Тетрадь для самостоятельных и творческих работ по биологии по теме: «Пресмыкающиеся» 7 класс.
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Тетрадь для самостоятельной работы по зоологии предназначена для 7 класса общеобразовательных школ, она включает задания и упражнения различной степени сложности, которые можно использовать на разных этапах уроков всех типов. Тетрадь предусматривает выполнение заданий по теме класс Пресмыкающиеся. Задания носят разноуровневый характер и представлены тремя уровнями: репродуктивный, конструктивный, творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь для самостоятельных и творческих работ по биологии по теме: «Пресмыкающиеся» 7 класс.
Пояснительная записка.
Тетрадь для самостоятельной работы по зоологии предназначена для 7 класса общеобразовательных школ, она включает задания и упражнения различной степени сложности, которые можно использовать на разных этапах уроков всех типов. Тетрадь предусматривает выполнение заданий по теме класс Пресмыкающиеся. Задания носят разноуровневый характер и представлены тремя уровнями:
- Репродуктивный
- Конструктивный
- Творческий
Цель: проверить знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении пресмыкающихся и умения объяснять связь особенностей строения со средой обитания, узнавать изученных животных на рисунках и распределять их по систематическим группам, умение отвечать на вопросы "почему...", "сравни...", "докажи...".
Перечень заданий:
- задания для самостоятельных работ;
- задания проблемного характера;
- творческие задания;
- тематические игры.
Задания для самостоятельных работ
1. Выберите правильные утверждения
1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. (+)
2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей – четвероногие животные.
3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой. (+)
4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
5. Язык ящериц и змей выполняет функцию жала.
7. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.
8. Предки змей имели ноги. (+)
9. У всех пресмыкающихся верхнее и нижнее веки подвижные.
10. Панцирь черепахи сращен с позвоночником и ребрами. (+)
11. Сердце пресмыкающихся, кроме крокодилов, четырехкамерное.
12. Среди пресмыкающихся имеются живородящие виды. (+)
2. Укажите правильные ответы
1. По сравнению с земноводными пресмыкающиеся:
а – менее многочисленный и распространенный класс позвоночных;
б – более многочисленный и широко распространенный класс позвоночных животных; (+)
в – количестве видов и широте распространения особых различий нет.
2. Кожа у пресмыкающихся:
а – имеет сальные железы;
б – сухая (без желез); (+)
в – имеет железы, выделяющие слизь.
3. Сердце у пресмыкающихся:
а – трехкамерное;
б – четырехкамерное;
в – трехкамерное, кроме крокодилов (у них – четырехкамерное). (+)
4. У пресмыкающихся:
а – один круг кровообращения;
б – у большинства один круг кровообращения, у крокодилов – два;
в – два круга кровообращения; (+)
5. Веретеница и желтопузик – это:
а – ящерицы; (+)
б – неядовитые змеи;
в – ядовитые змеи.
3. Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Пресмыкающихся также называют:
а) рептилиями;
б) амфибиями;
в) драконами;
г) динозаврами.
2. Пресмыкающиеся дышат при помощи:
а) кожи;
б) жабр;
в) легких;
г) жабр и кожи.
3. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:
а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
б) появляется кожное дыхание;
в) внутреннее оплодотворение;
г) имеется третье веко.
4. Яйца пресмыкающихся:
а) покрыты известковой скорлупой;
б) покрыты тонкой нежной оболочкой;
в) покрыты кожистой оболочкой;
г) не имеют оболочки.
5. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:
а) выделительной системы;
б) кровеносных сосудов;
в) сердца;
г) дыхательной системы.
6. У безногой ящерицы в отличие от змей:
а) подвижные непрозрачные веки;
б) тело покрыто чешуей;
в) раздвоенный на конце язык;
г) покровительственная окраска.
7. Свою добычу заглатывают целиком:
а) только ядовитые змеи;
б) все змеи;
в) только удавы;
г) только неядовитые змеи.
8. Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:
а) ядовитый аппарат;
б) орган осязания;
в) орган вкуса;
г) орган, отвечающий за координацию движений.
9. Самая крупная ящерица:
а) зеленая ящерица;
б) варан;
в) желтопузик;
г) медяница.
