Тесты - Царство Животные (Моллюски, Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, Головохордовые)
тест по биологии (7 класс) по теме

Белоногова Ирина Сергеевна

 

Тестовые задания по темам:

1. Моллюски

2. Ракообразные

3. Паукообразные

4. Насекомые

5. Головохордовые

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mollyuski.doc297.5 КБ
Microsoft Office document icon rakoobraznye.doc242 КБ
Microsoft Office document icon paukoobraznye.doc460 КБ
Microsoft Office document icon nasekomye.doc579 КБ
Microsoft Office document icon golovokhordovye.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тип Моллюски (Mollusca).

Задание 1. «Моллюски»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. К типу Моллюски принадлежит около (_) видов.
  2. Тело большинства моллюсков разделено на отделы – (_).
  3. Туловище моллюсков окружено кожной складкой – (_),
  4. Между туловищем и мантией находится (_) полость.
  5. Вторичная полость у взрослых животных сохраняется в виде (_) и полости (_).
  6. Для пищеварительной системы многих видов характерно наличие в ротовой полости (_), в желудок открываются протоки пищеварительной железы – (_).
  7. У большинства моллюсков органами дыхания являются (_), лежащие в мантийной полости.
  8. Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной полости – (_).
  9. Кровеносная система у моллюсков (_).
  10. В крови некоторых моллюсков находится не железо, а (_) или (_).
  11. Нервная система (_) типа.
  12. Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с (_).

Задание 2. Верные суждения в задании: «Характеристика моллюсков»

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Часть – двусторонне-симметричные трехслойные животные.
  2. Часть – асимметричные животные.
  3. Часть – радиально-симметричные животные.
  4. Полость тела только первичная (схизоцель).
  5. Имеется вторичная полость тела (целом).
  6. Полость тела смешанная, миксоцель.
  7. Тело сегментированное.
  8. Кровеносная система у большинства незамкнутого типа.
  9. Кровеносная система у большинства замкнутого типа.
  10. Дыхание жабрами, у ряда видов сформировалось легкое.
  11. Выделительная система протонефридиального типа, представлена клетками с "мерцающим пламенем", каналами и порами.
  12. Выделительная система метанефридиального типа, представлена парными трубочками с широкой воронкой с ресничками по краям.
  13. Нервная система разбросанно-узлового типа.
  14. Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой.
  15. Большинство ведут паразитический образ жизни.
  16. Произошли от общих с кольчатыми червями предков.
  17. Произошли от общих с круглыми червями предков.

Задание 3. «Строение брюхоногих моллюсков»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 23?

Задание 4. «Брюхоногие моллюски. Большой прудовик»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Для пищеварительной системы прудовика характерны:

  1. Во рту имеется радула.
  2. В желудок открываются протоки пищеварительной железы – печени.
  3. В кишечник открываются протоки поджелудочной железы.
  4. Кишечник проходит сквозь желудочек сердца.

**Тест 2. Для дыхательной системы прудовика характерны:

  1. Большой прудовик дышит поверхностью тела.
  2. Большой прудовик живет в воде и дышит жабрами.
  3. Жабры находятся в мантийной полости.
  4. Большой прудовик дышит с помощью одного легкого.
  5. Мантийная полость становится легочной полостью.
  6. Большой прудовик дышит с помощью двух легких.

**Тест 3. В кровеносной системе прудовика:

  1. Кровеносная система замкнутая.
  2. Кровеносная система незамкнутая.
  3. В сердце попадает артериальная кровь.
  4. В сердце попадает венозная кровь.
  5. Сердце двукамерное, состоит из предсердия и желудочка.
  6. Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка.
  7. Кровь от сердца течет по артериям.
  8. Кровь от сердца течет по венам.

**Тест 4. Выделительная система имеет следующие особенности:

  1. Имеются две почки.
  2. Сохранилась одна, левая почка.
  3. Одним концом с широкой реснитчатой воронкой почка сообщается с околосердечной сумкой, другой конец открывается в мантийную полость.
  4. Выделительная система представлена анальным отверстием.

**Тест 5. Нервная система и органы чувств прудовика:

  1. Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом с развитыми надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой.
  2. Нервная система разбросанно-узлового типа, состоит из нервных узлов, соединенных нервными перемычками.
  3. Нервная система диффузного типа.
  4. Глаза находятся на вершинах щупалец.
  5. Глаза расположены у основания щупалец.
  6. Есть органы равновесия.

**Тест 6. Для половой системы и размножения брюхоногих моллюсков характерно:

  1. Большие прудовики – гермафродитные организмы.
  2. Большие прудовики – раздельнополые организмы, самки крупнее самцов.
  3. Из оплодотворенных яиц большого прудовика развиваются личинки – глохидии.
  4. Из оплодотворенных яиц большого прудовика развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых особей.
  5. Из яиц морских брюхоногих моллюсков развивается личинка – парусник, ведущая планктонный образ жизни.

Задание 5. «Строение беззубки»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 20?

Задание 6. «Двустворчатые моллюски»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. К классу Двустворчатые моллюски относится около (_) видов.
  2. Тело моллюсков разделено на отделы – (_).
  3. Туловище моллюсков одето кожистой складкой – (_), на заднем конце тела мантия срастается, образуя две трубки – (_).
  4. Для моллюсков характерна (_), створки которой замыкаются двумя (_).
  5. Вторичная полость у взрослых животных сохраняется в виде (_) и полости (_).
  6. Для пищеварительной системы характерно отсутствие в ротовой полости (_).
  7. Органами дыхания являются две пары (_), лежащих в (_).
  8. Сердце у беззубки состоит из (_) камер, от желудочка берут начало (_), распадающиеся на артерии, несущие кровь ко всем органам тела.
  9. Выделительная система представлена (_).
  10. В нервной системе (_) пары ганглиев, соединенных (_).
  11. Личинка беззубки (глохидий) прикрепляется к коже рыб с помощью (_), так происходит расселение беззубок.

