«Вода. Охрана воды»
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Урок по теме «Вода. Охрана воды» впервые был использован как интегрированный урок химии-биологии в 8 классе. Последующие переработки были осуществлены для использования его в курсе общей биологии 9 класса. Источником для внесения изменений были проводимый в 2009 г. Всероссийский Урок чистой воды, выполнение учащимися школы исследовательских работ по изучению водных ресурсов. Уроки подобной тематики могут найти широкое применение в преподавании не только биологии, но и географии, химии, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vode_2010.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Конаково
Урок по теме «Вода. Охрана воды»
Учитель биологии ,
МОУ СОШ №8
г. Конаково Тверской обл.,
Варанкина Валентина Александровна
2010 г.
г. Конаково Тверской обл.
(ул. Энергетиков д.38, тел.:(48242)4-56-42)
АннотацияУрок по теме «Вода. Охрана воды» впервые был использован как интегрированный урок химии-биологии в 8 классе. Последующие переработки были осуществлены для использования его в курсе общей биологии 9 класса. Источником для внесения изменений были проводимый в 2009 г. Всероссийский Урок чистой воды, выполнение учащимися школы исследовательских работ по изучению водных ресурсов. Уроки подобной тематики могут найти широкое применение в преподавании не только биологии, но и географии, химии, литературы.
Пояснительная записка
Проблема взаимоотношения человека и природы достигла небывалой остроты в 3 тысячелетии. Технический прогресс привел к существенным изменениям природной среды. Отмечается тенденция не только к истощению горючих и минеральных ресурсов, но и значительному загрязнению и разрушению биосферы. Все это должно стать предметом целостного изучения.
В настоящее время уделяется внимание различным проявлениям экологической проблемы, одним из которых является дефицит чистой питьевой воды. Кроме того загрязнение среды обитания связано с экологической безопасностью, нарушение которой может привести к социальной напряженности. Человечество должно осознать свою глобальную функцию поддержания биосферных процессов и научиться действовать с учетом законов биосферы. Возможное решение экологической проблемы связано с развитием человеческих качеств каждого отдельного человека.
В формировании экологической нравственности, безусловно, важное место занимает школа. Проведение уроков экологической направленности в рамках, к примеру, преподавания биологии позволит развивать экологические мышление, сознание, культуру.
Предлагаемый урок можно проводить при изучении темы «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» в 9 классе (программа С.Г. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захарова «Общая биология»)
Цели урока: систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе. причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, источниками загрязнений, методами очистки. Выяснить способы экономии воды; развивать навыки проведения исследований, анализа, обобщения, формировать ответственное отношение к использованию пресной воды. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский; словесные, наглядные, практические.
Формы деятельности: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся, работа с ПК.
Средства обучения: мультимедиапроектор, ПК.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
1. Анализ учебной информации.
2. Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, русским языком.
3. Выдвижение гипотез, «мозговой штурм».
4. Использования цифровых образовательных ресурсов:
иллюстративные материалы, полученные в Интернете; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Компьютерная презентация к уроку.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
· Углубляют знания о строении, свойствах и значении воды на Земле, о распространенности воды в природе
· Приобретают умение объяснить причину опасности загрязнения воды .
· Приобретают навыки исследовательской работы.
· Умеют использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, проектных работ по данной теме.
Содержание
Уроки подобной тематики учителем проводились при изучении биологии, интегрированном уроке химии – биологии около 3 лет. На уроке не только систематизируются знания о воде как о веществе, о гидросфере, о видах загрязнения, но и продолжают формироваться элементарные экологические понятия, выявляются последствия воздействия человека на природу. Развивается познавательный интерес к глобальным проблемам современности, развиваются исследовательские навыки, навыки работы с ПК, Интернет-ресурсами, научной литературой, формируется активная жизненная позиция к решению экологических проблем, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России..
