Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Урок биологии в 9 классе на тему «Энергетический обмен» построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, автором которой является В.Б. Пасечника.
Цель: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.
Тип урока: овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, дополнительным информационным материалом. Урок проходит с использованием компьютерной презентации. Это позволяет провести урок эмоционально, помогают сделать его живым, увлекательным, интересным.
В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией.
На уроке используется фронтальная работа с классом (беседа, решение задачи из «С5» по ЕГЭ), индивидуальная (тестирование), в группах (работа с дополнительным материалом и с карточками «Лови ошибку»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energeticheskiy_obmen_9.doc | 84 КБ |
energeticheskiy_obmen.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Энергетический обмен.
Название УМК Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Предмет Введение в общую биологию и экологию
Класс 9
Место и роль урока в изучаемой теме: Клеточный уровень.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.
Задачи урока:
Образовательный аспект: сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;
Развивающий аспект: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;
Воспитательный аспект: учащиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления; способствовать развитию экологического сознания.
Оборудование: таблица “Энергетический обмен в клетке”, ноутбук с тестовым конструктором, компьютер, презентация, набор карточек.
Ход урока.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент | 1 мин. | Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке. Определение темы и целей урока. | беседа | фронтальная | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Способствует формулированию цели урока. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. |
II. Актуализация знаний | 8 мин. | На доске записаны слова: Аденин, рибоза, энергия, остаток фосфорной кислоты, митохондрия, аккумулятор, макроэргическая связь. Сообщение темы и целей урока. | Беседа Частично-поисковыйметод | фронтальная | -Все эти слова можно заменить одним словом, которое играет большую роль в жизнедеятельности клетки? Как расшифровывается данное слово АТФ? Определите его роль в клетке? Составьте текст из данных слов. -Следовательно, запас АТФ должен непрерывно пополняться на основе обратной реакции, идущей с затратой энергии: АДФ + Н3РО4 + энергия = АТФ + Н2О. Откуда берется энергия для этой обратной реакции? – Откуда организмы ее могут получить? -Как вы думаете, что сегодня предстоит нам узнать? | - Вспоминают АТФ и ее роль в клетке. Сообщение ученика: Известно, что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 0,05% до 0,5% ее массы. Но практически все идущие в клетке биохимические реакции требуют затрат энергии молекул АТФ. Запаса АТФ в мышцах хватает только на 20–30 сокращений. Поэтому в клетках идет постоянный процесс синтеза АТФ. -Питательные вещества., содержащиеся в наших продуктах) Формулируют цель урока – познакомиться с сущностью энергетического обмена, рассмотрим этапы энергетического обмена. Выясним, какое значение имеет энергетический обмен? | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками. |
III. Проблемное объяснение нового знания | 18 мин. | Работа по вопросам (табл.№1):
| работа со слайдами компьютерной презентации. Своя опора | групповая | - Энергетический обмен в клетках большинства аэробных организмов в присутствии кислорода состоит из последовательных этапов:
Вопрос: Какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему? Вопрос: Сколько всего образуется молекул АТФ в результате окисления одной молекулы глюкозы? Процесс полного окисления глюкозы в клетке можно выразить общим суммарным уравнением: С6Н12О6 + 6О2 –> 6СО2 + 38 АТФ. | Делятся на 3 группы по разделам:
По одному выходят к доске и рассказывают текст по данным вопросам. -Кислородное дыхание гораздо эффективнее гликолиза, так как полное окисление органических веществ приводит к выделению большого количества энергии, причем примерно 60% ее запасается в молекулах АТФ, а 40% рассеивается в виде тепла. -Всего на трех этапах биологического окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ. | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач и др. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Динамическая пауза | 1 мин. | Проводит паузу. | Выполняют зарядку. | ||||
IV. Закрепление знаний. | 5 мин. | Использование заданий из блока «А» и «В». Термины: Белки Пировиноградная кислота | Работа с карточками «Лови ошибку» Тестовый компьютерный контроль | Групповая Индивидуальная | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. -Эта тема встречается на ЕГЭ. | Каждой группе предлагается одинаковый набор карточек с названиями исходных веществ и продуктов на каждом этапе энергетического обмена. 1 группа выбирает вещества для подготовительного этапа, 2 группа для бескислородного расщепления, 3 группа для кислородного расщепления. Один ученик работает с тестовым конструктором на ноутбуке. Каждая группа проверяет ответы других ребят. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др. |
