Тетрадь - практикум по биологии 6 класс 1 часть
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Дорошкевич Лариса Владимировна

Перед биологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоения знаний, формирования знания об основных методах исследования, разви­тия умений и навыков изучения биологических объектов; развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством наблюдения и практических, лабораторных работ по изучению живых объектов; привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания, формирования умений и навыков,  использования знаний в учебной работе, на практике, в жизни. Решению этих задач во многом способствует рациональная организация лабораторных занятий, на которых учащиеся самостоятельно, хотя и под руководством учителя, непосредственно изучают натуральные объекты, используя такие специфические для биологической науки методы, как наблюдение и эксперимент.

     Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы как обучающего, так и обучаемых. Они оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя учащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека. 

 

      Самостоятельные наблюдения и опыты на лабораторных занятиях не только активизируют внимание учащихся, но также удовлетворяют и поддерживают их любознательность, пытливость и интерес. У детей возникает много вопросов, ответы на которые они начинают искать в опытах и объяснениях учителя, в учебнике, в доступной им литературе. На лабораторных занятиях самостоятельная работа учащихся носит открытый для наблюдения характер, что позволяет контролировать ход познавательного процесса. Усвоение новых знаний, закрепление и проверка их органически соединяются в единый учебный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося_______________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).

Цель нашей работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование и материалы:  Лупа ручная, проросшие семена фасоли и пшеницы.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (лупа) работай осторожно, чтобы не разбить их.
  3. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени фасоли. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите тип корневой системы.______________________________________________________

3.Рассмотрите под лупой главный корень.

4.Подпишите  на рисунке названия видов корней.

  1. _______________________________________________
  2. _______________________________________________

5. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени пшеницы.

6. Определите тип корневой системы.______________________________________________________

 Подпишите название видов корней

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

Сделайте вывод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося_______________________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Тема:  Видоизменения корней

Цель: ________________________________________________________________________

           ________________________________________________________________________

Оборудование: морковь, свекла, георгин, рисунки видоизмененных корней.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Роспись учащегося: _______________________________

Ход работы:

  1. Пользуясь учебником, страница _____, дайте определение видоизменению.

Видоизменение – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните  таблицу:

Видоизменения корней

Роль в жизни растения

  1. Сделай вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося_________________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

Тема:  Строение вегетативных и цветочных почек.

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: таблица, учебник, побеги разных растений,  лупа.

Техника безопасности:

1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

       2. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы.

  1. Рассмотрите строение вегетативной и цветочной (генеративной) почек, сделайте обозначения.

__________________________почка                           _____________________________ почка

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________
  5. ____________________________________

  1. Заполните таблицу, отмечая знаками «+» и «-» наличие или отсутствие частей почки

Строение почки

Вегетативная почка

Генеративная почка

Почечные чешуи

Зачаточный стебель

Зачаточные листья

Зачаточные почки

Зачаточные бутоны

  1. Вывод: почку называют зачаточным побегом потому, что в ней можно найти _________________, ____________________, _____________________.  Вегетативные почки располагаются только на _________________________ побегах.  Из них  развиваются _______________________________________________________________________________. Цветочные почки располагаются только на __________________________ побегах,  из них развиваются ___________________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося________________________________________________________________________

Лабораторная работа  №15

 Тема: Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Цель: _________________________________________________________________________________

           _________________________________________________________________________________

Оборудование: лупа,  гербарии, рисунки.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. С предметами лабораторного оборудования работай осторожно.
  3. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Опыление – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Перечислите виды опыления: _________________________________ и ____________________________________.
  3. Самоопыление  - это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Почему самоопыление осуществляется при любых обстоятельствах: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Перекрестное опыление – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Перекрестное опыление осуществляется____________________________ и ________________________________. Реже ________________________, ________________________________ и _______________________________.
  7. Рассмотрите рисунки и  гербарий цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Сравните их между собой.

     

  1. Результаты исследования занесите в таблицу:

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1 Крупные яркие цветки

 

 

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

 

 

3 Наличие нектара

 

 

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

 

 

5 Наличие аромата

 

 

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

 

 

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

 

 

8 Растут большими скоплениями, образуя заросли

 

 

9 Растения цветут весной до распускания листьев

 

 

9.Сделайте вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося_____________________________________________________________________

Лабораторная работа №2

Тема: Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. 

