Тема урока: Полое размножение животных.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Андреева Наталия Владимировна

 

Учебный предмет: биология, 6 класс.

 Уровень образования школьников:  базовый.

Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размножение».

Тема предшествующего урока: «Размножение, его виды. Бесполое размножение».

Цели:

образовательная: -  создать условия для осознания и осмысления понятий размножения, видов полого размножения, оплодотворения, применения этих понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;

- создать условия для применения ключевых понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;

развивающая: - развивать навыки анализа рисунков, схем и текста учебника для извлечения понятий размножения, виды  полого размножения, оплодотворения;

- развивать навыки составления схем и таблиц по тексту;

- развивать навык выявления затруднений при выполнении учебных заданий;

Задачи:

    - выявлять в процессе индивидуальной познавательной деятельности элементы ключевых понятий процесса полового размножения;

    - анализировать в процессе парно-групповой работы содержание рисунков, текста учебника с целью выявления сущности процесса полового размножения;

    -  выявлять затруднения при составлении схем и таблиц характеристик полового размножения, понимания сущности размножения в жизнедеятельности организма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды  презентации (см. приложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: биология, 6 класс.

 Уровень образования школьников:  базовый.

Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размножение».

Тема предшествующего урока: «Размножение, его виды. Бесполое размножение».

Тема урока: Полое размножение  животных.

Цели:

образовательная: -  создать условия для осознания и осмысления понятий размножения, видов полого размножения, оплодотворения, применения этих понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;

- создать условия для применения ключевых понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;

развивающая: - развивать навыки анализа рисунков, схем и текста учебника для извлечения понятий размножения, виды  полого размножения, оплодотворения;

- развивать навыки составления схем и таблиц по тексту;

- развивать навык выявления затруднений при выполнении учебных заданий;

Задачи:

    - выявлять в процессе индивидуальной познавательной деятельности элементы ключевых понятий процесса полового размножения;

    - анализировать в процессе парно-групповой работы содержание рисунков, текста учебника с целью выявления сущности процесса полового размножения;

    -  выявлять затруднения при составлении схем и таблиц характеристик полового размножения, понимания сущности размножения в жизнедеятельности организма.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды  презентации (см. приложение).

Ход урока.

             1. Организационный момент.         

 2. Проверка домашнего задания. В начале урока идет проверка усвоения изученной темы. Учащиеся выполняют тесты. Выбирают верные утверждения, отмечая их знаком «+».

Тест:

1.Размножение - характерное свойство всех живых организмов.

2. При бесполом размножении образуются половые клетки и происходит их слияние.

3. Почкование – способ бесполого размножения.

4. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами.

5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи.

6. Спора – это специальное образование для бесполого размножения, состоящее из нескольких клеток.

Свой выбор обоснуйте.

- В чем плюсы и минусы бесполого размножения? (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов).

3. Актуализация. На предыдущем уроке мы выяснили, что   известны два основных способа размножения: половое и бесполое.

- И сегодня на уроке мы говорим об особенностях полового размножения животных, его видах. Запишем тему урока в тетрадях. В словаре биологических  терминов дается такое определение полового размножения:

4.Первичное усвоение учебного материала.

Половое размножение – это развитие новой особи, как правило, из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть  в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

В половом процессе принимают участие специализированные клетки – гаметы. У большинства животных они бывают двух типов мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки), они образуются в половых железах. Прочитайте текс учебника на странице 128 и сравните половые клетки по плану:

  • набор хромосом;
  • размер;
  • запас питательных веществ;
  • подвижность.

Прочитайте текс учебника страница 128 и вместе составим схему видов животных.

Виды животных

                           Раздельнополые                Обоеполые

 Женский организм    Мужской организм        Гермафродит

Яйцеклетки                Сперматозоид       Яйцеклетки         Сперматозоид

Одной из разновидностей полового размножения является  партеногенез.

Партеногенез  – это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен  среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших, иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

При слиянии половых клеток идет процесс оплодотворения, в ходе него набор хромосом  восстанавливается, образовавшаяся в ходе него зигота- оплодотворенная  яйцеклетка – несет признаки обоих родителей.

Оплодотворение

   Наружное                                                                       Внутреннее

-водная                 1.среда                                            -наземно-воздушная

-большое              2. количество половых клеток      -малое

-отсутствует        3. забота о потомстве                     -присутствует

-высокая               4. смертность потомков                 -низкая

-Бесполое размножение приводит к быстрому увеличению числа особей, половое размножение идет медленнее, почему же оно считается более прогрессивным? (в результате  полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

5. Осознание и осмысление учебного материала. Парно - групповая работа по карточкам.

Проведи сравнение полового и бесполого размножения, заполни таблицу.

Особенности полового и бесполого размножения.

Пункты характеристики

Бесполое размножение

Половое размножение

1.Количество родителей.

Принимает участие только одна особь

2.Наследственность.

Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма.

3.Наличее половых клеток.

Гаметы не образуются.

4. У каких организмов встречается.

Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных.

5.Значение для организмов.

6. Применение знаний и умений. Проверь соседа. Выбери правильное утверждение:

а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей.
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками.
в) При бесполом размножении образуется один новый организм.
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы.
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки.
е)  Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же  особь способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
з) Спорами  размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники.
и) Половые клетки животных образуются в половых органах;

ОТВЕТЫ: а) –; б) +; в) –; г) –; д) +; е) +; ж) +; з) +; и) +.

7. Рефлексия. На каком этапе урока ты испытываешь затруднения?  Что узнал нового? Объясни, как ты понял вывод сегодняшнего урока.

 8. Домашнее задание. Раздел 19, страницы 128-130, вопросы страница 132-133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....

Презентация к уроку по теме: «Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»

Презентация к уроку по теме: «Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды» в 8 кла включает в себя тест, слайды по новой теме......

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема:  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...

Материалы к уроку на тему:"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током"." (8 класс).

Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Электромагнитные явления» на основе УМК: А.В.Перышкин, «Физика» 8класс. Материал рассчитан на ученика со средними и высокими интеллектуаль...

Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"

Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...