Дальнейшими перспективами использования данного опыта будет использование его в интеграции с литературой, исскуством, разнообразием заданий для исследовательской деятельности с усилением практического выхода. Проявление интереса к данной теме нашло выход во внеурочной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы
«Изучение антропогенного воздействия на состояние Мошковического залива»-2009 г., 1 место на областном конкурсе водных проблем)
Конспект урока: Вода. Охрана воды.
Цели урока: систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, источниками загрязнений, методами очистки. Выяснить способы экономии воды; развивать навыки проведения исследований, анализа, обобщения, формировать ответственное отношение к использованию пресной воды. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Оборудование: презентация учителя, ПК, мультимедиапроектор, экран, видеофрагмент из фильма «Вода», презентации учащихся по результатам исследования «Сам себе контролер», «Песенка водовоза из к/ф «Волга-Волга».
Ход урока:
1.Оргмомент («Песенка водовоза из к/ф «Волга-Волга», сообщение темы, определение совместно с учащимися цели и задач урока, слайды №1, 2)
Вступительное слово учителя.
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.
Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и других вопросах.
(Запись темы урока в тетрадях учащихся).
2.Актуализация знаний (демонстрация презентации, беседа)
Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия. (слайд 3)
Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою,
А в сущности просто вода…
Бережная ширь океана
И тихая заводь пруда, –
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали исчезая,
Лебедями плывут облака
Вот туча идет грозовая,
А в сущности только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом, зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет все растает
И будет простая вода.
Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанные? Запасы пресной воды составляют 400 тыс. км3.
3.Первичное изучение и закрепление нового материала (демонстрация презентации, видеофрагмента, беседа по вопросам, записанным на доске:
1. Содержание воды на Земле.
2. Значение воды в природе и жизни человека.
3. Охрана водных ресурсов. Изменяется ли количество пресной воды на планете? Почему же мы говорим тогда о нехватке пресной воды? Что вам известно о загрязнении воды? Каковы методы очистки воды?)
3.1. Содержание воды на Земле.
Вопрос: Сколько же на нашей планете воды? (слайд 4)
98 % находится в океанах и морях, 2 % на суше, из них 2 % пресной воды (показ по карте пресных источников). 2 % пресной воды - это не так много, почему же она не убывает? (Слайд 4)
3.2. Значение воды. (Просмотр видеофрагмента из видеофильма «Вода», беседа)
Вопрос: Какое значение имеет вода для организма человека, животных?
Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ
живых организмов, в том числе и человека. При потере организмом человека
даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура
тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется
мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды
может привести к необратимым изменениям в организме, 15-20% приводит к
смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не
справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить
около месяца, то без воды– всего лишь несколько суток. По оценкам Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ), 80% заболеваний в
мире вызваны низким качеством воды
Вопрос: Какова роль воды в формировании неживой природы?
Вода испаряется и воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их недоступными для растений и микроорганизмов. Благодаря этому процессу происходит постепенное разрушение литосферы, компоненты которой переносятся в моря и океаны.
Вопрос: Чем отличается вода организма человека от обычной воды?
Эта вода отличается от обычной наличием различных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности. Примерно около 4,5л этой воды входит в состав крови. Вода служит также проводником тепла по организму. Вода - хороший растворитель. Количество воды в крови всегда остается постоянным.
Вопрос: Можно ли отождествлять понятия “дистиллированная вода” и “пресная вода”? Почему? Можно ли использовать дистиллированную воду для питья? Почему?
Пресная вода состоит только из молекул воды; соленая – это раствор соли в воде; рассол – это кипяченная соленая вода; минеральная – раствор минеральных солей. Нельзя отождествлять пресную и дистиллированную воду, так как дистиллированная вода не имеет минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности, поэтому нельзя использовать дистиллированную воду для питья.
3.3. Охрана водных ресурсов. (сообщение учащегося, презентация - слайд 5, 6,7,8, заполнение таблицы, обсуждение ситуаций, «мозговой штурм»)
Вопрос: Изменяется ли количество пресной воды на планете?
