Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок биологии в 8 классе по теме «Нарушение осанки и плоскостопие» Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse_po_teme_narushenie_osanki_i_ploskostopie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе.
Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности.
Цели: 1) разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
2) познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
3) развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы: «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», графики, инструктивные карты.
Подготовительная работа:
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех.
I. На первом уроке темы «Опорно – двигательная система человека» ставится проблемный вопрос: «Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой?».
II. Формируется экспертная группа и организуется ее работа. Данная группа делится на теоретиков, исследователей и практиков.
Группа теоретиков готовит информацию по следующим вопросам:
- Осанка.
- Нарушение осанки (сутулость, сколиоз, кифоз, лордоз).
- Причины нарушения осанки.
- Предупреждение нарушений.
- Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия.
Группа исследователей проводит исследования нарушений осанки в школе согласно данным мед. кабинета за год и вычерчивает графики.
Группа практиков готовит инструктивные карты по методикам выявления нарушений осанки и определения плоскостопия.
Ход урока:
- Организационный момент: сообщается тема и цели урока.
- Изучение новой темы.
Учитель: Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. По внешнему виду человека, его походки, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата. Разобраться во всех вопросах поможет экспертная группа.
Эксперт-теоретик: Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».
В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова». Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ».
При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – неправильная посадка за партой. Это приводит к сколиозу – боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди (обратите внимание на таблицу). У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушение осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в поясничном отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается виде круглой спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.
Эксперт – исследователь: В списке болезней школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: по статистике каждый 3-й ученик имеет нарушения осанки. Согласно данным мед. кабинета в нашей школе 12% учащихся имеют нарушения осанки. В основном преобладает начальная стадия сколиоза у учащихся среднего звена. Все данные мы можем проследить с вами по представленным графикам.
Эксперт – практик: За осанкой необходимо следить все жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается. Начиная с 11-12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, связанные, прежде всего с подъемом и переноской тяжестей, неудобные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.
Инструктивная карта:
- Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
- Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении осанки.
- Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Рекомендации:
- Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
- Важно избегать неудобных поз.
- Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
- Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
- После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
- Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
- При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
- Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
- Не следует носить груз в одной руке.
- В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
Эксперт – теоретик: Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.
Эксперт – исследователь: Данные школьного мед. Кабинета свидетельствуют, что у 9% учащихся школы наблюдается плоскостопие. В основном характерно для учащихся 8-9 классов. Большая часть плоскостопия наблюдается у мальчиков.
Эксперт – практик: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой.
Инструктивная карта:
- Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
- Встать на него мокрой ногой.
- Контуры следа обвести простым карандашом.
- Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Рекомендация: При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
- Закрепление изученного: Повторение терминов: осанка, сколиоз, плоскостопие.
- Домашнее задание: §15, выполнить лабораторную работу по определению осанки и плоскостопия согласно полученным инструктивным картам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"
В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие".
Урок по выбранной теме окажет помощь учителю при проведении занятия. Особое внимаие уделяется выполнению практической работы....