Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по биологии2013-7,8 классы
олимпиадные задания по биологии (7 класс) по теме
Здесь представлены новые тестовые задания по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_.doc | 249.5 КБ |
8_kl_.doc | 244 КБ |
9_kl._.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010/2011 уч. г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
7 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+» ( или в матрице ответов).
- Для всех живых организмов характерно:
а) образование органических веществ из неорганических;
б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;
в) активное передвижение в пространстве;
г) дыхание, питание, размножение.
- Какой прибор используют при изучении детального строения органоидов клетки:
а) ручную лупу;
б) оптический микроскоп;
в) штативную лупу;
г) электронный микроскоп.
- Единицей роста и развития организма является:
а) ген;
б) хромосома;
в) клетка;
г) ткань.
- Таксономическую категорию растений, которая объединяет близкие классы, называют:
а) видом;
б) семейством;
в) отделом;
г) родом.
- Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:
а) стрептококки;
б) диплококки;
в) стафилококки;
г) сарцины.
- Запасным веществом грибов является:
а) крахмал;
б) гликоген;
в) инулин;
г) целлюлоза.
- Споры у мукора созревают:
а) в шаровидных спорангиях;
б) в кистевидных разветвлениях мицелия, приподнимающихся над субстратом;
в) при отделении клеток мицелия в любом месте;
г) мукор спор не образует.
- О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности (городе, поселке, парке):
а) о сухом климате;
б) о недостатке минеральных веществ в почве;
в) о загрязнении почвы радиоактивными веществами;
г) о загрязнении воздуха и субстрата различными химическими веществами, прежде всего соединениями серы.
- Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:
а) ризоидами;
б) листьми;
в) корнями;
г) всей поверхностью тела.
- Какие ткани выполняют проводящие функции:
а) паренхима, колленхима, склеренхима;
б) меристема, перидерма, ксилема;
в) ксилема, флоэма;
г) лубяные волокна, камбий, перицикл.
- Двудомными называются растения:
а) имеющие на одном растении обоеполые цветки;
б) имеющие на одном растении цветки только одного пола;
в) способные образовывать два типа плодов;
г) имеющие два вида соцветий на одном растении.
- Тычинки представляют собой:
а) видоизмененные побеги;
б) выросты цветоложа;
в) видоизмененные листья;
г) недоразвитые лепестки.
- Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от:
а) корневого давления и испарения воды листьями;
б) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;
в) скорости роста и развития растения;
г) процесса деления и роста клеток корня.
- У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
а) цветоножка и тычинки;
б) пестики и чашелистики;
в) пестики и цветоложе;
г) пестики и тычинки.
- Созревание плодов у растений стимулируется:
а) ауксинами;
б) гиббереллинами;
в) цитокининами;
г) этиленом.
- У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
а) замкнутая в виде полости;
б) сквозная в виде трубчатой кишки;
в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
г) отсутствует.
- Из указанных органов иной химический состав в сравнении с остальными имеют:
а) перо страуса;
б) рога оленя;
в) рога коровы;
г) копыта зебры.
- Способность некоторых животных к свечению связана с:
а) присутствием в тканях фосфора;
б) окислением запасенных в тканях жиров;
в) излучением избытка накопленной энергии;
г) отражением света солнца или луны.
- Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) млекопитающих;
г) земноводных.
- Речные раки никогда не живут в болотах вследствие:
а) низкого содержания в воде растворенного кислорода;
б) невысокой прозрачности воды;
в) отсутствия достаточного количества пищи;
г) низкого содержания в воде растворенных соединений кальция.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Животными распространяются из перечисленных ниже растений семена:
I. череды.
II. наперстянки.
III. лопуха.
IV. одуванчика.
V. ивы.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III;
г) I, III, IV. - Растения приспосабливаются к недостатку влаги за счет:
I. глубоких корней;
II. запасания капель масла в клетках;
III. мелких листьев;
IV. небольшого количества устьиц;
V. мясистых стеблей.
а) I, II, V;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) I, II.
- Хищными насекомыми, питающимися другими насекомыми, являются:
I. богомолы;
II. тараканы;
III. медведки;
IV. стрекозы;
V. муравьи.
а) I, II, III;
б) I, IV;
в) II, III.