V. Применение знаний | 5 мин. | Решение задачи из «С5» по ЕГЭ: Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните. | Повторение с раширением | коллективная | Корректирует ответы учащихся, | Решают. Схема решения задачи включает: 1.Крахмал под действием гидролитических ферментов расщепляется в лизосоме до менее сложных органических веществ (мономеров) – глюкозы. В данном случае образуется 70 молекул; 2. При полном окислении одной молекулы глюкозы (митохондрии) синтезируется 38 молекул АТФ; 3. При окислении 70 молекул глюкозы синтезируется 70 х 38 = 2660 молекул АТФ. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности. |
Домашнее задание | 1 мин. | Прочитать текст на стр.39-42. Заполнить таблицу. Составить кроссворд к тексту. Из дополнительных источников подготовить сообщения по теме: «Открытие фотосинтеза». | Обязательный уровень Творческое задание. | Фронтальная, индивидуальная | Формулирует задание, комментируя его по необходимости. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
VІ. Рефлексия | 1 мин. | Оценки за урок. Формулировка идеи решения проблемной задачи урока. | самооценка | фронтальная | Закончить предложение:
Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал. | Делают выводы урока. Выставляют оценки в дневник. | Личностные: способность к самооценке своих действий, делать обобщения, выводы. |
Приложение 2
Таблица №1. Этапы энергетического обмена.
Этапы энергетического обмена
| Подготовительный этап | Бескислородный этап | Кислородный этап |
Где происходит расщепление? | В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов | Внутри клетки | В митохондриях |
Чем активизируется расщепление? | Ферментами пищеварительных соков | Ферментами мембран клеток | Ферментами митохондрий |
До каких веществ расщепляются соединения клетки? | Белки – аминокислоты | Глюкоза(С6Н12О6) | Пировиноградная кислота до СО2 и Н2О |
Сколько выделяется энергии? | Мало, рассеивается в виде тепла. | За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла | Более 60% энергии запасается в виде АТФ |
Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? | ____________ | 2 молекулы АТФ | 36 молекул АТФ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АТФ
АДЕНИН РИБОЗА ЭНЕРГИЯ ОСТАТОК ФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ МИТОХОНДРИЯ АККУМУЛЯТОР МАКРОЭРГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Энергетический обмен
Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Подготовительный этап Где происходит расщепление? Чем активизируется расщепление? До каких веществ расщепляются соединения клетки? Сколько выделяется энергии? Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? Кислородный этап
Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап
Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Внутри клетки Ферментами мембран клеток Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 ) 2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла 2 молекулы АТФ Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап
Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Внутри клетки Ферментами мембран клеток Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 ) 2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла 2 молекулы АТФ Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап В митохондриях Ферментами митохондрий Пировиноградная кислота до СО 2 и Н 2 О Более 60% энергии запасается в виде АТФ 36 молекул АТФ
Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните. Решите задачу из блока «С».
1.Крахмал под действием гидролитических ферментов расщепляется в лизосоме до менее сложных органических веществ (мономеров) – глюкозы. В данном случае образуется 70 молекул (1 б.); 2. При полном окислении одной молекулы глюкозы (митохондрии) синтезируется 38 молекул АТФ (1 б.); 3. При окислении 70 молекул глюкозы синтезируется 70 х 38 = 2660 молекул АТФ (1 б.). Схема решения задачи: Задача из блока «С». Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните.
Рефлексия Закончить предложение: «Знания полученные на уроке мне необходимы…» «Я получил полезную информацию о том, что…»
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. 9 класс
Приведен план-конспект урока для 9 и 10 классов...
Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс
Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...
презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"
Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....
тест по теме Энергетический обмен. Фотосинтез.
тестовая работа по проверке знаний....
Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"
Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....
«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...
ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...