10. Морские черепахи проводят в море:
а) всю жизнь;
б) всю жизнь, за исключением периода кладки яиц;
в) период кладки яиц.
11. В скелете змей отсутствуют:
а) ребра;
б) грудина;
в) череп;
г) хвостовые позвонки.
12. Зубы отсутствуют у:
а) змей;
б) крокодилов;
в) черепах;
г) ящериц.
13. Сердце у ящерицы:
а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) трехкамерное;
г) четырехкамерное.
14. Оплодотворение у пресмыкающихся:
а) наружное (происходит в воде);
б) внутреннее;
в) самооплодотворение;
г) наружновнутреннее.
15. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся:
а) подвергаются метаморфозу;
б) линяют;
в) впадают в оцепенение;
г) активно передвигаются.
16. Во время линьки пресмыкающиеся сбрасывают:
а) чешуи;
б) хвост;
в) наружный слой кожи;
г) карапакс.
17. Ядовитые железы змей – это преобразованные:
а) слюнные железы;
б) железы желудка;
в) половые железы;
г) зеленые железы.
4. Систематика и происхождение пресмыкающихся
Вариант 1
1. Заполните таблицу.
Отряды | Представители | Признаки отряда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Что общего во внешнем строении и образе жизни черепахи-каретты и гавиала?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Какой из возникших признаков древних земноводных позволил им полностью перейти к сухопутному образу жизни:
а) развитые конечности;
б) трехкамерное сердце;
в) развитие яиц на суше;
г) наличие костного скелета?
2. Видовое разнообразие и численность рептилий выше:
а) в Средней Азии;
б) в Индонезии;
в) в Канаде;
г) в Европейской части России.
3. К отряду чешуйчатых принадлежит:
а) серый варан;
б) среднеазиатская черепаха;
в) аллигатор;
г) каретта.
4. У кого из пресмыкающихся конечности превращены в ласты:
а) у морских змей;
б) у крокодилов;
в) у морских черепах?
5. Древесный образ жизни ведет:
а) агама;
б) хамелеон;
в) варан;
г) зеленая ящерица.
Ответы:
6. К каким отрядам относятся изображенные пресмыкающиеся?
1 _____________________________
3 _____________________________
2 _____________________________
4 _____________________________
Задания проблемного характера.
Биологические задачи
1. Кожа пресмыкающихся сухая, имеет сплошной роговой покров. Какое предположение можно сделать об органах дыхания этих животных и почему?
2. Желтопузик спит с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми. Как можно это объяснить?
3. У хамелеонов левый и правый глаз двигаются независимо друг от друга и могут поворачиваться на 180° по горизонтали и на 90° по вертикали. В связи с чем развились у хамелеонов такие особенности органов зрения?
4. Однажды школьники нашли мертвую ящерицу, взяли ее в руки и стали тянуть ее за хвост. Однако хвост не обломился. Почему?
5. Область распространения живородящей ящерицы заходит дальше на север по сравнению с областью распространения прыткой ящерицы. С чем это связано?
6. Наибольшее число видов пресмыкающихся обитает в районах с тропическим и субтропическим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. Почему?
7. Для чего змея впрыскивает в жертву яд? (змеи не могут рвать добычу зубами, они заглатывают ее целиком. Укусив жертву, змея ждет ее смерти, чтобы потом спокойно заглотить.)
Блиц опрос.
1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Во время линьки старая кожа слезает с них чулком, не разрываясь.)
2. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (Хамелеона.)
3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих – желтопузика и веретеницу.)
4. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век; змеи – у них веки срослись.)
5. Когда пресмыкающиеся впадают в спячку? (При низких температурах и в жару при отсутствии воды.)
6. Амфибии не могут жить в соленой воде, а рептилии могут. Как вы думаете, чем это можно объяснить?
(Кожа амфибий свободно пропускает воду, и в соленой морской воде их клетки сжались бы, как это происходит с клетками растений, если их поместить в раствор соли. Кожа рептилий не пропускает воду. Кроме того, у морских пресмыкающихся есть специальные солевые железы, выводящие избыток солей.)
7. Почему змеи могут питаться крупной добычей, заглатывая ее целиком?
