Рабочая программа по биологии 6 класс (35 ч) автор.Пономарева И.Н., Корнилова О.А.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Она расссчитана на 35 часов в год. Программа составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии основного общего образования авторы, Пономарева И.Н., Корнилова О.А
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx | 57.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ
для 6 класса общеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко).
При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу; средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. Программа предусматривает проведение 9 лабораторных работ и 3 экскурсий, использование текущего, тематического тестового и административного контроля. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава.
Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2008-201.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЦИПЛИНЫ
6 класс 35 часов – 1 ч/нед.
Введение (1ч).
Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.
Демонстрации:
Многообразие живых организмов
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь
объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
Общее знакомство с растениями (2 часа).
Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.
Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.
Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.
Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.
Демонстрации:
Споровые, семенные, цветковые растения.
Органы цветкового растения
Лабораторные работы:
Строение спорового и цветкового растения.
Экскурсии:
Осенние явления в жизни растений
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь
объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Клеточное строение растений (2 часа)
Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.
Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.
Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
Демонстрации:
Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.
Строение растительной клетки
Ткани и органы растительного организма
Лабораторные работы:
Рассматривание клеток кожицы чешуи лука. Растительные ткани.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток организмов растений
уметь
изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Органы цветковых растений (12 часов)
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.
Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
Демонстрации:
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения
Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян
Виды корней
Типы корневых систем
Строение побега
Строение почки
Внешнее и внутреннее строение листа
Листорасположение
Многообразие стеблей
Внутреннее строение стебля
Строение цветка
Соцветия
Многообразие плодов
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения
Типы корневых систем.
Строение вегетативных и цветочных почек
Строение кожицы листа.
Разнообразие листьев.
Строение стебля
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Корневище, клубень, луковица: что это за органы?
Главные части цветка
Соцветия
Изучение строения семян фасоли.
Разнообразие плодов.
Условия прорастания семян.
Внешнее строение корневища, клубня и луковицы
Экскурсии:
Жизнь растений зимой.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода
уметь
объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;
сравнивать биологические объекты (органы растений)
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Процессы жизнедеятельности растений (6 часов)
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
Демонстрации:
Роль света в процессе фотосинтеза
Испарение воды листьями растений
Лабораторные работы:
Черенкование комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь
описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений
выявлять приспособления организмов к среде обитания
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Отделы царства растений (6 часов)
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Демонстрации:
Строение мха
Строение папоротника, хвоща, плауна
Размножение сосны
Лабораторные работы:
Изучение внешнего вида хвойных растений
Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных систематических групп
уметь
объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека
распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов
сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.
Историческое развитие растительного мира (1 часа)
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.
Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.
Демонстрации:
Центры происхождения культурных растений
Сорта культурных растений
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: эволюционного развития растений
уметь
объяснять причины эволюционных изменений растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Царство Бактерии (1 час)
Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.
Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.
Демонстрации:
Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Царство Грибы(1 час)
Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.
Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.
Демонстрации:
Многообразие грибов
Строение шляпочного гриба
Грибы-паразиты
Лабораторные работы:
Изучение строения плесневых грибов
Отдел Лишайники (1 час).
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.
Демонстрации:
Многообразие лишайников
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:
В результате изучения разделов ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
уметь
объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.
Природные сообщества (2 часа)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.
Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.
Демонстрации
Ярусность в растительном сообществе
Экскурсии:
Жизнь растений в весенний период года
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона
уметь
объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Количество часов | |
Лабораторные работы | Экскурсии | |||
1 | Введение. | 1 | - | - |
2 | Общее знакомство с растениями | 2 | 1 | 1 |
3 | Клеточное строение растений | 2 | 1 | - |
4 | Органы цветковых растений | 12 | 10 | 1 |
5 | Процессы жизнедеятельности растений | 6 | - | |
6 | Отделы царства растений | 6 | 4 | - |
7 | История развития растительного мира | 1 | - | - |
8 | Царство Бактерии | 1 | - | - |
9 | Царство Грибы | 1 | 1 | - |
10 | Отдел Лишайники | 1 | - | - |
11 | Природные сообщества | 2 | - | - |
ИТОГО | 35 | 18 | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся
на конец учебного года:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;
- Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции;
- Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Уметь
- объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
- распознавать органоиды клетки и системы органоидов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:
Исходя из постановлений и возрастных возможностей учащихся, учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- Четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
- Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- Раскрыто основное содержание материала;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные неточности при использовании научных терминов или в выходах из наблюдений и оптов.
Отметка «3»:
- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментно, не всегда последовательно;
- Определения понятий недостаточно четкие;
- Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, определений и понятий.
Отметка «2»:
- Основное содержание учебного материала не раскрыто;
- Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
- Ответ на вопрос не дан.
ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- Выполнил работу без ошибок и недочетов;
- Допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- Или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
- Не более двух грубых ошибок;
- Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- Или не более двух-трех негрубых ошибок;
- Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех – пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1)Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2) Или если правильно выполнил менее половины работы.
Используемый УМК:
- Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана –Граф,2012. – 176 с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой . – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Бодрова Н.Ф. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 96с.
- И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
- И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.
- Бодрова Н. Ф. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011 – 192 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы урока | Форма урока | Основные понятия и термины | Практическая часть программы | Оборудование | Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУНы) | Домашнее задание | |
План | Факт | ||||||||
Общее знакомство с растениями (2ч) | |||||||||
1 | Мир растений. Условия жизни растений. | Вводный урок | Ботаника – наука о растениях. Биология, ботаника, царство, культурные растения, дикорастущие и лекарственные растения, многолетние, однолетние, двулетники, декоративные | Вводный инструктаж по т/б в кабинете биологии. | Комнатные и уличные растения, гербарий, чучела, коллекции насекомых, таблицы, рисунки | Знать определение «ботаника», основные формы растений, значения ботанических знаний, роль растений в природе и жизни человека. Уметь называть основные царства живой природы,. | Ведение,&1,4 | ||
2 | Особенности внешнего строения растений. | Комбинированный, практический | Корень, побег, стебель, лист, почки, семенные, споровые растения, споры, хлорофилл. | Л.р. № 1. « Строение спорового и цветкового растения». | Растения пастушья сумка и папоротник. | Знать особенности строения растений, основные органы растений. Уметь сравнивать высшие и низшие растения, доказывать, что растение – живой организм. | § 2 | ||
Клеточное строение растений (2 ч) | |||||||||
3 | Особенности растительной клетки. | Комбинированный, практический. | Микроскоп, ядро, клетка, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, ядрышко, ткань, виды тканей. | Л.р. № 2. « Рассмотрение клетки кожицы чешуи лука» | Микроскоп, микропрепарат «Клетки кожицы лука». | Знать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки, рост. Уметь называть клеточные структуры и их значение. | §7 | ||
4 | Процессы жизнедеятельности клетки. | комбинированный | Питание, деление, дыхание, размножение, обмен веществ | Таблица « Растительная клетка» | Знать основные процессы жизнедеятельности клетки. Уметь объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. | §8 | |||
Органы цветковых растений (11ч) | |||||||||
5 | Внешнее и внутреннее строение семени. | Комбинированный | Семя. | Л.р. №3 « Строение семени фасоли» | Боб фасоли с семенами, набухшее семя фасоли, ручная лупа, препаровальная игла. | Знать строение смени, значение семени; понятия « однодольные», « двудольные» растения. Уметь сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. | §10 | ||
6 | Условия прорастания семян | Комбинированный | Семя | Семя, кожура, семявход, зародыш, эндосперм, семядоли. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. | Знать условия прорастания семени | §11 | |||
7 | Внешнее и внутреннее строение корня. | Комбинированный | Корень, виды корней6 главный, боковые, придаточные. Типы корневой системы. | Л.р. №4 «Типы корневых систем» | Гербарные образцы растений с корневой системой, ручная лупа. | Знать виды корней; типы корневой системы. Уметь различать и описывать корневые системы однодольных и двудольных растений. | §13. | ||
8 | Побег. Строение и значение побега. | Комбинированный | Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Узе, междоузлие, расположение листьев и почек, спящие почки, годичный побег. | Комнатное растение. | Знать строение побега. Уметь распознавать и описывать строение побега и почек. | §16. | |||
9 | Лист – часть побега. | Комбинированный | Листовая пластина, черешок, прилистники, основание, типы листовой пластины, внутреннее строение листа, устьице. | Л.р. № 6 « Строение кожицы листа» Л.р. № 7 « Разнообразие листьев» | Лист герани, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, стакан с водой. Гербарий листьев, комнатные растения. | Знать строение листа и его функции. Уметь готовить микропрепарат кожицы листа, распознавать и описывать на живых объекта или по рисунку строение листа. Уметь различать листья по прикреплению листа к стеблю, по количеству листовых пластинок, по типу жилкования. | §18. | ||
10 | Значение листа в жизни растений | Комбинированный | Листовая пластина, черешок, прилистники, основание, типы листовой пластины, внутреннее строение листа, устьице. | Гербарий листьев, комнатные растения. | . Уметь различать листья по прикреплению листа к стеблю, по количеству листовых пластинок, по типу жилкования. | §19 | |||
11 | Стебель – часть побега. | Комбинированный | Кожица, пробка, чечевички, кора, луб, древесина, сосуды, сердцевина, камбий | Л.р. №8 « Строение стебля» | Ветка древесного растения, скальпель, ручная лупа, препаровальная игла. | Знать функции стебля. Уметь распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. | §20 | ||
12 | Видоизменения побегов | Комбинированный | Розеточные, прямостоячие, стелющиеся побеги, усы, лиана, корневище, клубень, глазки, луковица, зубчик. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. | Л.р. №9« Корневище, клубень, луковица: что это такое?» | Корневище пырея, клубень картофеля, луковица лука, нож, ручная лупа, препаровальная игла. | Знать примеры растений имеющих видоизмененные побеги. Уметь распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. | §21 | ||
13 | Цветок. Строение и значение цветка. | Комбинированный | Цветок, тычинка, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, лепестки, пестик, пыльца, оплодотворение, соцветие | Л.р. №10 « Главные части цветка» | Гербарий « Расчлененный цветок», цветки комнатных растений, препаровальная игла, ручная лупа. | Знать строение цветка ветроопыляемых растений и насекомо опыляемых растений. Уметь объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. | §22 | ||
14 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | комбинированный | Функции плода. Виды плодов; ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов. | Л.р. №11 «Разнообразие плодов» | Плоды различных растений. | Знать понятие « покрытосеменные», «плод». Уметь распознавать по рисункам, коллекциям строение плодов; приводить примеры растений с различными типами плодов; выделять приспособления для распространения плодов. | §24 | ||
Основные процессы жизнедеятельности (6ч) | |||||||||
15 | Минеральное (почвенное) питание растений. | Комбинированный | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. | Коллекции удобрений | Знать роль и механизм почвенного питания в жизни растений; влияние удобрений на растений. Уметь описывать механизм почвенного питания. | §26 | |||
16 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | Комбинированный | Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. | Модель листа, гербарии. | Знать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Уметь определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ; объяснять космическую роль зеленых растений. | §27. | |||
17 | Дыхание растений и обмен веществ. | Комбинированный | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. | Комнатное растение. | Знать значение дыхания для растений, основные этапы процесса дыхания. Уметь описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; выделять приспособления растений для дыхания. | §29 | |||
18 | Размножение и оплодотворение у растений. | Комбинированный | Размножение растений половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. | Таблица « Двойное оплодотворение у цветковых растений» | Знать процесс опыления и оплодотворения цветковых растений. Уметь отличать оплодотворение от опыления; выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. | §31 | |||
19 | Использование вегетативного размножения человеком. | Комбинированный | Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. | Знать способы вегетативного размножения. Уметь приводить примеры растений, размножающихся вегетативно; распознавать и описывать способы вегетативного размножения. | §33. | ||||
20 | Рост и развитие растения. | Комбинированный. | Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. | Знать стадии развития растения и их последовательность. Уметь выделять различия между процессами роста и развития. | §34. | ||||
Основные отделы царства растений (6ч) | |||||||||
21 | Понятие о систематике растений | Комбинированный | Систематика, царство, вид, ареал, род, семейство, бинарное название. | Гербарий | Знать основные таксоны систематики и классификации растений. Уметь | §36 | |||
22 | Водоросли. Общая характеристика. | Комбинированный | Водоросли, слоевище, хроматофор, зооспоры | Л.р. №13 « Строение водорослей» | Микроскоп, готовый микропрепарат « Хламидомонада». | Знать водоросли различных отделов. Уметь давать определение термину низшие растения; распознавать и описывать внешнее строение водорослей. | §37 | ||
23 | Отдел Моховидные. Общая характеристика. | Комбинированный | Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Спорофит, гаметофит. | Л.р.№14 « Внешнее строение мха» | Лупа, кукушкин лен, стакан с водой, предметное стекло. | Знать растения отдела Мохообразные. Уметь распознавать и описывать строение мхов; выявлять приспособления растений с выходом на сушу. | §39 | ||
24 | Отдел Папоротникообразные | Комбинированный | Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Заросток, архегоний, антеридий. | Л.р. №15 «Внешнее строение папоротника» | Гербарий | Знать строение папоротника, растения отдела Папоротникообразные. Уметь распознавать и описывать строение папоротников. | § 40 | ||
25 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика. | Комбинированный | Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных: хвойные растения( сосна, ель). | Л.р. №16 «Многообразие голосеменных» | Шишки и побеги растений отдела голосеменных, ручная лупа. | Знать растения отдела голосеменные; процесс размножения сосны. Уметь распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространенных представителей голосеменных. | §41 | ||
26 | Отдел Покрытосеменные | Комбинированный | Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Семя, семязачаток, покрытосеменные | Гербарий | Знать растения отдела покрытосеменные , строение и значение цветковых растений. Уметь распознавать и описывать строение цветковых растений. | §42 | |||
Историческое развитие органического мира (1ч) | |||||||||
27 | Многообразие и происхождение культурных растений | Комбинированный | Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. | Гербарий | Знать важнейшие сельскохозяйственные растения, центры происхождения культурных растений. Уметь дикорастущие и культурные растения, объяснять способы расселения культурных растений. | §47 | |||
Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники (3ч) | |||||||||
28 | Бактерии – живые организмы. | Комбинированный | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Таблица « Бактерии» | Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки. Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки. | §49 | |||
29 | Многообразие бактерий. | Комбинированный | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор | Таблица « Бактерии» | Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки. Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки | §50 | |||
30 | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | Комбинированный | Значение бактерий. | Таблица « Бактерии» | Знать особенности жизнедеятельности бактерий, строение бактериальной клетки. Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки | §51 | |||
Царство Грибы. Лишайники (3ч) | |||||||||
31 | Царство Грибы. | Комбинированный | Признаки царства Грибы. Строение грибов: шляпка, плодовое тело, ножка, грибница. Разнообразие грибов. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. | Л.р. №17 « Строение плодовых тел шляпочных грибов». | Муляжи грибов. | Знать строение шляпочных и плесневых грибов. Уметь называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | §52 | ||
32 | Многообразие и значение грибов. | Комбинированный | Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. | Л. р. №18 « Строение плесневых грибов». | Знать строение шляпочных и плесневых грибов. Уметь называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. | §53 | |||
33 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. | Комбинированный | Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Знать строение лишайника. Уметь объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | §54 | ||||
Природные сообщества (2ч) | |||||||||
34 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | Комбинированный | Природное сообщество, биогеоценоз, экосистема, биотоп | Знать основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. | §55, запись в тетр. | ||||
35 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе | Комбинированный | Ярусное строение, ярусность, агроценоз. | §56, запись в тетр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)
Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...
Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.
Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А....
Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.
Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
Структура рабочей программы включает :1. Титульный лист2. Пояснительную записку3.Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5. Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...