Рабочие программы
методическая разработка по биологии по теме
Рабочая программа по факультативу Экология животных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologiya.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ ООШ 13 д Мухино
Рабочая программа по
Факультативу
Экология
Сделал: Евсюнин Артём Артурович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с программой:
«Экология животных»: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин. Под редакцией доктора биологических наук профессора Н.М. Черновой.-М.: Вента-Графф, 2001-128 с.:ил.
Учебный курс «Экология» входит в состав регионального компонента базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Однако, экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий – физических. Химических. Биологических. Социальных и др., поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам. Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:
-способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
-является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
-формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;
-расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;
-позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.
Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.
В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Достижения цели предполагает решения ряда задач:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-Цель курса
«Экология животных» 7 класс – изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами природы.
Курс предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены вопросы популяционной экологии животных и исторического развития животного мира.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ | 1ч |
2 | УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ | 4ч |
3 | СРЕДЫ ЖИЗНИ | 5ч |
4 | ЖИЛИЩА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 1ч |
5 | БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 3ч |
6 | СВЕТ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 1ч |
7 | ВОДА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 2ч |
8 | ТЕМПЕРАТУРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 2ч |
9 | КИСЛОРОД В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 1ч |
10 | СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ | 4ч |
11 | ЧИСЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ | 3ч |
12 | ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ | 7ч |
ИТОГО: | 34ч |
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 7 класса: Количество часов в год -32
Количество часов в неделю – 1
35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю
Календарно-тематическое планирование . Экология животных - 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения | |||
Дата по плану | Факт. дата | корректировка | |||||||
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет | 1 | Комбинированный | Знать взаимодействии животных с окружающей средой | Индивидуальный опрос | ||||
2 | Условия существования животных | 1 | Комбинированный | Знать предельные условия существования | Индивидуальный опрос | ||||
2.1 | Многообразие условий обитания. | 1 | Комбинированный | Знать обитание животных | Индивидуальный опрос | ||||
2.2 | Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания | 1 | Комбинированный | Знать среды жизни | Индивидуальный опрос | ||||
2.3 | Предельные условия существования животных в Алтайском крае | 1 | Комбинированный | Знать условия существование животных | Фронтальный опрос | ||||
3 | Среды жизни | 1 | Комбинированный | Уметь различать приспособленность у животных | Фронтальный опрос | ||||
3.1 | Наземная среда обитания. Животный мир суши | 1 | Знать наземных животных | Фронтальный опрос | |||||
3.2 | Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде | 1 | Комбинированный | Знать животных обитающих в воде | Фронтальный опрос | ||||
3.3 | Почва как среда обитания животных | 1 | Знать животный мир почвы | Фронтальный опрос | |||||
3.4 | Живой организм как среда обитания животных | 1 | Знать приспособление у животных к жизни | Фронтальный опрос | |||||
4 | Жилища в жизни животных | 1 | Комбинированный | Знать жилище как среда обитания | Фронтальный опрос | ||||
5 | Биотические экологические факторы в жизни животных | 1 | |||||||
5.1 | Взаимное влияние животных и растений | 1 | Комбинированный | Уметь определять влияние животных растений | Фронтальный опрос | ||||
5.2 | Взаимоотношения между животными | 1 | Знать взаимоотношение между животными | Индивидуальный опрос | |||||
5.3 | Животные и микроорганизмы | 1 | Знать роль микроорганизмов в жизни животных | ||||||
6 | Свет в жизни животных | 1 | Знать отношение животных к свету | ||||||
7 | Вода в жизни животных | 1 | Знать значение воды в жизни животных | ||||||
7.1 | Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде | 1 | Комбинированный | Знать вода в жизни животных | |||||
8 | Температура в жизни животных | 1 | Знать значение температуры в жизни животных | ||||||
8.2 | Приспособление животных к различным температурам | 1 | Комбинированный | Знать приспособленность животных к различной температуре | |||||
9 | Кислород в жизни животных | 1 | Знать значение кислорода в жизни животных | ||||||
10 | Сезонные изменения в жизни животных | 4 | Комбинированный | Знать приспособление к меняющимся условиям существования | |||||
10.1 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования | 1 | Комбинированный | Знать сезонные изменения | |||||
10.2 | Оцепенение. Спячка | 1 | Знать оцепенение, спячка | ||||||
10.3 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие | 1 | Комбинированный | Уметь различать морфологические, физиологические, приспособления | |||||
10.4 | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания | 1 | Знать миграцию животных | Индивидуальный опрос | |||||
11 | Численность животных | 1 | Комбинированный | Знать колебание численности животных | |||||
11.1 | Популяции животных Алтайского края. Плотность популяции | 1 | |||||||
11.2 | Численность популяции. Колебания численности | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | |||||
12 | Изменения в животном мире Земли | 1 | Знать изменение в животном мире | ||||||
12.1 | Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов в Алтайском крае | 1 | Уметь различать многочисленные и малочисленные виды | Индивидуальный опрос | |||||
12.2 | Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных в Алтайском крае | 1 | Знать охрану животных в Алтайском крае | Индивидуальный опрос | |||||
12.3 | Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных | 1 | Комбинированный | Знать взаимоотношение человека и животных | |||||
12.4 | Редкие и охраняемые животные. Красная книга Алтайского края | 1 | Комбинированный | Знать редких животных планеты | Индивидуальный опрос | ||||
12.5 | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран | 1 | Комбинированный | Знать место расположения заповедников |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
7 класса по курсу «Экология животных»:
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Тема 2. Условия существования животных (4 ч)
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.
Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)
Тема 3. Среды жизни (5 ч)
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Тема 4. Жилища в жизни животных. (1ч)
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существование животных.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериачьные и грибковые заболевания животных.
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных,
Тема 6. Свет в жизни животных.(1ч)
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Тема 7. Вода в жизни животных (2ч)
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Экологические группы животнх по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Тема 8. Температура в жизни животных.(2ч)
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч)
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к излучению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4 ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения.) '
Тема 11. Численность животных (3ч)
Популяция животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебание численности. Динамика численности различных животных.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли (8 ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы\ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2002.
2.Экология животных: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / В.С. Кучменко, Л.А. Громова. – М.: Вентана-Граф,2010.
3. Шарова И. Х., Мосалов А. А. Зоология: Практикум. 7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4.Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
5. Державина Т. Б. Экскурсии в природу: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
Специфическое сопровождение (оборудование).
1Демонстраионный материал.
2. Использование интернет ресурсов.
3.Учебный материал 5,6,7,класса.
Список литературы
1. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы\ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2002.
2.Экология животных: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / В.С. Кучменко, Л.А. Громова. – М.: Вентана-Граф,2010.
3. Шарова И. Х., Мосалов А. А. Зоология: Практикум. 7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4.Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
5. Державина Т. Б. Экскурсии в природу: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...