности?
1. Участвуют в сборке рибосом
2. Участвуют в сокращении мышц
3. Входят в состав гемоглобина; миоглобина и электронтранспортных белков митохондрий
4. Участвуют в формировании электрических потенциалов клеточной мембраны
43. Укажите все химические соединения, которые являются конечными продуктами распада белков в организме человека.
1. Вода и углекислый газ 3. Аммиак и другие соединения
2. Вода, углекислый газ, аммиак и другие 4. Углекислый газ и аммиак
соединения
44. В организме человека химическая энергия связей между атомами органических соединений пищи преобразуется в различные виды энергии. Укажите те виды энергии, в которые может преобразовываться химическая энергия.
1. Электрическая, механическая, тепловая 3. Только механическая и тепловая
2.Только электрическая и тепловая 4. Только электрическая и механическая
45. Назовите органические соединения, которые откладываются в организме в качестве запасного источника энергии в большом количестве, чем другие химические соединения.
1. Углеводы 3. Белки
2. Жиры 4. Нуклеиновые кислоты
46. Укажите все химические соединения, которые являются конечными продуктами распада углеводов в организме человека.
1. Вода и углекислый газ 3. Аммиак и другие соединения
2. Вода, углекислый газ, аммиак и другие 4. Углекислый газ и аммиак
соединения
47. В клетках печени некоторые виды органических соединений в ходе ферментативных реакций могут образовываться из органических соединений другого вида. Укажите химические соединения, из которых могут образовываться жиры.
1. Из белков и углеводов 3. Только из углеводов
2. Только из белков
48. Назовите продолжительность времени, в течение которого человек может прожить без воды.
1. Несколько часов 3. Несколько недель
2. Несколько дней 4. Несколько месяцев
1. Вода и углекислый газ 3. Аммиак и другие соединения
2. Вода, углекислый газ, аммиак и другие 4. Углекислый газ и аммиак
соединения
44. В организме человека химическая энергия связей между атомами органических соединений пищи преобразуется в различные виды энергии. Укажите те виды энергии, в которые может преобразовываться химическая энергия.
1. Электрическая, механическая, тепловая 3. Только механическая и тепловая
2.Только электрическая и тепловая 4. Только электрическая и механическая
45. Назовите органические соединения, которые откладываются в организме в качестве запасного источника энергии в большом количестве, чем другие химические соединения.
1. Углеводы 3. Белки
2. Жиры 4. Нуклеиновые кислоты
46. Укажите все химические соединения, которые являются конечными продуктами распада углеводов в организме человека.
1. Вода и углекислый газ 3. Аммиак и другие соединения
2. Вода, углекислый газ, аммиак и другие 4. Углекислый газ и аммиак
соединения
47. В клетках печени некоторые виды органических соединений в ходе ферментативных реакций могут образовываться из органических соединений другого вида. Укажите химические соединения, из которых могут образовываться жиры.
1. Из белков и углеводов 3. Только из углеводов
2. Только из белков
48. Назовите продолжительность времени, в течение которого человек может прожить без воды.
1. Несколько часов 3. Несколько недель
2. Несколько дней 4. Несколько месяцев
Предварительный просмотр:
I вариант
№ 1. Известно, что ген длинных ресниц доминантен. От брака женщины с длинными ресницами и мужчины с короткими родилось 9 детей, у 4 из них ресницы были длинные, как у матери, у 5 — короткие, как у отца. Определите генотипы родителей.
№ 2. Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть — над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. Какова вероятность получения в F2 чистопородного сиамского котенка; котенка, фенотипически похожего на персидского; длинношерстного палевого котенка (выразить в частях)?
№ 3. У кроликов серая окраска тела доминирует над черной, а мохнатая шерсть над гладкой. Черную гладкошерстную самку скрестили с дигетерозиготным самцом. Укажите генотипы родителей и генотипы и фенотипы гибридов первого поколения.
II вариант
№ 1. Женщина с тонкими губами выходит замуж за мужчину с толстыми губами, у отца которого губы были тонкие. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с тонкими губами, и сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары, если известно, что у человека ген, обусловливающий тонкие губы, рецессивен по отношению к гену толстых губ?
№ 2. Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?