Цель: ______________________________________________________________________

           _______________________________________________________________________

Оборудование: микроскоп, лупа, лабораторные инструменты

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
  3. Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
  4. Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
  5.  Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
  6.  После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Изучи сведения  о лупе, пользуясь тестом учебника на странице 12
  2. Какие лупы изображены на рисунке:            1 - _______________________________

                                  2 - _______________________________

  1. Определи, во сколько раз увеличивает обычная лупа___________, штативная лупа ____________

4. Изучи сведения  о микроскопе, пользуясь тестом учебника на странице 13

5. Подпиши на рисунке найденные части микроскопа.

1 - _____________________________________

2 - _____________________________________

3 - _____________________________________

4 - _____________________________________

5 - _____________________________________

6 - _____________________________________

7 - _____________________________________

8 - _____________________________________

6. Изучи правила работы с микроскопом

7. Сделай вывод __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №3-4

Тема: Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Цель: _________________________________________________________________________________

           ______________________________________________________________________________

Оборудование: микроскоп, лабораторные инструменты,  лист комнатного растения традесканции, чешуя лука.

Техника безопасности:

1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка)    работай осторожно, чтобы не разбить их.

  1. Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
  2. Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
  3.  Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
  4.  После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Приготовь препарат чешуи кожицы лука используя  последовательность приготовления препарата. Показанного на рисунке.

  1. Окрась препарат раствором йода.
  2. Рассмотри окрашенный препарат под микроскопом. Найди оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком.
  3. Сравни с рисунком. Укажи на рисунке перечисленные части клетки.

  1. ________________________________
  2. ________________________________
  3. ________________________________
  4. ________________________________
  5. ________________________________

  1. Приготовь микропрепарат кожицы листа традесканции. с нижней стороны.  Рассмотри клетки. Отметь, чем они отличаются от клеток кожицы лука: _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

6. Сравни микропрепарат с рисунком 9, на странице 18 учебника. Определи, как называются зеленые пластиды - __________________________. Объясни, почему они имеют зеленый цвет: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Выясни, какую функцию они выполняют - ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

10. Сделай вывод, ответив на вопрос, почему клетка является наименьшей  структурной единицей растительного и животного организма.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №7

Тема :Определение зоны роста (растяжения) у  корня.

Цель: ________________________________________________________________________________

           ________________________________________________________________________________

Оборудование: микроскоп, лупа, проростки пшеницы, фасоли, лабораторное оборудование

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
  3. Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
  4. Препаровальную иглу бери только за ручку, не допускай уколов, закрывай иглу колпачком. Пипетку бери только за резиновый наконечник.
  5.  Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
  6.  После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

1. Рассмотри под лупой кончик корня проростка. Определи, чем покрыт кончик корня - _________________________________________. Выясни, какую функцию он выполняет: __________________________________________________________________________________________

      ___________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотри рисунок  продольного разреза корня.

                                                                       

3.Определи на нем перечисленные зоны. Подпиши их на рисунке. Выясни,  какие функции они выполняют. Полученные данные занеси в таблицу:

1_______________________________

2_______________________________

3_______________________________

4_______________________________

5_______________________________

6_______________________________

Зона корня, № обозначения на рисунке

Функции

деления

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

роста

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

всасывания

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

проведения

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4.Сделай вывод: - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 10-11

Тема: Внешнее строение листа. Внутреннее строение листьев.

Цель: ________________________________________________________________________

           ________________________________________________________________________

Оборудование: микроскоп, лист традесканции, лабораторное оборудование.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметное, покровное стекло, пипетка) работай осторожно, чтобы не разбить их.
  3. Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.
  4. Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.
  5.  После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Лист состоит из ________________________________ и ________________.
  2. Рассмотри рисунок, определи, какой лист  с черешком, а какой без черешка. Подпиши на рисунке.
  3.  Ответь на вопрос, используя текст учебника.

 С верхней и нижней стороны лист покрыт ________________ - покровной тканью, состоящей из плотно прилегающих друг другу клеток. Они защищают внутренние ткани листа.

4.Найди на рисунке устьице. Рассмотри его. Определи, как называются клетки, образующие устьице - __________________________________, какую форму они имеют - ______________________________________. Найди между клетками устьичную щель. Какую функцию выполняет устьице - __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Приготовь микропрепарат кожицы листа традесканции и  рассмотри под микроскопом.

  1. Рассмотри рисунок поперечного разреза листа.

7.Рассмотри клетки мякоти, расположенные под верхней кожицей.