г) I, IV, V.
- Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:
I. 6 пар конечностей;
II. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;
III. тело разделено на голову, грудь, брюшко;
IV. некоторые представители синантропы;
V. ротовой аппарат лижуще-сосущий, колюще-сосущий.
а) I, II, IV;
б) I, III;
в) I, II, IV, V;
г) II, IV.
- О родственных связях между кольчатыми червями и моллюсками свидетельствует:
- наличие целома.
II. одинаковое строение половой системы.
III. сходное строение пищеварительной системы.
IV. происхождение органов выделения.
V. личиночная стадия развития.
а) II, III, V;
б) I , IV ,V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 5.
- Из зиготы мха кукушкина льна формируется листостебельное растение.
- Эндосперм у сосны обыкновенной формируется из остатков спорогенной ткани - нуцелуса.
- Паутинные бородавки – это видоизмененные конечности брюшка.
- Жемчуг образуется раковиной двустворчатых моллюсков.
- Из икринки у рыб выходят мальки.
Часть IV. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов для задания – 4 балла. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.
Установите соответствие между отделами растений и характерными для них признаками.
Характерные признаки:
А) листостебельные растения, не имеющие корней;
Б) имеют листья, стебли и корни;
В) имеют хорошо развитую проводящую систему;
Г) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода;
Д)) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен;
Е) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом);
Ж) спорофит преобладает над гаметофитом.
Название отдела:
1 – Моховидные;
2 – Папоротниковидные.
Характерные признаки | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Название отдела |
Предварительный просмотр:
Республика Башкортостан
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010/2011 уч. г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
8 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+» (или в матрице ответов).
- Для всех живых организмов характерно:
а) образование органических веществ из неорганических;
б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;
в) активное передвижение в пространстве;
г) дыхание, питание, размножение.
- Функция воспроизведения осуществляется на уровне:
а) организменном;
б) популяционно-видовом;
в) биогеоценотическом;
г) биосферном.
- Какой прибор используют при изучении детального строения органоидов клетки:
а) ручную лупу;
б) оптический микроскоп;
в) штативную лупу;
г) электронный микроскоп.
- Единицей роста и развития организма является:
а) ген;
б) хромосома;
в) клетка;
г) ткань.
- Таксономическую категорию растений, которая объединяет близкие классы, называют:
а) царством;
б) семейством;
в) отделом;
г) родом.
- Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:
а) стрептококки;
б) диплококки;
в) стафилококки;
г) сарцины.
- Бактерии размножаются:
а) простым бинарным делением клетки;
б) множественным делением;
в) делением клеток амитозом;
г) мейозом.
- Запасным веществом грибов является:
а) крахмал;
б) гликоген;
в) инулин;
г) целлюлоза.
- Споры у мукора созревают:
а) в шаровидных спорангиях;
б) в кистевидных разветвлениях мицелия, приподнимающихся над субстратом;
в) при отделении клеток мицелия в любом месте;
г) мукор спор не образует.
- О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности (городе, поселке, парке):
а) о сухом климате;
б) о недостатке минеральных веществ в почве;
в) о загрязнении почвы радиоактивными веществами;
г) о загрязнении воздуха и субстрата различными химическими веществами, прежде всего соединениями серы.
- Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:
а) ризоидами;
б) листьми;
в) корнями;
г) всей поверхностью тела.
- Какие ткани выполняют проводящие функции:
а) паренхима, колленхима, склеренхима;
б) меристема, перидерма, ксилема;
в) ксилема, флоэма;
г) лубяные волокна, камбий, перицикл.
- У высших споровых растений из зиготы развивается:
а) половое поколение с антеридиями и архегониями;
б) бесполое поколение со спорангиями;
в) заросток;
г) тонкая длинная многоклеточная нить – протонема.
- Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:
а) лилейных;
б) сложноцветных;
в) паслёновых;
г) злаков.
- Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от:
а) корневого давления и испарения воды листьями;
б) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;
в) скорости роста и развития растения;
г) процесса деления и роста клеток корня.
- У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
а) цветоножка и тычинки;
б) пестики и чашелистики;
в) пестики и цветоложе;
г) пестики и тычинки. - Плод у земляники называется:
а) ягода;
б) многокостянка;
в) многоорешек;
г) многолистовка.
