использование микролаборатории на уроках биологии
материал по биологии (6 класс) по теме
в материале обобщён опыт использования биологической микролаборатории как средство для развития практических умений учащихся в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_biologicheskoy_mikrolaboratorii_na_urokakh_biologii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование биологической микролаборатории на уроках биологии.
Сабатаева Алла Анатольевна
МБОУ «Верх – Обская средняя общеобразовательная школа
имени М.С.Евдокимова» Смоленского района Алтайского края
Учитель биологии и географии высшей квалификационной категории
В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ. Для получения прочных знаний по биологии объем этих работ всегда был и остается довольно значительным, а безопасность, наглядность и доступность опытов позволяет повысить интерес к биологии, развивать практические умения и навыки учащихся, и в конечном итоге – улучшить качество знаний.
Программа по биологии (учебная программа по биологии для основной общеобразовательной школы. Авторы: В.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов, М. Дрофа, 2001.) предполагает проведение 63 лабораторных работ, из них 26 – с использованием оптических приборов и лабораторного оборудования. Состав оборудования биологической микролаборатории обеспечивает возможность проведения лабораторных работ в объемах, установленных программами основного и полного образования, а также позволяет проводить дополнительные работы для успевающих учащихся.
Распределение лабораторных работ, проводимых мною с помощью биологической микролаборатории, представлено в таблице.
Лабораторные работы по школьному курсу биологии.
Раздел курса биологии | Готовые микропрепараты | Временные микропрепараты | Природные объекты | Биологический эксперимент | Всего |
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. | 16 | 7 | 4 | 1 | 28 |
Животные | 9 | 2 | 2 | - | 13 |
Человек | 11 | 2 | - | 2 | 15 |
Общие биологичес. закономер. | 3 | 1 | - | 3 | 7 |
Итого | 39 | 12 | 6 | 6 | 63 |
Среди методов, применяемых при проведении лабораторных работ, наблюдение используется в значительной части лабораторных работ. Более половины лабораторных работ учащиеся выполняют с помощью оптических приборов (лупы ручной и школьного микроскопа), а также с использованием принадлежностей и инструментов для микроскопирования. Примером могут служить работы по изучению растительной клетки, органов растений, простейших и беспозвоночных животных.
При изучении разделов «Человек и его здоровье» лабораторные работы чаще всего проводим с детьми методом самонаблюдения над своим телом. Определенная часть работ требует применения оптических приборов и оборудования. Среди них можно отметить работы по изучению строения и жизнедеятельности клетки и животных тканей.
При изучении раздела «Общие биологические закономерности» лабораторное оборудование применяем при изучении особенностей строения клеток различных видов, а также деления клеток и генетики.
Использование биологической микролаборатории позволяет мне создавать на уроке условия, благоприятные для развития исследовательских и творческих способностей учащихся, способствующих формированию практических компетентностей учащихся.
Кроме того, применение микролаборатории позволяет создавать условия, благоприятные для формирования устойчивой мотивации к изучению процессов живой природы и развитию творческой деятельности учащихся. Проведение лабораторных работ разного уровня позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Дополнительные работы провожу по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки каждого конкретного ребенка.
Такой творческий подход позволяет мне достичь высоких результатов. На протяжении последних пяти лет по биологии 100% успеваемость, а уровень качества знаний составляет от 62 до 88%. Из общего числа учащихся по моему предмету в среднем 75% детей имеют оценки «4» и «5».
Самые одаренные и талантливые дети ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях по биологии, участвуют в краевой программе «Будущее Алтая», фестивалях «Портфолио» (г. Москва).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии
как сделать урок биологии интересным...
статья "Использование растений на уроках биологии"
Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев", "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”
Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...