Рабочие программы 5-11 кл. по программе Пасечника
рабочая программа по биологии на тему
Рабочие программы по природоведению 5 кл (2ч). и биологии 6кл (1ч), 7-9 кл (2ч), 10-11кл (1ч).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по Пасечнику (природоведение и биология). | 278.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____/___________/ ФИО Протокол № ____ от «___» ______20____г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №22» ____/______________/ ФИО «___» ______20____г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ №22» ____/______________/ ФИО Приказ № ________от «___» ______20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского р-на г. Казани
Игошиной Юлии Геннадьевны, учителя 2 категории
по биологии, 11 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _______ от
«____» _______20____г.
2013– 2014 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по биологии
(предмет)
Класс 11
Учитель Игошина Юлия Геннадьевна
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых срезов знаний 3_, тестов 2 , лабораторных работ _6_ч.
Административных контрольных уроков ___________ ч.
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии под руководством В.В. Пасечника
(программа)
Учебник «Биология. Введение в общую биологию» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, изд-во «Дрофа», 2005г.
(название, автор, издательство, год издания)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 11 класс составлена на основе Федерального Государственного стандарта, БУП 2013-2014гг. и программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы базовый уровень, разработанной автором В.В.Пасечник. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, рассчитана на 34 часа в году, из них 3 резервных используются на обобщение и повторение изученного материала.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой:
ЛР № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
ЛР № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
ЛР № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
ЛР № 4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
ЛР № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
ЛР № 6 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере;
• строение биологических объектов: вида и популяции (структура);
• сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; необходимости сохранения многообразия видов;
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
В учебно-тематическом планировании следующие обозначения типов уроков
к - комбинированный, о – обобщающий, инм – изучение нового материала, с- семинар, вв - вводный
Литература и средства обучения
Литература для учащихся:
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию», Москва «Дрофа», 2000.
2. 1. Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы, М. «Высшая школа», 1991
3. В.Ю. Крестьянинов, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями, Саратов «Лицей», 1998
4. З.И. Тюмасева, Ю.Г. Ламехов, Н.Б. Виноградов. Современные проблемы происхождения человека в биологическом образовании школьников. Челябинск, 1992
5. Б.Х. Соколовская. 120 задач по генетике. М. «Центр развития социально-педагогических инициатив», 1992
6. В.В. Воронцов. Эволюция органического мира, М. «Просвещение» 1994
Источники для учителя:
- Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.
- Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.
- Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.
- Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г
- Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.
- Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение | 1 | ||||||||
1 | Общая биология. | вв | Уметь доказать, что живая природа – сложно организованная система. Характеризовать свойства живого организма, уметь сравнивать живую и неживую природу. Уметь показать уровневую организацию живых систем. | Биология, жизнь, Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем | тетр. | 1 | |||
Эволюционное учение | 13 | ||||||||
2 | Развитие эволюционного учения. | к | Называть ученых-эволюционистов, основные положения их теории Дарвина. Уметь характеризовать основные положения теории, сравнивать эволюционные теории. | устный опрос | История создания и основные положения теории Дарвина. | 52 | 2 | ||
3 | Вид и его критерии | к | Знать определения вида и его критерии. Уметь доказывать целостность вида | ЛР №1 | Определение понятия «вид», его критерии. | 53 | 3 | ||
4 | Популяция. | к | Знать характеристику популяций. Уметь описывать структуру популяции и её характеристику | устный опрос | Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе. | 54 | 4 | ||
5 | Генофонд популяции. | к | Знать что такое генофонд популяции. Уметь раскрывать причины изменений в генофонде Знать причины генетического равновесия и уметь раскрывать последствия нарушения равновесия | ЛР №2 | Генофонд популяции. Генетическое равновесие. Дрейф генов. Изменения генофонда. | 55,56 | 5 | ||
6 | Борьба за существование и её формы. | к | Называть формы борьбы за существование. Уметь характеризовать формы борьбы за существование и роль естественного отбора. | фронтальный опрос | Формы и причины борьбы за существование. | 57 | 6 | ||
7 | Естественный отбор и его формы. | к | Называть формы естественного отбора. Уметь характеризовать формы естественного отбора и объяснять их роль. | устный опрос | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и творческая роль отбора. | 58, повт 52-57 | 7 | ||
8 | Результат эволюции. | к | Называть причины эволюции. Уметь объяснять результат эволюции. | ЛР №3 | Многообразия видов, приспособленность | тетрад | 8 | ||
9 | Видообразование. | к | Называть основные формы видообразования. Уметь характеризовать процесс макроэволюции и его формы. | Срез знаний | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, стадии видообразования, географическое видообразование | 60 | 9 | ||
10 | Макроэволюция и её доказательства. | к | Называть движущие силы макроэволюции. Уметь характеризовать процесс макроэволюции и его формы. | фронтальный опрос | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | 61 | 10 | ||
11 | Система растений и животных – отображение эволюции. | к | Знать основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных | Фронтальный опрос | Уметь найти отображение эволюции в современной системе органического мира. | 62 | 11 | ||
12 | Главные направления эволюции органического мира. | к | Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции. Уметь характеризовать основные закономерности эволюции. | поисковая беседа | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | 52-63 | 12 | ||
13 | Гипотезы происхождения жизни. | к | Называть основные гипотезы возникновения жизни. Уметь характеризовать основные гипотезы возникновения жизни. | поисковая беседа | Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. | 89,90 | 13 | ||
14 | Основные этапы развития жизни на земле. | к | Называть основные этапы развития жизни на Земле. Уметь объяснять процессы на этапах развития жизни. | фронтальный опрос | Начальные этапы эволюции жизни. | 91 | 14 | ||
Антропогенез | 3 | ||||||||
15 | Положение человека в системе животного мира. | к | Знать систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных. Уметь приводить доказательства происхождения человека от животных. | Срез знаний | Антропология. Homo Sapiens. | 69 | 15 | ||
16 | Эволюция человека. | к | Знать основные этапы эволюции человека, признаки и отличия каждой эволюционной групп. Уметь показать поэтапное развитие и совершенствование предков человека (физиологические показатели, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.) | фронтальный опрос | Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый. Биологические и социальные факторы антропогенеза. | 70, 71 | 16 | ||
17 | Расы и их происхождение. | к | Знать отличительные черты представителей разных рас. Уметь показать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни. | фронтальный опрос | Человеческие расы | 73 | 17 | ||
Экосистемы | 13 | ||||||||
18 | Среда обитания и её факторы. | к | Знать основные этапы развития и становления науки экология. Знать виды факторов среды и их влияние на живые организмы . | Срез знаний | Экология. Среда обитания. Экологические факторы. Кривая толерантности. | 74,75 | 18 | ||
19 | Типы экологических взаимодействий. | к | Знать основные виды взаимодействий между организмами: нейтральные, положительные и отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. | Фронтальный опрос | Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм. | 77 | 19 | ||
20 | Экологические сообщества и их структура. | к | Уметь отличать понятия: сообщество, экосистема, биоценоз, агроценоз, знать их структуру и значение в природе. | ЛР №4 | экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агробиоценоз, биосфера. Структура сообщества. | 81,82 | 20 | ||
21 | Взаимосвязь организмов в сообществе. | к | Уметь составлять цепь питания. Знать значение круговорота веществ и типы организмов, играющих в нем ключевую роль. | ЛР №5 | Пищевая сеть. Пищевая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы. Трофические уровни. | 83,84 | 21 | ||
22 | Экологические пирамиды и сукцессии. | к | Знать основные правила построения экологических пирамид. | ЛР №6 | Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Экологическая сукцессия. | 85,86 | 22 | ||
23 | Влияние загрязнений на организмы. | к | Знать основные типы загрязнений и их влияние на живые организмы. | Фронтальный опрос | Ядохимикаты. Природные ресурсы. Экологическое сознание. | 87 | 23 | ||
24 | Рациональное природопользование. | к | Знать основы природопользования и примеры влияния человека на природу. | Фронтальный опрос | Ядохимикаты. Природные ресурсы. Экологическое сознание. | 88 | 24 | ||
25 | Биосфера. | к | Знать основные этапы эволюции биосферы. Уметь показать взаимосвязь между развитием органического мира и биосферы. | Фронтальный опрос | Биосфера. Вернадский. Структура биосферы. | 92 | 25 | ||
26 | Антропогенное воздействие на биосферу. | к | Знать все основные виды антропогенного воздействия на природу. | фронтальный опрос | Загрязнения, экология | 93 | 26 | ||
27 | «Экология и охрана природы». | с | Уметь готовить рефераты, кратко выражать мысли, уверенно выступать. | реферат | Экология. Влияние человека на природу. | тетрад | 27 | ||
28 | Бактерии. Грибы. | к | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь объяснить классификацию бактерий. Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов. Уметь объяснить классификацию грибов. | Аэробы. Анаэробы. Автотрофы, гетеротрофы. Клубеньковые и болезнетворные бактерии. Шляпочные. Плесневые. Дрожжи. Паразиты | тетрад | 28 | |||
29 | Растения. | к | Знать особенности строения и жизнедеятельности растений. Уметь объяснить классификацию растений. | Фотосинтез. Отделы растений. | тетрад | 29 | |||
30 | Животные. | к | Знать особенности строения и жизнедеятельности животных. Уметь объяснить классификацию животных. | Типы животных. | тетрад | 30 | |||
31 | Человек. | к | Знать системы органов человека. Уметь называть функции систем органов. | Системы органов человека и их функции. | 31 | ||||
32 | Резервное время | 32 | |||||||
33 | 33 | ||||||||
34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г
Рабочая программа по биологии для класса Программа В.В. Пасечника. 2014 г...