Тесты по биологии. Тема "Селекция"
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) по теме

Словецкая Любовь Анатольевна

 Цель данной работы проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Селекция».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_po_biologii._selektsiya.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа «Селекция»

Автор-составитель: Словецкая Любовь Анатольевна,

учитель биологии  ГБОУ СОШ № 404 Колпинского  района Санкт-Петербурга.

Цель работы: проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Селекция».

Кодификатор темы

1

 Селекция

1.1

История развития селекции

1.2

Основные  методы селекции

2

Основные достижения селекции

2.1

Основные достижения селекции растений

2.2

Основные достижения селекции животных

3

Ученые-селекционеры и их вклад в науку


Вариант 1

А 1. Созданием новых сортов полиплоидных растений пшеницы  занимается наука

1) селекция

2) физиология

3) ботаника

4) биохимия

А 2. Метод получения  сортов растений путем воздействия  на организм ультрафиолотевыми или рентгеновскими лучами называют

1) гетерозисом

2) полиплоидией

3) мутагенезом

4) гибридизацией

А 3.  Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.

Целое

Часть

Растения

Сорт

Микроорганизм

………………….

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) порода

2) штамм

3) доместикация

4) генная инженерия

А 4. Дана вариационная  кривая  числа колосков в колосе пшеницы, которая изображена на графике. С чем связана симметричность графика

  1. максимальные и минимальные величины  встречаются с одинаковой частотой
  2. отклонение от  среднеарифметического на одну и ту же величину  одинаково
  3. график отражает различия  плодородия  у разных участков поля
  4. график отражает мутационную изменчивость колосьев пшеницы

А 5. От скрещивания  двух различных линий кукурузы (рядом) получается потомство (в центре), которое приводит в первом поколении  к увеличению  количества зерен в початке. Как называется такое явление.

  1.  полиплоидия                      
  2. гетерозис
  3. инбридинг
  4. аутбридинг                                                                                                

                                                                    Рисунок. Початки кукурузы                                                      

В 1. Выберите три верных ответа из шести.

Выберите  явления, имеющие отношение к результатам отдаленной гибридизации.

1) снижение продуктивности первого поколения.

2) создание тритикале – гибрида ржи и пшеницы

3) усиление продуктивности гибридов первого поколения

4) выявление рецессивных признаков  у первого поколения

5) отсутствие потомства у особей  первого поколения.

6) возрастание плодовитости гибридов.

В 2. По рисунку "Получение и передача гибридной ДНК в дочерние клетки"  установите правильную последовательность получения. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.

1) введение вектора гена  в бактериальную  клетку

2) отбор клеток с дополнительным геном

3) создание условий для наследования и экспрессии гена.

4) объединение созданного гена с  вектором.

5) получение гена, координирующего интересующий признак.

6) практическое использование трансформированных клеток для продуцирования белка.

Примечание:  Вектор гена – это молекула ДНК, способная  к репликации в той клетке, в которую  будет подсажен ген.

1

2

3

4

5

6

В 3. Установите соответствие между признак 1 и признак 2. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Признак 1

Признак 2

А) селекция

1) превращение диких видов растений и животных в культурные формы

Б) одомашнивание

2) использование влияния условий среды на развитие гибридов

В) искусственный мутагенез

3) районы, где жили  или живут  родоначальники культурных форм

Г) искусственный отбор

4) наука о создании и улучшении культурных форм организмов

Д) управление доминированием

5) выбор для размножения лучших растений и животных с нужными человеку признаками

Е) центры происхождения культурных  растений и домашних животных                      

6) искусственно стимулируемый человеком процесс возникновения мутаций

А

Б

В

Г

Д

Е

С 1. По данным графика «Изменение частот генотипов при инбридинге в популяции, основанной  гетерозиготной формой Аа », определите :

  1. для чего используется инбридинг
  2. как изменится число гетерозигот в I4 поколении?
  3. какие организмы получатся в I6 поколении?

Вариант 2

А 1. Какая область биологии изучает процессы синтеза лекарственных препаратов, полученных в результате жизнедеятельности микроорганизмов?

  1. ботаника
  2. зоология
  3. эмбриология
  4. биотехнология

А 2. Методы селекции основаны на:

  1. знании об искусственном отборе
  2. борьбе за сосуществование
  3. межвидовой конкуренции
  4. внутривидовой конкуренции

А 3.  Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.

Целое

Часть

животное

……………………

микроорганизм

штамм

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. порода
  2. сорт
  3. одомашнивание
  4. чистая линия

А 4. Дан вариационный  ряд модификационной изменчивости пшеницы

Число колосков в одном колосе  14 15 16 17 18 19 20

 Количество колосьев пшеницы    2   7  22 32 24   8   5

Какое наибольшее количество колосьев   может встречаться в колосе пшеницы?

  1. 2  
  2. 7  
  3. 32  
  4. 24

А 5. Как называется такое скрещивание?                 

  1. неродственное скрещивание
  2. близкородственное скрещивание
  3. гетерозис
  4. искусственный мутагенез

                 Рисунок.  А. Европейский кабан,

                                                                                   Б. Матка крупной йоркширской породы    

В 1. Выберите три верных ответа из шести.