Задание 7. «Зачет. Тип Моллюски (Mollusca)»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. На какие три основных отдела подразделяют тело большинства моллюсков?
  2. Какая симметрия тела у различных моллюсков?
  3. Как называется складка кожи, полностью или частично покрывающая тело моллюсков снаружи?
  4. Из каких слоев состоит раковина моллюсков?
  5. Чем представлена вторичная полость у моллюсков?
  6. Какая железа характерна для пищеварительной системы моллюсков?
  7. Можно ли утверждать, что кровеносная система у моллюсков замкнутого типа?
  8. Сколько камер в сердце у прудовика?
  9. Сколько камер в сердце у беззубки?
  10. Какая кровь попадает в сердце моллюсков?
  11. Чем представлены органы дыхания большого прудовика, катушки?
  12. Чем представлены органы дыхания беззубки?
  13. Чем представлены органы выделения прудовика?
  14. Чем представлены органы выделения беззубки?
  15. Какой тип нервной системы у моллюсков?
  16. Можно ли утверждать, что большой прудовик гермафродит?
  17. Можно ли утверждать, что беззубка гермафродит?
  18. Какое развитие у большого прудовика?
  19. Какое развитие у беззубки?
  20. От какой группы животных произошли моллюски?

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Перикард. 2. Глохидий. 3. Мантия. 4. Двукамерное сердце. 5. Трехкамерное сердце. 6. Целомодукт. 7. Миксоцель. 8. Трохофора.


Ответы:

Задание 1. 1. 130 тыс. видов. 2. Голова, туловище, нога. 3. Мантией. 4. Мантийная полость. 5. Околосердечной сумки (перикарда); половой железы. 6. Терки (радулы); печени. 7. Жабры. 8. Легким. 9. Незамкнутая. 10. Марганец; медь. 11. Разбросанно-узлового типа. 12. Кольчатыми червями.

Задание 2. 1 – да. 2 – да. 3 – нет. 4 – нет. 5 – да. 6 – да. 7 –нет. 8 – да. 9 – нет. 10 – да. 11 – нет. 12 – да. 13 – да. 14 – нет. 15 – нет. 16 – да. 17 – нет.

Задание 3. 1 – головной ганглий; 2 – глаза; 3 – слюнная железа; 4 – мантийная полость; 5 – печень; 6 – полость половой железы; 7 – желудочек сердца; 8 – полость околосердечной сумки; 9 – нефридий; 10. жаберная полость; 11 – раковина; 12 – мантия; 13 – жабра; 14 – нервный ганглий в задней части тела; 15 – нога; 16 – статоцист; 17 – педальный ганглий; 18 – ганглий в передней части тела; 19 – радула; 20 – рот; 21 – анальное отверстие; 22 – предсердие; 23 – желудочек; 24 – легкое.

Задание 4. **Тест 1:1, 2. **Тест 2: 4, 5. **Тест 3: 2, 3, 5, 7. **Тест 4: 2, 3. **Тест 5: 2, 5, 6. **Тест 6.:1, 4, 5.

Задание 5. 1 – рот; 2 – передний мускул-замыкатель; 3 – желудок; 4 – печень; 5 – передняя аорта; 6 – перикард; 7 – почка (боянусов орган); 8 – задний мускул-замыкатель; 9 – анальное отверстие; 10 – выводной сифон; 11 – вводной сифон; 12 – мантия; 13 – жабры; 14 – средняя кишка; 15 – половая железа; 16 –педальный ганглий; 17 – нога; 18 – предсердие; 19 – кишечник, проходящий сквозь желудочек сердца; 20 – глохидий.

Задание 6. 1. 20 тыс. видов. 2. Туловище, ногу. 3. Мантией; вводной и выводной сифоны. 4. Раковина; мускулами-замыкателями. 5. Околосердечной сумки; полости гонад. 6. Терки (радулы). 7. Жабр; мантийной полости. 8. Трех; передняя и задняя аорты. 9. Двумя почками. 10. Три пары; комиссурами (нервными стволами). 11. Зубчиков на раковине и биссусной нити.

Задание 7. 1. Голова, туловище, нога. 2. Двусторонняя, часть – асимметричные. 3. Мантия. 4. У брюхоногих роговой и перламутровый, у двустворчатых – роговой, известковый и перламутровый. 5. Околосердечной сумкой и полостью гонад. 6. Печень. 7. Нет. 8. Две. 9. Три. 10. Артериальная. 11. Легким. 12. Две пары жабр. 13. Левой почкой. 14. Двумя почками. 15. Разбросанно-узловой. 16. Да. 17. Нет. 18. Прямое. 19. С личиночной стадией. 20. От общих с кольчатыми червями предков.

Задание 8. 1. Околосердечная сумка. 2. Личинка пресноводных двустворчатых моллюсков семейства перловиц. 3. Наружная складка кожи у моллюсков, покрывающая все тело животного или его часть. 4. Сердце, состоящее из предсердия и желудочка. 5. Сердце, состоящее из двух предсердий и желудочка. 5. Открытый в целом мезодермальный проток, выводящий продукты выделения или гаметы. 7. Полость смешанного происхождения. 8. Ранняя личинка многих морских беспозвоночных с поясами ресничек (трохами).



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Ракообразные (Crustacea)

Задание 1. «Тип Членистоногие (Artropoda)»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Какие классы членистоногих изучаются в школьном курсе зоологии?
  2. Сколько видов насчитывает каждый класс членистоногих?
  3. Чем покрыто тело членистоногих?
  4. Какие отделы тела сформировались у членистоногих?
  5. Какая полость тела у членистоногих?
  6. Чем конечности членистоногих отличаются от параподий полихет?
  7. Чем представлены органы дыхания членистоногих?
  8. Чем кровеносная система членистоногих отличается от таковой у полихет?
  9. Где расположено сердце у членистоногих?
  10. Чем нервная система членистоногих отличается от нервной системы полихет?
  11. Чем представлены органы выделения членистоногих?
  12. Какое развитие характерно для членистоногих?
  13. От какой группы животных произошли членистоногие?
  14. В какую эру появились первые членистоногие?

Задание 2. «Строение речного рака»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке А цифрами 1 – 8?
  2. Что обозначено на рисунке Б цифрами 1 – 19?
  3. Что находится на головной лопасти рака?
  4. Что находится на тельсоне рака?
  5. Сколько сегментов между головной лопастью и тельсоном у рака?

Задание 3. «Внутреннее строение
речного рака»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 11?
  2. Какой тип кровеносной системы у рака?
  3. Где находится сердце рака?
  4. Чем представлена выделительная система рака?
  5. Какое зрение у речного рака?
  6. Какие органы рака отвечают за осязание и обоняние?

Задание 4. «Класс Ракообразные»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Какие усики находятся на голове речного рака, за что они отвечают?
  2. Какие глаза и какое зрение у речного рака?
  3. Сколько и каких челюстей у речного рака?
  4. Сколько и каких конечностей находится на головном отделе речного рака?
  5. Сколько и каких конечностей на грудных сегментах речного рака?
  6. Чем образовано брюшко рака?
  7. Органы дыхания ракообразных?
  8. Особенности строения желудка речного рака?
  9. Чем представлены и где открываются органы выделения речного рака?
  10. В каком отделе тела находится, и что представляет собой сердце речного рака?
  11. Какие функции выполняет гемолимфа ракообразных?
  12. Чем представлена нервная система речного рака?

Задание 5. «Ракообразные»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие особенности характерны для ракообразных?

  1. Полость тела только первичная (схизоцель).
  2. Полость тела только вторичная (целом).
  3. Полость тела смешанная (миксоцель).
  4. Кровеносная система незамкнутая.
  5. Кровеносная система замкнутая.
  6. Дыхание поверхностью тела, у ряда видов сформировалось легкое.
  7. Дыхание жабрами, у мелких представителей – поверхностью тела.
  8. Нервная система разбросанно-узлового типа.
  9. Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой.
  10. Выделительная система рака представлена почками, одним концом открывающимися внутрь в околосердечную сумку, другим, наружу – у основания длинных усиков.
  11. Выделительная система рака представлена зелеными железами, открывающимися наружу у основания длинных усиков.
  12. Произошли от древних многощетинковых червей.
  13. Произошли от древних моллюсков.
  14. Известно 70 тыс. видов ракообразных.
  15. Известно 30 тыс. видов ракообразных.

**Тест 2. Укажите признаки, характерные для речного рака.

  1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко.
  2. Тело состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко.
  3. Антенны выполняют функцию осязания.
  4. Органы выделения рака – пара зеленых желез.
  5. У рака мозаичные глаза и фасеточное зрение.
  6. Брюшко рака состоит из восьми сегментов.
  7. В сердце рака попадает гемолимфа, обогащенная кислородом.
  8. Кровеносная система рака замкнутая.
  9. Гемолимфа рака переносит кислород и питательные вещества.
  10. Взрослые раки линяют.
  11. Остатки целомической полости превратились в антеннальные (зеленые) железы рака.

**Тест 3. Речной рак имеет:

  1. Одну пару усиков.
  2. Две пары усиков.
  3. Фасеточные глаза.
  4. Мозаичные глаза.
  5. Простые глаза.
  6. Одну пару челюстей.
  7. Две пары челюстей.
  8. Три пары челюстей.
  9. Четыре пары челюстей.
  10. Одну пару ногочелюстей.
  11. Две пары ногочелюстей.
  12. Три пары ногочелюстей.
  13. Четыре пары ногочелюстей.
  14. Три пары ходильных ног.
  15. Четыре пары ходильных ног.
  16. Пять пар ходильных ног.
  17. Взрослый рак не линяет.
  18. Взрослый рак линяет, но реже, чем молодой.
  19. В средний отдел кишечника открываются протоки печени.
  20. В средний отдел кишечника открываются протоки поджелудочной железы.
  21. Органы равновесия и слуха располагаются в основном членике коротких усиков.
  22. Органы равновесия и слуха располагаются в основном членике длинных усиков.


Ответы:

Задание 1. 1. Ракообразные, паукообразные, насекомые. 2. Ракообразные – 30 тыс., паукообразные – 60 тыс., насекомые – более 1 млн. видов. 3. Хитинизированной кутикулой. 4. Голова, грудь, брюшко, отделы могут сливаться. 5. Смешанная. 6. Состоят из нескольких отделов, подвижно соединенных суставами. 7. Жабрами, легкими, трахеями. 8. У полихет – замкнутая, у членистоногих – незамкнутая. 9. На спинной стороне тела. 10. Образована окологлоточным кольцом с надглоточным и подглоточным узлами, брюшная нервная цепочка, но надглоточный ганглий превращается в головной мозг из трех отделов (переднего, среднего и заднего). Происходит уменьшение узлов брюшной нервной цепочки за счет их слияния. 11. Представлена коксальными железами, мальпигиевыми сосудами, жировым телом, зелеными железами. 12. Чаще с метаморфозом, реже прямое, без образования личинок. 13. От древних кольчатых червей. 14. В протерозойскую эру.

Задание 2. 1. 1 – желудок; 2 – печень; 3 – головная аорта; 4 – сердце; 5 – яичник; 6 – спинная аорта; 7 – задняя кишка; 8 – жабры. 2. 1 – короткие усики; 2 – длинные усики; 3 – верхние челюсти (мандибулы); 4-5 – нижние челюсти (максиллы); 6-8 – ногочелюсти; 9-13 – ходильные ноги (9 – клешни); 14-19 – брюшные ножки. 3. Короткие усики. 4. Анальная лопасть. 5. 18.

Задание 3. 1. 1 – надглоточный ганглий, головной мозг; 2 – зеленая железа; 3 – пищевод; 4 – рот; 5 – брюшная нервная цепочка; 6 – жабры; 7 – брюшко; 8 – задняя кишка; 9 – яичник; 10 – перикард; 11 – сердце; 12 – двукамерный желудок. 2. Незамкнутая. 3. На спинной стороне головогруди. 4. Парой зеленых желез типа целомодуктов, открывающихся у основания антенн. 5. Мозаичное. 6. За обоняние – короткие усики, за осязание – длинные.

Задание 4. 1. Короткие усики – за обоняние, длинные – за осязание. 2. Глаза сложные, фасеточные. Зрение мозаичное. 3. Пара верхних челюстей – мандибул и две пары нижних челюстей – максилл. 4. Пять пар – короткие усики, длинные усики, пара мандибул и две пары максилл. 5. Восемь пар – три пары ногочелюстей и пять пар ходильных ног. 6. Шестью сегментами брюшка и тельсоном с анальной лопастью. 7. Жабры. 8. Первый отдел, кардиальный – жевательный желудок, второй, пилорический – цедильный. 9. Пара зеленых желез, два небольших мешочка – остатки целома, от них отходят извитые канальцы, дистальные концы которых образуют расширения – мочевые пузыри, которые короткими каналами открываются у основания антенн. 10. В головогруди, в перикардии, на спинной стороне, в виде мешочка с тремя парами остий. 11. транспорт кислорода и питательных веществ. Защитную функцию. 12. Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Надглоточный узел становится головным мозгом, кроме того происходит сближение и слияние узлов в брюшной нервной цепочке. Их число становится меньше, чем число сегментов.

Задание 5. **Тест 1: 3, 4, 7, 9, 11, 12, 15. **Тест 2: 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11. **Тест 3: 2, 3, 8, 12, 16, 18, 19, 21.



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida)

Задание 1. «Паукообразные»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Класс Паукообразные объединяет более (_) видов животных.
  2. Головогрудь несет (_) пар конечностей.
  3. У клещей тело (_).
  4. На брюшке паукообразных конечности (_).
  5. Первая пара конечностей головогруди называется (_), состоит из 2-3 члеников, заканчивается крючком, клешней или стилетом.
  6. Вторая пара конечностей называется (_) и используются в качестве: ходильных ног, органа осязания, нижней челюсти, клешней для захвата пищи, как совокупительный аппарат.
  7. Ходильных ног – (_).
  8. Слюна паука содержит ферменты, с помощью которых происходит пищеварение вне организма паука – (_) пищеварение.
  9. Органы дыхания паука крестовика – (_)
  10. Выделительная система представлена (_), которые открываются в (_).
  11. Развитие у пауков (_).
  12. Пауков известно более (_) тыс. видов, клещей – (_) тыс. видов.
  13. Ротовой аппарат клещей (_) или (_).

Задание 2. «Строение паука-крестовика»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 6
  2. Сколько глаз имеет паук-крестовик?
  3. Сколько пар ходильных ног у крестовика?
  4. Где находятся ядовитые железы крестовика?
  5. Где находится ротовое отверстие крестовика?
  6. Сколько пар паутинных бородавок у крестовика?
  7. Сколько пар усиков у крестовика?
  8. Чем представлены покровы крестовика?

Задание 3. «Внутреннее строение паука-крестовика»

Что обозначено Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 17?
  2. Чем кровеносная система паука отличается от кровеносной системы рака?
  3. Чем органы дыхания крестовика отличаются от таковых речного рака?

Задание 4. «Многообразие паукообразных»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Как называются представители паукообразных, изображенные на рисунке?
  2. К каким отрядам относятся данные представители?

Задание 5. «Паукообразные»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие особенности характерны для внешнего строения паукообразных?

  1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко.
  2. Тело состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко, или все отделы слитые.
  3. На головогруди 5 пар конечностей.
  4. На головогруди шесть пар конечностей.
  5. Ходильных ног четыре пары.
  6. Ходильных ног пять пар.
  7. Усиков нет.
  8. Усиков одна пара.
  9. Глаза простые.
  10. Глаза фасеточные.

**Тест 2. Какие особенности характерны для внутреннего строения паукообразных?

  1. Полость тела вторичная (целом).
  2. Полость тела смешанная (миксоцель).
  3. Дыхание жабрами.
  4. Дыхание легкими и трахеями.
  5. Кровеносная система незамкнутая.
  6. Кровеносная система замкнутая.
  7. Сердце в головогруди.
  8. Сердце в брюшке.
  9. Выделительная система представлена анальным отверстием.
  10. Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.
  11. Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и головогрудным узлом.
  12. Нервная система разбросанно-узлового типа.

**Тест 3. Укажите признаки, характерные для паука-крестовика:

  1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь и брюшко.
  2. Тело состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко.
  3. 4 пары ходильных ног.
  4. Всего на головогруди 6 пар конечностей.
  5. Первая пара конечностей – ногощупальца.
  6. Вторая пара конечностей – челюсти, хелицеры.
  7. Пищеварение у паука-крестовика внекишечное.
  8. На брюшке имеются три пары паутинных бородавок.
  9. Паутинные бородавки – видоизмененные брюшные ножки.
  10. Есть две пары неветвящихся трахей и легкие.
  11. Дышит только трахеями.

**Тест 4. Для клещей характерны следующие особенности:

  1. У большинства тело не расчленено.
  2. Имеют челюсти и ногощупальца, которые образуют ротовой аппарат – хоботок или головку.
  3. Развитие прямое, без личинки.
  4. Пастбищный, таежный и собачий клещи являются наружными паразитами.
  5. Чесоточный зудень является наружным паразитом.
  6. Клещи паразитируют только на животных.
  7. Среди клещей есть хищники.
  8. Ротовой аппарат у клещей, которые питаются твердой пищей – грызущего типа.
  9. Ротовой аппарат клещей, питающихся жидкой пищей – колюще сосущий.

Тест 5. У паука-крестовика ядовитые железы находятся:

  1. В челюстях.
  2. В ногощупальцах.
  3. В ротовой полости.
  4. На конце брюшка.

Тест 6. Как называется вторая пара конечностей паука крестовика?

  1. Челюсти.
  2. Ногощупальца.
  3. Клешни.
  4. Ходильные ножки.

Тест 7. Чем представлены органы зрения паука крестовика?

  1. 2 сложных фасеточных глаза.
  2. 2 сложных и 2 простых глаза.
  3. 4 простых глазка.
  4. 8 простых глаз.

Тест 8. Где находится сердце паука крестовика?

  1. В спиной части головогруди.
  2. В брюшной части головогруди.
  3. В верхней части брюшка.
  4. В нижней части брюшка.

Тест 9. Какое пищеварение характерно для паука-крестовика?

  1. Основное переваривание – в желудке.
  2. Основное переваривание в кишечнике.
  3. Пища переваривается в длинных слепых выростах средней кишки.
  4. Переваривание пищи начинается вне организма, заканчивается в пищеварительной системе.

Тест 10. Органами дыхания паука-крестовика являются:

  1. Только трахеи.
  2. Жабры и легкие.
  3. Трахеи и жабры.
  4. Легкие и трахеи.

Тест 11. Из каких отделов состоит тело клещей?

  1. Из головы, груди и брюшка.
  2. Из головы и брюшка.
  3. Из головогруди и брюшка.
  4. Все отделы тела слиты воедино.

Тест 12. Какие клещи способны заражать человека тяжелым заболеванием – клещевым энцефалитом?

