«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме
Методический материал который поможет учителю биологии успешно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Также учителя могут использовать данный материал для планирования своей деятельности при планировании элективных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metod_rekom_k_ege.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»
ЕГЭ становится не только формой контроля знаний и умений выпускников, но и оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс в целом. Задачи единого государственного экзамена по биологии:
оценить уровень биологической подготовки учащихся;
совместить школьный выпускной и вступительный экзамен в вуз, создать равные условия для поступления в вузы;
обеспечить одинаковые требования к выпускникам школы и абитуриентам вуза;
дифференцировать выпускников школ по уровню овладения биологическими знаниями и умениями и тем самым способствовать объективному отбору абитуриентов в вуз.
Цели ЕГЭ отразились не только на его содержании, которое включает не только знания заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенные вопросы, изучаемые в основной школе. Большой объем знаний по разделу общей биологии объясняется тем, что в нем интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиции клеточной, хромосомной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание в ЕГЭ уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Требования к экзаменационной работе (ЕГЭ)
1- Полнота охвата заданиями обязательного минимума содержания курса, предусмотренного стандартом биологического образования 2010г.;
2 -Выявление уровня овладения предметными знаниями и умениями, важными для формирования научного мировоззрения, экологической, гигиенической и генетической грамотности выпускников, необходимой в жизни и практической деятельности;
3 -Разнообразие деятельности экзаменуемых при выполнении заданий как показатель усвоения материала с необходимой глубиной понимания;
4 -Ориентация на оценку предметной компетенции (природоохранной, здоровьесберегающей и др.);
5 -Использование заданий, различных по форме предъявления и уровню сложности, позволяющих дифференцированно оценить достижения экзаменуемых;
6 -Равноценность вариантов экзаменационной работы в целом и заданий каждой содержательной линии.
Основные предметные умения:
-знать, понимать основные положения биологических теорий, закономерностей,
-воспроизводить знания об особенностях строения биологических систем, процессов и явлений;
-применять биологические знания и умения для объяснения сущности и особенностей биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений; анализировать биологические процессы и явления,
-объяснять результаты биологических экспериментов,
-оценивать изменения в окружающей среде и их воздействия на биосферу
В части 3 (С) выделены отдельные линии, предусматривающие проверку знаний из всех разделов биологии и сформированности различных учебных умений:
С1 – Задания практико-ориентированного характера, требующие применения биологических знаний в практических ситуациях;
С2 – Задания на работу с текстом или рисунком, требующие демонстрации умений анализировать и объяснять биологическую информацию, исправлять ошибочные суждения, определять по рисунку биологический объект и описывать его строение, объяснять биологические функции;
С3 – Задания, проверяющие биологические знания из основной школы о многообразии организмов, организме человека, строении и функциях его органов и систем органов;
С4 – Задания, направленные на проверку знаний по эволюции и экологии, умений объяснять то или иное эволюционное явление, анализировать и объяснять многообразие взаимоотношений организмов в природе, их связь с окружающей средой, оценивать последствия деятельности человека в биосфере, прогнозировать результаты его воздействия на окружающую среду;
С5 – Задания, предусматривающие решение задач по цитологии и проверяющие умения применять теоретические биологические знания на практике;
С6 – Задания, проверяющие умения использовать законы наследственности на практике при решении задач по генетике.
План изучения материала соответствует следующему содержанию:
- Предмет и методы биологии.
- Уровни организации живых систем.
- Свойства биологических систем.
- Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
- Вирусы – неклеточные формы.
- Организм как биологическая система.
- Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
- Организм человека.
- Размножение и индивидуальное развитие организмов.
- Закономерности наследственности и изменчивости.
- Селекция.
- Основные систематические категории.
- Надорганизменные системы.
- Эволюция органического мира.
- Антропогенез.
- Биология растений.
- Биология животных.
- Биология человека.
- Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ЕГЭ”,банк заданий на портале ФИПИ.
План самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
- Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
- Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
- Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
- Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
- Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
- Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
- Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
- Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
- Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
- Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Внеурочная подготовка учащихся к ЕГЭ:
Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается прорешать несколько вариантов ЕГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.
Второй этап: анализ допущенных ошибок, определение тем и типов заданий, требующих доработки.
Третий этап: составление общего тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства учащихся.
Четвертый этап: составление индивидуальных тематических планов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Как правило, у каждого из ребят индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым учеником.
Пятый этап: организация и проведение групповых занятий по общему плану. Количество занятий рассчитывается в зависимости от уровня подготовленности учащихся в экзамену и количества тем, требующих доработки.
С этой целью КИМ должны быть переориентированы на проверку достижения обучающимися следующих результатов:
1.Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
3.Умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4.Важным направлением в долгосрочной перспективе совершенствования ЕГЭ по биологии следует рассматривать включение заданий, контролирующих практическую значимость, ценность биологических знаний, проверяющих исследовательские навыки выпускников, овладение ими методами научного познания, умения делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Ошибки выпускников при подготовке к ЕГЭ
- Спохватиться месяц-другой до ЕГЭ. Считать, что этого количества времени хватит на подготовку.
- Полагаться на хорошие школьные оценки и ничего не предпринимать. Зачем прикладывать дополнительные усилия, если и так идет хорошо?
- Ограничиться ВУЗовскими подготовительными курсами. Думать, что вузовские курсы гарантируют высокий результат.
- При подготовке к ЕГЭ ограничиться пособиям для подготовки к ЕГЭ. Полагать, что достаточно «натаскаться» на задачи, характерные для ЕГЭ.
- Пренебрежительное отношение к учебникам.
- Недооценка объема необходимых знаний по данному предмету
- Подготовимся самостоятельно. Вызубрим по учебнику и по шпаргалкам.
- Пробелы в подготовке по биологии.
Основные плюсы и минусы ЕГЭ:
ПЛЮСЫ:
- Помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы.
- Оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
- Стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
- Позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
- Позволяет выпускникам поступать в ВУЗы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько ВУЗов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
- Позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
- Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как надо тратиться на услуги наемных проверяющих.
- Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведет к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
- ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах, что со временем может привести к признанию российских аттестатов в других странах.
- Оценивается по более широкой шкале баллов(100), нежели стандартные экзамены, что делает возможным выявлять лучших из лучших.
МИНУСЫ:
- КИМ не привычен для российской системы образования.
- Выбор одного из варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, т. к. часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
- Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
- Не учитывается специализации школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
- Приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях.
- При компьютеризованной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
- Отмена устной части экзамена ухудшает качество подготовки к экзаменам и качество знаний абитуриентов.
Методические рекомендации:
1. Каждому учителю при подготовке учащихся к экзамену необходимо уделять больше внимания работе с заданиями, подобными заданиям КИМ уровня С, учить правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.
2. Для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2010г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.
3. Наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.
4. Учителю следует особо обратить внимание на те вопросы курса биологии основной школы, которые не изучаются повторно в средней школе. В начале изучения каждой темы в 10-11 классах необходимо определить уровень усвоения знаний по данной теме курса основной школы. На наш взгляд, для этого необходимо проводить входную диагностику, которая в каждом конкретном классе позволяет скорректировать содержание темы и выбрать тот или иной подход к изучению темы и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях и умениях учащихся. В 10 и 11 классах при организации повторения следует обратить внимание на следующие разделы курса основной школы: многообразие растений и животных, их систематика; значение растений и животных в природе и жизни человека, особенности семенного, спорового и вегетативного размножения растений, способы полового размножения животных; физиологические процессы выделения, дыхания, кровообращения у человека, иммунитет, гомеостаз, значение лечебных сывороток и профилактических прививок.
5-При подготовке к ЕГЭ необходимо проводить повторение наиболее существенных знаний за основную школу в органической связи с изучением раздела общей биологии. К ним относятся знания организменного уровня организации жизни (строения и жизнедеятельности организмов: человека, растений, животных, грибов, бактерий), а также многообразия организмов разных царств, их классификации и усложнения в процессе эволюции.
6-Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для экзаменуемых. При их обобщении в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний об историческом развитии растительного и животного мира из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
7-В перспективе необходимо учитывать задачи совершенствования биологического образования, предусмотренные в стандарте второго поколения: усиление компетентностной составляющей содержания, его практической направленности, формирование универсальных и предметных способов деятельности.
8.Кроме вышеперечисленных рекомендаций, хотелось бы добавить следующее: при подготовке к ЕГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ.
9. Очень важным дополнением к работе по данному направлению является организация и проведение элективных курсов. Они могут иметь разную тематику, но должны придерживаться одной цели: углубленное и расширенное изучение основных биологических понятий и законов.
Рекомендуемые сайты:
Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)http://www.fipi.ru/, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/
- В заключении хотелось бы пожелать всем педагогам больших успехов в работе, неиссякаемой энергии и новых творческих решений. Удачи вам!
ДОКЛАД на тему:
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»
Учитель МБОУ «Лицей интернат №79»
Бариева Н.Г.
Город Набережные Челны 2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Требования к экзаменационной работе (ЕГЭ).
2. Основные плюсы и минусы ЕГЭ.
3. Ошибки выпускников при подготовке к ЕГЭ.
4. Требования к части С.
5. Основные предметные умения.
6. Методические рекомендации.
7. Внеурочная подготовка.
8. Результаты подготовки.
9. Пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание 19-21 КЕГЭ. Проверь себя!
Задание 19-21 КЭГЭ. Проверь себя!...
Готовимся к КЕГЭ. Задание 15 (Отрезки и множества)
Готовимся к КЕГЭ. Задание 15 (Отрезки и множества)...
Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)
Готовимся к КЕГЭ. Теория игр. (Задание 19-21)...
Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9
Готовимся к КЕГЭ по информатике. Задание 9...
КЕГЭ 2022, задание №6
разбор некоторых задач №6, ЕГЭ 2022 по информатике на языке программирования Pytho...
О подготовке к КЕГЭ по информатике
Статья посвящена описанию опыта и методики подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике, даны рекомендации по переходу к подготовке к сдаче экзамена с использованием компьютера....
Комбинаторика. Методы решения задачи № 8 КЕГЭ-2023
Электронный образовательный ресурс "Комбинаторика. Методы решения задачи № 8 КЕГЭ-2023" предназначен для учащихся 11 классов. Представлены решения заданий разными способами: математичес...