Какие методы селекции используют  при выведении пород?

1) близкородственное скрещивание

2) полиплоидию

3) отдаленную гибридизацию

4) искусственный мутагенез

5) культуру тканей

6) испытания производителей по потомству

1

2

3

4

5

6

В 2. По рисунку установите правильную последовательность выведения  селекционером ангорской породы кролика. Запишите получившуюся последовательность цифр в таблицу.

1

2

3

4

5

6

В 3. Установите соответствие между признак 1 и признак 2. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

научные работы

ученые-селекционеры

А) метод  Ментора

1) И.В. Мичурин

Б) управление доминированием

2) Н.И. Вавилов

В) искусственный мутагенез у тутового шелкопряда        

3) Б.Л. Астауров

Г) закон гомологических рядов наследственности

Д) центры происхождения культурных растений

Е) метод отдаленной гибридизации

   

А

Б

В

Г

Д

Е

C1.  По данным рисунка определите

                                     Растения  тетраплоидной (4n=32) и диплоидной  (2N=16) гречихи;

листья тетраплоидов крупнее

  1. каким путем  в селекции получают такие растения
  2. каким веществом воздействуют на ДНК растений гречихи
  3. как называется данное растение гречихи

Ответы:

Вариант

Задания

1

1

3

2

1

2

БВД

ДГАБВЕ

416523

2

4

1

1

3

1

136

632541

113221

Задание

С 1

  1. Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Вариант1

  1. Инбридинг применяется для разложения  популяции на гомозиготные линии.
  2. Количество гетерозиготных особей практически сводится  к минимуму.
  3. Образуются организмы гомозиготные по большинству признаков.

Вариант2

1)  Искусственный мутагенез

2)  Воздействуют колхицином

3)  полиплоидами

Характеристика проверочной работы:


задания

код по

кодификатору

Надпредметные

умения

Уровни

деятельности

Качество

усвоения знаний

Вариант 1

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

1.2

называть

в знакомой ситуации

прочность

А3

3.1

анализировать

в изменённой ситуации

гибкость

А4

2.1

сравнивать

в новой ситуации

гибкость

А5

2.1

узнавать

в изменённой ситуации

прочность, гибкость

В1

2.1

характеризовать, анализировать

в изменённой ситуации

глубина,

гибкость

В2

1.1

моделировать

в новой ситуации

гибкость, глубина

В3

2.2

устанавливать

соответствие

в изменённой ситуации

гибкость

С 1

2.2

объяснять

в новой

ситуации

логика, глубина, гибкость

Вариант 2

А1

1.1

называть

в знакомой ситуации

прочность

А2

1.2

характеризовать

в изменённой ситуации

глубина,

гибкость

А3

2.2

анализировать

в новой ситуации

гибкость

А4

2.1

анализировать, характеризовать

в новой ситуации

прочность, гибкость

А5

2.2

называть  причинно-следственные связи

в изменённой ситуации

прочность,

гибкость

В1

2.2

анализировать

в измененной

ситуации

гибкость,

прочность

В2

2.2

устанавливать , моделировать

логическую последовательность

в новой ситуации

прочность, глубина,

гибкость

В3

3

устанавливать

соответствие

в измененной

ситуации

гибкость, глубина

С 1

2.1

объяснять, кратко излагать, анализировать

в новой ситуации

логика,  глубина, гибкость

Список литературы

  1. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуенту. ,СПб.: "Паритет", 1999.
  2. Лернер Г.И. ЕГЭ 2012. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И. Лернер., Эксмо, 2011.
  3. Общая биология: Учебник для 9-10 кл. средней школы /Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин и др.:  М.: Просвещение, 1988.
  4. Панина Г.Н., Павлова Г.А., Левашко Е.В., Яковлева  Т.Г.  Готовим учащихся к итоговой аттестации. Биология: рабочая тетрадь учителя. СПб.: "АППО", 2011.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.  М.: Вентана-Графф, 2002.

.

                                                        

                        

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по биологии, 8 класс

Два варианта теста с ключами для проверки знаний по анатомии и физиологии человека ....

тесты по биологии

Тесты по биологии в 6 и 7 классах ро учебникам В.В. Пасечника и Латюшина. Применяю при обобщении пройденного материала....

тесты по биологии

Тесты по биологии в 6 и 7 классах по учебникам Пасечника и Латюшина...

Тест по биологии 7 класс. Тема: "Рыбы"

Тест предназначен для контроля знаний по изученному материалу по теме: Особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Тест представлен в двух вариантах по 11 вопросов в каждом....

Тесты по биологии 8 класс

Тесты по биологии для учащихся 8 класса по программе Н .И. Сонина...

Тесты по биологии 7 класс

Тесты по биологии для учащихся 7 класса по программе Н.И. Сонина....

Тесты по биологии для 9 класса к теме "Введение в биологию. Молекулярный уровень"

Различные варианты тестовых заданий по биологии 9 класс к теме "Введение в биологию, молеклярный уровень", учебник Криксунова, Каменского....