(У змей нет замкнутой грудной клетки, а правая и левая половинки нижней челюсти соединены между собой и с головой растяжимыми связками. Стенки же тела хорошо растягиваются, поэтому змея может заглотить добычу, намного толще себя.)
8. У кого больше поверхность легких – у пресмыкающихся или земноводных? (У пресмыкающихся. У них нет кожного дыхания, только легочное. Чем больше поверхность легких, тем дыхание эффективнее.)
9. У крокодилов слабо развито обоняние и осязание. Как они обнаруживают добычу? (У них хорошо развиты слух и зрение.)
Творческие задания.
Викторина
1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей, когда они линяют.)
2. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век.)
3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)
4. Встречаются ли в России удавы? (Да, например, песчаный удавчик.)
5. Какие ядовитые змеи встречаются в России? (Гадюки и щитомордники.)
6. За что пресмыкающиеся получили свое название? (За способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле.)
7. Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? (Глаза змеи неподвижны и покрыты сросшимися прозрачными веками – поэтому они не могут мигать. На человека такой взгляд обычно производит неприятное впечатление.)
8. Какие ящерицы наиболее широко распространены у нас в стране? (Прыткая и живородящая.)
9. Где ящерицы находят воду для питья? (Питьевой водой служат капли росы и влага от съедаемой пищи.)
10. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица, чтобы спастись, сбрасывает хвост.)
11. Почему крокодил никогда не высовывает язык? (По всей длине язык приращен ко дну рта.)
12. Как кричат крокодилы? (Звуки, издаваемые крокодилом, напоминают лай или рев.)
13. Как человек использует черепах? (Человек использует черепашье мясо, яйца, жир и роговые пластины панциря. Мясо дальневосточной черепахи по вкусу напоминает куриное.)
14. Где расположен третий глаз у гаттерии и некоторых видов ящериц? (На темени. Этот орган называется теменным глазом, он закрыт кожей и не является органом зрения, но реагирует на изменение освещенности.)
15. Из частей, каких пресмыкающихся составлено фантастическое животное, изображенное на рисунке? (Голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки.)
Вопросы 1. Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры.)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация.)
3. Самая крупная змея. (Анаконда.)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав.)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы.)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два.)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие.)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка.)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик.)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха.)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра.)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей.)
Игра «Темная лошадка»
Учащиеся должны вспомнить название рассказа, связанное с пресмыкающимся, и назвать автора рассказа – А.П. Чехов. «Хамелеон». На доске – портрет писателя и изображение хамелеона. Учитель задает командам вопросы.
1. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга? (Хамелеона.)
2. У какой ящерицы необычно длинный язык, длиннее ее тела? (У хамелеона.)
3. Каким образом хамелеон меняет окраску? (Клетки с пигментом в его коже могут изменять свою форму и размеры.)
4. Для чего в Испании хамелеонов держат дома? (Сажают на жердочку около приманки для мух, чтобы они их ловили.)
Кроссворд
На рисунке узнайте виды змей и в выделенных клетках прочтете фамилию итальянского естествоиспытателя XVII века. (Реди.)
Прочитайте названия пресмыкающихся
1. Канада + он (Анаконда.)
2. Тон + пи (Питон.)
3. Змей + слепок + а (Слепозмейка.)
4. Цинк + с (Сцинк.)
5. Дуб + Зоя (Ядозуб.)
6. Е + хан + о + мел (Хамелеон.)
7. Лига + рота + л (Аллигатор.).
Головоломка «Крокодилы»
Найдите начало головоломки и по непрерывной непересекающейся линии прочитайте, что здесь зашифровано.
Е | Ы | М | А | С | – | Ы | Л | И | Д |
В | Р | В | О | С | Е | Ы | Н | Н | О |
Ы | Е | Ю | А | К | Ы | М | С | А | К |
С | М | Щ | И | Е | С | Я | Е | В | О |
О | Е | Н | Н | Ы | Е | П | Р | О | Р |
К | О | О | Р | Г | А | Н | И | З | К |
Ответ. Крокодилы – самые высокоорганизованные современные пресмыкающиеся.
Головоломка «Лучше с ними не встречаться»
Попробуйте прочитать названия восьми известных пресмыкающихся.
1. Канада + он _______________
2. Тон + пи ________________
3. Змей + слепок + а _______________
4. Цинк + с ________________
5. Вереница + те ________________
6. Дуб + Зоя ________________
7. Е + хан + о + мел _________________
8. Лига + рота + л _________________
«Узнай – кто я?»
1. Фотография самой крупной змеи мира. Что это за змея и где она обитает?( Анаконда. Обитает в бассейнах рек Амазонки и Ориноко. Анаконда – водяной удав. Она прекрасно плавает, ныряет, может долго находиться под водой.)
2. Фотография животного, которое особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В его честь сооружали храмы, где живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали их головы, а золотые браслеты – лапы. Жрецы подносили им на серебряных подносах пищу – жареных куропаток, окорока диких зверей. Что это за животное? Каково происхождение его названия? Почему его так почитали в Древнем Египте? (Крокодил. Слово «крокодил» имеет греческое происхождение «кроко» – камень и «дило» – червь и означает «каменный червь». Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок приносил много ила, от которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне думали, что не вода приносит крокодилов, а они воду. Поэтому их обожествляли. В праздник Нила, проводимый ежегодно, совершалось жертвоприношение. В канун праздника в Каире собирали самых красивых девушек из знатных семей. Они тянули жребий. Девушку, вытянувшую жребий, бросали на съедение крокодилам в реку.)
3. Это животное обитает в пустынях Средней Азии, в предгорьях. Это хищник, поедающий грызунов, мелких черепах, ящериц, змей, жуков, птиц. Цвет его кожи желтовато-серый, поэтому оно незаметно среди песка и камней. Зиму и жаркое время дня оно проводит в старых норах сусликов и черепах. Это самая крупная ящерица в тех местах. (Серый варан.)
4. Эти животные встречаются в Африке, Южном Средиземноморье, Индии, на острове Мадагаскар. Живут на деревьях. Их туловище обычно сжато с боков, а голова украшена шлемом с гребнем или рогами. Шея короткая. Они могут в течение целого дня не менять своего положения, прицепившись к ветке цепкими ногами и хвостом, который служит хватательным органом. Зато в постоянном движении находятся их глаза, вращающиеся в разные стороны. (Хамелеоны.)
5. Креативные задания.
- Опишите прыткую ящерицу, используя только прилагательные - метод
образного видения;
- Придумайте ребусы о пресмыкающихся - метод символического видения
- Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры. Метод фактов
Игра-биоком по теме «Рептилии»
Для проведения игры необходимо подготовить игровое поле, волчок со стрелкой, цветные жетоны, часы и контрольные листки. Игровое поле имеет форму круга и разделено на секторы с указанием числа получаемых за ответ баллов – 2, 4, 6, 8. Кроме них имеется сектор «Б» – банкрот (вопрос передается зрителям, команда пропускает ход) и сектор «5+» (волчок запускается еще раз, и количество баллов в новом секторе удваивается).
Из числа учащихся класса формируются 4 команды по 3–5 человек. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Остальные ученики образуют команду зрителей, а двое назначаются на должность помощников. Один из них вращает волчок со стрелкой и выдает жетоны, а второй отмечает количество баллов, полученных зрителями, и записывает в таблице на доске.
В ходе игры командам по очереди задаются заранее заготовленные вопросы, а на игровом поле запускается волчок, определяющий количество баллов, присуждаемых члену команды за правильный ответ. Если ответ верен частично, то засчитывается половина количества баллов, если ответ не верен, то баллы не засчитываются, а вопрос передается зрителям. Общий балл, получаемый командой, представляет сумму баллов, полученных игроками. Их учет в каждой команде ведет капитан. Игроки из команды зрителей за каждый правильный ответ получают по одному жетону.
Перед началом игры учитель задает вопросы команде зрителей. Сама игра проходит в три тура. На обдумывание ответа в каждом туре дается определенное время: в I туре – 30 с, во II – 20 с; в III – 10 с. Команда, набравшая наименьшее число баллов в каждом туре, выбывает из игры, а ее участники пополняют ряды зрителей. В конце игры определяется команда-победитель и лучшие игроки в командах и среди зрителей. При необходимости для выявления победителей можно использовать дополнительные вопросы.
Вопросы команде зрителей
Назовите отряд и семейство (или подотряд), к которым относится это пресмыкающееся.
1. Веретеница (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Веретеницевые.)
2. Прыткая ящерица (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Настоящие ящерицы.)
3. Анаконда (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Ложноногие.)
4. Гадюка (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Гадюковые.)
5. Болотная черепаха (отр. Черепахи, сем. Пресноводные черепахи.)
6. Аллигатор (отр. Крокодилы, сем. Аллигаторы.)
7. Бронтозавр или апатозавр (древние рептилии, подотр. Зауроподы.)
8. Желтопузик (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Веретеницевые.)
9. Хамелеон (отр. Чешуйчатые, подотр. Хамелеоны1, сем. Хамелеоны.)
10. Колючая игуана (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Игуаны.)
11. Комодский варан (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Вараны.)
12. Индийская кобра (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Аспидовые.)
13. Полоз желтобрюхий (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Ужеобразные.)
14. Круглоголовка песчаная (отр. Чешуйчатые, подотр. Ящерицы, сем. Агамовые.)
15. Черный гавиал (отр. Крокодилы, сем. Гавиаловые.)
16. Суповая, или зеленая, черепаха (отр. Черепахи, сем. Морские черепахи.)
17. Тираннозавр (древние рептилии, подотр. Тероподы.)
18. Водяной уж (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Ужеобразные.)
19. Сетчатый питон (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Ложноногие.)
20. Гюрза (отр. Чешуйчатые, подотр. Змеи, сем. Гадюковые).
I тур. Строение и образ жизни рептилий
Вопросы для команды № 1
1. Почему рептилий называют также пресмыкающимися? (При передвижении они касаются телом земли, ползут, как бы смыкаются с ней.)
2. Почему в случае опасности ящерицы отбрасывают хвост? (Отбрасывание хвоста – это рефлекторная реакция на опасность, оно осуществляется переламыванием посередине – по хрящевой прослойке – одного из позвонков. Жертвуя хвостом, ящерица спасает свою жизнь.)
3. Как отличить змей от безногих ящериц? (У змей верхнее и нижнее веки срослись и стали прозрачными, а у ящериц они подвижные.)
Вопросы для команды № 2
1. Сколько позвонков в шейном отделе скелета ящериц? Что это им дает? (У ящериц в шейном отделе 8 позвонков; это обеспечивает большую подвижность головы.)
2. Почему рептилии – холоднокровные животные? (Температура тела у рептилий непостоянна из-за несовершенства механизмов терморегуляции, причинами которого являются снабжение тела смешанной кровью, недостаточное развитие нервной системы для обеспечения терморегуляции, низкий уровень обмена веществ – в 20–30 раз ниже, чем у теплокровных.)
3. Какой тип оплодотворения у рептилий? (у рептилий внутреннее оплодотворение.)
Вопросы для команды № 3
1. Какое значение имеет роговой покров на теле рептилий? (Защищает тело от повреждений, а также от потери воды.)
2. Почему у некоторых рептилий, например у змей и безногих ящериц, нет ног? (Отсутствие ног у змей и безногих ящериц – вторичное явление. Они им не нужны, т.к. скользящее движение обеспечивают ребра и мышцы.)
3. Почему у рептилий мозжечок развит сильнее, чем у амфибий? (Это связано с большей подвижностью рептилий и значительным разнообразием их движений.)
Вопросы для команды № 4
1. Как едят змеи? (Проглатывают пищу целиком, не разжевывая.)
2. Почему у рептилий происходит линька? (Роговой покров тела препятствует росту животного, в связи с этим у рептилий и происходит линька.)
3. Какое значение имеет живорождение, которое наблюдается у обыкновенной гадюки и у живородящей ящерицы? (Живорождение у этих видов – приспособление к жизни в холодных северных областях.)
II тур. Многообразие рептилий
Вопросы для команды № 1
1. Какие змеи глотают добычу живьем? (Ужи.)
2. Каких рептилий специально разводят на фермах для получения ценной кожи? (Некоторые виды крокодилов и аллигаторов.)
3. Назовите самую крупную и агрессивную змею России. (Варианты: самую крупную змею нашей области, края, республики; ядовитых змей нашей области, виды змей нашей области.)
Вопросы для команды № 2
1. Каких размеров достигает ящерица серый варан? (Длина тела – до 60 cм, длина хвоста – до 90 см.)
2. Какие змеи душат свою жертву, а затем глотают? (Удавы и питоны.)
3. Какая черепаха живет в водоемах России? (Варианты: назовите черепах нашей области, края, республики; назовите виды пресноводных черепах России.)
Вопросы для команды № 3
1. Назовите живородящую змею нашей страны. (Обыкновенная гадюка.)
2. У какой черепахи нет снаружи рогового панциря? (У кожистой черепахи.)
3. Какая безногая ящерица встречается на территории Кировской области? (Варианты: назовите виды безногих ящериц нашей области, края, республики; виды безногих ящериц России. Ответ для Кировской области – веретеница.)
III тур. Значение и охрана рептилий
Вопросы для команды № 1
1. Каково значение ящериц в природе и жизни человека? (Различные ящерицы – регуляторы численности насекомых, мышевидных грызунов, других животных, которыми питаются; сами ящерицы служат пищей для более крупных хищников. Кожа крупных ящериц идет на изготовление различных предметов.)
2. Каково значение крокодилов в природе и жизни человека? (Они – регуляторы численности животных, которыми питаются; маленькие крокодильчики и яйца крокодилов служат пищей ряду хищников. Кожа крокодилов идет на изготовление различных предметов; мясо крокодилов местные жители употребляют в пищу.)
3. Какие змеи России занесены в Красную книгу? (Варианты: нашей области, края, республики.)
Вопросы для команды № 2
1. Каково значение змей в природе и жизни человека? (Регулируют численность животных, которыми питаются, в частности вредных мышевидных грызунов; служат пищей для других животных. От ядовитых змей получают яд, который идет на изготовление различных лекарств.)
2. Каково значение черепах в природе и жизни человека? (Регулируют численность растений и животных, которыми питаются; сами служат пищей для других животных. Мясо и яйца некоторых черепах России.)
Вопросы для команды № 3
1. Назовите живородящую змею нашей страны. (Обыкновенная гадюка.)
2. У какой черепахи нет снаружи рогового панциря? (У кожистой черепахи.)
3. Какая безногая ящерица встречается на территории Кировской области? (Варианты: назовите виды безногих ящериц нашей области, края, республики; виды безногих ящериц России.)
Дополнительные вопросы
1. Какие отделы имеет позвоночник рептилий? (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.)
2. Почему кожа у рептилий сухая? (В коже рептилий мало или совсем нет желез.)
3. За счет чего организм рептилий получает больше кислорода, чем организм амфибий? (Лучшему снабжению органов тела кислородом способствуют большая поверхность легких и наличие неполной перегородки в желудочке сердца.)
4. Какие среды обитания занимают рептилии? (Рептилии встречаются в наземно-воздушной среде, в различных пресных водоемах, морях и океанах и в почве.)
Resource id #896
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по биологии на тему : "Прокариоты"
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. ПО ТЕМЕ: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты» 22.09.09Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВА...
Самостоятельная работа по биологии по теме "Строение клетки" 9 класс
Данная самостоятельная работа может быть использована как в конце урока после закрепления вновь изученного материала, так и в начале следующего урока при проверке знаний. Она состоит из двух вариантов...
Самостоятельные и тестовые работы по биологии 7, 8, 9 классы
Самостоятельные и тестовые работы по биологии за 7, 8, 9 классы могут использовать учителя коррекционных школ VIII вида....
презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Пресмыкающиеся" к учебнику константинов в.м. и др.
Презентация содержит задания для обобщения знаний по теме "Пресмыкающиеся"...
Рабочая тетрадь для самостоятельных и домашних работ "Физика"
Рабочая тетрадь предназначена для студентов первого курса технических специальностей....
Урок биологии по теме: "Пресмыкающиеся или рептилии" 7 класс
Цель занятия: познакомить учащихся с представителями класса пресмыкающиеся.Задачи занятия:Образовательные: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса пресмыка...
Обобщение опыта работы учителя биологии по теме "Развитие творческих способностей на уроках биологии"
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой це...