Информационные технологии в обучении биологии
статья по биологии по теме
В статье описывается опыт работы автора по использованию информационных технологий в учебном процессе на примере предмета "Биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ББК 74.262.8
Куприянова Светлана Геннадьевна
(Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кинеля)
Информационные технологии в обучении биологии
В статье рассматриваются вопросы применения отдельных элементов информационных технологий на уроках биологии.
Some elements of computer technology using in Biology classes are considered in the article.
Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий.
В современном обществе каждому человеку необходимо умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках. Отличительной чертой современной системы образования является использование большого разнообразия информационных технологий. Основной структурно – сетевой единицей информационной технологии является компьютер. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения.
Главная цель работы педагога – заинтересовать учащихся, повысить уровень их познавательной активности, привить любовь к предмету. Кроме того, учитель должен сформировать у школьников интерес к поиску информации в разных источниках, умение обрабатывать и анализировать ее. Изучение биологии – интереснейшее и увлекательное занятие. Но биология – довольно сложный предмет, так как учащимся приходится запоминать большое количество понятий, правил, закономерностей. Уроки можно проводить в форме рассказа или беседы, используя для объяснений имеющиеся наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи. Но, как показывает опыт, эффективность усвоения знаний на таких уроках невысока. Информационные технологии позволят сделать уроки более содержательными, интересными для всех учеников и значительно повысить уровень качества знаний.
Использование информационных технологий в обучении биологии можно осуществлять в разных направлениях:
Первое направление: работа с мультимедийными учебниками и энциклопедиями, которые разработаны по всем курсам биологии. Материал в них изложен доступно, наглядно, с применением анимаций, видеофрагментов, трехмерных моделей, фотографий. Формированию устойчивого интереса к изучению биологии способствует работа учащихся с электронными атласами по курсам ботаники и зоологии (под ред. д.б.н. В. Р. Дольника, д.б.н. М. А. Козлова и д.б.н. И. В. Черепанова). Компьютерный курс «Экология» способствует формированию экологической культуры школьников, помогает знакомить учащихся с основными понятиями и современными проблемами экологической науки, закономерностями и принципами функционирования экосистем. С особым интересом школьники работают по электронным учебникам «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (разделы «Растения. Бактерии. Грибы» - 6 класс, «Человек и его здоровье» - 8 класс). На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы и записать их в рабочей тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные надо найти и занести в предложенные таблицы.
Пример инструктивной карточки.
Тема «Строение клетки» (6 класс)
- Читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.
- Сделай схематический рисунок строения клетки и укажи названия органоидов.
- Выпиши названия органоидов и укажи их функции, используя таблицу:
Название органоида | Функции |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
- Запиши в тетрадь ответы на вопросы:
- Какие виды пластид тебе известны?
- В каких частях растения находятся хлоропласты?
- Почему в старых клетках вакуоли крупнее, чем в молодых?
- Могут ли одни пластиды превращаться в другие? (приведи примеры).
5. Сдай тетрадь на проверку.
6. Выполни тестовое задание, предлагаемое электронным учебником, и
результат покажи учителю.
Второе направление: разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда рисунков, фотографий, которые помогают иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке.
Третье направление: подготовка собственных презентаций уроков. По ряду тем курса можно разрабатывать презентации с использованием CD «Медиатека Кирилла и Мефодия по биологии» и ресурсов Интернет. Такая работа дает широкий простор творчеству и позволяет спланировать урок так, как хотелось бы учителю. У учеников появляется желание помочь педагогу в создании презентаций к новым темам.
Четвертое направление: разработка тренажеров, заданий и тестов для контроля знаний.
Пример тестовой работы по теме «Приспособленность рыб к жизни в воде»
(7 класс)
Внимательно читайте утверждения. В графе «Ответы» напротив утверждений ставьте знаки: «+», если утверждение верно; «-», если утверждение неверно. Работайте индивидуально.
№ | Утверждение | Ответ |
1. | Рыбы – это животные. | |
2. | Большинство рыб имеют двустороннюю симметрию тела. | |
3. | Плавники – органы движения рыб. | |
4. | Все рыбы хищники. | |
5. | Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. | |
6. | Органы дыхания большинства рыб – легкие. | |
7. | Ноздри – часть дыхательной системы рыб. | |
8. | Сердце у рыб двухкамерное. | |
9. | У рыб замкнутая кровеносная система. | |
10. | Рыбы – гермафродиты. | |
11. | Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост. | |
12. | У многих рыб есть наружное ухо. | |
13. | Дельфины – это рыбы. | |
14. | Слова «приспособленность» и «адаптация» - синонимы. | |
15. | В экосистемах рыбы – консументы. | |
Проверить. |
Ваша оценка:
Cо времени начала использования в учебном процессе информационных технологий уровень качества знаний учеников по биологии стабильно растет . В 2002-2003 уч. году он составил 76%, в 2003-2004 уч. году – 78%, а в 2005-2006 уч. году – 82%.
В 2006 году среди учащихся 5 – 11 классов было проведено психологическое исследование «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» по методике Ч. Д. Спилберга. Исследование проводилось фронтально – с группами учащихся. Согласно результатам анкетирования, большинство учеников 5-11 классов имеют высокий (64%) и средний (25%) уровень познавательной активности по биологии. Девяносто один процент опрошенных учащихся не испытывают никаких отрицательных эмоций, связанных с изучаемым предметом.
У учеников обнаруживается устойчивый познавательный интерес к изучению биологии, они активно работают над проектами, готовят доклады, занимаются исследовательской деятельностью. Среди них есть победители олимпиад, лауреаты окружных, областных и российских конкурсов и конференций.
Работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность и создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Работа в среде информационных технологий приучает школьников понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе[2].
Проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются повышением у школьников мотивации к обучению, развитием у них пространственного воображения. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью и красочностью.
Библиографический список
- Бородкина, Г. В. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса/ Г. В. Бородкина, Г. И. Бограш. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. 150 с.
2. Каминский, В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном
процессе // Завуч. – 2005. – №3. – С. 4 – 14.
3. Полякова, Н. В. Перспективные школьные технологии // Завуч. – 2005. –
№5. – С. 38 – 56.
Контактные телефоны: дом. 6-14-94
сот. 8-927-20-38-611
Куприянова Светлана Геннадьевна ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в обучении биологии
Показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии. Можно применить для выступлений на заседаниях предметных методических объединений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-436401-1413118887.jpg)
Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.
В данной статье речь пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770670-1458487308.jpg)
Обобщение опыта работы на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии»
Острая необходимость гуманизации всех сфер жизни нашего общества, благоговение перед Жизнью как наивысшей ценностью на Земле выдвигают сегодня биологию на ведущую роль в гуманизации образования и восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874530-1484061821.png)
« Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии»
Доклад на МО на тему " Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-385483-1543127281.jpg)
презентация по курсу виртуальной стажировки: "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"
Презентация п оитогам виртуальной стажировки "Современные информационные технологии в обучении биологии в условиях реализации ФГОС ООО"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-947596-1529587021.jpg)
Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии
Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-635750-1640598619.jpg)
Статья "Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"
В данной статье речь пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии....