Экологические факторы и их значение
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

План-конспект урока по соответствующей теме для проведения в 10 классе по программе Понаморевой (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предметные результаты:

знать /понимать:

–  основные положения биологических теорий

– сущность биологических процессов: формирование приспособленности;

– вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

– биологическую терминологию и символику.

уметь:

– объяснять: единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды

– выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

– находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

–  работать с учебником, таблицами, схемами.

Цель  урока: формирование новых знаний по теме «Предмет экологии. Экологические факторы среды».

Задачи:

- обучающие:

– рассказать о предмете и задачах экологии во взаимосвязи с другими науками;

– рассмотреть закономерности взаимоотношений отдельных организмов со средой обитания;

– познакомить учащихся с особенностями действия экологических факторов и их влиянием на жизнь популяций и    организмов.

– рассмотреть факты приспособленности организмов.

- развивающие: 

– развивать у обучающихся внимание, логическое мышление, умение делать выводы, культуру речи;

– прививать общеучебные умения и навыки, в том числе при работе с электронными образовательными ресурсами.

- воспитательные: 

– показать практическое значение знаний об экологических факторов и их взаимосвязях.

Тип урока: изучение нового  материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к Интернету; мультимедийный проектор; интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы единой цифровой коллекции.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы говорили о взаимоотношении человека и природы – как факторе развития биосферы. Благодаря каким сферам деятельности человек стал выбиваться из ограничивающих его рамок природы? - (земледелие, скотоводство, строительство, добыча полезных ископаемых и др.)

К чему это привело? – (К изменению окружающей среды, в том числе к загрязнению).

Что называется загрязнением окружающей среды? – (изменение условий планеты в результате попадания в биосферу «новых» веществ)

Кто в первую очередь почувствовал на себе эти изменения? – (растения и животные)

Могло ли загрязнение среды отразиться на человеке? – (аллергия, стресс, отравления, уродства у новорожденных, другие аномалии)- массовый характер

Экология доказала, что самовластное подчинение  человеком природы ведет к разрушению условий жизни. Приведите пример, доказывающий это. (если поместить в питательную среду ограниченного пространства м/о ,что будет происходить с их существованием?)

Письменное задание. Тест

  1. Изучение нового материала.

(у карты) Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна. Это многочисленные озера, моря, реки, горы равнины, болота, леса… Повсюду встречается жизнь. Все огромное разнообразие, которое встречается в биосфере, называют средой обитания живых организмов.

Что такое среда обитания?

Среда обитания – совокупность факторов, окружающих живые организмы и оказывающих на них прямое или косвенное воздействие.

Какие среды существуют на Земле? (Слайд1.)

Итак каждая среда оказывает на организмы определенные воздействия, называемые экологическими факторами. (Слайд2.) – зарисуйте схему в тетрадь.

Рассмотрим более подробно каждую группу факторов.

  1. Абиотические – все элементы неживой природы. Перечислите их!

Т.о. все эти факторы можно объединить в группы:

климатические,

почвенные,

геологические и др.) - в тетрадь. (Слайд3.)

В природе трудно отделить действие одного фактора от другого поэтому организмы всегда испытывают совместное действие факторов. Пример: солнечный свет нагревает поверхность, что в свою очередь вызывает испарение влаги и как следствие – иссушение.

Такое воздействие очень переменчиво и зависит от времени суток, рельефа, движения воздуха, времени года, близость водоема, растений и т.д.

Приводят к появлению приспособленности у организмов, сказываются на протекании физиологических процессов.

  1. Биотические - всевозможное влияние одних живых организмов на другие. В основном рассматриваются два направления этого влияния: полезное и вредное. (Слайд4.) – в тетрадь.

В результате этих взаимодействий у организмов выработались приспособления:

- в виде повадок: для нападения на жертву, для защиты от хищника (Слайд5)

- в виде особенностей внешнего и внутреннего строения тела (Слайд6)

- в виде физиологических процессов, ритмов активности , расселения и т.д. (Слайд7)

  1. Антропогенные – действие человека как экологического фактора. В процессе своего существования он создал большое количество самых разнообразных культурных видов растений, домашних животных, воздвиг искусственные биогеоценозы. Он сотворил и свою среду обитания.

Это привело к возникновению между видами новых численных отношений, перестроились цепи питания, появились приспособления для существования в измененной среде. (более подробно говорили на прошлом уроке)

Антропогенные факторы имеют два направления (Слайд 8) : сознательные и случайные.

При помощи учебника охарактеризуйте эти факторы.

Проверяем работу.

Итак, мы рассмотрели группы экологических факторов. Все они могут выступать : (на доске)

-раздражителями – вызывают приспособительные изменения (Пример: сооружения медведями берлоги на зиму; сезонные перелеты птиц; сброс листвы растениями средней полосы в осенний период) (Слайд9)

- ограничителями – невозможность существовать в данных условиях (Пр.: наличие жаберного дыхания в наземно-воздушной среде) (Слайд10)

- модификаторы – вызывают изменения в анатомии и морфологии (Пр.: теплый мех у животных и низкорослость и мелколиственность у растений севера)  (Слайд11)

- сигналы – изменение в продолжительности световой части суток (Пр.: при сокращении светового дня готовятся к цветению некоторые растения: декабрист, рождественская звезда, гербера и др.) (Слайд12)

По своему действию экологические факторы могут оказывать угнетающее или стимулирующее действие. Это зависит от размаха действия фактора. (Слайд13).

 Все многообразие экологических факторов подразделяется на три большие группы. В этих группах экологические факторы действуют по трем зонам, переходы между которыми обусловлены ограничивающим фактором (не допустимое для жизни значение).

  1. Закрепление. Самостоятельно заполнить таблицу: Слайд

Экологические факторы

Конкретные примеры

значение

Примечание

Абиотические

Биотические

Антропогенные

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологические факторы"

Презентация к уроку "Экологические факторы" для 6 класса по программе Н. И. Сонина.  Слайды 3, 5, 6,9, 10, 11 можно использовать  при изучение экологических тем в старших классах, при подготовке к оли...

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.

Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....

Экологические факторы и их значение

презентация сопровождение урока общей биологии 10 класса по программе Пономаревой И.Н....

Урок биологии на тему "Экологические факторы и их значение" (10 кл.)

Урок проводится с компьютерной поддержкой и с использованием опорных схем....

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...