  1. Иксодовые клещи.
  2. Чесоточный клещ.
  3. Паутинный клещ.
  4. Клещ варроа

Задание 6. «Зачет. Класс Паукообразные»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Сколько видов в классе Паукообразные?
  2. Какие усики находятся на головогруди паука?
  3. Сколько и каких глаз находится на головогруди паука-крестовика?
  4. Сколько и каких конечностей у паука-крестовика?
  5. Какие органы открываются в кишечник крестовика?
  6. Где происходит пищеварение у крестовика?
  7. Какие особенности в строении средней кишки увеличивают ее поверхность всасывания?
  8. В каком отделе тела находится сердце у крестовика?
  9. Какая кровь поступает в сердце крестовика?
  10. Чем представлены органы дыхания крестовика?
  11. Чем представлены органы выделения крестовика?
  12. Какой основной продукт белкового обмена выделяется у паукообразных?
  13. Каковы особенности нервной системы крестовика?
  14. Какое оплодотворение у пауков?
  15. Какое развитие у пауков?
  16. У каких представителей паукообразных голова, грудь и брюшко слились в одно целое?

Задание 7. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Мандибулы. 2. Максиллы. 3. Зеленые железы. 4. Мальпигиевы сосуды. 5. Гемолимфа. 6. Хелицеры. 7. Педипальпы. 8. Трахеи. 9. Коксальные железы. 10. Гемоцианин. 11. Гуанин.


Ответы:

Задание 1. 1. До 60 тыс. 2. Шесть. 3. Слитное. 4. Отсутствуют. 5. Хелицеры. 6. Ногощупальца. 7. Четыре пары. 8. Внекишечное. 9. Легочные мешки и трахеи. 10. Мальпигиевыми трубочками. 11. Прямое. 12. 20 тыс., 20 тыс. 13. Колюще-сосущий или грызущий.

Задание 2. 1. 1 – простые глаза; 2 – хелицеры, челюсти; 3 – педипальпы (ногощупальца); 4 – ходильные ноги; 5 – легкое; 6 – паутинные бородавки. 2. Восемь. 3. Четыре пары. 4. У основания хелицер. 5. За хелицерами. 6. Три пары. 7. Отстутствуют. 8. Хитинизированной кутикулой.

Задание 3. 1. 1 – ротовое отверстие; 2 – педипальпы; 3 – хелицеры; 4 – ядовитая железа; 5 – простые глаза; 6 – головной мозг; 7 – желудок; 8 – передняя аорта; 9 – кишечник; 10 – сердце; 11 – яичник; 12 – анальное отверстие; 13 – отверстия паутинных бородавок; 14 – паутинные железы; 15 – половое отверстие; 16 – легкое 17 – четыре пары ног. 2. Сердце находится в брюшке, а не в головогруди. 3. Представлены двумя легочными мешками и двумя пучками трахей.

Задание 4. 1. 1 – скорпион; 2 – сольпуга (фаланга); 3 – клещи (мучной, панцирник и таежный); 4 – паук-крестовик. 2. Скорпион к отряду Скорпионы; сольпуга и паук-крестовик к отряду Пауки; клещи к отряду Клещи.

Задание 5 **Тест 1: 2, 4, 5, 7, 9. **Тест 2: 2, 4, 5, 8, 10. 11. **Тест 3: 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10. **Тест 4: 1. 2, 4, 7, 8, 9. Тест 5: 1. Тест 6: 2. Тест 7: 4. Тест 8: 3. Тест 9: 4. Тест 10: 4. Тест 11: 4. Тест 12: 1.

Задание 6. 1. 30 тыс. видов. 2. Отсутствуют. 3. Восемь простых. 4. Шесть пар: хелицеры, педипальпы и четыре пары ходильных ног. 5. Мальпигиевы сосуды и печень. 6. Сначала – внекишечное, заканчивается в кишечнике. 7. Слепые выросты. 8. В брюшке. 9. Артериальная – от органов дыхания. 10. Трахеями и легкими. 11. Мальпигиевыми трубками и коксальными железами. 12. Гуанин. 13. Наблюдается дальнейшая концентрация – состоит из мозга и головогрудного ганглия. 14. Внутреннее. 15. Прямое. 16. У клещей.

Задание 7. 1. Верхние челюсти у членистоногих. 2. Нижние челюсти у членистоногих. 3. Органы выделения ракообразных, видоизмененные целомодукты, открываются у основания антенн или второй пары максилл. 4. Органы выделения у сухопутных членистоногих, впадающие в кишечник. 5. Жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях беспозвоночных, имеющих незамкнутую кровеносную систему. 6. Первая пара членистых головных конечностей у хелицеровых. Используются как челюсти для схватывания и разрывания добычи. 7. Вторая пара членистых ротовых конечностей головогруди у хелицеровых. 8. Эктодермальные впячивания в форме трубочек, проводящих воздух из внешней среды к тканям. 9. Почки у паукообразных, протоки которых открываются у основания ног. 10. Дыхательный пигмент гемолимфы, осуществляющий транспорт кислорода, содержит медь, окисленная форма имеет голубой оттенок. 11. Пуриновое азотистое основание, конечный продукт азотистого обмена паукообразных.



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Насекомые (Insecta)

Задание 1. «Насекомые»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Класс Насекомые включает в себя членистоногих, которые дышат с помощью (_) и имеют (_) ног.
  2. Тело насекомых разделяется на отделы – (_).
  3. Грудь состоит всегда из (_) сегментов – (_), (_) и (_).
  4. Полость тела (_).
  5. Кровеносная система (_).
  6. Сердце расположено (_).
  7. Кровь от сердца течет (_).
  8. Кровь не выполняет функцию (_).
  9. Выделительная система представлена (_), которые открываются в (_).
  10. Нервная система насекомых представлена (_).

Задание 2. «Строение насекомого»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 24?

Задание 3. «Внутреннее строение насекомого»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Какие функции выполняет кровеносная система?

Задание 4. «Развитие насекомых»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какой тип развития у насекомых, изображенных под буквой А? Под буквой Б?
  2. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 4?
  3. У насекомых каких отрядов (Прямокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Стрекозы, Перепончатокрылые, Жесткокрылые) развитие с полным и неполным превращением?

Задание 5. «Развитие насекомых»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие насекомые изображены на рисунке? К каким отрядам они относятся?
  2. У каких из представленных насекомых развитие происходит с неполным превращением?
  3. У каких из представленных насекомых развитие происходит с полным превращением?