Определи, как называются  эти клетки________________________________________________________________________________________

почему они так называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотри клетки мякоти, расположенные под нижней кожицей. Определи, как называются эти клетки ____________________________________________________и  почему они так называются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сделай вывод, как влияет строение листа на выполняемую функцию - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося_________________________________________________________________________________

 Лабораторная работа № 12

Тема: «Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева»

Цель: _________________________________________________________________________________________

           _________________________________________________________________________________________

Оборудование: лупа, распилы древесных стеблей разных возрастов.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Рассмотри спил дерева. Найди кору - ________, луб_____,  древесину ______, камбий - ______и сердцевину - _______.

  1. Определи, какой слой самый широкий  - ______________________________________________________________________.
  2. Выясни:

1) из какого слоя стебля образуются годичные кольца - _____________________________________________________________________.

2) Что такое годичное кольцо( стр 46) -  ______________________________________________________________________

3) Количество годичных колец указывает на   _______________________________________________________    

4) Где расположены самые старшие по возрасту слои     древесины: ближе к коре или к сердцевине. Ответ   подчеркни.  

  1. Выясни ответы на вопросы ( стр 46):

 1. Почему годичные кольца разные по ширине _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Как с помощью годичных колец можно установить стороны горизонта? ______________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Объясни, как взаимосвязаны погодные условия и толщина годичных колец:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Определи количество годичных колец на спилах деревьев:

       ___________________________________________________________________________________________

  1. Сделай вывод: с чем связан рост растений в толщину _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ф.И. учащегося______________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 13

Тема: Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.

Цель: ________________________________________________________________________

           ________________________________________________________________________

Оборудование: лупа, гербарий корневища,  луковица лука, клубень картофеля,  слабый раствор йода.

Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
  2. При работе со скальпелем соблюдай аккуратность и осторожность, избегай порезов. После работы скальпель вложи в футляр.
  3. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.

Ход работы:

  1. Рассмотри клубень картофеля. На его поверхности есть углубления, в которых находятся верхушечная и пазушные почки – это «глазки». Над глазками имеется так называемая  «бровка» - это недоразвитый лист. Найди и обозначь на рисунке:

1 – основание клубня              

2 – верхушка клубня  

3 - глазок

Подсчитай количество глазков на клубне - ____________. Определи, где больше глазков - на основании или верхушке. Ответ подчеркни.

  1. Из листьев картофеля в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в их верхушках. Верхушки столонов растут, увеличиваются и превращаются в клубни. Для того чтобы убедиться, что в клубне есть крахмал, на разрез капни каплю раствора йода. Запиши, как изменилась окраска разреза? _________________________________________________________

Запомни: под действием  раствора йода крахмал синеет.

 4.  Рассмотри строение луковицы. Выясни, какое строение имеют наружные чешуи – _____________________________________________________________________________  Их значение - _________________________________________________________________

 5. Разрежь луковицу. Найди укороченный стебель – донце, от которого отходят __________________________________ корни, образующие _________________________ корневую систему. На донце найди почки. Выясни, что из них развивается - __________________________________.

 Запомни: чешуи – видоизмененные листья.

Обозначь на рисунке изученные части луковицы:

1. почки       2. Сочные чешуи 3. Сухие чешуи      4. Донце    5.  Придаточные корни

b2-4

 6. Используя гербарий, рассмотри кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой.  Обозначь на рисунке изученные части корневища:

7. Сделай вывод:  клубень – это  видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________                             ____________________________________________________________________________________луковица – это  видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________корневище – это  видоизмененный подземный побег, т.к. имеет следующие признаки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компьютерный практикум в среде OpenOffice.org» ( к учебнику Л.Босовой «Информатика» 6 класс) часть 1

Данная работа предназначена в помощь учителю информатики, работающему  по новому учебно-методическому комплекту для 6 класса (автор Босова Л.Л., издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», c ...

Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"

Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого ученика к самостоятельному поиску новых знаний, овладению новыми умениями. Дневник ...

Рабочая тетрадь-практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля

Рабочая тетрадь-практикум предназначена для обучающихся средних профессиональных и начально-профессиональных учебных заведений по профессиям социально-экономического профиля, изучающих курс «Об...

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомендации.

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомедации....

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Тетрадь - практикум для закрепления материала и подготовки к ЕГЭ по литературе.

В данный  практикум состоит из трёх  частей. В первую часть включены таблицы для закрепления теоретического материала по роману "Война и мир", который может понадобиться при ответе...