№ 3. На селекционной станции для изучения свойств нового сорта посеяли 589 семян томата. 192 растения из них оказались карликовыми. Определите характер наследования высоты растения у томатов, а также генотипы и фенотипы родите лей, с которых собрали семена.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1. У человека наличие веснушек (А) доминирует над их отсутствием (а), а вьющиеся волосы (В) над прямыми (Ь). В семье отец с прямыми волосами и без веснушек, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему скрещивания, определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения детей с веснушками и прямыми волосами.
2. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами, с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Вариант 2
1. Фенилкетонурия (ФКУ) — заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (в), и альбинизм (а) наследуются как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье мать — альбинос и больна ФКУ, а отец дигетерозиготен по генам альбинизма, но не болен ФКУ и не является носителем этого заболевания. Определите генотипы родителей. Составьте схему скрещивания, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей альбиносов, больных ФКУ.
2. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с черными морскими свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохнатых и 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть — рецессивные признаки.
Предварительный просмотр:
Вариант I
1.
Низкие температуры ограничивают распространение лося в Скандинавии и Сибири. Хотя средняя годовая температура Сибири выше, лось в Скандинавии встречается значительно севернее, чем в Сибири. Почему в Скандинавии лось распространяется севернее, чем в Сибири?
2.
В песчаных пустынях жизнь богаче, чем в глинистых. Растения достигают здесь больших размеров, а почвенные животные отличаются видовым многообразием и большей численностью. Объясните причины большего разнообразия жизни в песчаных пустынях по сравнению с глинистыми.
3.
В XIX в. исследователи обратили внимание на следующую зоогеографическую закономерность: по мере приближения к югу в Северном полушарии у теплокровных животных наблюдается относительное увеличение размеров конечностей по отношению к телу и размерам придатков на теле. Почему? Дайте аргументированный ответ.
4.
Установлено, что в тропических лесах никогда не наблюдаются вспышки численности отдельных видов, а для тундры характерны массовые размножения леммингов, падения и взлеты численности песцов и других животных. Почему в тропических лесах не бывает резких колебаний численности отдельных видов, а в тундре подобные явления закономерны?
Вариант II
1.
Растения и животные, обитающие в умеренном поясе, могут существовать при широких изменениях температуры, а тропические виды не выдерживают больших температурных колебаний. Предположите возможные причины, способствовавшие формированию видов, обитающих в широком и в узком температурном диапазоне.
2.
Известно, что в прикорневой зоне (в ризосфере) количество микроорганизмов всегда больше, чем на некотором расстоянии от нее. Объясните, с чем это связано.
3.
В настоящее время самые крупные теплокровные животные — киты и слоны, а самые мелкие — землеройки (длиной 4—5 см), птицы колибри (длиной 2,8—2,85 см). Чем, по вашему мнению, обусловлены предельные размеры теплокровных животных?
4.
Установлено, что в еловом лесу травянистой растительности меньше, чем в сосновом бору. В чем причина?
Вариант III
1.
В Якутии на северных склонах растет даурская лиственница, а южные склоны покрыты сосновыми лесами. Объясните причины такого распространения деревьев.
2.
Известно, что клубни картофеля осенью даже при высоких температурах не прорастают. Осенью и ранней зимой не распускаются почки срезанных и поставленных в воду ветвей деревьев. Объясните, с чем это связано.
3.
Рассмотрим пищевую цепь: злаки — кузнечики — лягушки — змеи — орел. Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.
4.
Многие животные, в зависимости от специфики питания, запасают семена различных растений на зиму. Например: пара желтогорлых мышей за две недели запасает 38 000 буковых орешков, лесная мышь за 6 дней может запасти до 15 000 желудей, а самец желтогорлой мыши такое же количество желудей запасает за 15 дней. Объясните, какое влияние на популяции растений оказывают животные, запасающие их семена на корм.
Вариант IV
1.
На южных окраинах лесной зоны по северным склонам сохраняются леса, а по южным растут степные растения. Объясните причины такого распространения лесных и степных растений.
2.
Известно, что в смешанном лесу средней полосы подстилки много, а во влажном тропическом лесу с буйной растительностью ее почти нет. Объясните причины этих различий.
3.
У одного из позвоночных животных в шерсти растут мхи. Какие особенности образа жизни позволяют последним жить в шерсти?
4.
Установлено, что среди насекомых самая высокая плодовитость у растительноядных форм, а наиболее низкая у хищников. Объясните, почему растительноядные насекомые обладают более высокой численностью по сравнению с хищными насекомыми.