Задание 6. «Отряды насекомых»

Зарисуйте и заполните таблицу:

Отряды насекомых

Тип развития

Представители

Биологические особенности

Стрекозы

Прямокрылые

Равнокрылые

Полужесткокрылые

Чешуекрылые

Жесткокрылые

Двукрылые

Перепончатокрылые

Задание 7. «Отряды насекомых»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда Стрекозы (а)? Прямокрылые (б)? Клопы (в)?

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  7. Передние крылья более плотные, чем задние.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

**Тест 2. Какие особенности характерны для насекомых из отряда Бабочки (а)? Двукрылые (б)? Перепончатокрылые (в)?

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

**Тест 3. Укажите кто из данных представителей относится к отряду Двукрылые (а), Перепончатокрылые (б), Чешуекрылые (в), Жесткокрылые (г), Прямокрылые (д).

Малярийный комар, капустная белянка, белянковый наездник, жук-могильщик, жук-олень, шмель, бычий слепень, муха, майский жук, саранча, кузнечик, медоносная пчела, рыжий муравей.

Задание 8. «Зачет. Класс Насекомые»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Сколько видов в классе Насекомые?
  2. На какие отделы делится тело насекомых?
  3. Что находится на голове насекомых?
  4. Сколько сегментов и ног на груди у насекомых?
  5. На каких сегментах груди расположены первая и вторая пара крыльев у летающих насекомых?
  6. Какой тип ротового аппарата у жесткокрылых и чешуекрылых?
  7. Какой тип ротового аппарата у пчелы, комара, мухи?
  8. Какой тип ротового аппарата наиболее древний?
  9. Чем образован грызущий ротовой аппарат?
  10. Какая полость тела у насекомых?
  11. Какие особенности в строении средней кишки увеличивают ее поверхность всасывания?
  12. В каком отделе тела находится сердце у насекомых?
  13. Что собой представляет сердце насекомых?
  14. Что транспортирует кровь насекомых?
  15. Можно ли утверждать, что кровеносная система насекомых незамкнутая? Почему?
  16. Чем представлены органы дыхания насекомых?
  17. Где органы дыхания открываются наружу?
  18. Чем представлены органы выделения насекомых?
  19. Куда выводятся продукты обмена веществ из выделительной системы насекомых?
  20. Какой основной продукт белкового обмена выделяется у насекомых?
  21. Каковы особенности нервной системы насекомых?
  22. Какие насекомые способны размножаться партеногенетически?


Ответы:

Задание 1. 1. Трахей, три пары. 2. Голова, грудь, брюшко. 3. Трех; переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь. 4. Смешанная (миксоцель). 5. Незамкнутая. 6. В верхней части брюшка. 7. В переднюю часть тела. 8. Транспорта газов. 9. Мальпигиевыми сосудами; полость задней кишки. 10. Окологлоточным кольцом с ганглиями и брюшной нервной цепочкой.

Задание 2. 1 – сложный глаз; 2 – простые глазки; 3 – головной мозг; 4 – слюнная железа; 5 – передняя кишка; 6 – передняя пара крыльев; 7 – задняя пара крыльев; 8 – яичник; 9 – сердце; 10 – задняя кишка; 11 – придаточные железы женской половой системы; 12 – семяприемник; 13 – мальпигиевы сосуды; 14 – средняя кишка; 15 – лапка; 16 – голень; 17 – бедро; 18 – вертлуг; 19 – тазик; 20 – брюшная нервная цепочка; 21, 22 – максиллы; 23 – мандибулы; 24 – верхняя губа.

Задание 3. 1. 1 – пищевод; 2 – слюнные железы; 3 – зоб; 4 – желудок; 5 – средняя кишка; 6 – мальпигиевы сосуды; 7 – задняя кишка; 8 – брюшная нервная цепочка; 9 – дыхальца; 10 – сердце. 2. Отвечает за транспорт питательных и биологически активных веществ (например гормонов), в связи с развитием трахей практически не участвует в транспорте газов.

Задание 4. 1. А – развитие с полным превращением; Б – развитие с неполным превращением. 2. 1 – яйцо; 2 – личинка; 3 – куколка; 4 – имаго, взрослое насекомое. 3. С полным превращением: у чешуекрылых, двукрылых, перепончатокрылых, жесткокрылых. С неполным – у прямокрылых, стрекоз.

Задание 5. 1. 1 – пчелы, отряд Перепончатокрылые; 2 – рыжий таракан, отряд Таракановые; 3 – подалирий, отряд Чешуекрылые; 4 – клоп-солдатик, отряд Клопы; 5 – жук-олень, отряд Жесткокрылые; 6 – муравьи, отряд Перепончатокрылые; 7 – саранча, отряд Прямокрылые; 8 – обыкновенный шершень, отряд Перепончатокрылые; 9 – комнатная муха, отряд Двукрылые; 10 – божья коровка, отряд Жесткокрылые. 2. У тараканов (2), клопов (4), прямокрылых (7). 3. У перепончатокрылых (1, 6, 8), чешуекрылых (3), жесткокрылых (5, 10), двукрылых (9).

Задание 6.

Отряды

насекомых

Тип развития

Представители

Биологические особенности

Стрекозы

С неполным превращением.

Различные виды стрекоз: стрекоза красотка, лютка и др.

Хищники, ловят летающих насекомых. Личинки живут в воде, имеют маску (нижнюю губу), с помощью которой охотятся на мелких животных.

Прямокрылые

С неполным превращением.

Саранча, кузнечики, сверчки, медведки.

Передние крылья более плотные, чем задние. Задняя пара ног прыгательного типа, ротовой аппарат грызущий. Кузнечики – хищники, сверчки – всеядные, медведки и саранча – растительноядные.

Равнокрылые

С неполным превращением.

Цикады и тли.

Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, крылья складываются крышей. Питаются соками растений.

Полужесткокрылые

С неполным превращением.

Постельный клоп, растительноядные клопы.

Надкрылья спереди плотные, сзади мягкие. Летают при помощи второй пары крыльев. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Некоторые не имеют крыльев.

Чешуекрылые

С полным превращением.

Бабочки: капустная белянка, махаон, подалирий.

На крыльях чешуйки, ротовой аппарат сосущего типа, питаются нектаром цветов. Личинки – гусеницы, имеют ротовой аппарат грызущего типа.

Жесткокрылые

С полным превращением.

Жук-олень, майский жук.

Плотные жесткие надкрылья, кожистые крылья. Ротовой аппарат грызущего типа. Есть растительноядные, хищники, падалееды. Личинки с различным типом питания: хищники, питающиеся растениями, грибами, разлагающимися остатками организмов.

Двукрылые

С полным превращением.

Комары, мухи, слепни, мошки.

Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета. Ротовой аппарат лижущий (мухи), колюще-сосущий (комары). Есть хищники, кровососы, питающиеся пыльцой и нектаром. Личинки развиваются в разлагающихся остатках или ведут бродячий образ жизни и охотятся на мелких насекомых.

Перепончатокрылые

С полным превращением.

Шмели, осы, пчелы, муравьи, пилильщики, наездники.

Общественные и одиночные насекомые. Две пары перепончатых крыльев, у некоторых крылья отсутствуют (рабочие муравьи). Ротовой аппарат грызуще-лижущего типа.

Задание 7. **Тест 1. 1 – а; 2 – б, в; 3 – а, б, в; 4 – –; 5 – –; 6 – в; 7 – б; 8 – –; 9 – –; 10 – –; 11 – в; 12 – б; 13 – б; 14 – а. **Тест 2. 1 – а, б, в; 2 – –; 3 – а, в; 4 – б; 5 – –; 6 – –; 7 – –; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – –; 14 – –. **Тест 3. Малярийный комар – а, капустная белянка – в, белянковый наездник – б, жук-могильщик – г, жук-олень – г, шмель – б, бычий слепень – а, муха – а, майский жук – г, саранча – д, кузнечик – д, медоносная пчела – б, рыжий муравей – б.

Задание 8. 1. Более 1 млн. видов. 2. Голова, грудь, брюшко. 3. Сложные, фасеточные и могут быть простые глаза, усики, ротовой аппарат. 4. Три сегмента; три пары ног – на передне-, средне- и заднегруди. 5. Две пары, на средне- и заднегруди. 6. У жесткокрылых – грызущий, у чешуекрылых – сосущий. 7. У пчелы – грызущее-лижущий; у комара – колюще-сосущий; у мухи – лижущий. 8. Грызущий. 9. Верхней губой, верхними челюстями, нижними челюстями с щупиками и нижней губой с щупиками. 10. Миксоцель. 11. Слепые выросты. 12. В брюшке на спинной стороне. 13. Имеет форму мускулистой трубки, слепо замкнутой на заднем конце, разделено на камеры с боковыми отверстиями – остиями с клапанами. 14. Питательные и биологически активные вещества. 15. Незамкнутая, гемолимфа протекает не только по сосудам, но и по полостям между органами. 16.Трахемями, которые открываются наружу стигмами. 17. Попарно по бокам сегментов брюшка и средне и заднегруди. 18. Мальпигиевыми сосудами. 19. В просвет кишечника. 20. Кристаллы мочевой кислоты. 21. Построена по типу брюшной нервной цепочки, головной мозг из трех отделов, на переднем мозге появляются грибовидные тела, чем сложнее поведение, тем сильнее развит мозг и грибовидные тела. 22. Трутни, тли, дафнии.



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Хордовые (Chordata), подтип Бесчерепные (Acrania),
класс Головохордовые

Задание 1. «Общая характеристика хордовых животных»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. В настоящее время насчитывается около (_) видов хордовых животных.
  2. По характеру образования ротового отверстия они относятся к (_) животным.
  3. Внутренним скелетом у животных этого типа является или (_), или (_).
  4. Центральная нервная система имеет (_).
  5. Для глотки характерно образование (_), она функционирует как общий отдел пищеварительной и дыхательной системы.
  6. Кровеносная система (_), у высших хордовых на брюшной стороне развивается (_).
  7. Хордовые делятся на два подтипа: (_) и (_), или (_).
  8. Непосредственными предшественниками хордовых считаются (_).

Задание 2. «Строение ходового животного»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1 – 6?
  2. Сколько видов современных хордовых животных известно науке?
  3. Чем представлен скелет хордовых?
  4. Где расположена центральная нервная система хордовых?
  5. Какое строение имеет центральная нервная система?
  6. Что характерно для глотки хордовых животных?
  7. Что характерно для кровеносной системы хордовых?
  8. Где расположено сердце хордовых?
  9. В каком направлении движется кровь по брюшному сосуду?
  10. Почему хордовые относятся к вторичноротым животным?

Задание 3. «Ланцетник»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Внутренним осевым скелетом ланцетника служит (_).
  2. Центральная нервная система имеет (_) строение, полость в спинном мозге называется (_) и расположена ЦНС на (_) стороне.
  3. Головной мозг у ланцетника (_).
  4. Ланцетник относится к подтипу (_), классу (_).
  5. Особенности строения и развития ланцетника описал российский академик (_) в 1774 г.
  6. (_) ланцетника пронизана жаберными щелями.
  7. Кровеносную систему ланцетника можно считать (_), сердце у ланцетника (_).
  8. Кровь по брюшному сосуду течет в (_) часть тела за счет пульсации (_)..
  9. Органы выделения ланцетника (_).
  10. Личинка ланцетника первое время живет (_), затем (_).

Задание 4. «Строение ланцетника»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

А – вскрытый ланцетник; Б – схема строения ланцетника;
В – кровеносная система ланцетника; Г – поперечный разрез в области глотки.

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1-12?
  2. Каковы размеры ланцетника?
  3. Запишите систематическое положение ланцетника.
  4. Сколько известно современных видов ланцетников?
  5. Где расположена нервная трубка ланцетника?
  6. Имеется ли у ланцетника головной мозг?
  7. В каком направлении движется кровь по брюшной и по спинной аортам?

Задание 5. «Хордовые. Бесчерепные»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Особенности представителей типа Хордовые.

  1. Двусторонне-симметричные животные.
  2. Радиально-симметричные животные.
  3. Внутренний осевой скелет – хорда, которая может замещаться позвоночником.
  4. Центральная нервная система – нервная трубка, из которой могут формироваться головной и спинной мозг.
  5. Центральная нервная система – окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка.
  6. Первичноротые животные.
  7. Вторичноротые животные.
  8. Нервная трубка расположена под пищеводом.
  9. Глоточный отдел пищеварительной системы пронизан жаберными щелями или в течение всей жизни, или только в эмбриональном периоде.
  10. Кровеносная система замкнутая.
  11. Кровеносная система незамкнутая.
  12. Сердце на брюшной стороне.
  13. Сердце на спинной стороне.

