Обобщающий урок-игра по теме: «Удивительные насекомые».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по теме: «Удивительные насекомые».
Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.
Оборудование: Таблица « Насекомые», задания для конкурсов, листы бумаги, маркеры и фломастеры.
Предварительная работа: класс делится на 5 команд, учащиеся готовят стихи и басни о насекомых.
Ход урока
Учитель. Ребята, сегодня мы проводим игру «Удивительные насекомые». В ходе игры мы увидим, какая команда лучше подготовилась. Игра будет состоять из нескольких конкурсов, в которых вы будете выполнять различные задания. В зависимости от полноты и успешности выполнения заданий каждая команда будет зарабатывать баллы. По сумме баллов в конце игры мы увидим, какая команда показала лучшие знания, смекалку, умение слушать, работать в группе. Обращаю ваше внимание на необходимость внимательно слушать друг друга – вы узнаете много нового, эти сведения помогут вам выполнять конкурсные задания, зарабатывая дополнительные баллы. Прежде чем давать ответ, вы можете обсудить его в своей группе.
Удачи вам!
Сводная таблица для фиксирования результатов работы групп.
№1 10 баллов | №2 6 баллов | №3 10 баллов | №4 5 баллов | №5 5 баллов | № 6 3 балла | № 7 5 баллов | №8 | |
1-я команда «Стрекозы» | ||||||||
2-я команда «Бабочки» | ||||||||
3-я команда «Жуки» | ||||||||
4-я команда «Двукрылые» | ||||||||
5-я команда «Перепончатокрылые» |
Конкурс №1 «Разминка».
Команды по очереди отгадывают загадки. Если ответ неправильный, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
4. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела)
5. Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)
6. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи
7. Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (Муха)
8. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
9. Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
10. Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (Таракан)
Конкурс №2. « Вживание».
Победитель получает максимальную оценку – 6 баллов.
Представьте себе, что вы - гусеница, превращающаяся в бабочку – капустницу. Опишите свои ощущения.
Конкурс №3. «Верю – не верю».
(Максимальная оценка – 10 баллов.)
В этом конкурсе вы должны показать свои знания об общих признаках насекомых. Я читаю предложения, а вы должны посоветоваться в команде и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Ответ записывайте на бланке для ответов, используя значки: кружочек – верю, треугольник – не верю. Исправлять значки нельзя. Каждое предложение я читаю два раза.
1. Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. (Да.)
2. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов. (Да.)
3. У насекомых 4 пары ног. ( Нет.)
4. Тело насекомых чётко разделено на голову, грудь, брюшко. (Да.)
5. Среди насекомых нет паразитических форм. (Нет.)
6. Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды. (Да.)
7. Физическая сила насекомых соответствует их размеру. (Нет.)
8. Общественные насекомые, например муравьи, могут разводить тлей, цикад, гусениц для своих нужд. (Да.)
9. Среди насекомых есть одомашненные виды. (Да.)
10 Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. (Да.)
Конкурс № 6 Нарисуй – ка.
Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых. (3 балла)
Конкурс №5. «Головоломка. Роль насекомых в природе».
(Максимальная оценка – 5 баллов.)
Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.
в | н | д | и | п | з | е | м | о |
т | ы | о | т | х | в | е | ы | к |
с | х | р | а | я | е | ш | е - | е |
е | с | и | н | п | н | й | в | с |
щ | о | р | и | е | о | е | а | а |
б | о | п | я | ц | в | н | ж | н |
Конкурс №6 . Домашнее задание «Жили – были…» (5 баллов)
Подготовить стих или басню, в которой наибольшее количество насекомых и определить систематическое положение каждого из них.
Конкурс №7. Музыкальный.
Посовещавшись с командой, решите какая песня о насекомом будет оценена высшим баллом (5 баллов). Выскажите свои предположения, а потом проверим их.
1 балл - В траве сидел кузнечик
2 балла – 4 таракана и сверчок
3 балла – Божья коровка улети на небо
4балла - встаньте дети, встаньте в круг(Добрый жук)
5 баллов – мохнатый шмель
Конкурс № 8 «Стена почёта».
Как мы сегодня слышали, насекомые приносят огромную пользу людям. Давайте соорудим в их честь «Стену почёта и благодарности»! Для этого каждая команда с помощью фломастеров и листов бумаги изготовит Почетные грамоты насекомым. Обычно в таких грамотах указывают профессию и заслуги героев. Подумайте, какой текст можно было бы написать о Насекомых.
Один лист – это одна «грамота», на ней можно указать одну «профессию», одну пользу насекомых. (Например. «Медоносной пчеле от излеченных больных», «Божьей коровке за уничтоженных вредителей растений от садоводов и огородников» и т.д.) Количество баллов за этот конкурс определяется по количеству изготовленных «грамот». Дополнительно можно заработать баллы за оригинальность исполнения.
Время выполнения задания – 5 минут.
Подведение итогов урока.
Подсчитывается общее количество баллов, определяется команда-победитель. За активную работу ребята поощряются оценками.
Список литературы.
- Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.-сост. Н.В. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 189с.
- Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков/ Г.О.Аствацатуров, канд.ист.наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"
Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...
Обобщающий урок -игра по теме "Обыкновенные дроби"
Данный материал содержит презентацию, разработку урока и несколько приложений. Может использоваться на последнем уроке по теме "Обыкновенные дроби". Эту разработку можно использовать и как внеклассное...
Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс
На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...
Обобщающий урок-игра по теме :"Колебания и волны"
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме: «Колебания и волны»,совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор уч...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....