День экологического разнообразия.
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Акулова Татьяна Ивановна

Разработку данного мероприятия можно использовать при проведении предметных недель по биологии, географии, экологии, а также как классное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ekologicheskogo_raznoobraziya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

     

                                                                     

                                                   

                                     

                                                         

                                                                 

                                                 

                      Участники: учащиеся 5,6,7 классов.

                      Цель: 1) Способствовать формированию у учащихся бережного

                                отношения к природе.

                                     

                                      2) Научить детей видеть красоту окружающего мира, раз-

                                      вивать их внимание, любовь ко всему живому.

                                     

                                      3) Ознакомить учащихся с интересными фактами из мира

                                      растений и животных, вызывающие желание ближе позна-

                                      комиться с природой.

                      Подготовительная работа: 

                                                   

  1. В условиях малокомплектной школы данное мероприятие считается общешкольным и участвовать могут все желающие. Но конкурсная программа рассчитана на учеников 5-7 классов. Ответственный за проведение классный руководитель разрабатывает программу, отвечает за оформление и инвентарь, готовит призы, организует подготовительную работу помощников из числа учеников.
  2. Готовится необходимое оборудование.
  3. Три ученика изучают интересные факты из жизни растений и животных. По желанию могут дополнить данный учителем материал.
  4. Художники класса пишут плакат с эпиграфом к празднику, а также плакат с пословицами к конкурсу № 6. Изготавливают жетоны.

          Оформление, оборудование и инвентарь:

 На доске прикреплён плакат с эпиграфом.

   Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки, поэтому следуй завету берендеев: «Помирать собирайся, а рожь сей».                  

                                                                                                                  М.М. Пришвин.

На стенах прикреплены картинки с изображением колибри, страуса альбатроса, секвойи, лиственницы, берёзы, ели, сосны.

Гербарий смородины, брусники, черники, земляники, одуванчика, клевера, зверобоя, пастушьей сумки, малины.

Перья птиц. (По возможности: аиста, петуха, утки кряквы, утки домашней, сороки, воробья и т.д.)

Аудиозаписи «Наедине с природой». Конкурсные паузы заполняются звуками природы: шум леса, голоса птиц.

Жетоны для поощрения.

Призы активным участникам и помощникам. Это наборы открыток с лекарственными растениями, тематические тетради по биологии, экологии и т.д.

  Ведущий. Сегодняшнюю встречу мы посвятим с вами взаимоотношениям человека и природы. Мы узнаем много нового и интересного из жизни растений, животных, мы научимся ценить то, что дала нам природа.

  25 апреля 1719 года. В Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой её стал любимым для многих поколений ребят. Они видят в нём человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. 28 долгих лет пробыл Робинзон Крузо на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Везение его заключалось лишь в том, что остров тот был тропическим, где круглый год лето. А если бы судьба забросила его в тайгу или, к примеру,  в леса средней полосы России?

    Так устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И сегодня совершаются наитруднейшие переходы через пустыни, плавание на шлюпке через весь океан, высаживаются на необитаемые острова и пытаются там найти средства к существованию, идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь в полном смысле подножным кормом…Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогают сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно, знание родной природы.

     Сегодня и вы узнаете о тех растениях, которые могут служить людям в самых сложных ситуациях.

              Конкурс 1. Кто назовёт больше всех лекарственных растений ?

 (За каждый правильный ответ ученик получает жетон.)

              Конкурс 2. Отгадай растение.

  • Какое из растений можно использовать в качестве ваты? (Мох сфагнум.)
  • Какое растение можно использовать при расстройстве желудка? ( Плоды черёмухи.)
  • Какое растение используют при зобной болезни, так как оно богато йодом? (Черноплодная рябина.)
  • Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (Подорожник.)
  • Что является лучшим противоглистным средством? (Тыква.)
  • Какое растение является богатейшим источником витамина С? (Шиповник.)
  • Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (Из сосны обыкновенной.)
  • Из каких растений можно испечь хлеб? (Пшеница, рожь, кукуруза и др).

                   

            Ведущий.А знаете ли вы, что это за растение? Правильно, это рогоз. Растение это очень полезное! Стебли и листья можно использовать на корм скоту, из них плетут циновки и корзины, покрывают в деревнях крыши сараев. Но самое ценное у рогоза – корневище. В нём содержится сахар, белок, крахмал. Из него можно приготовить муку. Для этого корневище разрезают на кусочки длиной примерно в 1см и высушивают над огнём до тех пор, пока они не будут разламываться с сухим треском. Затем их измельчают. Из муки, приготовленной таким способом, в Астрахани ещё в прошлом веке пекли хлебцы, бисквиты и пряники!

