Тема урока: Полое размножение животных.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Учебный предмет: биология, 6 класс.
Уровень образования школьников: базовый.
Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размножение».
Тема предшествующего урока: «Размножение, его виды. Бесполое размножение».
Цели:
образовательная: - создать условия для осознания и осмысления понятий размножения, видов полого размножения, оплодотворения, применения этих понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;
- создать условия для применения ключевых понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;
развивающая: - развивать навыки анализа рисунков, схем и текста учебника для извлечения понятий размножения, виды полого размножения, оплодотворения;
- развивать навыки составления схем и таблиц по тексту;
- развивать навык выявления затруднений при выполнении учебных заданий;
Задачи:
- выявлять в процессе индивидуальной познавательной деятельности элементы ключевых понятий процесса полового размножения;
- анализировать в процессе парно-групповой работы содержание рисунков, текста учебника с целью выявления сущности процесса полового размножения;
- выявлять затруднения при составлении схем и таблиц характеристик полового размножения, понимания сущности размножения в жизнедеятельности организма.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: слайды презентации (см. приложение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: биология, 6 класс.
Уровень образования школьников: базовый.
Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размножение».
Тема предшествующего урока: «Размножение, его виды. Бесполое размножение».
Тема урока: Полое размножение животных.
Цели:
образовательная: - создать условия для осознания и осмысления понятий размножения, видов полого размножения, оплодотворения, применения этих понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;
- создать условия для применения ключевых понятий в знакомой и новой учебной ситуациях;
развивающая: - развивать навыки анализа рисунков, схем и текста учебника для извлечения понятий размножения, виды полого размножения, оплодотворения;
- развивать навыки составления схем и таблиц по тексту;
- развивать навык выявления затруднений при выполнении учебных заданий;
Задачи:
- выявлять в процессе индивидуальной познавательной деятельности элементы ключевых понятий процесса полового размножения;
- анализировать в процессе парно-групповой работы содержание рисунков, текста учебника с целью выявления сущности процесса полового размножения;
- выявлять затруднения при составлении схем и таблиц характеристик полового размножения, понимания сущности размножения в жизнедеятельности организма.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: слайды презентации (см. приложение).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. В начале урока идет проверка усвоения изученной темы. Учащиеся выполняют тесты. Выбирают верные утверждения, отмечая их знаком «+».
Тест:
1.Размножение - характерное свойство всех живых организмов.
2. При бесполом размножении образуются половые клетки и происходит их слияние.
3. Почкование – способ бесполого размножения.
4. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами.
5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи.
6. Спора – это специальное образование для бесполого размножения, состоящее из нескольких клеток.
Свой выбор обоснуйте.
- В чем плюсы и минусы бесполого размножения? (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов).
3. Актуализация. На предыдущем уроке мы выяснили, что известны два основных способа размножения: половое и бесполое.
- И сегодня на уроке мы говорим об особенностях полового размножения животных, его видах. Запишем тему урока в тетрадях. В словаре биологических терминов дается такое определение полового размножения:
4.Первичное усвоение учебного материала.
Половое размножение – это развитие новой особи, как правило, из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.
В половом процессе принимают участие специализированные клетки – гаметы. У большинства животных они бывают двух типов мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки), они образуются в половых железах. Прочитайте текс учебника на странице 128 и сравните половые клетки по плану:
- набор хромосом;
- размер;
- запас питательных веществ;
- подвижность.
Прочитайте текс учебника страница 128 и вместе составим схему видов животных.
Виды животных
Раздельнополые Обоеполые
Женский организм Мужской организм Гермафродит
Яйцеклетки Сперматозоид Яйцеклетки Сперматозоид
Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.
Партеногенез – это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших, иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.
При слиянии половых клеток идет процесс оплодотворения, в ходе него набор хромосом восстанавливается, образовавшаяся в ходе него зигота- оплодотворенная яйцеклетка – несет признаки обоих родителей.
Оплодотворение
Наружное Внутреннее
-водная 1.среда -наземно-воздушная
-большое 2. количество половых клеток -малое
-отсутствует 3. забота о потомстве -присутствует
-высокая 4. смертность потомков -низкая
-Бесполое размножение приводит к быстрому увеличению числа особей, половое размножение идет медленнее, почему же оно считается более прогрессивным? (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)
5. Осознание и осмысление учебного материала. Парно - групповая работа по карточкам.
Проведи сравнение полового и бесполого размножения, заполни таблицу.
Особенности полового и бесполого размножения.
Пункты характеристики | Бесполое размножение | Половое размножение |
1.Количество родителей. | Принимает участие только одна особь | |
2.Наследственность. | Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма. | |
3.Наличее половых клеток. | Гаметы не образуются. | |
4. У каких организмов встречается. | Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных. | |
5.Значение для организмов. |
6. Применение знаний и умений. Проверь соседа. Выбери правильное утверждение:
а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей.
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками.
в) При бесполом размножении образуется один новый организм.
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы.
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки.
е) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники.
и) Половые клетки животных образуются в половых органах;
ОТВЕТЫ: а) –; б) +; в) –; г) –; д) +; е) +; ж) +; з) +; и) +.
7. Рефлексия. На каком этапе урока ты испытываешь затруднения? Что узнал нового? Объясни, как ты понял вывод сегодняшнего урока.
8. Домашнее задание. Раздел 19, страницы 128-130, вопросы страница 132-133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии на тему "Генетика пола и наследование,сцепленное с полом"
мультимедийный урок...
Методическая разработка урока на тему "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" в 9классе
Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе....
Презентация к уроку по теме: «Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»
Презентация к уроку по теме: «Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды» в 8 кла включает в себя тест, слайды по новой теме......
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...
Материалы к уроку на тему:"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с электрическим током"." (8 класс).
Учебный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Электромагнитные явления» на основе УМК: А.В.Перышкин, «Физика» 8класс. Материал рассчитан на ученика со средними и высокими интеллектуаль...
Методическая разработка - урок на тему: "Генетика пола. Наследование. сцепленное с полом"
Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин...
Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...