Бинарный урок "Будущее, которого мы достойны"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Открытый бинарный урок (биология, география)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_budushchee_kotorogo.odt | 14.94 КБ |
prezentatsiya_budushchee.pptx | 570.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»
Урок проведён учителями ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
учителем географии Ермолаевой Ольгой Львовной и учителем биологии Беляевой Ириной Ильиничной с учениками 10 класса.
Дата проведения: 21 октября 2013 года
Цели урока: Подвести учащихся к выводу о том, что устойчивое поступательное развитие общества зависит от качества жизни каждого отдельно взятого человека.
Задачи:1Показать, как оценивается в международной практике качество жизни.
2Научить объективно оценивать свой образ жизни, уметь делать выводы и сравнения
- Продолжать формировать умения работать с картой ,учебником.
- Развивать творческий потенциал учащихся. Умение прогнозировать и формировать цели своего будущего и гражданскую ответственность.
Организационный момент: Объявление темы и целей урока, эпиграфа урока
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Вступительное слово учителя
В настоящее время проблемы окружающей среды в мировом сообществе рассматриваются в единстве с проблемами социальными, экономическими, технологическими, духовно-нравственными. Только комплексный подход может обеспечить становление устойчивого развития общества и природы.
На Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году «Рио+20» было отмечено, что семимиллиардная семья людей, вероятно, увеличится к 2050 году до 9 млрд. Растет спрос на истощающиеся природные ресурсы. Увеличивается разрыв в уровне доходов. Устойчивое развитие требует достойного уровня жизни для всех сегодня без ущерба для потребностей будущих поколений.
Актуализация знаний:
Вопросы к учащимся: Как вы думаете, о чём эти стихи?
Что вы понимаете под этими словами-Уровень жизни?
Чем определяется уровень жизни?
ВВП-? Что это такое?
Работа с учебником географии, стр.11 Найдите определение
В презентации анализируем слад- карту: «Страны с разным уровнем развития». Делаем вывод: чем богаче страна по ВВП, тем выше уровень жизни.Но можно ли только этот показатель учитывать? В последнее время страны ООН стали использовать другой показатель. Вопрос ученикам-Какой? Ответ: ИЧР. Найдите это определение в учебнике
географии на стр.11
Качество жизни человека – это «совокупность важнейших жизненных ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью». Так просто и образно определил данное понятие академик И.В. Бестужев-Лада.
Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три показателя:
здоровья (средняя ожидаемая продолжительность жизни, СОПЖ);
образования (охват всех ступеней образования);
внутреннего валового дохода на душу населения (ВНД).
При определении качества жизни также «имеются в виду такие ценности человеческого существования, как чувство уверенности людей в завтрашнем дне, сознание своей необходимости обществу и возможность самим определять его развитие, способность и готовность общества откликаться на нужды и запросы личности» – так отметил академик И.В. Толстых.
Именно по показателю ИЧР выстраиваются рейтинги стран по качеству жизни.
По данным ООН в 2012 году Россия по качеству жизни занимает 55 место, а в 2010 году наша страна занимала 60 место.
Вопрос к классу: А кто же является лидером по этому показателю?
Найдите на карте: Норвегия
Австралия
США
Нидерланды
Германия
Самые низкие показатели:
ЧАД, Мозамбик, Буркина-Фассо, Конго,Нигер.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала новый показатель, который. Образно говоря, был назван ИНДЕКСОМ СЧАСТЬЯ.
Вопрос учащимся: Какие индикаторы, или показатели вы, ребята, включили бы в Индекс счастья? (Предложения учащихся записываются на доске)
-А теперь давайте сравним ваши индикаторы с индикаторами ОЭСР
Слайд презентации:1)Жилищные условия.
- Доходы,
- Занятость
- Образование
- Здоровье
- Эффективность управления
- Экология
- Общественная жизнь
- Безопасность
- Удовлетворённость условиями жизни
- Баланс между рабочим временем и досугом.
При сравнении мы видим, что большинство из этих индикаторов указали учащиеся.
Некоторые индикаторы зависят лично от каждого. Например, экология. Возьмём и проанализируем итоги анкетирования
Итоги анкетирования:
Анкета для школьников
Оцените свое отношение к предлагаемым положениям по 5-балльной системе
№ | Положение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Я согласен, что ресурсы надо потреблять так, чтобы их хватило для жизни будущих поколений | 0 | 1 | 1 | 6 | 12 |
2 | Я готов сократить свои потребности, чтобы ресурсы остались и будущим поколения | 0 | 0 | 3 | 7 | 10 |
3 | Я готов принимать участие в различных экологических акциях, общественном экологическом контроле | 6 | 5 | 4 | 5 | 0 |
4 | Если бы в регионе была создана молодежная общественная экологическая организация, я стал бы ее членом | 1 | 2 | 8 | 2 | 5 |
5 | Я оцениваю свой образ жизни по экологическим правилам на оценку | 0 | 5 | 10 | 4 | 1 |
Результаты анкетирования родителей:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вопрос: Как Вы оцениваете качество жизни своей семьи? | 0 | 5 | 8 | 5 | 2 |
Вывод: от каждого из нас зависит состояние экологии, от правильного экологического поведения в природе, Соблюдения простых правил по сбору отработанных батареек и т. д.
Следующий показатель, который зависит от каждого - это правильное распределение времени труда и отдыха. И вот какую закономерность обнаружили ученики вашего класса: Франгу Маша и Бесчастная Маша. Исследовали причины утомляемости у учащихся старших классов и выявили прямую зависимость: Чем позже школьники ложатся спать, тем выше утомляемость. ( Демонстрация слайдов с диаграммами)
А теперь ещё одно творческое задание: Если рассматривать школу, как маленькую модель общества, то можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей в школьной среде.
Ученики называют свои показатели, которые определят индекс счастья в школе.
В заключение урока учащимся предлагается обдумать вопрос: А что для вас будущее, которого вы ждёте?
Заканчивая урок, ученики составляют свои синквейны по предложенной схеме.
Природа! Живая, удивительная. Увядает, засыпает, оживает. Я очень люблю природу! Мир! Карева Е. | Будущее! Неизбежное, непредсказуемое… Создаем, изменяем, улучшаем. Наше будущее за нами! Только вперед! Бесчастная М. |
Окружающий мир! Добрый, опасный, Рождающий, дающий, дарящий. Счастливая жизнь – в его руках… Человек! Ермолаева О.Л | Человек! Умный, добрый. Создает, творит, озаряет. Будущее за хорошими людьми! Счастье! Беляева О.Л. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим, по мере наших сил. (Николай Заболоцкий)
Данные ООН. Страны с высоким ИЧР: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. Страны с низким ИЧР: Чад, Мозамбик, Буркина- Фассо , Конго, Нигер. Россия в 2010 году занимала 60 место. В 2013 году - 55.
Индекс счастья: Жилищные условия Доходы Занятость Образование Экология Здоровье Эффективность управления Общественная жизнь Безопасность Удовлетворённость условиями жизни Баланс между рабочим временем и досугом
Анкета для школьников. Оцените свое отношение к вопросу окружающей среды и устойчивого развития общества Что для вас будущее, которого вы ждете?
Составляем синквейн 1 Существительное 2 Прилагательных или причастий 3 Глагола или 3 деепричастия 4 Фраза из четырёх слов, выражаю 5 Ваше резюме из одного слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Бинарный урок "Будущее, которого мы достойны"
Урок географии и биологии по теме "Уровень экономического развития стран мира. Показатели уровня жизни"...
Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...
Видеоурок в 8 классе на тему "Валентность химических элементов. Определение валентности химических элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединения по валентности".
https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...
Валентность атомов химических элементов. Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений.
Валентность атомов химических элементов.Номенклатура бинарных соединений.Составление формул бинарных соединений....
Достойный труд в XXI веке. Роль профсоюзов в борьбе за достойные условия труда на примере Англии, Латвии и России.
Материалы профсоюзного урока....