Экологические факторы и их значение
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
План-конспект урока по соответствующей теме для проведения в 10 классе по программе Понаморевой (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
знать /понимать:
– основные положения биологических теорий
– сущность биологических процессов: формирование приспособленности;
– вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
– биологическую терминологию и символику.
уметь:
– объяснять: единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды
– выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
– находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;
– работать с учебником, таблицами, схемами.
Цель урока: формирование новых знаний по теме «Предмет экологии. Экологические факторы среды».
Задачи:
- обучающие:
– рассказать о предмете и задачах экологии во взаимосвязи с другими науками;
– рассмотреть закономерности взаимоотношений отдельных организмов со средой обитания;
– познакомить учащихся с особенностями действия экологических факторов и их влиянием на жизнь популяций и организмов.
– рассмотреть факты приспособленности организмов.
- развивающие:
– развивать у обучающихся внимание, логическое мышление, умение делать выводы, культуру речи;
– прививать общеучебные умения и навыки, в том числе при работе с электронными образовательными ресурсами.
- воспитательные:
– показать практическое значение знаний об экологических факторов и их взаимосвязях.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к Интернету; мультимедийный проектор; интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы единой цифровой коллекции.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы говорили о взаимоотношении человека и природы – как факторе развития биосферы. Благодаря каким сферам деятельности человек стал выбиваться из ограничивающих его рамок природы? - (земледелие, скотоводство, строительство, добыча полезных ископаемых и др.)
К чему это привело? – (К изменению окружающей среды, в том числе к загрязнению).
Что называется загрязнением окружающей среды? – (изменение условий планеты в результате попадания в биосферу «новых» веществ)
Кто в первую очередь почувствовал на себе эти изменения? – (растения и животные)
Могло ли загрязнение среды отразиться на человеке? – (аллергия, стресс, отравления, уродства у новорожденных, другие аномалии)- массовый характер
Экология доказала, что самовластное подчинение человеком природы ведет к разрушению условий жизни. Приведите пример, доказывающий это. (если поместить в питательную среду ограниченного пространства м/о ,что будет происходить с их существованием?)
Письменное задание. Тест
- Изучение нового материала.
(у карты) Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Это многочисленные озера, моря, реки, горы равнины, болота, леса… Повсюду встречается жизнь. Все огромное разнообразие, которое встречается в биосфере, называют средой обитания живых организмов.
Что такое среда обитания?
Среда обитания – совокупность факторов, окружающих живые организмы и оказывающих на них прямое или косвенное воздействие.
Какие среды существуют на Земле? (Слайд1.)
Итак каждая среда оказывает на организмы определенные воздействия, называемые экологическими факторами. (Слайд2.) – зарисуйте схему в тетрадь.
Рассмотрим более подробно каждую группу факторов.
- Абиотические – все элементы неживой природы. Перечислите их!
Т.о. все эти факторы можно объединить в группы:
климатические,
почвенные,
геологические и др.) - в тетрадь. (Слайд3.)
В природе трудно отделить действие одного фактора от другого поэтому организмы всегда испытывают совместное действие факторов. Пример: солнечный свет нагревает поверхность, что в свою очередь вызывает испарение влаги и как следствие – иссушение.
Такое воздействие очень переменчиво и зависит от времени суток, рельефа, движения воздуха, времени года, близость водоема, растений и т.д.
Приводят к появлению приспособленности у организмов, сказываются на протекании физиологических процессов.
- Биотические - всевозможное влияние одних живых организмов на другие. В основном рассматриваются два направления этого влияния: полезное и вредное. (Слайд4.) – в тетрадь.
В результате этих взаимодействий у организмов выработались приспособления:
- в виде повадок: для нападения на жертву, для защиты от хищника (Слайд5)
- в виде особенностей внешнего и внутреннего строения тела (Слайд6)
- в виде физиологических процессов, ритмов активности , расселения и т.д. (Слайд7)
- Антропогенные – действие человека как экологического фактора. В процессе своего существования он создал большое количество самых разнообразных культурных видов растений, домашних животных, воздвиг искусственные биогеоценозы. Он сотворил и свою среду обитания.
Это привело к возникновению между видами новых численных отношений, перестроились цепи питания, появились приспособления для существования в измененной среде. (более подробно говорили на прошлом уроке)
Антропогенные факторы имеют два направления (Слайд 8) : сознательные и случайные.
При помощи учебника охарактеризуйте эти факторы.
Проверяем работу.
Итак, мы рассмотрели группы экологических факторов. Все они могут выступать : (на доске)
-раздражителями – вызывают приспособительные изменения (Пример: сооружения медведями берлоги на зиму; сезонные перелеты птиц; сброс листвы растениями средней полосы в осенний период) (Слайд9)
- ограничителями – невозможность существовать в данных условиях (Пр.: наличие жаберного дыхания в наземно-воздушной среде) (Слайд10)
- модификаторы – вызывают изменения в анатомии и морфологии (Пр.: теплый мех у животных и низкорослость и мелколиственность у растений севера) (Слайд11)
- сигналы – изменение в продолжительности световой части суток (Пр.: при сокращении светового дня готовятся к цветению некоторые растения: декабрист, рождественская звезда, гербера и др.) (Слайд12)
По своему действию экологические факторы могут оказывать угнетающее или стимулирующее действие. Это зависит от размаха действия фактора. (Слайд13).
Все многообразие экологических факторов подразделяется на три большие группы. В этих группах экологические факторы действуют по трем зонам, переходы между которыми обусловлены ограничивающим фактором (не допустимое для жизни значение).
- Закрепление. Самостоятельно заполнить таблицу: Слайд
Экологические факторы | Конкретные примеры | значение | Примечание |
Абиотические | |||
Биотические | |||
Антропогенные |
- Подведение итогов. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экологические факторы"
Презентация к уроку "Экологические факторы" для 6 класса по программе Н. И. Сонина. Слайды 3, 5, 6,9, 10, 11 можно использовать при изучение экологических тем в старших классах, при подготовке к оли...
Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".
Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....
Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.
Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....
Экологические факторы и их значение
презентация сопровождение урока общей биологии 10 класса по программе Пономаревой И.Н....
Урок биологии на тему "Экологические факторы и их значение" (10 кл.)
Урок проводится с компьютерной поддержкой и с использованием опорных схем....
Основные экологические факторы и экологические группы растений
Презентация к уроку биологии в 6 классе....
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...