Элективный курс "Мой первый научный труд "
элективный курс по биологии (8 класс) по теме

Горбулько Ирина Игоревна

 

Элективный курс «Мой первый научный труд» дает возможность учащимся 8 классов, познакомиться с основными видами научных работ и положениями их написания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономно общеобразовательное учреждения

Средняя общеобразовательная школа №8.

Рассмотрено:        Согласовано:        Утверждено:

На заседании ШМО        с ЗДУВР        директором МАУ

        Байдурова Л.А.        Шапошниковой Т.В.

         приказ №

Дата………….2012г.        дата……….2012г.        дата……………2012

Рабочая  программа

Элективного курса

«Мой первый научный труд"

8 - 9 класса.

                                                                  Учитель географии:                                                                             Горбулько И.И

                                                             г. Краснокаменск 2012г.

Пояснительная записка

      В XXI веке из Интернета можно скачать готовый реферат практически на любую тему, а текст курсовой и дипломной работы можно купить. И все же у большинства людей есть ясное понимание того, к чему ведут списывание и подмена самостоятельной работы чужой. В области профессионального обучения это сродни интеллектуальному и духовному самоубийству: человек не развивается, не формируется как личность; из вуза или колледжа выходит «серый» специалист, затем воспитывающий себе подобных. Ни одна форма организации обучения  так личностно не ориентирована, как учебно-исследовательская деятельность. Она индивидуализирована, персонифицирована. Рефераты, учебно-исследовательские работы, курсовые и дипломные работы – мощное средство развития и саморазвития личности обучающегося, его самостоятельности и моральной ответственности за судьбу отрасли, в которой придется работать. Профильное обучение в  общеобразовательной школе базируется на учебно-исследовательской деятельности учащихся. Рефераты, научно-исследовательские работы пишутся старшеклассниками и студентами по всем дисциплинам. Объективную трудность вызывает процесс выполнения исследовательской работы, оформление результатов и  их  анализ, формулировка выводов.

Требований к написанию и оформлению работ много. Чтобы их не нарушать, надо владеть приемами работы, иметь образцы выполнения.

Элективный курс «Мой первый научный труд» рассчитан на получение учащимися новых надпредметных  знаний и умений.

Цель элективного курса: развить у  учащихся  исследовательские умения и навыки.

Предлагаемый элективный курс «Мой первый научный труд» решает следующие задачи:

-  сформировать представление о научных явлениях, о научной логике, о формах и методах научной аргументации;

- обучить учащихся основам научных методов, единых для большинства наук, планированию исследования  (эксперимента) и обработке результатов;

- сформировать представление о различных видах научных письменных работ, научить учащихся самостоятельно оформить такую работу;

- помочь сформировать у будущего студента, а затем специалиста, такие качества личности как способность анализировать проблемы, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, выбирать наиболее рациональные, а также критически мыслить.

Элективный курс «Мой первый научный труд» способствует подготовке будущих специалистов для продуктивной профессиональной деятельности, которая на этапе обучения находит отражение в выпускных (дипломных) работах.

Учебный курс по выбору для учащихся 8–9-х классов рассчитан на 20 часов. Из них 8 часов – теория, 9 часов – практика, 3 часа – самостоятельная  внеаудиторная работа.

Содержание курса качественно отличается от базовых знаний предметных областей. Курс является интегрированным, т.к. предполагает использование элементов предмета «Информационные технологии», совместить свою познавательную деятельность в выбранной им предметной области оформительской деятельностью на персональном компьютере.

Теоретическая часть программы включает следующие вопросы:  особенности научного познания и его роль в современной цивилизации, требования к написанию учебно-исследовательского проекта, проектирование исследования, технология постановки эксперимента, сбор, обработка экспериментальных  данных и формулировка выводов, структура и оформление учебно-исследовательской работы, реферата.

К  практической базе данного элективного курса относятся  знания  об основных операциях текстового экранного редактора и общих принципах оформления научных работ, о приемах поиска нужного материала посредством Интернет и умения  выполнять операции по оформлению многостраничного документа в текстовом редакторе WORD с внедрением объектов WORD и других программных приложений, а также оформление своей работы в виде многослайдовой структурированной презентации  на ПК  в программе  PowerPoint.

Навыки использования информационных технологий предполагают умение работать с готовыми программными средствами.

Методы работы: лекционно-семинарский, проблемный, иллюстративно-наглядный.

Формы работы: практическая, самостоятельная работа, эксперимент, теоретическое исследование.

Результатами данной программы будут:

1. Новые  дополнительные знания  вне  школьной программы.

2. Развитие у школьников исследовательских  умений.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

знать отличия научных явлений от ненаучных;

иметь представление о видах  и  типах  учебных исследований;

знать теорию и  оснащение эксперимента;

знать структуру печатной работы;

знать правила оформления научных печатных работ;

уметь выявить противоречия в процессах и явлениях, выдвигать гипотезы;

уметь осуществить сбор  и  анализ экспериментальных данных;

уметь формулировать выводы по результатам исследований;

уметь осуществлять сбор информации из различных источников, в том числе из Интернета;

уметь применить знания возможностей ТЭР при оформлении научных печатных работ (оформление формул с использованием встроенного редактора, оформление сносок; автоматическое построение многоуровневого оглавления, использование стилей при форматировании документа)

уметь внедрять в текстовый документ объекты из других приложений (EXCEL, PAINT и др.)

уметь подготовить свою работу к представлению, защите в виде презентации.

Содержание тем элективного курса

1. Научное познание (1 час)

Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации. Фундаментальные и  прикладные науки. Отрасли научного знания. Научное и обыденное познание. Структура эмпирического  исследования. Структура теоретического исследования.

 Форма   занятия – лекция.

2. С чего начать работу? Подготовительный этап (2  часа)

Общие требования к написанию рефератов, учебно-исследовательских работ, курсовых  и  дипломных  проектов. Виды  и  типы  исследований. Рекомендации  по выбору  тем и их  формулированию. Организация  исследования.

 Форма занятий – лекции.

3. Работа с научной литературой (1 час)

Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников. Методы обработки содержания научных текстов.

Форма занятия – семинар.

4. Проектирование исследования (2 часа)

Предварительная разработка научного аппарата: стратегии  и  тактики  исследования. Оценочные действия.

Семинар. Проектирование  стратегии и  тактики  исследования.

Форма занятий – лекция и семинар.

5. Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы, научной статьи (1 час)

Требования к структуре и содержанию реферата, учебно-исследовательской  работы. Введение. Теоретическая часть. Практическая часть. Результаты  исследования и их обсуждение. Выводы. Заключение. Приложения. Требования к оформлению работы. Форма занятия – лекция.

6. Эксперимент в исследовании (5 часов)

Основные компоненты  эксперимента. Типология  экспериментов.   Подготовка, проведение и описание эксперимента.

 Семинар. Подготовка, проведение и описание эксперимента.

 Форма занятий – лекция, семинар,  самостоятельная работа.

7. Поиск информации в Интернет (2 часа)

Практическая работа. Поиск информации в Интернет.

Самостоятельная работа.

8. Использование и оформление различных объектов в печатной научной работе (2 часа)

Практическая работа.  Внедрение в текстовый документ объектов из других приложений (таблицы, диаграммы Excel; графические объекты); вставка и оформление сносок. Использование различных стилей при форматировании документа. Автоматическое создание многоуровневого оглавления.

9. Оформление собственной печатной работы (1 час)

Практическая работа.  Оформление формул в печатной научной работе с использованием редактора формул; титульный лист.

10. Создание презентации (1 час)

Практическая работа. Презентация: объекты презентации, слайды. Анимация в презентации Создание презентации с анимацией.

16. Объекты навигации. Сбор слайдов (1 час)

Практическая работа.  Объекты навигации. Сбор слайдов.

17. Оформление собственной презентации (1 час)

Практическая работа.  Оформление собственной презентации.

Учебно-методическое обеспечение

Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-исследовательских работ, рефератов (для  учащихся).

Лабораторное  оборудование  для  проведения  экспериментов.

Компьютеры и  их  программное обеспечение.

ТСО (видео).

Таблицы, справочники.

Контроль  уровня  достижений

Темы  № 1–2 – Тестовый  контроль.

Темы  № 3–4 – Участие в  семинаре, подготовка  сообщения.

Тема  № 5 – Составление структуры  учебно-исследовательской  работы по методическим рекомендациям.

Тема № 6 – Оформление результатов опытов, выводы.

Тема  № 8 – Оформление титульного  листа.

Темы № 9–12 – Оформление  презентации  работы.

Учебно-тематический  план

Название темы

Всего часов

Лекции

Практические

 работы        

Семинары

Самостоятельные работы

1.

Научное познание

1

1

2.

С чего начать? Подготовительный этап

2

2

3.

Работа с  научной литературой

1

1

4.

Проектирование исследования

2

1

1

5.

Структура и написание реферата, учебно-исследовательской работы

1

1

6.

Эксперимент   в исследовании

5

0,5

2

0,5

2

7.

Поиск информации через  Интернет

2

1

1

8.

Использование и оформление  различных объектов в  печатной работе. Титульный лист

2

2

9.

Оформление собственной печатной  работы

1

1

10.

Создание презентации

1

1

11

Объекты  навигации. Сбор слайдов

1

1

12.

Оформление собственной презентации        

1

1

13.

Итого

20

5,5

9

2,5

3

Литература для учителя:

  1. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. М., Питер, 2004 г. 176 стр.
  2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. М., 1996 г., 129 стр.
  3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М., Педагогическое общество России. 2004 г., 109 стр.
  4. Ситникова О.Ф. Написание и оформление учебно-исследовательской работы: методические рекомендации. Екатеринбург, 1998 г., 21 стр.
  5. Естественно-научные  проекты. 10 – 11 классы (Физика, география, экология, химия) / сост. Демидова М.Ю. – М. Школьная  пресса. 2005., 80 с.

Литература для учащихся:

  1. Викулова Н.П. Учителю и ученику о реферате. Методическая разработка. Екатеринбург, 1997 г., 25 стр.
  2. Правила оформления исследовательской работы по экологии. Методическое пособие/Экосистема; сост. Магазов О.А., Магазова Л.Н., М., 1996 г., 17 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции

quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...

Статья " в сборнике научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции

quot;Проектная деятельность в профессионально-трудовом обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОСов системы специального образования"https://nsportal.ru/...

Сценарий праздника труда "Кто первый в труде, тому слава везде".

Мероприятие в виде конкуров, направленное на систематизацию и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида....