Формирование метапредметных результатов школьников при реализации ФГОС ООО по биологии
материал по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_metapredmetnykh_rezultatov_pri_realizatsii_fgos_po_biologii.zip | 485.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов школьников при реализации ФГОС ООО по биологии
(Слайд 1) Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.
(Слайд 2) В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
(Слайд 3) В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
(Слайд 4) Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. На слайде 5 представлены универсальные учебные действия, которые являются основным объектом оценки метапредметных результатов.
Возникает вопрос, какие технологии в учебно-образовательном процессе будут способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся? (Слайд 6)
Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем моей инновационной образовательной практики. (Слайд 7)Основная цель проектного обучения — создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловых;
- Общекультурных;
- Учебно-познавательных;
- Информационных;
- Коммуникативных;
- Социально-трудовых;
- Компетенций личностного самосовершенствования.
На мой взгляд, эта педагогическая технология может быть эффективно использована не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
По методу проектов я работаю уже три года и применяю различные их виды:
- Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами города и области (проект «Охраняемые природные территории»).
- Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование загрязнения окружающей среды методом биоиндикации». Проект ученицы 10 «Б» класса
- Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Кинофрагменты
- Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие.
- Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Берегите лес!», транспаранты по защите природы, руководство для начинающих грибников).
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.
Анализируя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, обращаешь внимание на то, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Слово «Модели» и натолкнуло меня на мысль об использование метода моделирования на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов.
(Слайд 8)
1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;
2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;
3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК;
4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов. Все это ясно показывает, что моделирование выполняет в биологии самостоятельные функции и становится все более необходимой ступенью в процессе её преподавания. Однако моделирование сохраняет свое эвристическое значение только тогда, когда учитываются границы применения всякой модели.
Какие же модели, и с какой целью я применяю их при изучении предмета биология? Приведу конкретные примеры…
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.
I. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе биологии немало. Приведем конкретные примеры использования и построения моделей на уроках биологии.
1.При изучении темы «Строение клетки» в курсе Природоведения 5 кл., Ботаники 6 класс предлагается проводить занятия по моделированию растительной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии. Чтобы представить клетку в объеме используем небольшой воздушный шарик, заполняем жидкостью (водой), вовнутрь помещаем плотный прозрачный полиэтилен, на котором маркером рисуем органоиды клетки.
Подобные задания возможно применять и на других уроках («Строение веществ», «Вещества простые и сложные», «Многообразие одноклеточных организмов», 5 кл.; «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных» 6 кл. и т.д.), преимущественно в 5 и 6 классах, что объясняется психолого-физиологическими особенностями учащихся этого возраста.
При использовании пластилина в занятиях по моделированию биологических объектов не возникает проблем восприятия: самого задания, стереотипа мышления, видение объекта только в одной плоскости, смешение цветов и форм. Самым главным в этой работе оказалось детское открытие, что любое действие может привести к изменению формы и структуры объекта; и то, что любое словесное объяснение можно доказать изготовлением модели. После «пластилиновых» работ лучше воспринимается электронные модели, теоретический материал.
2. При изучении темы «Строение цветка», 6 класс, учащимся предлагается создать модель цветка опыляемого насекомыми. Для выполнения работы учащимся необходимы различные знания из области морфологии цветка.
Другими словами учащиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько ученик понимает предмет.
В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработки различных умений, например, модели цветков можно использовать на этапе обучения и контроля умений составлять формулу и диаграмму цветка.
3.Примером предметной модели может послужить собственная модель принципа построения молекулы ДНК при помощи конструктора - пазлы. Этот приём наглядно демонстрирует учащимся последовательность и закономерность расположения нуклеотидов в двуцепочечной ДНК.
II. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облечен в знаковую форму.
1. Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей (ГЛМ). Проектируя ГЛМ совместно с учащимися, действуем по следующему плану:
• На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста)
• Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)
• Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста.
• У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»
• Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)
•В итоге получится структура, которая графически отображает размышления. (Слайд 9)
Использование ГЛМ на уроках биологии дает следующие возможности:
– получить целостное представление об изучаемом объекте;
– осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;
– делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;
– компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
– организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
– избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося для значительного облегчения их совместной работы.
Очень эффективно использовать информационные модели при изучении семейств растений Класса Однодольные и Двудольные растения (6 класс), где в опорном конспекте по учебному материалу в виде значков, символов кодируется большой объем информации, но легко расшифровываются учениками, особенно когда эти символы выбирают и предлагают сами дети.
2. Игровое моделирование.
В ходе изучения темы «Связи живого и неживого» (Природоведение 5 класс) детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем детям дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.
В 6 классе при изучении Царства Грибы детям присваивается имя шляпочного, плесневого, гриба-паразита, ядовитого или съедобного гриба. Ведущий должен собрать в «корзину» грибы одной из групп (съедобные или ядовитые, трубчатые или пластинчатые, плесневые, грибы-паразиты) или по принципу «четвертый лишний» исключить из корзины лишний объект, пояснив свое решение.
Игровое моделирование часто используется и в качестве физкультурной минутки.
Использование метода моделирования позволяет развивать:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановки учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.
(Слайд 10)
Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
В статье рассмотрены некоторые способы, пути достижения метапредметных результатов...
Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...
Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....
Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО
Текст доклада к семинару МО воспитателей по теме "Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС ООО, СОО"...