- Созревание плодов у растений стимулируется:
а) ауксинами;
б) гиббереллинами;
в) цитокининами;
г) этиленом.
- У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
а) замкнутая в виде полости;
б) сквозная в виде трубчатой кишки;
в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
г) отсутствует. - Сократительная вакуоль у простейших обеспечивает:
а) регуляцию осмотического давления;
б) выделение продуктов обмена веществ;
в) дыхание;
г) выполняет все три функции.
- Способность некоторых животных к свечению связана с:
а) присутствием в тканях фосфора;
б) окислением запасенных в тканях жиров;
в) излучением избытка накопленной энергии;
г) отражением света солнца или луны.
- Гусеница капустной белянки окукливается:
а) в почве около кормового растения;
б) на различных деревянных поверхностях (стволах деревьев, столбах, стенах домов);
в) на кормовом растении;
г) не имеет стадии куколки, развивается с неполным превращением.
- Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) млекопитающих;
г) земноводных.
- Плацента развивается у самок:
а) всех млекопитающих;
б) всех млекопитающих, кроме сумчатых;
в) всех млекопитающих, кроме сумчатых и насекомоядных;
г) всех млекопитающих, кроме сумчатых и яйцекладущих.
- Речные раки никогда не живут в болотах вследствие:
а) низкого содержания в воде растворенного кислорода;
б) невысокой прозрачности воды;
в) отсутствия достаточного количества пищи;
г) низкого содержания в воде растворенных соединений кальция.
- Среди названных видов не относится к семейству Медвежьих (Ursidae):
а) гризли;
б) губач;
в) барибал;
г) бамбуковый медведь. - При недостатке кислорода в мышечной клетке:
а) повысится рН из-за уменьшения концентрации СО2 ;
б) повысится рН из-за уменьшения концентрации молочной кислоты;
в) понизится рН из-за повышения концентрации СО2;
г) понизится рН из-за повышения концентрации молочной кислоты.
- Для свертывания крови, помимо прочего, необходимы:
а) ионы железа;
б) ионы хлора;
в) аскорбиновая кислота;
г) ионы кальция.
- Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) избирательно поражает:
а) клетки костного мозга;
б) лимфоциты;
в) эритроциты;
г) клетки головного мозга.
- При сокращении сердца человека возникают звуки, по которым можно определить ритм его работы на слух. Эти звуки обусловлены:
а) сокращением мышц желудочков и предсердий;
б) соударением сбрасываемой из сердца крови со стенками артерий;
в) ударами сердца о стенки грудной клетки;
г) схлопыванием створчатых и полулунных клапанов.
- Просвет кровеносных сосудов расширяется при раздражении нервов:
а) симпатических;
б) парасимпатических;
в) двигательных;
г) чувствительных.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите (или в матрице ответов).
- Корни могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV. - Сходство клеток животных и бактерий в том, что они имеют:
I. оформленное ядро;
II. цитоплазму;
III. митохондрии;
IV. плазматическую мембрану;
V. рибосомы.
а) I, II, V;
б) I, III, IV;
в) II, IV, V;
г) I, II.
- Растениям семейства крестоцветные характерно:
I. цветок четырёхчленного типа;
II. соцветие кисть;
III. плод боб;
IV. плод стручок или стручочек;
V. соцветие корзинка.
а) I, II, III;
б) I, IV;
в) II, III.
г) I, II, IV.
- Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:
I. 6 пар конечностей;
II. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;
III. тело разделено на голову, грудь, брюшко;
IV. некоторые представители синантропы;
V. ротовой аппарат лижуще-сосущий, колюще-сосущий.
а) I, II, IV;
б) I, III;
в) I, II, IV, V;
г) II, IV.
- О родственных связях между кольчатыми червями и моллюсками свидетельствуют:
- наличие целома.
II. одинаковое строение половой системы.
III. сходное строение пищеварительной системы.
IV. происхождение органов выделения.
V. личиночная стадия развития.
а) II, III, V;
б) I , IV ,V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет» (или в матрице ответов). Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.
- Споры мхов прорастают в многоклеточный гаметофит.
- Из зиготы мха кукушкина льна формируется листостебельное растение.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- Заросток папоротников прикрепляется к субстрату ризоидами.
