Конспект урока
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Витамины ».
Цель урока: сформировать понятие о витаминах, их биологической роли в организме, значении для долголетия.
Задачи урока:
Образовательные – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умению обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, представлять свои творческие работы, развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебники, тетради.
Метод: словесный с применением наглядности.
Тип урока : комбинированный.
План урока:
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала
3.Закрепление изученного материала
4.Рефлексия
5.Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, коллеги! Сегодня на уроке мы с вами сформируем понятие о таких веществах как витамины, которые представляют собой биологически активные вещества в нашем организме.
Так что будьте внимательны, эти знания вам пригодятся!
II.Изучение нового материала:
Слайд № 1
Учитель: Витамины! Каждый из вас не раз слышал это слово.
- Каждый из вас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? - А как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня?
- Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения?
После ответов 2 -3 обобщаю их ответы.
В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Мы с вами познакомимся с воздействием витаминов на организм на примере пяти групп. Витамины обозначают латинскими буквами: А, В, С, Д, РР и др. Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют животное происхождение. Витамины не обеспечивают организм энергией, они являются катализаторами, ускорителями реакций обмена веществ. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
- Заслушиваем сообщение учащегося, подготовленное с использованием дополнительной литературой « Забытое учение Н.И.Лунина».
( О витаминах и их биологической роли рассказывают учащиеся, заранее готовившие эти вопросы).
Слайд № 2
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Коллеги, ответьте, пожалуйста мне на вопрос:
- Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.
Слайд № 3
Все витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые.
Слайд № 4
Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке развивается и заболевание - цинга. Коллеги, а кто сможет объяснить, чем характеризуется болезнь цинга?
Коллеги: Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Слайд № 5
Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?
Коллеги: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Слайд № 6
Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?
Коллеги: Катаракта-помутнение хрусталика.
Слайд № 7
Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.
Слайд № 8
Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.
Слайд № 9
Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
При недостатке – пеллагра.
Кто нам расскажет про эту болезнь?
Коллеги: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.
Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание.
Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.
Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым.
Слайд № 10
Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.
Слайд № 11
Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.
Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
- Скажите пожалуйста, почему необходимо употреблять растения в сыром виде?
Слайд №12
Авитаминоз – полное отсутствие витаминов в организме;
Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;
Слайд № 13
Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме.
- Ребята, скажите пожалуйста, как можно сохранить витамины в овощах.
Слайд № 14( роль витаминов)
Слайд № 15
Правила приготовления пищи,
обеспечивающие сохранение витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.
3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.
4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
III. Закрепление изученного материала.
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина « Почти серьезно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда: « Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто – то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
ОТВЕТ:( У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем же жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)
IV.Рефлексия
- Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика)
- Назовите источники витаминов зимой?
- Почему витамины называют чудесной азбукой?
V. Домашнее задание: § 38; составить рассказ, используя 5 любых терминов урока или кроссворд по теме: «Витамины» (на выбор ученика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....