Тетрадь - практикум по биологии 6 класс 1 часть
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Перед биологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоения знаний, формирования знания об основных методах исследования, развития умений и навыков изучения биологических объектов; развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством наблюдения и практических, лабораторных работ по изучению живых объектов; привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания, формирования умений и навыков, использования знаний в учебной работе, на практике, в жизни. Решению этих задач во многом способствует рациональная организация лабораторных занятий, на которых учащиеся самостоятельно, хотя и под руководством учителя, непосредственно изучают натуральные объекты, используя такие специфические для биологической науки методы, как наблюдение и эксперимент.
Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы как обучающего, так и обучаемых. Они оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя учащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.
Самостоятельные наблюдения и опыты на лабораторных занятиях не только активизируют внимание учащихся, но также удовлетворяют и поддерживают их любознательность, пытливость и интерес. У детей возникает много вопросов, ответы на которые они начинают искать в опытах и объяснениях учителя, в учебнике, в доступной им литературе. На лабораторных занятиях самостоятельная работа учащихся носит открытый для наблюдения характер, что позволяет контролировать ход познавательного процесса. Усвоение новых знаний, закрепление и проверка их органически соединяются в единый учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lab_rabota_no_6_6_klass_.doc | 111.5 КБ |
laboratornaya_rabota_no_8.doc | 672.5 КБ |
laboratornaya_rabota_no_9.doc | 646.5 КБ |
laboratornaya_rabota_no_15.doc | 162 КБ |
laboratornaya_rabota_no2.doc | 231 КБ |
laboratornaya_rabota_3-4.doc | 272 КБ |
laboratornaya_rabota_no7_6_klass.doc | 54.5 КБ |
laboratornaya_rabota_10-11.doc | 331 КБ |
l.r._no12.doc | 137.5 КБ |
lab_rabota_no_13.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося_______________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Тема: Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).
Цель нашей работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование и материалы: Лупа ручная, проросшие семена фасоли и пшеницы.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (лупа) работай осторожно, чтобы не разбить их.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы
- Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени фасоли. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите тип корневой системы.______________________________________________________
3.Рассмотрите под лупой главный корень.
4.Подпишите на рисунке названия видов корней.
- _______________________________________________
- _______________________________________________
5. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени пшеницы.
6. Определите тип корневой системы.______________________________________________________
Подпишите название видов корней
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
Сделайте вывод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося_______________________________________________________________________
Лабораторная работа № 8
Тема: Видоизменения корней
Цель: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оборудование: морковь, свекла, георгин, рисунки видоизмененных корней.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Роспись учащегося: _______________________________
Ход работы:
- Пользуясь учебником, страница _____, дайте определение видоизменению.
Видоизменение – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
Видоизменения корней | Роль в жизни растения | |
- Сделай вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося_________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Тема: Строение вегетативных и цветочных почек.
Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: таблица, учебник, побеги разных растений, лупа.
Техника безопасности:
1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
2. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы.
- Рассмотрите строение вегетативной и цветочной (генеративной) почек, сделайте обозначения.
__________________________почка _____________________________ почка
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- ____________________________________
- Заполните таблицу, отмечая знаками «+» и «-» наличие или отсутствие частей почки
Строение почки | Вегетативная почка | Генеративная почка |
Почечные чешуи | ||
Зачаточный стебель | ||
Зачаточные листья | ||
Зачаточные почки | ||
Зачаточные бутоны |
- Вывод: почку называют зачаточным побегом потому, что в ней можно найти _________________, ____________________, _____________________. Вегетативные почки располагаются только на _________________________ побегах. Из них развиваются _______________________________________________________________________________. Цветочные почки располагаются только на __________________________ побегах, из них развиваются ___________________________________________________________________.
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося________________________________________________________________________
Лабораторная работа №15
Тема: Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Цель: _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Оборудование: лупа, гербарии, рисунки.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- С предметами лабораторного оборудования работай осторожно.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Опыление – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите виды опыления: _________________________________ и ____________________________________.
- Самоопыление - это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему самоопыление осуществляется при любых обстоятельствах: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перекрестное опыление – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перекрестное опыление осуществляется____________________________ и ________________________________. Реже ________________________, ________________________________ и _______________________________.
- Рассмотрите рисунки и гербарий цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Сравните их между собой.
- Результаты исследования занесите в таблицу:
Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки | Насекомоопыляемые растения | Ветроопыляемые растения |
1 Крупные яркие цветки |
|
|
2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия |
|
|
3 Наличие нектара |
|
|
4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия |
|
|
5 Наличие аромата |
|
|
6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество |
|
|
7 Крупная липкая шероховатая пыльца |
|
|
8 Растут большими скоплениями, образуя заросли |
|
|
9 Растения цветут весной до распускания листьев |
|
|
9.Сделайте вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося_____________________________________________________________________
Лабораторная работа №2
Тема: Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
Цель: ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, лупа, лабораторные инструменты
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
- Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
- Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
- Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Изучи сведения о лупе, пользуясь тестом учебника на странице 12
- Какие лупы изображены на рисунке: 1 - _______________________________
2 - _______________________________
- Определи, во сколько раз увеличивает обычная лупа___________, штативная лупа ____________
4. Изучи сведения о микроскопе, пользуясь тестом учебника на странице 13
5. Подпиши на рисунке найденные части микроскопа.
1 - _____________________________________
2 - _____________________________________
3 - _____________________________________
4 - _____________________________________
5 - _____________________________________
6 - _____________________________________
7 - _____________________________________
8 - _____________________________________
6. Изучи правила работы с микроскопом
7. Сделай вывод __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №3-4
Тема: Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
Цель: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, лабораторные инструменты, лист комнатного растения традесканции, чешуя лука.
Техника безопасности:
1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
- Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
- Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
- Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Приготовь препарат чешуи кожицы лука используя последовательность приготовления препарата. Показанного на рисунке.
- Окрась препарат раствором йода.
- Рассмотри окрашенный препарат под микроскопом. Найди оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком.
- Сравни с рисунком. Укажи на рисунке перечисленные части клетки.
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- Приготовь микропрепарат кожицы листа традесканции. с нижней стороны. Рассмотри клетки. Отметь, чем они отличаются от клеток кожицы лука: _________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________.
6. Сравни микропрепарат с рисунком 9, на странице 18 учебника. Определи, как называются зеленые пластиды - __________________________. Объясни, почему они имеют зеленый цвет: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________Выясни, какую функцию они выполняют - ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
10. Сделай вывод, ответив на вопрос, почему клетка является наименьшей структурной единицей растительного и животного организма.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №7
Тема :Определение зоны роста (растяжения) у корня.
Цель: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, лупа, проростки пшеницы, фасоли, лабораторное оборудование
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
- Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
- Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
- Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
1. Рассмотри под лупой кончик корня проростка. Определи, чем покрыт кончик корня - _________________________________________. Выясни, какую функцию он выполняет: __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
- Рассмотри рисунок продольного разреза корня.
3.Определи на нем перечисленные зоны. Подпиши их на рисунке. Выясни, какие функции они выполняют. Полученные данные занеси в таблицу:
1_______________________________
2_______________________________
3_______________________________
4_______________________________
5_______________________________
6_______________________________
Зона корня, № обозначения на рисунке | Функции |
деления | _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ |
роста | _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ |
всасывания | _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ |
проведения | ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ |
4.Сделай вывод: - ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 10-11
Тема: Внешнее строение листа. Внутреннее строение листьев.
Цель: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оборудование: микроскоп, лист традесканции, лабораторное оборудование.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное, покровное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
- Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
- Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Лист состоит из ________________________________ и ________________.
- Рассмотри рисунок, определи, какой лист с черешком, а какой без черешка. Подпиши на рисунке.
- Ответь на вопрос, используя текст учебника.
С верхней и нижней стороны лист покрыт ________________ - покровной тканью, состоящей из плотно прилегающих друг другу клеток. Они защищают внутренние ткани листа.
4.Найди на рисунке устьице. Рассмотри его. Определи, как называются клетки, образующие устьице - __________________________________, какую форму они имеют - ______________________________________. Найди между клетками устьичную щель. Какую функцию выполняет устьице - __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приготовь микропрепарат кожицы листа традесканции и рассмотри под микроскопом.
- Рассмотри рисунок поперечного разреза листа.
7.Рассмотри клетки мякоти, расположенные под верхней кожицей.
Определи, как называются эти клетки________________________________________________________________________________________
почему они так называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотри клетки мякоти, расположенные под нижней кожицей. Определи, как называются эти клетки ____________________________________________________и почему они так называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сделай вывод, как влияет строение листа на выполняемую функцию - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося_________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 12
Тема: «Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева»
Цель: _________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Оборудование: лупа, распилы древесных стеблей разных возрастов.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Рассмотри спил дерева. Найди кору - ________, луб_____, древесину ______, камбий - ______и сердцевину - _______.
- Определи, какой слой самый широкий - ______________________________________________________________________.
- Выясни:
1) из какого слоя стебля образуются годичные кольца - _____________________________________________________________________.
2) Что такое годичное кольцо( стр 46) - ______________________________________________________________________
3) Количество годичных колец указывает на _______________________________________________________
4) Где расположены самые старшие по возрасту слои древесины: ближе к коре или к сердцевине. Ответ подчеркни.
- Выясни ответы на вопросы ( стр 46):
1. Почему годичные кольца разные по ширине _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как с помощью годичных колец можно установить стороны горизонта? ______________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Объясни, как взаимосвязаны погодные условия и толщина годичных колец:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определи количество годичных колец на спилах деревьев:
___________________________________________________________________________________________
- Сделай вывод: с чем связан рост растений в толщину _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Ф.И. учащегося______________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 13
Тема: Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.
Цель: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оборудование: лупа, гербарий корневища, луковица лука, клубень картофеля, слабый раствор йода.
Техника безопасности:
- Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
- При работе со скальпелем соблюдай аккуратность и осторожность, избегай порезов. После работы скальпель вложи в футляр.
- После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
- Рассмотри клубень картофеля. На его поверхности есть углубления, в которых находятся верхушечная и пазушные почки – это «глазки». Над глазками имеется так называемая «бровка» - это недоразвитый лист. Найди и обозначь на рисунке:
1 – основание клубня
2 – верхушка клубня
3 - глазок
Подсчитай количество глазков на клубне - ____________. Определи, где больше глазков - на основании или верхушке. Ответ подчеркни.
- Из листьев картофеля в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в их верхушках. Верхушки столонов растут, увеличиваются и превращаются в клубни. Для того чтобы убедиться, что в клубне есть крахмал, на разрез капни каплю раствора йода. Запиши, как изменилась окраска разреза? _________________________________________________________
Запомни: под действием раствора йода крахмал синеет.
4. Рассмотри строение луковицы. Выясни, какое строение имеют наружные чешуи – _____________________________________________________________________________ Их значение - _________________________________________________________________
5. Разрежь луковицу. Найди укороченный стебель – донце, от которого отходят __________________________________ корни, образующие _________________________ корневую систему. На донце найди почки. Выясни, что из них развивается - __________________________________.
Запомни: чешуи – видоизмененные листья.
Обозначь на рисунке изученные части луковицы:
1. почки 2. Сочные чешуи 3. Сухие чешуи 4. Донце 5. Придаточные корни
6. Используя гербарий, рассмотри кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Обозначь на рисунке изученные части корневища:
7. Сделай вывод: клубень – это видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________луковица – это видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________корневище – это видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компьютерный практикум в среде OpenOffice.org» ( к учебнику Л.Босовой «Информатика» 6 класс) часть 1
Данная работа предназначена в помощь учителю информатики, работающему по новому учебно-методическому комплекту для 6 класса (автор Босова Л.Л., издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», c ...
Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"
Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого ученика к самостоятельному поиску новых знаний, овладению новыми умениями. Дневник ...
Рабочая тетрадь-практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля
Рабочая тетрадь-практикум предназначена для обучающихся средних профессиональных и начально-профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля, изучающих курс «Об...
Рабочая тетрадь по технологии для девочек для 6 класса, часть 2
Занимательные материалу по технологии...
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомендации.
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомедации....
Рабочая тетрадь - практикум по РР
в помощь педагогам...
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Тетрадь - практикум для закрепления материала и подготовки к ЕГЭ по литературе.
В данный практикум состоит из трёх частей. В первую часть включены таблицы для закрепления теоретического материала по роману "Война и мир", который может понадобиться при ответе...