Рабочая программа по биологии 8 класс (VIII вид с ДЦП)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Ершова Елена Леонидовна

Рабочая программа с КТП по биологии для 8 класса VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.

         Преподавание естествознания направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь, мышление, школьники учатся устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

 Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане

        Согласно проекту базисного учебного (образовательного) плана в   8 классе на изучение предмета «биология», отводится 2 учебных часа  в неделю (70 уроков, 35 недель).

Структура программы

Программа по биологии состоит из 7 разделов:

-пояснительная записка;

-основные требования к знаниям, умениям учащихся;

-учебно-тематический план;

-календарно-тематический план;

-содержание программы;

-формы и средства контроля;

-перечень учебно-методических средств.

Раздел  содержание программы включает в себя минимальный объем материала, обязательного для изучения.

          Раздел основные требования к знаниям, умениям учащихся определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения.

Разделы учебно-тематический план и календарно-тематический план приводят конкретное планирование, ориентированное на учебники биологии

Раздел формы и средства контроля показывает осуществление контроля за знаниями и умениями   учащихся.

Раздел перечень учебно-методических средств включат в себя список учебников и методической литературы.

Цели  и задачи изучения предмета в школе

Цель: Обеспечить умственно отсталым школьникам доступное и качественное обучение основам биологии ( естествознания), способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности, повышать уровень их общего развития.

Задачи:

 - сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы и живой природы;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

-проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

-первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений. Школьники знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных. Получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе предусмотрено сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, какой вред наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Учебные занятия проводятся с наглядными пособиями, с образцами полезных ископаемых, различных почв, с раздаточным материалом.

Раздел II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- признаки сходства и различия между группами (классами) животных;

- общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;

-особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

- условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных;

-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);

- осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).

Раздел III. Учебно-тематический план по биологии

п/п

Наименование раздела

Часы

 учебного времени

Введение

1

Беспозвоночные животные

Черви

4

Насекомые

8

Позвоночные

Рыбы

9

Земноводные

3

Пресмыкающиеся

3

 Птицы

9

 Млекопитающие

18

Сельскохозяйственные млекопитающие

15

                                                                              Всего

70

Контрольных работ  - 4

Проверочные работы - 2

Раздел IV. Календарно -тематический план по биологии

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 четверть (16ч)

1.

Введение

Многообразие животного мира. Значение  животных и их охрана.

1

2.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных. Черви

1

3.

Дождевые черви

1

4.

Круглые черв и - паразиты человека 

1

5.

Черви-санитары пресных водоёмов

Черви-сосальщики

1

6.

Общие признаки насекомых. Строение и образ жизни насекомых

1

7.

Бабочка капустница

1

8.

Яблонная плодожорка

1

9.

Майский жук

1

10.

Комнатная муха

1

11.

Медоносная пчела

Тутовый шелкопряд

1

12.

Обобщающий урок по теме «беспозвоночные»

1

13.

Контрольная работа по теме «беспозвоночные»

1

14.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных.

Внешнее строение и скелет рыб

1

15.

Внутреннее строение рыбы

1

16.

Размножение и развитие рыб

1

2 четверть (18ч)

1.

Речные рыбы

1

2.

Морские рыбы

1

3.

 Рыбный промысел и рыболовство

1

4.

Охрана и увеличение рыбных богатств

1

5.

Обобщающий урок по теме «Рыбы»

1

6.

Проверочная работа по теме «рыбы»

1

7.

Среда обитания и внешнее строение земноводных

1

8.

 Строение и размножение земноводных

1

9.

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

1

10.

 Строение и размножение  пресмыкающихся

1

11.

Обобщающий урок по теме «земноводные и пресмыкающиеся»

2

12.

Контрольная работа по теме «позвоночные»

1

13.

Особенности внешнего и внутреннего  строения птиц

1

14.

Особенности скелета птиц

1

15.

Размножение и развитие птиц

1

16.

Птицы леса

1

17.

Хищные птицы

1

3 четверть (20ч)

1.

Птицы пресных водоёмов и болот

1

2.

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Домашние куры, утки и гуси

1

3.

Развитие птицеводства

1

4.

Обобщающий урок по теме «птицы»

1

5.

Проверочная работа по теме «птицы»

1

6.

Внешнее строение млекопитающих

1

7.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

1

8.

Внутреннее строение млекопитающих

1

9.

Грызуны и их значение в природе и жизни человека

1

10.

Зайцеобразные

1

11.

Разведение домашних кроликов

1

12.

Хищные звери

1

13.

Дикие пушные хищные звери

1

14.

Разведение норки на зверофермах

1

15.

Домашние хищные звери

1

16.

Морские животные. Ластоногие

1

17.

Китообразные

1

18.

Обобщающий урок по теме «млекопитающие»

1

19.

Контрольная работа по теме «млекопитающие»

1

20.

Парнокопытные

1

4 четверть (18ч)

1.

Непарнокопытные

1

2.

Приматы

1

3.

Повторение млекопитающие

1

4.

Корова, внешнее строение

1

5.

Содержание коров на фермах. Выращивание телят

1

6.

Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве

1

7.

Содержание овец и выращивание ягнят

1

8.

Верблюды

1

9.

Северные олени

1

10.

Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах

1

11.

Выращивание поросят. Значение свиноводства

1

12.

Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

13.

Обобщающий урок по теме «сельскохозяйственные млекопитающие»

1

14.

Общие признаки изученных групп животных

1

15.

Обобщающий урок по изученным темам

1

16.

Итоговая контрольная работа

1

17.

Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.

1

18.

Повторение. Что вы узнали  о животных?

1

                                                                      Итог

70

Раздел V. Содержание программы по биологии

( 2ч. в неделю)

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные

Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Млекопитающие, или звери

Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Раздел VI. Форы и средства контроля

Способы

Виды

Методы и средства

Формы

Внешний (осуществление контроля преподавателем)

Взаимный

(осуществление контроля учащимся над товарищем)

Предварительный

Текущий

Периодический

Итоговый

Устный опрос

Письменные работы (тестирование)

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Парные  

Раздел VII. Перечень учебно-методических средств

1.Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Владос 2001.

2.Никишов А.И. Биология. Животные 8 класс. - М: Просвещение 2004.

3.Занимательный атлас «Животные». Издательство Атлас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 8 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 9 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....