Вариант V
1.
Фенек (Fenecus zerda) обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная (Vulpes vulpes) типична для умеренных широт, песец (Alopex lagopus) обитает в тундре. Рассмотрите рисунок 44 и объясните, почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно отличаются размерами ушей.
2. Известно, что процесс оплодотворения у растений осуществляется при достаточно высокой температуре. Каким образом внутри цветков высокогорных и арктических растений достигается температура более высокая, чем температура окружающей среды?
3.
Установлено, что среди водных животных имеется довольно много прозрачных форм, а среди обитателей поверхности почвы такие формы практически отсутствуют. Объясните почему.
4.
Ученые установили, что хвойные породы повреждаются промышленными газами сильнее лиственных. Объясните причину.
Вариант VI
1.
Иногда летом в утренние часы, после прохладной дождливой ночи многие растения проявляют явные признаки увядания, хотя почва сильно увлажнена и температура воздуха довольно высока. Объясните причины увядания растений.
2.
В XIX в. немецким физиологом Карлом Бергманом была установлена следующая зоогеографическая закономерность: величина тела теплокровных животных в Северном полушарии увеличивается по направлению к северу, а в Южном полушарии — по направлению к югу. Как вы объясните это явление?
3.
Дополните приведенные ниже посылки.
В прериях Северной Америки и в степях Азии произрастают разные виды травянистых растений, потому что ___________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однако и в тех и в других местообитаниях растут главным образом травы, потому что _____________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.
Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные насаждения?
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Как называются мутации, связанные с изменением числа хромосом?
1) генные 2) точковые 3) хромосомные 4) геномные
2. Как называются мутации, связанные с изменением нуклеотидной последовательности ДНК одного гена?
1) генные 2) мутагенные
3) хромосомные 4) геномные
3. Для мутационной изменчивости, в отличие от модификационной, характерно следующее...
- затрагивает только фенотип
- не передается по наследству
- носит случайный характер
- носит приспособительный характер к условиям среды
4. Новые сочетания существующих генов появляются в результате изменчивости...
1) мутационной 2) комбинативной
3) модификационной 4) онтогенетической
5. К физическим мутагенам относится(-ятся)...
1) ультрафиолетовое излучение 2) азотистая кислота
3) некоторые вирусы 4)бенз(а)пирен
Вариант № 2
1. Как называются мутации, связанные с перемещением участков хромосом?
1) генные 2) точковые 3) хромосомные 4) геномные
2. Для модификационной изменчивости, в отличие от мутационной, характерно следующее...
- затрагивает генотип
- передается по наследству
- носит случайный характер
- носит приспособительный характер к условиям среды
3. Новые гены появляются в результате изменчивости...
1) мутационной 2) комбинативной
3) модификационной 4) онтогенетической
4. Что является причиной геномных мутаций?
- изменение нуклеотидной последовательности ДН К одного гена
- перемещение участков хромосом
- изменение числа хромосом
- кроссинговер
5. К биологическим мутагенам относится(-ятся)...
- ультрафиолетовое излучение
- азотистая кислота
- некоторые вирусы
- бенз(а)пирен
Вариант № 3
1. Как называется свойство организмов противоположное наследственности, но связанное с ней?
1)изменчивость 2)гомеостаз
3)адаптация 4)развитие
2. Какую изменчивость Ч. Дарвин называл «неопределённой»?
1) модификационную 2) фенотипическую
3) ненаследственную 4)генотипическую
3. Как называется мутация, при которой изменяется структура ДНК?
1)генная 2)геномная
3) цитоплазматическая 4) хромосомная
4. Какой из перечисленных факторов, вызывающий мутации, относится к биологическим?
1) ионизирующее излучение 2) понижение температуры
3) поражение вирусом 4) ультрафиолетовое излучение
5. Как называются мутации, не совместимые с жизнью организма?
1) фенотипические 2) летальные
3) спонтанные 4) половые
Вариант № 4
1. К какой форме изменчивости относится рождение ребёнка с шестью
пальцами на руках?
1) мутационной 2) соотносительной
3) фенотипической 4)модификационной
2. Какую изменчивость Ч. Дарвин называл «определённой»?
1) мутационную 2) генотипическую
3) модификационную 4) наследственную
3. Какой вид изменчивости НЕ относится к наследственной?
1) мутационная 2)соотносительная
3) модификационная 4) комбинативная
4. Какой из перечисленных факторов, вызывающий мутации, НЕ относится к химическим?
- поражение микроорганизмами
- алкоголь
- никотин
- наркотические вещества
5. Какое заболевание человека относится к наследственным?
1) базедова болезнь 2) пневмония
3) гемофилия 4) грипп
Вариант №5
1. К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в хлоропластах?
1) комбинативной 2) соотносительной
3) хромосомной 4) цитогенетической
2. В чём состоит отличие модификационной изменчивости от мутационной?
- изменяется число хромосом
- изменения передаются потомкам
- изменения происходят в пределах нормы реакции
- изменения возникают под действием физических, химических или биологических факторов
3. Как называется мутация, при которой изменяется число хромосом?
1) генная 2) хромосомная
3) соматическая 4) геномная
4. Чем характеризуется генотипическая изменчивость?
- возникает спонтанно
- может быть только доминантной
- по наследству не передаётся
- возникает целенаправленно
5. Как называются мутации, которые искусственно вызывают действием
определённых факторов?
1) спонтанные 2) индуцированные
3) вредные 4) генеративные
Предварительный просмотр:
« Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Таблица 1 *
Название вида | Среда обитания | Черты приспособленности к среде обитания | В чём выражается относительность приспособленности |
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Предварительный просмотр:
Развитие органического мира
Органы и признаки | Бакте-рии | Многоклеточ-ные водоросли | Мхи | Папоротни-кообразные | Голосе-менные | Покрытосе-менные |
1. способность к фотосинтезу | ||||||
2. спора как специализированная клетка размножения | ||||||
3. мужские половые клетки, подвижные в воде и оплодотворяю-щие при участии воды | ||||||
4. половые клетки в пыльце, опло-дотворяющие без участия воды | ||||||
5. семяпочка голая, не защищена стенками завязи | ||||||
6. семяпочка внутри завязи | ||||||
7. семя с зародышем голое | ||||||
8. семя с зародышем внутри плода, есть цветок | ||||||
9. двойное оплодотворение | ||||||
10. плод | ||||||
11. участие насекомых в опылении | ||||||
название двух-трех видов из каждой группы |
Развитие органического мира
Органы и признаки | Бакте-рии | Многоклеточ-ные водоросли | Мхи | Папоротни-кообразные | Голосе-менные | Покрытосе-менные |
1. способность к фотосинтезу | ||||||
2. спора как специализированная клетка размножения | ||||||
3. мужские половые клетки, подвижные в воде и оплодотворяю-щие при участии воды | ||||||
4. половые клетки в пыльце, опло-дотворяющие без участия воды | ||||||
5. семяпочка голая, не защищена стенками завязи | ||||||
6. семяпочка внутри завязи | ||||||
7. семя с зародышем голое | ||||||
8. семя с зародышем внутри плода, есть цветок | ||||||
9. двойное оплодотворение | ||||||
10. плод | ||||||
11. участие насекомых в опылении | ||||||
название двух-трех видов из каждой группы |
Предварительный просмотр:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ)
Задание 1 (а, б, в):
выберите из трех ответов один правильный
1. Движущими силами антропогенеза являлись:
а) борьба за существование
б) наследственная изменчивость
в) а + б
2. Гиббоны и орангутаны произошли от:
а) парапитеков
б) проплиопитеков
в) дриопитеков
3. К обезьянолюдям относится:
а) кроманьонец
б) австралопитек
в) питекантроп
4. К первым современным людям относят:
а) кроманьонца
б) австралопитека
в) неандертальца
5. К древнейшим людям относят:
а) неандертальца
б) кроманьонца
в) питекантропа
6. В эпоху великого оледенения жили:
а) кроманьонцы
б) неандертальцы
в) синантропы
7. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия труда, относится к:
а) древнейшим людям
б) древним людям
в) новым людям
8. Первыми овладели членораздельной речью:
а) неандертальцы
б) кроманьонцы
в) синантропы
9. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:
а) прямохождение
б) мышление
в) а + б
10. К виду Человек разумный относится:
а) неандерталец
б) кроманьонец
в) синантроп.