            А ещё можно приготовить муку из корневищ тростника, который вам всем хорошо известен и из желудей дуба.

             Конкурс 3. Выберите из предложенных вам растений те, из которых можно приготовить чай в лесу. (Предлагается смородина, брусника, черника, земляника, одуванчик, клевер, зверобой, пастушья сумка, малина.) Ученики должны объяснить, что некоторые из этих растений не растут в лесу, кроме того, одуванчик не годится для чая, слишком горький.

             Конкурс 4. Загадки.

*     Ягодка- не сладость, зато глазу радость и лесам украшенье,

       и дроздам угощенье.(Рябина.)

 

                                             *     Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.(Лиственница).

*    Как зовут меня, скажи-

Часто прячусь я во ржи,

                                                   Скромный полевой цветок, синеглазый ….(Василёк).

                                             *    Четыре листа – вроде креста,

И чёрный глаз глядит на нас. (Вороний глаз.)

                                             *    Зелена, а не луг,

                                                   Бела, а не снег,

                                                   Кудрява, а не волос. (Берёза.)

  • Много рук, а нога одна. (Дерево.)

       

    ( За каждый правильный ответ ученики продолжают получать жетоны.)

   

      Ведущий. А теперь послушайте сообщения моих помощников об интересных фактах из мира растений.

      1-й. Самое распространённое дерево наших лесов- лиственница. Это хвойное дерево-гигант, достигающее в высоту 40-50 м (с 15-этажный дом); второе место занимает сосна, третье место-берёза, четвёртое – сосна, пятое – ель, шестое – осина, а затем дуб.

      2-й. Мы знаем, что растения растут в течение всей жизни. За свою жизнь они были свидетелями многих исторических событий. Известно, что в Ферганской долине (в Узбекистане) растёт многовековой чинар. Окружность семнадцати стволов этого дерева – 27,5 м, а поперечник равен 10 м. Существует легенда, что под этим деревом отдыхал ещё Александр Македонский.

     3-й. В Индии растёт гигантский фикус, состоящий из 3 тысяч крупных и такого же числа мелких стволов. Высота его 60 м, возраст – 3 тысячи лет. В тени его кроны могут уместиться одновременно 7 тысяч человек. А гигантские секвойи живут свыше 4 тыс. лет, достигая при этом150 м высоты и диаметра ствола до 11 м, а иногда и 18 м. Одной секвойи достаточно, чтобы построить 40 пятикомнатных домов. Для перевозки одного старого дерева требуется целый товарный поезд, состоящий из 60 вагонов. Древесина секвойи очень тверда, её не могут разрушить ни грибы, ни насекомые, ни лесные пожары. Люди используют этих гигантов в своих целях. Так на пне срубленного дерева был построен дом, в котором могли одновременно танцевать 16 пар, размещались музыканты и примерно 20 зрителей. В дупле одного такого дерева расположен ресторан на 50 человек, в другом – гараж для легковых машин.

                       Конкурс5. «Верю» или «не верю».

  • Верите ли вы, что не все птицы умеют летать? (Верю).
  • Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю).
  • Верите ли вы, что львы бегают быстрее всех животных? (Не верю).
  • Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что пингвины живут стадами и нападать на них опасно? (Не верю).
  • Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки Агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю).

                         Конкурс 6. «Собрать пословицы».

                                             ( Пословицы написаны на доске, плакате или на

               карточках.)

                                     1. Кукушки стали куковать…         а)…весна на дворе.

                                     2. Низко ласточки летают…           б)…зима на дворе.

                                     3. Синица к избе…                           в)…дождь предвещают.

                                     4. Кулик не велик…                         г)…своё болото хвалит.

                                     5. Соловей запел…                          д)…скоро гром загремит.

 6. Прилетел кулик из заморья…     е)…морозам больше не бывать.

 7. Ласточка прилетела…                 ж)…всё – таки птица.

 8. Гусь летит…                                 з)…вывел весну из затворья.

 9. Всяк кулик…                                и)…зимушку на хвосте тянет.

10. Грач на горе…                             к)…вода пошла на убыль.