Нет, т.к. существует круговорот воды, осуществляемый в основном за счет энергии Солнца, хотя и организмы оказывают на него воздействие. Наличие круговорота основано на том, что поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. “Лишняя” испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океаны с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды.
Вопрос: Почему же мы говорим тогда о нехватке пресной воды?
Причины недостатка питьевой воды (сообщение учащегося, слайд 5)
Вопрос: Что вам известно о загрязнении воды?
Считаете ли вы эту проблему важной?
Каковы источники загрязнения? (сообщение учащегося, заполнение таблицы 1 с последующей проверкой -Приложение №1, слайд 6)
Вопрос: Что является основными загрязнителями? (сообщение учащегося, слайд 7, 8)
Вопрос: Каковы методы очистки воды? (сообщение учащегося, слайд 9)
Учитель: представьте себе следующую ситуацию:
Ситуация 1
Вы отправились в кругосветное путешествие и оказались одни на корабле среди бесконечного океана. У вас кончилась питьевая вода, за бортом только соленая. Можно ли из нее сделать пресную?
Ситуация 2
Если имеется пресная вода, но очень грязная, что можно сделать?
Вопрос: Какие были применены способы очистки?
3.4. Мероприятия по охране воды (Презентация - слайды 10, 11,12, 13; презентация итогов исследований учащихся «Сам себе контролер», обсуждения итогов)
-Учащиеся должны оценить количество воды, употребляемое ими во время еды, умывания, посещения туалета, купания, уборки, стирки. На основании данных строят график:
Так как вода используется всеми членами семьи для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд, можно умножить используемое количество воды на количество членов семьи.
-Пути экономии воды в быту («мозговой штурм»)
4.Рефлексия. (слайд 14)
Учитель возвращает к целям и задачам:
что выполнили, что не получилось и почему.
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание (слайд 15)
Варианты творческих заданий:
- подготовить проект водосбережения в быту, в школе.
-найти отображение темы воды в литературе нашей страны.
- подготовить рекламную продукцию по водосбережению, охране воды.
Список рекомендуемой и использованной литературы
1. Мамедов Н. М., Суравегина И.Т. «Экология»учебное пособие для 9 – 11 классов М., «Школа-Пресс» 1996
2. Мансурова С.Е. «Практикум по общей биологии» М., изд. «Владос» 2006
3.«Свет жизни» пособие для учителей к учебному курсу по экологии. Изд. Московского областного педагогического колледжа. 1995
4.http://russian-water.ru/russian-water-main/80-urok-chistoj-vodi.html «Методические материалы к Всероссийскому Уроку Чистой воды».
5.www.water.ru/bz/likbez/aboutw.shtml «О воде» 6.http://watermarket.ru/articles/2599 «О запасах пресной воды» 7.http://www.odnavoda.ru/txt.php?id=145 «Международная академия здоровья о воде»
Приложение 1
Таблица «Загрязнение воды»
Вид загрязнения | Загрязняющий фактор | Источник загрязнения | Устранение загрязнения |
Приложение 2
Презентация к уроку.
Приложение 3
Видеофрагмент «Вода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вода и жизнь. охрана воды.
Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, жел...
Очистка воды. Охрана водоемов от загрязнения.
Задача учителя - обобщить знания учащихся о воде как самом распространенном веществе на земле, расширить их представления о способах очистки воды, показать необходимость предотвращения загрязнения вод...
Информация о проведенных мероприятиях "Охрана воды"
Информация о проведенных мероприятиях по экологическому воспитанию....
Урок географии в 5 классе Тема: Моря и океаны. Использование и охрана воды.
Цель урока: Повторить и закрепить знания уч-ся о пресных водоемах и обитателях пресных водоемов, их происхождении (естественные и искусственные водоемы); использование пресных вод...
Урок краеведения по Челябинской области "Охрана воды"
Урок проводился в 6 классе.На уроке ребята продемонстрировали результаты исследований,проведённых по теме....
Беседа "Вода. Охрана воды"
План-конспект беседы по экологии "Вода. Охрана воды"...
Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.
Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...