Рабочая программа по биологии 8 класс (VIII вид с ДЦП)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа с КТП по биологии для 8 класса VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.
Преподавание естествознания направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь, мышление, школьники учатся устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.
Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане
Согласно проекту базисного учебного (образовательного) плана в 8 классе на изучение предмета «биология», отводится 2 учебных часа в неделю (70 уроков, 35 недель).
Структура программы
Программа по биологии состоит из 7 разделов:
-пояснительная записка;
-основные требования к знаниям, умениям учащихся;
-учебно-тематический план;
-календарно-тематический план;
-содержание программы;
-формы и средства контроля;
-перечень учебно-методических средств.
Раздел содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения.
Раздел основные требования к знаниям, умениям учащихся определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения.
Разделы учебно-тематический план и календарно-тематический план приводят конкретное планирование, ориентированное на учебники биологии
Раздел формы и средства контроля показывает осуществление контроля за знаниями и умениями учащихся.
Раздел перечень учебно-методических средств включат в себя список учебников и методической литературы.
Цели и задачи изучения предмета в школе
Цель: Обеспечить умственно отсталым школьникам доступное и качественное обучение основам биологии ( естествознания), способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности, повышать уровень их общего развития.
Задачи:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы и живой природы;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
-проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
-первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений. Школьники знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе предусмотрено сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Учебные занятия проводятся с наглядными пособиями, с образцами полезных ископаемых, различных почв, с раздаточным материалом.
Раздел II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
- общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
-особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных;
-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);
- осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).
Раздел III. Учебно-тематический план по биологии
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
Введение | 1 | |
Беспозвоночные животные Черви | 4 | |
Насекомые | 8 | |
Позвоночные Рыбы | 9 | |
Земноводные | 3 | |
Пресмыкающиеся | 3 | |
Птицы | 9 | |
Млекопитающие | 18 | |
Сельскохозяйственные млекопитающие | 15 | |
Всего | 70 |
Контрольных работ - 4
Проверочные работы - 2
Раздел IV. Календарно -тематический план по биологии
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть (16ч) | |||
1. | Введение Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана. | 1 | |
2. | Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных. Черви | 1 | |
3. | Дождевые черви | 1 | |
4. | Круглые черв и - паразиты человека | 1 | |
5. | Черви-санитары пресных водоёмов Черви-сосальщики | 1 | |
6. | Общие признаки насекомых. Строение и образ жизни насекомых | 1 | |
7. | Бабочка капустница | 1 | |
8. | Яблонная плодожорка | 1 | |
9. | Майский жук | 1 | |
10. | Комнатная муха | 1 | |
11. | Медоносная пчела Тутовый шелкопряд | 1 | |
12. | Обобщающий урок по теме «беспозвоночные» | 1 | |
13. | Контрольная работа по теме «беспозвоночные» | 1 | |
14. | Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных. Внешнее строение и скелет рыб | 1 | |
15. | Внутреннее строение рыбы | 1 | |
16. | Размножение и развитие рыб | 1 | |
2 четверть (18ч) | |||
1. | Речные рыбы | 1 | |
2. | Морские рыбы | 1 | |
3. | Рыбный промысел и рыболовство | 1 | |
4. | Охрана и увеличение рыбных богатств | 1 | |
5. | Обобщающий урок по теме «Рыбы» | 1 | |
6. | Проверочная работа по теме «рыбы» | 1 | |
7. | Среда обитания и внешнее строение земноводных | 1 | |
8. | Строение и размножение земноводных | 1 | |
9. | Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся | 1 | |
10. | Строение и размножение пресмыкающихся | 1 | |
11. | Обобщающий урок по теме «земноводные и пресмыкающиеся» | 2 | |
12. | Контрольная работа по теме «позвоночные» | 1 | |
13. | Особенности внешнего и внутреннего строения птиц | 1 | |
14. | Особенности скелета птиц | 1 | |
15. | Размножение и развитие птиц | 1 | |
16. | Птицы леса | 1 | |
17. | Хищные птицы | 1 | |
3 четверть (20ч) | |||
1. | Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | |
2. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека Домашние куры, утки и гуси | 1 | |
3. | Развитие птицеводства | 1 | |
4. | Обобщающий урок по теме «птицы» | 1 | |
5. | Проверочная работа по теме «птицы» | 1 | |
6. | Внешнее строение млекопитающих | 1 | |
7. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих | 1 | |
8. | Внутреннее строение млекопитающих | 1 | |
9. | Грызуны и их значение в природе и жизни человека | 1 | |
10. | Зайцеобразные | 1 | |
11. | Разведение домашних кроликов | 1 | |
12. | Хищные звери | 1 | |
13. | Дикие пушные хищные звери | 1 | |
14. | Разведение норки на зверофермах | 1 | |
15. | Домашние хищные звери | 1 | |
16. | Морские животные. Ластоногие | 1 | |
17. | Китообразные | 1 | |
18. | Обобщающий урок по теме «млекопитающие» | 1 | |
19. | Контрольная работа по теме «млекопитающие» | 1 | |
20. | Парнокопытные | 1 | |
4 четверть (18ч) | |||
1. | Непарнокопытные | 1 | |
2. | Приматы | 1 | |
3. | Повторение млекопитающие | 1 | |
4. | Корова, внешнее строение | 1 | |
5. | Содержание коров на фермах. Выращивание телят | 1 | |
6. | Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве | 1 | |
7. | Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | |
8. | Верблюды | 1 | |
9. | Северные олени | 1 | |
10. | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах | 1 | |
11. | Выращивание поросят. Значение свиноводства | 1 | |
12. | Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят | 1 | |
13. | Обобщающий урок по теме «сельскохозяйственные млекопитающие» | 1 | |
14. | Общие признаки изученных групп животных | 1 | |
15. | Обобщающий урок по изученным темам | 1 | |
16. | Итоговая контрольная работа | 1 | |
17. | Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | 1 | |
18. | Повторение. Что вы узнали о животных? | 1 | |
Итог | 70 |
Раздел V. Содержание программы по биологии
( 2ч. в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Млекопитающие, или звери
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Раздел VI. Форы и средства контроля
Способы | Виды | Методы и средства | Формы |
Внешний (осуществление контроля преподавателем) Взаимный (осуществление контроля учащимся над товарищем) | Предварительный Текущий Периодический Итоговый | Устный опрос Письменные работы (тестирование) | Индивидуальные Групповые Фронтальные Парные |
Раздел VII. Перечень учебно-методических средств
1.Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Владос 2001.
2.Никишов А.И. Биология. Животные 8 класс. - М: Просвещение 2004.
3.Занимательный атлас «Животные». Издательство Атлас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Рабочая программа для 5 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 7 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 8 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 9 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....