**Тест 2. Для ланцетника характерны следующие особенности:

  1. Нервная система в виде нервной трубки и расположена над хордой.
  2. Передняя часть нервной трубки преобразована в головной мозг.
  3. Головной мозг отсутствует.
  4. Глотка ланцетника, как всех хордовых, пронизана жаберными щелями, которые открываются в околожаберную полость.
  5. Кровеносная система ланцетника считается замкнутой.
  6. Есть парные плавники.
  7. Парные конечности отсутствуют.
  8. Сердце лежит под глоткой.
  9. Вместо сердца – брюшной пульсирующий сосуд.
  10. Мозговой отдел защищен черепом.
  11. Выделительная система ланцетника представлена туловищными почками.
  12. Выделительная система представляют собой выделительные трубочки, похожие на выделительные трубочки кольчатых червей.

**Тест 3. Отметьте черты сходства ланцетника и кольчатых червей.

  1. Кровеносная система замкнутая.
  2. Нет сердца.
  3. Отсутствие почек.
  4. Трехслойные животные.
  5. Сегментарное строение тела.
  6. Внутренний скелет – хорда.
  7. Направление движения крови: по спинному сосуду в переднюю часть тела, по брюшному – в заднюю.
  8. Нервная система – представлена нервной трубкой.

Тест 4. У ланцетника ток крови обеспечивается за счет сокращений:

  1. Сердца,
  2. Спинной аорты,
  3. Легочных артерий,
  4. Брюшной аорты и жаберных артерий.

Тест 5. Из глоточных щелей ланцетника вода выходит:

  1. В первичную полость тела.
  2. Во вторичную полость тела.
  3. В атриальную (околожаберную) полость.
  4. Во внешнюю среду.

Задание 6. «Класс Головохордовые»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Запишите систематическое положение ланцетника.
  2. Чем представлены покровы ланцетника?
  3. В чем сходство мышечной системы ланцетника и мышечной системы кольчатых червей?
  4. Где расположена ЦНС ланцетника?
  5. Какие особенности характерны для нервной системы ланцетника?
  6. Куда попадает вода из глотки, когда проходит через жаберные щели?
  7. Чем кровеносная система ланцетника отличается от кровеносной системы кольчатых червей?
  8. Какого цвета кровь у ланцетника?
  9. Чем представлена выделительная система ланцетника?
  10. С какими полостями связана выделительная система ланцетника?
  11. В чем сходство выделительной системы ланцетника и выделительной системы кольчатых червей?


Ответы:

Задание 1. 1. 42 тыс. видов. 2. Вторичноротым. 3. Хорда; позвоночник. 4. Трубчатое строение. 5. Жаберных щелей. 6. Замкнутая; сердце. 7. Бесчерепные и черепные, или позвоночные. 8. Кальцихордаты, жившие 600 млн. лет назад (средний кембрий) и имевших в головном отделе жаберные щели и в хвосте - хорду.

Задание 2. 1. 1 – хорда; 2 – нервная трубка; 3 – глотка с жаберными щелями; 4 – сердце; 5 – кишечник; 6 – анальное отверстие. 2. Около 42 тыс. видов. 3. Хордой или позвоночником. 4. Над хордой. 5. Трубчатое, имеет полость – невроцель. 6. Жаберные щели. 7. Замкнутая, по брюшному сосуду кровь движется в переднюю часть тела. 8. На брюшной стороне тела. 9. По направлению к голове. 10. Ротовым отверстием становится не первичный рот, а отверстие, прорывающееся на противоположной стороне тела.

Задание 3. 1. Хорда. 2. Трубчатое; невроцель; спинной. 3. Отсутствует. 4. Бесчерепные; Головохордовые. 5. А.О.Ковалевский. 6. Глотка. 7. Замкнутой; отсутствует. 8. Переднюю; брюшной аорты и оснований жаберных артерий. 9. Нефридии. 10. В толще воды; переходит к жизни на дне.

Задание 4. 1. 1 – хорда; 2 – нервная трубка; 3 – щупальца, окружающие ротовую полость; 4 – глотка с жаберными щелями; 5 – печеночный вырост; 6 – кишечник; 7 – гонады; 8 – отверстие околожаберной полости (атриопор); 9 – анальное отверстие; 10 – околожаберная (атриальная) полость; 11 – спинная аорта; 12 – брюшная аорта. 2. До 8 см. 3. Тип Хордовые, подтип Бесчерепные, класс Головохордовые. 4. Около 30 видов. 5. Над хордой. 6. Нет. 7. По брюшной – в переднюю часть тела, по спинной – в заднюю.

Задание 5. **Тест 1: 1, 3, 4, 7, 9, 10, 12. **Тест 2: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 12. **Тест 3: 1, 2, 3, 4. Тест 4: 4. Тест 5: 3.

Задание 6. 1. Тип Хордовые, подтип Бесчерепные, класс Головохордовые, отряд Ланцетники. 2. Однослойным эпидермисом и тонкого слоя дермы. 3. Мускулатура сохраняет сегментированность. 4. Над хордой. 5. Отсутствует головной мозг, в стенках нервной трубки есть светочувствительные клетки – глазки Гессе. 6. В атриальную полость. 7. Кровь по брюшному сосуду течет не в заднюю (как у аннелид), а в переднюю часть тела. 8. Бесцветная, не содержит форменных элементов и дыхательных пигментов. Кислород растворен в плазме. 9. Многочисленными (до 100 пар нефридиями.). 10. С целомом и атриальной полостями. 11. И у аннелид, и у ланцетника органы выделения – многочисленные нефридии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Тесты по теме "Класс Ракообразные. Тип Членистоногие"

Тесты по теме "Класс Ракообразные, Тип Членистоногие" можно использовать при проведении обобщаюего урока  после изучения главы" Тип Членистоногие". Тесты предусматривают выбор одного и более отве...

Презентация к уроку "Удивительный мир беспозвоночных животных. Моллюски"

Уровни образования: все уровни образования основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей школы-интернаты, детские дома начальное профессиональное ...

Тест по теме "Царство Животные"

Итоговое тестирование по биологии в 7 классе...

Подготовка к ЕГЭ биология. Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные

Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные...