Экологическое воспитание пятиклассников
статья по биологии (5 класс) по теме
Экологическое воспитание пятиклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_pyatiklassnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание пятиклассников
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка, трудно переоценить.
Человек не может существовать отдельно от природы, так как является неотъемлемой его частью. Так было с момента появления человека на Земле и так будет всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно не только научить ребенка беречь красоту природы, необходимо создать условия для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.
В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому экологическое воспитание пятиклассников в Новокуровской школе начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности и кружковой работе.
Уроки биологии предоставляют огромные возможности для реализации самых разнообразных задач экологического воспитания. Они позволяют учащимся познакомиться с многообразием животного и растительного мира, как всей планеты, так и своего края, выявить черты приспособленности живых организмов к условиям их обитания, определить степень влияния антропогенных факторов на экосистемы, характерные для их региона, научиться простейшим методам оценки и мониторинга состояния окружающей среды и собственного здоровья.
Работа школьников в данных направлениях может быть организована по-разному. Наиболее приемлемыми формами, которые я использую в своей работе, являются:
- лабораторные работы;
- экскурсии (экскурсия в Царство природы, экскурсия на р. Чагра и др.);
- творческие работы («Биология – наука о живой природе», «Царство Растения» и др.);
- фенологические наблюдения;
- викторины.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляю в виде:
- круглого стола «Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды»;
- КТД «Новинки из мусорной корзинки»;
- проекта «Мои зелёные друзья»;
- проекта «Озеленение классных комнат»;
- игры «Правила утилизации бытовых отходов»;
- игры «Экологическая сказка «Грустная история»»;
- трудового десанта «Пути решения экологических проблем на примере борьбы с загрязнением окружающей среды» и другие.
На занятиях кружка «Царство природы и мы» провожу следующие занятия:
- игра «Как вести себя в природе?»;
- Голубая планета, её главная ценность. Опыты с водой;
- практикум «Хлебные крошки». Изготовление кормушек из различных материалов;
- изготовление фотоальбома «Комнатные цветы»;
- озеленение пришкольного участка;
- экскурсии;
- экологическое лото «В мире флоры и фауны»;
- акция «Чистый дом» и многое другое.
При проведении работы по экологическому воспитанию у школьников не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся, так как экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...