             Ведущий.Предыдущий конкурс был посвящён птицам. Это следующая страничка нашей встречи. Весна…Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей- пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи…Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – всё это делает пернатых чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносят пользу и человеку. Какую? (Ответы учеников.) Верно. Полезна птица, но не все это понимают. На сегодняшний день каждому десятому виду птиц на Земле угрожает опасность исчезновения! Как вы думаете, каким образом человек уменьшает численность птиц? (Ответы учеников).Конечно, чтобы помочь нашим пернатым соседям необходимо их очень хорошо знать.

       

                     Конкурс 7. Шуточная мини – викторина.

  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Петух снёс яйцо, кому достанется оно? ( Петухи яиц не несут.)
  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
  • От чего гусь плавает? (От  берега.)
  • Почему птицы летают? (По воздуху.)
  • Что будет делать ворона, прожив три года? ( Жить четвёртый.)
  • Какой город носит название птицы? (Орёл.)
  • Отчего петух, когда поёт, глаза закрывает? ( Хочет показать, что поёт наизусть.)

            Ведущий. Чем покрыто тело птицы? Перьями. И у каждой птицы они разные, отличные от других – у кого-то яркие, у кого-то тусклые, у кого-то пёстрые. Можете ли вы сказать по одному пёрышку, какая это птица? Вот вам задание.

                       Конкурс 8. Вот перья. Угадайте, перья какой птицы перед вами?

   У каждого упавшего пёрышка – своя история: у кого –то кошка выдрала, кто-то в драке потерял и т.д. Присмотритесь повнимательнее, особенно в лесу интересны находки. Что здесь случилось, почему лежит пёрышко или целая куча перьев, или трупик птицы целиком? Попробуйте расследовать эту историю! Присмотритесь к жизни птиц в природе, сколько тайн вам откроется! Ведь без пернатых каким скучным был бы мир!

          Ведущий. А знаете ли вы, что самый большой размах крыльев у белохвостого альбатроса – 3,20 м, что белоголовый сип может жить до 120 лет, а сокол-сапсан в пикировании достигает скорости 350 км/ч. Яйца африканского страуса самые большие и весят до 1.5 кг, а длиной 15-20 см. Самая маленькая птица на Земле колибри весит всего1,6-1,8 г, её яйцо с горошину, а гнёздышко как половинка грецкого ореха. Колибри совершает своими крылышками 100-200 взмахов в секунду.

          1-й ученик.Стали люди сильными, как боги,

                                 И судьба Земли у них в руках,

                                 Но темнеют страшные ожоги

                                 У Земного шара на боках.

                                 Мы давно освоили планету,

                                 Широко шагает новый век.

                                 На Земле уж белых пятен нету,

                                 Чёрные сотрёшь ли, человек?

     

           Ведущий. Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц. Например, дронт – крупная нелетающая птица. Она тяжело переваливалась с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Португальцы назвали этих птиц «додо». Жили додо на островах Маврикия. Последнего из них видели в 1681 году.

      Можно было бы назвать много исчезнувших животных и растений. Но это тема наших будущих встреч.

      Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека? Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство с 1918 года создаёт охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. Давайте и мы с вами внесём свой вклад в защиту природы. И сейчас составим призыв ко всем ученикам нашей школы, жителям наших деревень.

    (Составляется листовка с призывом и правилами поведения человека в природе.)

     Ведущий. А теперь подведём итоги наших конкурсов. Самые активные участники и помощники получат открытки с изображением  животных, растений.

                                 

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого…пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и Земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

                                              Р. Рождественский

 

                                             

                                           

                                                                     

Список использованной литературы:

 1.  «Люби, знай, береги родную природу».Областная станция юных натуралистов.- Лениздат-1968 г.

  1.  Р67. Школьные КВНы и конкурсы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  2. Чудеса природы. Т .16. М.: ООО «Мир книги», 2005. – 192с.
  3. К47. Классному руководителю о классном часе./ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День экологических знаний в районе

Методические рекомендации для педагогов-экологов...

Видовое разнообразие пресмыкающихся. Экологические группы

Урок о классификации класса пресмыкающихся. Данный урок продолжает развивать экологические понятия и даёт подробную характеристику каждой экологической группе....

Интерактивная игра для 5х классов "День биологического разнообразия"

Игра расчитана на ребят, обучающихся по ФГОСам, те 1 час в неделю. В игре затронуты темы: биологические науки, микроском, методы исследования, 4 царства:бактерии, грибы, растения, животные. Игра состо...

Положение о районном семинаре "День экологического образования"

Районный семинар "День экологического образования" проводится в начале второй декады мая в рамках Всероссийской акции "Марш парков". Это традиционное мероприятие, проводимое экологическим центром наше...

Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля

Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...