Задание 2 (ДА/НЕТ):
если Вы согласны с приведенными ниже утверждениями, Вы отвечаете «ДА», если же не согласны — «НЕТ»
- Копчик в скелете человека относится к атавизмам.
- Всего у человека насчитывается около 7 рудиментов.
- У человеческого эмбриона на ранней стадии эмбриогенеза имеется клоака.
- Мозг у месячного человеческого эмбриона состоит из трех мозговых пузырей.
- У человекообразных обезьян имеются четыре группы крови, характерные для человека.
- Объем мозга человекообразной обезьяны составляет 600 см3, а объем мозга человека — примерно 1400-1600 см3.
- Поверхность головного мозга у человекообразной обезьяны примерно в 1,5 раза меньше, чем у человека.
- Ни одна из современных обезьян не является прямым предком человека.
- Переход к прямохождению привел к облегчению процесса родов у человека.
- Наличие у человека второй сигнальной системы — это качественное отличие его высшей нервной деятельности от высшей нервной деятельности животных.
- Одной из движущих сил антропогенеза является естественный отбор.
- Останки австралопитека были найдены в 30-х гг. XX столетия в южных областях Австралии.
- Строение тазового пояса австралопитековых обезьян было подобно строению таза человека.
- Человек умелый изготавливал ручные рубила, скребла и наконечники.
- Питекантропа и синантропа считают двумя видами подрода обезьянолюдей.
Задание 3 (ДОПОЛНИТЬ ФРАЗУ): в каждой из приведенных ниже фраз пропущено одно или несколько слов. Заполните пробелы
- Первым ученым, высказавшим предположение о происхождении человека от обезьяноподобных предков, был …………………….. .
- Впервые биологические факторы антропогенеза были рассмотрены ……….. в его работе «…………….. ………….. ………………… ……………………………».
- К специфическим чертам, отличающим человека от человекообразных обезьян, относятся прямохождение, освобождение руки и ………………..
- К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и ………………… ………………. .
- Труд и трудовые отношения относятся к ……….. факторам антропогенеза.
6. Общими предками человека и человекообразных обезьян являются …………….. плацентарные млекопитающие, которые жили в …………………… эре.
7. Ветвь, приведшая к появлению предков современных человекообразных обезьян, отделилась
……………………….. в периоде кайнозойской эры.
- Предками современных человекообразных обезьян были ……………… .
- Парапитеки разделились на две ветви, одна из которых привела к появлению общих предков современных человекообразных обезьян и австралопитеков; это были ………………………………….. .
- В эволюции человека выделяют ………….. основных этапа: (перечислите их) ………………….. .
11.Питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека
относят к людям.
- К древним людям относят
- К современным людям относят
- Объем мозга древнейших людей колебался в пределах ………… .
- Максимального расцвета древнейшие люди достигли примерно
- Объем мозга древних людей достигал ……………… .
- Древние люди обитали примерно ………. - ………. лет назад.
- Внезапное исчезновение неандертальцев примерно 30 тысяч лет назад произошло, как предполагают, в результате ………….. ………. ………………….. .
- У кроманьонцев произошел переход от преимущественно ……………….. эволюции к преимущественно ………………………….. эволюции.
20. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе, начиная с ………………….. .
Предварительный просмотр:
Тема:«Типы взаимодействия организмов»
Вариант 1
Основная часть
1. Какой из перечисленных компонентов
экосистемы является редуцентом?
A. Муха.
Б. Ящерица.
В. Дождевой червь.
2. Какая из перечисленных пищевых цепей
составлена правильно?
А. Муха → лягушка → уж.
Б. Уж → лягушка → муха.
B. Лягушка → муха → уж.
3. Численность белки в еловых лесах в первую очередь зависит от:
А. Количества хищников.
Б. Суровости зимы.
В. Урожая семян.
4. Большую роль в накоплении биомассы
играют:
А. Животные.
Б. Растения.
В. Микроорганизмы.
5. От чего зависит степень конкуренции?
А. От ареала конкурентов.
Б. От количества конкурентов.
В. От сильного сходства или различия
потребностей конкурентов.
6. Что такое симбиоз?
А. Прямое уничтожение жертвы.
Б. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
В. Форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
7. Какое из перечисленных взаимодействий
относится к хищничеству?
A. На теле хозяина живут вши.
Б. Волки поедают мелких травоядных.
B. Насекомые питаются нектаром цветковых растений.
8. Азотфиксирующие бактерии относятся к:
A. Сапрофитам.
Б. Симбионтам.
B. Паразитам.
9. Сороки предупреждают копытных об опаснос-ти. О каком типе взаимодействия идет речь?
A. Хищничество.
Б. Межвидовая взаимопомощь.
B. Симбиоз.
10. Выберите пример паразитизма:
A. Береза и гриб подберезовик.
Б. Повилика и растение.
B. Лишайники.
11. Выберите пример конкуренции:
А. Акула и рыбы прилипалы.
Б. Деревья и микоризные грибы.
В. Ель в березовом лесу.
Дополнительная часть
12. Роль хищников в природе заключается в:
A. Уменьшении количества популяций-жертв.
Б. Поддержании состава и численности популяций-жертв на оптимальном уровне.
B. Избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм.
Г. Все перечисленное.
13. Многие хищники не способны предотвратить вспышки численности жертв. С чем это связано?
А. Хищники имеют меньший жизненный
цикл.
Б. Во время вспышки численности «жертв» плодовитость хищников уменьшается.
В. У хищников скорость роста популяции меньше, чем у жертв.
Г. Все перечисленное.
14. Выберите график, отражающий колебание численности жертв, в случае полной гибели хищников:
А Б
В Г
15. Выберите из приведенного ниже списка организм, не относящийся к консументам:
A. Муравей.
Б. Водосбор лекарственный.
B. Гадюка.
Г. Жук-навозник.
Тема:«Типы взаимодействия организмов»
Вариант 2
Основная часть
1. Какой из данных вариантов может быть
примером паразитизма?
А. Вши, клещи, грибы-трутовики.
Б. Рак-отшельник и актиния
В. Береза под пологом елового леса.
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
A. Конкуренция.
Б. Хищничество.
B. Мутуализм.
3. Борьба внутри вида или между особями
различных видов за пищу, ареал обитания
— это:
А. Конкуренция.
Б. Хищничество.
В. Паразитизм.
4. Совместное существование, при котором
каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
A. Нейтрализм.
Б. Мутуализм.
B. Конкуренция
5. Важное значение для хищников имеет:
А. Количество пищи.
Б. Качество пищи.
В. Разнообразие пищи.
6. Какое из перечисленных взаимодействий
относится к симбиозу?
A. Воробей поедает червей.
Б. Кукушка откладывает яйца в гнезда
мелких воробьиных.
B. В рубце одного из отделов сложного
желудка жвачных животных обитает
несколько килограммов бактерий.
7. Какие из приведенных ниже организмов
могут выступать в роли и консументов и
редуцентов?
А. Гриб-трутовик.
Б. Петров крест.
B. Индюк.
8. Что определяет наличие конкуренции?
А. Ограничение общих ресурсов.
Б. Избыток общих ресурсов.
В. Существует независимо от ресурсов.
9. Какая из пирамид чисел характерна для цепи питания: растения → тли → божьи коровки?
А Б В
10. Выберите пример мутуализма:
А. Кедровая сосна и кедровка.
Б. Береза и гриб-трутовик.
В. Гриб-фитофтора и картофель.
11. Выберите пример комменсализма:
А. Осина и микориза подосиновика.
Б. Рыбки карапуса в полости голотурий.
В. Растения семейства росянковые и насекомые.
Дополнительная часть
12. В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А. В снижении плодовитости.
Б. В уменьшении скорости роста популяции.
B. В приобретении новых качеств, способствующих выживанию.
Г. В полной гибели особей данного вида.
13. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношений «хозяин — паразит»:
А. Тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
Б. Полное истощение и быстрая смерть хозяина.
В. Нанесение вреда хозяину без пользы для себя.
Г. Извлечение пользы для себя без вреда для хозяина.
14. Из перечисленных ниже примеров адап-тации найдите наиболее характерные для хищников.
A. Покровительственная окраска.
Б. Использование убежищ.
В. Быстрота реакции.
Г. Наличие шипов, игл, панциря
15. Аллелопатия — это:
А. Химическое взаимовлияние растении друг на друга при помощи продуктов метаболизма.
Б. Взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное сожительство.
B. Потребление остатков пищи хозяина.
Г. Выгодное, но не обязательное совместное существование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цепи питания сосна Жук-короед дятел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...