Рабочие программы 5-11 кл. по программе Пасечника
рабочая программа по биологии на тему

Игошина Юлия Геннадьевна

Рабочие программы по природоведению 5 кл (2ч). и биологии 6кл (1ч), 7-9 кл (2ч), 10-11кл (1ч).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____/___________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___» ______20____г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ «СОШ №22» ____/______________/

ФИО

«___» ______20____г.

«Согласовано»

Руководитель  

МОУ «СОШ №22» ____/______________/

ФИО

Приказ № ________от

«___» ______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского р-на г. Казани

Игошиной Юлии Геннадьевны, учителя 2 категории

по биологии, 11 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______ от

«____» _______20____г.

2013– 2014 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по биологии

(предмет)

Класс   11  

Учитель Игошина Юлия Геннадьевна

Количество часов

Всего   34   часа; в неделю  1  час.

Плановых срезов знаний   3_,  тестов   2  , лабораторных работ _6_ч.

Административных контрольных уроков ___________ ч.

Планирование составлено на основе  программы основного общего образования по биологии под руководством В.В. Пасечника                                              

                                                                                     (программа)

             

Учебник  «Биология. Введение в общую биологию» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, изд-во «Дрофа», 2005г.

(название, автор, издательство, год издания)

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 11 класс составлена на основе  Федерального Государственного стандарта, БУП 2013-2014гг. и программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы базовый уровень, разработанной автором В.В.Пасечник.  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, рассчитана на 34 часа в году, из них 3  резервных используются на обобщение и повторение изученного материала.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой:

ЛР № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

ЛР № 2 «Выявление изменчивости у особей  одного вида»

ЛР № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

ЛР № 4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

ЛР № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

ЛР № 6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

  знать/понимать:

      • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере;

      • строение биологических объектов: вида и популяции (структура);

      • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;

      • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      • биологическую терминологию и символику;

   уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; необходимости сохранения многообразия видов;

      • описывать особей видов по морфологическому критерию;

      • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

      • сравнивать: процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

      • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

      • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

В  учебно-тематическом планировании следующие обозначения типов уроков

к - комбинированный, о – обобщающий, инм – изучение нового материала,  с- семинар, вв - вводный

Литература и средства обучения

Литература для учащихся:

1.   Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию», Москва «Дрофа», 2000.

2.   1. Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы, М. «Высшая школа», 1991

3.   В.Ю. Крестьянинов, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями, Саратов «Лицей», 1998

4.   З.И. Тюмасева, Ю.Г. Ламехов, Н.Б. Виноградов. Современные проблемы происхождения человека в биологическом образовании школьников. Челябинск, 1992

5.   Б.Х. Соколовская. 120 задач по генетике. М. «Центр развития социально-педагогических инициатив», 1992

6.   В.В. Воронцов. Эволюция органического мира, М. «Просвещение» 1994

Источники для учителя:

  1. Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..
  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.
  3. Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.
  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.
  6. Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.
  7. Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г
  8. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.
  9. Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.


Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

Введение

1

1

Общая биология.

вв

Уметь доказать, что живая природа – сложно организованная система. Характеризовать свойства живого организма, уметь сравнивать живую и неживую природу. Уметь показать уровневую организацию живых систем.

Биология, жизнь, Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем

тетр.

1

Эволюционное учение

13

2

Развитие эволюционного учения.

к

Называть ученых-эволюционистов, основные положения их теории  Дарвина. Уметь характеризовать основные положения теории, сравнивать эволюционные теории.

устный опрос

История создания и основные положения теории Дарвина.

52

2

3

Вид и его критерии

к

Знать определения вида и его критерии. Уметь доказывать целостность вида

ЛР №1

Определение понятия «вид», его критерии.

53

3

4

Популяция.

к

Знать характеристику популяций. Уметь описывать структуру популяции и её характеристику

устный опрос

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе.

54

4

5

Генофонд популяции.

к

Знать что такое генофонд популяции. Уметь раскрывать причины изменений в генофонде  Знать причины генетического равновесия и  уметь раскрывать последствия нарушения равновесия

ЛР №2

Генофонд популяции.  Генетическое равновесие. Дрейф генов. Изменения генофонда.

55,56

5

6

Борьба за существование и её формы.

к

Называть формы борьбы за существование. Уметь характеризовать формы борьбы за существование и роль естественного отбора.

фронтальный опрос

Формы и причины борьбы за существование.

57

6

7

Естественный отбор и его формы.

к

Называть формы естественного отбора. Уметь характеризовать формы естественного отбора  и объяснять их роль.

устный опрос

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и творческая роль отбора.

58, повт 52-57

7

8

Результат эволюции.

к

Называть причины эволюции.  Уметь объяснять результат эволюции.

ЛР №3

Многообразия видов, приспособленность

тетрад

8

9

Видообразование.

к

Называть основные формы видообразования.  Уметь характеризовать процесс макроэволюции и его формы.

Срез знаний

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, стадии видообразования, географическое видообразование

60

9

10

Макроэволюция и её доказательства.

к

Называть движущие силы макроэволюции.  Уметь характеризовать процесс макроэволюции и его формы.

фронтальный опрос

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

61

10

11

Система растений и животных – отображение эволюции.

к

Знать основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных

Фронтальный опрос

Уметь найти отображение эволюции в современной системе органического мира.

62

11

12

Главные направления эволюции органического мира.

к

Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции. Уметь характеризовать основные закономерности эволюции.

поисковая беседа

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

52-63

12

13

Гипотезы происхождения жизни. 

к

Называть основные гипотезы возникновения жизни. Уметь характеризовать основные гипотезы возникновения жизни.

поисковая беседа

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные.

89,90

13

14

Основные этапы развития жизни на земле.

к

Называть основные этапы развития жизни на Земле. Уметь объяснять процессы на этапах развития жизни.



фронтальный опрос

Начальные этапы эволюции жизни.

91

14

Антропогенез

3

15

Положение человека в системе животного мира.

к

Знать систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных. Уметь приводить доказательства происхождения человека от животных.

Срез знаний

Антропология. Homo Sapiens.

69

15

16

Эволюция человека.

к

Знать основные этапы эволюции человека, признаки и отличия каждой эволюционной групп. Уметь показать поэтапное развитие и совершенствование предков человека (физиологические показатели, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.)

фронтальный опрос

Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

70, 71

16

17

Расы и их происхождение.

к

Знать отличительные черты представителей разных рас. Уметь показать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни.

фронтальный опрос

Человеческие расы

73

17

Экосистемы

13

18

Среда обитания и её факторы.

к

Знать основные этапы развития и становления науки экология. Знать виды факторов среды и их влияние на живые организмы .  

Срез знаний

Экология. Среда обитания. Экологические факторы. Кривая толерантности.

74,75

18

19

Типы экологических взаимодействий.

к

Знать основные виды взаимодействий между организмами: нейтральные, положительные и отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов.

Фронтальный опрос

Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм.

77

19

20

Экологические сообщества и их структура.

к

Уметь отличать понятия: сообщество, экосистема, биоценоз, агроценоз, знать их структуру и значение в природе.  

ЛР №4

экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агробиоценоз, биосфера. Структура сообщества.

81,82

20

21

Взаимосвязь организмов в сообществе.

к

Уметь составлять цепь питания. Знать значение круговорота веществ и типы организмов, играющих в нем ключевую роль.

ЛР №5

Пищевая сеть. Пищевая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы.  Трофические уровни.

83,84

21

22

Экологические пирамиды и сукцессии.

к

Знать основные правила построения экологических пирамид.

ЛР №6

Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Экологическая сукцессия.

85,86

22

23

Влияние загрязнений на организмы.

к

Знать основные типы загрязнений и их влияние на живые организмы.

Фронтальный опрос

Ядохимикаты. Природные ресурсы. Экологическое сознание.  

87

23

24

Рациональное природопользование.

к

Знать основы природопользования и примеры влияния человека на природу.

Фронтальный опрос

Ядохимикаты. Природные ресурсы. Экологическое сознание.  

88

24

25

Биосфера.

к

Знать основные этапы эволюции биосферы. Уметь показать взаимосвязь между развитием органического мира и биосферы.

Фронтальный опрос

Биосфера. Вернадский. Структура биосферы.

92

25

26

Антропогенное воздействие на биосферу.

к

Знать все основные виды антропогенного воздействия на природу.

фронтальный опрос

Загрязнения, экология

93

26

27

 «Экология и охрана природы».

с

Уметь готовить рефераты, кратко выражать мысли, уверенно выступать.

реферат

 Экология. Влияние человека на природу.

тетрад

27

28

Бактерии. Грибы.

к

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь объяснить классификацию бактерий. Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов. Уметь объяснить классификацию грибов.

Аэробы. Анаэробы. Автотрофы, гетеротрофы. Клубеньковые и болезнетворные бактерии. Шляпочные. Плесневые. Дрожжи. Паразиты

тетрад

28

29

Растения.

к

Знать особенности строения и жизнедеятельности растений. Уметь объяснить классификацию растений.

Фотосинтез. Отделы растений.

тетрад

29

30

Животные.

к

Знать особенности строения и жизнедеятельности животных. Уметь объяснить классификацию животных.

Типы животных.

тетрад

30

31

Человек.

к

Знать системы органов человека. Уметь называть функции систем органов.

Системы органов человека и их функции.

31

32

Резервное время

32

33

33

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....

Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль

Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....

Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....

Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г

Рабочая программа по биологии для  класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...