использование микролаборатории на уроках биологии
материал по биологии (6 класс) по теме

Сабатаева Алла Анатольевна

в материале обобщён опыт использования биологической микролаборатории как средство для развития практических умений учащихся в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование биологической микролаборатории на уроках биологии.

Сабатаева Алла Анатольевна

МБОУ «Верх – Обская средняя общеобразовательная школа

имени М.С.Евдокимова» Смоленского района Алтайского края

Учитель биологии и географии высшей квалификационной категории

   В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ. Для получения прочных знаний по биологии объем этих работ всегда был и остается довольно значительным, а безопасность, наглядность и доступность опытов позволяет повысить интерес к биологии, развивать практические умения и навыки учащихся, и в конечном итоге – улучшить качество знаний.

     Программа по биологии (учебная программа по биологии для основной общеобразовательной школы. Авторы: В.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов, М. Дрофа, 2001.) предполагает проведение 63 лабораторных работ, из них 26 – с использованием оптических приборов и лабораторного оборудования. Состав оборудования биологической микролаборатории обеспечивает возможность проведения лабораторных работ в объемах, установленных программами основного и полного образования, а также позволяет проводить дополнительные работы для успевающих учащихся.

     Распределение лабораторных работ, проводимых мною с помощью биологической микролаборатории,  представлено в таблице.

Лабораторные работы по школьному курсу биологии.

Раздел курса биологии

Готовые микропрепараты

Временные микропрепараты

Природные объекты

Биологический эксперимент

Всего

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

16

7

4

1

28

Животные

9

2

2

-

13

Человек

11

2

-

2

15

Общие биологичес. закономер.

3

1

-

3

7

Итого

39

12

6

6

63

     Среди методов, применяемых при проведении лабораторных работ, наблюдение используется в значительной части лабораторных работ. Более половины лабораторных работ учащиеся выполняют с помощью оптических приборов (лупы ручной и школьного микроскопа), а также с использованием принадлежностей и инструментов для микроскопирования. Примером могут служить работы по изучению растительной клетки, органов растений, простейших и беспозвоночных животных.

     При изучении разделов «Человек и его здоровье» лабораторные работы чаще всего проводим с детьми методом самонаблюдения над своим телом. Определенная часть работ требует применения оптических приборов и оборудования. Среди них можно отметить работы по изучению строения и жизнедеятельности клетки и животных тканей.

     При изучении раздела «Общие биологические закономерности» лабораторное оборудование применяем при изучении особенностей строения клеток различных видов, а также деления клеток и генетики.  

     Использование биологической микролаборатории позволяет мне создавать на уроке условия, благоприятные для развития исследовательских и творческих способностей учащихся, способствующих формированию практических компетентностей учащихся.

     Кроме того, применение микролаборатории позволяет создавать условия, благоприятные для формирования устойчивой мотивации к изучению процессов живой природы и развитию творческой деятельности учащихся. Проведение лабораторных работ разного уровня позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Дополнительные работы провожу по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки каждого конкретного ребенка.

     Такой творческий подход позволяет мне достичь высоких результатов. На протяжении последних пяти лет по биологии 100% успеваемость, а уровень качества знаний составляет от 62 до 88%. Из общего числа учащихся по моему предмету в среднем 75% детей имеют оценки «4» и «5».

    Самые одаренные и талантливые дети ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях по биологии, участвуют в краевой программе «Будущее Алтая», фестивалях «Портфолио» (г. Москва).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии

как сделать урок биологии интересным...

статья "Использование растений на уроках биологии"

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...