Экология
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Быкова Людмила Викторовна

 Экологическое воспитание является приоритетным направлением в учебно- воспитательной работе. Эта работа проводится целенаправленно , с использованием разнообразных форм работы: тренинги, ролевые игры, акции, работа в группах, защита проектов и составление презентаций. Все это способствует повышению кругозора и воспитанию всесторонне развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_po_ekologii.docx31.35 КБ
Файл ekolog.urok_2013_g.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Урок по экологии «Экология и культура – будущее России».

Задачи:    образовательная: показать место и роль человека в природе, влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

    развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать, прогнозировать;

    воспитательная: экологическое воспитание.

Ученик должен -    иметь представления о месте человека в природной нише, о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

    знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

    уметь: объяснить место человека в природе, находить пути решения экологических проблем.

Междисциплинарные связи: экология, география.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия, физиология.

Обеспечение занятия:    наглядные пособия: таблица, видеофильмы;

    раздаточный материал;

Ход урока:    Организационный момент:

 1.Эмоциональное погружение.

    Молодой моряк Вселенной,

    Мира древний дровосек,

    Неуклонный, неизменный,

    Будь прославлен, Человек!

    Камни, ветер, воду, пламя

    Ты смирил своей уздой,

    Взвил ликующее знамя

    Прямо в купол голубой.

    Сквозь пустыню и над бездной

    Ты провел свои пути,

    Чтоб нервущейся, железной

    Нитью Землю оплести.

    В древних вольных океанах,

    Где играли лишь киты,

    На стальных левиафанах

    Пробежал державно ты.

    Змея, жалившего жадно

    С неба выступы дубов,

    Изловил ты беспощадно,

    Неустанный зверолов.

    И, шипя под хрупким шаром

    И в стекле согнут в дугу,

    Он теперь, покорный чарам,

    Светит хитрому врагу.

    В. Брюсов.

Человек и природа вечный философский вопрос. Как они взаимосвязаны? Зависят ли друг от друга? Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние?

На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на нашем уроке.

С древних времен человек влиял на природу с появлением земледелия и скотоводства, значительно расширило, область взаимодействия общества и природы. Начался активный процесс преобразование окружающий природы, более разнообразного использования ее ресурсов.

Современная экологическая проблема имеет глубокие исторические, культурные предпосылки. Они восходят к особенностям отношения человека к природе в древние времена, средние века и особенно в Новое время. В европейской культуре, начиная с поздней античности, стала формироваться в общественном сознании идея господства человека над природой.

Является ли человек продолжением природы или он представляет собой инородное тело? ( Вспомните положение человека в системе органического мира.  Что такое рудименты и атавизмы?).

Так взаимосвязаны ли между собой человек и природа или они существуют отдельно друг от друга? (Что получает человек используя природу? Чем важны для нас растения?)

Люди находятся в сложных взаимоотношениях с другими обитателями нашей планеты. Многие из особенностей своего строения человек унаследовал от своих предков – крупных млекопитающих, наземных приматов, обитающих в районах с выраженной сменой времен года.

С того момента, как человек научился добывать огонь, все активнее стал использовать аккумулированную в растениях энергию Солнца, а впоследствии и энергию полезных ископаемых.

Современный человек оттесняет крупных обитателей экосистем – копытных, хищников, намеренно уничтожая или разрушая места обитания этих диких животных. Зачастую человек наносит вред представителям иных биологических видов по незнанию или из – за небрежности. Поэтому так важно научиться осознанно и внимательно относиться ко всему живому.

Естественная среда обитания – создана природой, искусственная среда обитания создана человеком.

Идеальным считается, когда искусственная среда обитания вписывается в естественную. Человек же не достиг того уровня, когда естественная среда обитания плавно переходит в искусственную, то есть не достиг гармонии.

Давайте с вами из перечня явлений и предметов отберем относящиеся к естественной и искусственной среде обитания.

Задание:

Разделите ниже перечисленные предметы и явления на две группы, относящиеся к естественной и относящиеся к искусственной среде обитания:

дерево, дом, завод, река, гора, компьютер, насекомые, машина, квартира, трава, дождевые черви, шум, млекопитающие, электричество, вибрация, почва, птицы, воздух, бытовые отходы, природные ископаемые, самолеты.

Естественная среда        

Искусственная среда

 Расточительное использование ресурсов природы сопровождается загрязнением окружающей среды. Человек не замечает того, что рубит сук, на котором он сидит.

Задание:

Какое отрицательное и положительное влияние оказывает каждый из предметов и явлений искусственной среды обитания на человека?

Название предмета или явления

Положительное влияние на жизнь и здоровье человека

Отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека

Дом, квартира,Завод,Компьютер,Машина,Шум,Электричество,Вибрация,Бытовые отходы

,Самолеты ,Защита от непогоды, комфорт, тепло, Изготовление предметов быта, машин, компьютеров и т. д., Источник информации, общения, Быстрое передвижение, комфорт,

Музыка, эстетическое восприятие, игра на музыкальных инструментах ,Продление длины дня, приготовление пищи, тепло, уют, Измельчение семян, сортировка, работа двигателя ,Вторсырье, Скорость передвижения, общение, доставка информации, Замкнутое пространство, отгораживающее от природы,  Загрязнение окружающей среды, обходы производства, Снижение зрения, гиподинамия, нервные расстройства ,Загрязнение воздуха, почвы, развитее гиподинамии, Понижение слуха, расстройства сна, нервные заболевания, Электромагнитные волны – расстройство сердечно – сосудистой системы, угнетенное состояние, Атрофия, нарушение кровообращения ,Загрязнение окружающей среды: почвы, воды, воздуха,  Загрязнение воздуха, распространение инфекционных заболеваний

Задание: Какие факторы искусственной среды обитания неблагоприятно влияют на здоровье жителей города Протвино?

    автотранспорт – загрязнение воздуха, почвы, растений, следствие возникновение у человека заболеваний органов дыхания, аллергические реакции

    бытовые отходы – загрязнение почвы, растительных сообществ, следствие возникновение у человека инфекционных заболеваний, аллергические реакции

    малые промышленные предприятия – не соблюдение технологий производства, следствие загрязнение окружающей среды

    строительство – уничтожение растительных сообществ, загрязнение почвы.

Как видите, человек усовершенствуя свой быт, наносит вред природе и себе самому, т. к. является неотемленной частью природы. Что же происходит на нашей планете? Какие заболевания приобрело человечество, изменяя природу? (Загрязнение окружающей среды, болезни – аллергия, рак, мутации и т. д.).

Создавая себе свою собственную среду обитания, человек разрушает естественную среду, и она ему мстит за это.

А есть ли будущее у человечества? Вооружимся верой в будущее, раскроем лебединые крылья фантазии и устремим свой полет через океан Вечности. Итак, Земля четвертого тысячелетия. Нарисуйте в виде символов (см приложение) будущее человечества. Выскажитесь, что вы изобразили.

    Да будет Свет, да будет Радость,

    Да будет нежность на Земле,

    И предрассветная прохлада,

    И вечны звоны в вышине.

    И в капле малой просияет

    Сквозь вечны тайны бытия

    Любовь не звездная – земная

    Планетой в муках рождена.

    И в новом выдохе Вселенной

    Сольются сущие миры.

    Чтобы вдохнуть Любовь и Нежность,

    Навеки данные людьми.

    И. Прусс

Задание:

Разделите ниже перечисленные предметы и явления на две группы, относящиеся к естественной и относящиеся к искусственной среде обитания:

дерево, дом, завод, река, гора, компьютер, насекомые, машина, квартира, трава, дождевые черви, шум, млекопитающие, электричество, вибрация, почва, птицы, воздух, бытовые отходы, природные ископаемые, самолеты. (4 мин.)

Естественная среда

Искусственная среда

 Задание:

Какое отрицательное и положительное влияние оказывает каждый из предметов и явлений искусственной среды обитания на человека?

Название предмета или явления

Положительное влияние на жизнь и здоровье человека

Отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека

  Символы: Солнце – продолжение жизни, мир

Темные тучи – конец жизни, война

Дерево с зелеными листьями – символ жизни

Сухое дерево – смерть

Человеческий череп – конец жизни

Цветок – благополучие, мир

Зеленая трава – продолжение жизни

Желтая, пожухлая трава – конец жизни

ЭКОМАРАФОН  -2013 Г –

1. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор,

1) клубеньковые бактерии

2) мицелий грибов

3) дождевые черви,

4) одноклеточные водоросли

^ 2. Какова роль плесневых грибов и большинства бактерий в биогеоценозе?

1) расщепляют органические вещества до минеральных

2) синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды.

3) в процессе питания обогащают воздух кислородом

4) составляют первое звено в цепи питания

^ 3. Начальное звено в пищевых цепях, как правило, составляют растения, так как они

1) служат пищей для животных

2) испаряют много воды через устьица

3) широко распространены в природе

4) образуют органические вещества из неорганических

^ 4. Наиболее вероятная причина увеличения содержания СО2 в атмосфере:

1) отмирание растений

2) добыча каменного угля

3) увеличение объемов сжигания топлива

4) строительство АЭС

^ 5. Что такое «демографический взрыв»?

1) взрывы в густонаселенных районах

2) быстрое нарастание численности населения

3) террористический акт

4) превышение смертности над рождаемостью

^ 6.В какой пищевой цепи правильно указаны пищевые связи?

1) дрозд ястреб гусеница крапива

2) гусеница крапива ястреб дрозд

3) крапива дрозд ястреб гусеница

4) крапива гусеница дрозд ястреб

^ 7.Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

1) его устойчивого развития

2) изменения в нем абиотических факторов

3) влияния на него антропогенных факторов

4) ослабления в нем борьбы за существование.

^ 9. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

1) сезонные изменения в природе

2) изменения погодных условий

3) колебания численности популяций одного вида

4) изменения среды обитания в результате  жизнедеятельности  организмов

10а. Почему в лесу, где обитает много лосей, происходит вытеснение лиственных деревьев хвойными?

10б. Объясните, почему сокращение численности выдр сначала ведет к возрастанию численности рыб, а затем к ее сокращению.

А теперь подведем итоги  викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...