- Эндосперм у сосны обыкновенной формируется из остатков спорогенной ткани - нуцелуса.
- Основным хозяином малярийного плазмодия является больной малярией человек.
- Половые клетки у гидры образуются из клеток наружного слоя (эктодермы).
- Жемчуг образуется раковиной дустворчатых моллюсков.
- Из икринки у рыб выходят мальки.
- В связи с выходом на сушу глаза земноводных защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- [мах. 4 балла] Установите соответствие между особенностью строения и функций кожи и классом позвоночные животные, для которых эта особенность характерна.
Особенности строения и функции кожи:
А) обеспечивает поступление воды в тело;
Б) защищает от высыхания;
В) имеет роговую чешую;
Г) содержит много желез;
Д) участвует в газообмене;
Е) выделяет обильную слизь.
Класс позвоночные:
1 – Земноводные;
2 – Пресмыкающиеся.
Особенности строения и функции | А | Б | В | Г | Д | Е |
Класс позвоночные |
- [мах. 4 балла] Установите соответствие между тканями растений и особенностями их строения и функциями.
Особенности строения и функции:
А) клетки содержат много хлоропластов;
Б) клетки с толстыми прочными стенками;
В) выполняют роль скелета;
Г) выполняют функцию образования органических веществ из неорганических на свету;
Д) служат опорой для растения;
Е) придают растению постоянную форму.
Ткани:
1 – Механическая;
2 – Фотосинтезирующая.
Особенности строения и функции | А | Б | В | Г | Д | Е |
Ткани |
Предварительный просмотр:
Республика Башкортостан
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010/2011 уч. г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
9 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+» в матрице ответов.
1. Аналогом ядра в клетках бактерий является:
а) нуклеоид;
б) нуклеозид;
в) нуклеотид;
г) нуклеин.
2. В благоприятных условиях бактериальная спора:
а) делится;
б) сливается с другой спорой;
в) набухает и прорастает в новую клетку бактерии;
г) всасывает питательные вещества.
3. Способ обеззараживания продуктов питания, заключающийся в их нагревании до 65 град.С в течение 10 – 20 минут, называется:
а) стерилизация;
б) кипячение;
в) пастеризация;
г) автоклавирование.
4. Самый наружный слой центрального цилиндра корня называется:
а) эндодермой.
б) экзодермой.
в) мезодермой;
г) перициклом.
5. Плодовые тела у шляпочных грибов служат для образования:
а) спор;
б) гамет;
в) спор и гамет;
г) не имеют отношения к размножению.
6. К паразитическим грибам относятся:
а) фитофтора, трутовики, ложная лисичка, шампиньон;
б) пеницилл, аспергилл, мукор;
в) мучнистая роса, спорынья, головня, трутовики, фитофтора;
г) дрожжи, бледная поганка, сыроежка, опенок осенний.
7. Лишайник прикрепляется к субстрату:
а) ризоидами;
б) ризинами;
в) гаптерами;
г) а, б, в.
8. По положению в пазухе листа почки мутовчатые у:
а) вишни;
б) яблони;
в) каштана конского;
г) сливы войлочной.
9. Какова функция сократительных вакуолей хламидомонады:
а) накапливание и хранение запасных питательных веществ;
б) выделение конечных продуктов обмена в окружающую среду;
в) выведение непереваренных частиц;
г) выведение избытка воды.
10. Бурые водоросли размножаются:
а) с помощью зооспор;
б) половым способом, в котором участвуют двужгутиковые гаметы;
в) половым способом, в котором участвуют безжгутиковые гаметы;
г) только бесполым путем.
11. К какому отделу относятся печеночники:
а) хвощевидные;
б) папоротниковидные;
в) плауновидные;
г) моховидные.
12. Семязачатки у сосны обыкновенной представляют собой:
а) женский спорангий;
б) женский гаметофит;
в) зародыши нового растения;
г) запасную питательную ткань.
13. У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
а) цветоножка и тычинки;
б) пестики и чашелистики;
в) пестики и цветоложе;
г) пестики и тычинки.
14. У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
а) замкнутая в виде полости;
б) сквозная в виде трубчатой кишки;
в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
г) отсутствует.
15. Органеллами передвижения простейших не являются:
а) жгутики;
б) реснички;
г) параподии;
д) псевдоподии.
16. Только венозная кровь находится в сердце:
а) млекопитающих;
б) земноводных;
в) пресмыкающихся;
г) рыб.
17. Аналогом легких наземных позвоночных животных служит:
а) жаберные лепестки рыб;
б) жаберные дуги рыб;
в) кожа рыб;
г) плавательный пузырь кистеперых рыб.
18. К системе органов дыхания пресмыкающихся не относятся:
а) легкие;
б) трахея;
в) бронхи;
г) альвеолы.
19. Основные направления эволюции скелета конечностей:
а) увеличение степени подвижности соединений конечности;
б) увеличение количества костей в запястье;
в) уменьшение количества фаланг пальцев;
г) удлинение дистальных отделов конечностей и укорочение проксимальных.
20. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:
а) яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;
б) яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое;
в) взрослое насекомое → яйцо → личинка;
г) взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо.
21. Пример полового размножения у организмов:
а) партеногенез у пчёл;
б) почкование у дрожжей;
в) спорообразование у мхов;
г) регенерация у пресноводной гидры.
22. Представителями типа круглые черви не являются:
а) аскарида;
б) трихинелла;
в) эхинококк;
г) власоглав.
23. Спринтеры бегут на пальцах, потому что:
а) поддерживается тонус сокращения мышц ног;
б) увеличивается скорость движения за счет инерции;
в) увеличивается полезная длина конечности;
г) уменьшается расход энергии на трение.
24. Внутренней средой организма являются:
а) кровь и лимфа;
б) кровь и тканевая жидкость;
в) кровь, тканевая жидкость и лимфа;
г) тканевая жидкость.
25. К основным белкам плазмы крови принадлежат:
а) альбумины и глобулины;
б) альбумины и фибриноген;
в) альбумины, глобулины и фибриноген;
г) фибриноген.
26. Образование витамина Д происходит в:
а) клетках наружного слоя эпидермиса;
б) клетках внутреннего слоя эпидермиса;
в) клетках собственно кожи ( дермы );
г) клетках жировой клетчатки.
27. Адреналин вырабатывается:
а) клетками коркового слоя надпочечников;
б) клетками мозгового слоя надпочечников;
в) островковыми клетками поджелудочной железы;
г) клетками тимуса.
28. Спинно-мозговые нервы иннервируют:
а) всю скелетную мускулатуру без исключения;
б) скелетную мускулатуру, кроме мышц головы;
в) мускулатуру внутренних органов;
г) мускулатуру спины.
29. Половой процесс – коньюгация характерен для:
а) хламидомонады;
б) плеврококка;
в) спирогиры;
г) улотрикса.
30. Структурной и функциональной единицей биосферы является:
а) популяция;
б) биогеоценоз;
в) биотоп;
г) вид.
31. Механизм аккомодации, т.е. наведения глаза на резкость, у кальмара заключается в:
а) изменении кривизны хрусталика;
б) удалении и приближении хрусталика к сетчатке;
в) удаление и приближение сетчатки к хрусталику;
г) отсутствует ввиду отсутствия хрусталика.
32. Транспорт малых заряженных частиц или ионов через мембрану клетки осуществляется:
а) при помощи активного и пассивного транспорта;
б) при помощи диффузии;
в) при помощи активного транспорта;
г) пиноцитозом.
33. При каком из процессов выделяется наибольшее количество энергии:
а) гликолиз;
б) фотолиз воды;
в) окислительное фосфорилирование;
г) гидролиз крахмала.
34. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
35. Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.
36. Господство пресмыкающихся на Земле наблюдалось в:
а) протерозое;
б) архее;
в) мезозое;
г) кайнозое.
37. У многих куликов (хрустана, плосконосого плавунчика, белохвостого песочника) одна самка спаривается с несколькими самцами и откладывает яйца в несколько гнезд, которые затем эти самцы насиживают. Такие брачные взаимоотношения называются:
а) моногамия;
б) полиандрия;
в) полигиния;
г) промискуитет.
38. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
39. Считается, что первые живые организмы, появившиеся на нашей планете, по способу дыхания и питания были:
а) анаэробными фототрофами;
б) анаэробными гетеротрофами;
в) аэробными хемотрофами;
г) аэробными гетеротрофами.
40. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать излучение:
а) инфракрасное;
б) в сине-зеленой части спектра;
в) в желто-красной части спектра;
г) ультрафиолетовое.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Укажите индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным (или отметьте в матрице ответов).
- В продолговатом мозге находятся центры:
I. дыхательный.
II. регуляции сердечной деятельности.
III. терморегуляции.
IV. сосудодвигательный.
V. регуляции работы почек.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V. - Рост стебля в длину у разных растений осуществляется благодаря делению клеток:
I. верхушечной меристемы.
II. вставочной меристемы.
III. боковой меристемы.
IV. раневой меристемы.
V. камбия.
а) II, III, IV;
б) I, II;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.
- Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V. - Укажите правильное сочетание различий между полипом и медузой:
I. образ жизни.
II. характер движения.
III. способ питания.
IV. способы размножения.
V. строение нервной системы.
а) II, V;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, IV ,V. - Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I. кораллы.
II. губки.
III. асцидии.
IV. коловратки.
V. усоногие раки.
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V. - Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. - К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. - Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- Фотосинтез в листьях осуществляется главным образом в клетках столбчатой паренхимы.
- Паутинные бородавки – это выросты покровов.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- Адреналин сужает сосуды головного мозга и сердца.
- Кишечная ворсинка представляет собой выпячивание всей стенки кишки.
- Центр терморегуляции расположен в переднем мозге.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
13. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
14. Стеблевая часть луковицы лука репчатого представлена донцем.
15. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Необходимо заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 баллов.
- [мах. 4 балла] Соотнесите признаки аскариды и печёночного сосальщика.
Признаки:
А) паразитирует в тонком кишечнике человека;
Б) в стадии развития есть промежуточный хозяин;
В) паразитирует в желчных протоках и печени животных и человека;
Г) раздельнополые;
Д) гермафродиты;
Е) промежуточного хозяина нет.
Представители:
- аскарида;
- печёночный сосальщик.
Признаки | А | Б | В | Г | Д | Е |
Представители |
- [мах. 4 балла] Установите соответствие между типом клеточной организации и характеристиками.
Характеристики:
А) оболочка клетки из муреина;
Б) хромосома кольцевая;
В) оболочка полисахаридная;
Г) хромосомы линейные;
Д) имеют белки гистоны;
Е) не содержат гистонов.
Типы клеточной организации:
1 – прокариоты;
2 – эукариоты.
Характеристики | А | Б | В | Г | Д | Е |
Типы клеточной организации |
- [мах. 4 балла] Установите соответствие между типом выделительной системы и представителями животных, для которых этот тип выделительной системы характерен.
Животные:
А) дождевой червь;
Б) печеночный сосальщик;
В) сибирская двуустка;
Г) нереида;
Д) беззубка;
Е) планария.
Тип выделительной системы:
1 – Протонефридиальная;
2 – Метанефридиальная.
Животные | А | Б | В | Г | Д | Е |
Тип выделительной системы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по биологии.
Олимпиадные вопросы для 8 класса....
Муниципальный этап олимпиады по технологии (девочки) 8 класс.
Олимпиада по технологии (девочки) 8 класс состоит из 2 этапов. Теоретический этап содержит 50 вопросов по всем изучаемым разделам предмета "Технология. Вопросы подобраны разного уровня : с одним...
Муниципальный этап олимпиады по химии 2013,9 класс
Задания муниципального этапа....
Методика подготовки к муниципальному этапу олимпиады по физике.
В данной презентации рассмотрены основные етодические приемы, которые я использую при подготовке олимпиадников....
Презентация для занятия по подготовке к муниципальному этапу олимпиады по математике
В презентации представлены общие подходы к решению олимпиадных задач...
О подготовке к региональному этапу олимпиады по алгебре в 7 классе
ищу учителей математикикоторые готовят учеников 7 клк региональному этапуолимпиады по математикеhttps://урок.рф/discussion/656236.htmlкакие задачи решать?как организовать процесс подготовки?https://vk...
Справка о подготовке призера муниципального этапа олимпиады 2018-2029
справка призер по математике...