Из опыта работы по системе Шаталова
статья по биологии (10 класс) по теме
Методист ГБОУ МО Центр «Ариадна»
Пос. Октябрьский Московской области
Субботина М.Н.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ ШАТАЛОВА
Имея за плечами многолетний опыт, мне хотелось найти такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в Центре, где обучаются подростки имеющие зависимость от психоактивных веществ. В своей дидактике я опиралась на педагогику сотрудничества — педагогику гуманно-оптимистическую. Она основана на уважении личности учащегося, равного партнерства его и преподавателя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Педагог не заставляет принудительными средствами учиться, а создает оптимальные условия для учения и развития. При таком подходе педагоги пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности. Обращаясь к опыту педагогов- новаторов, я решила остановиться на методе В.Ф.Шаталова.
Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности учащегося, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым учащимся учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки», что вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе.
«Учиться победно!»— вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.
В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная.
В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.
Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как «возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников». Такой подход особенно очевиден, если учет психоэмоциональных особенностей воспитанников Центра является приоритетным направлением в выработке стратегии преподавателя.
Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):
1) развернутое объяснение учителя;
2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;
3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.
По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.
Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.
В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без «троек».
В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Разработанное по методу В.Ф.Шаталова пособие по Общей биологии имеет четкую структуру, таблицы, схемы, вопросы для повторения и обобщения знаний.
Опорный сигнал - ёмкий символ, несущий в себе важный информационный смысл, придумывает учитель или ученики. Ряд опорных сигналов учащиеся изготавливают в виде карточек, что позволяет учащимся лучше понять и запомнить учебный материал, а учителю вовлечь в работу всех учащихся. Опорный конспект выполняет в моей методике разные функции: как у Шаталова, позволяет моим ученикам путём многократного повторения запомнить большой объём сложного учебного материала, а также, зашифрованный в схемы-загадки, схемы-рисунки, позволяет вовлечь учеников в активный самостоятельный познавательный процесс. Развитие методики по методу опорных сигналов я вижу в последующем научении учащихся самостоятельно создавать опорные конспекты - схемы, рисунки, тем самым демонстрируя свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы по системе Шаталова | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методист ГБОУ МО Центр «Ариадна»
Пос. Октябрьский Московской области
Субботина М.Н.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СИСТЕМЕ ШАТАЛОВА
Имея за плечами многолетний опыт, мне хотелось найти такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в Центре, где обучаются подростки имеющие зависимость от психоактивных веществ. В своей дидактике я опиралась на педагогику сотрудничества — педагогику гуманно-оптимистическую. Она основана на уважении личности учащегося, равного партнерства его и преподавателя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Педагог не заставляет принудительными средствами учиться, а создает оптимальные условия для учения и развития. При таком подходе педагоги пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности. Обращаясь к опыту педагогов- новаторов, я решила остановиться на методе В.Ф.Шаталова.
Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности учащегося, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым учащимся учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки», что вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе.
«Учиться победно!»— вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.
В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная.
В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.
Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как «возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников». Такой подход особенно очевиден, если учет психоэмоциональных особенностей воспитанников Центра является приоритетным направлением в выработке стратегии преподавателя.
Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):
1) развернутое объяснение учителя;
2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;
3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.
По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.
Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.
В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без «троек».
В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Разработанное по методу В.Ф.Шаталова пособие по Общей биологии имеет четкую структуру, таблицы, схемы, вопросы для повторения и обобщения знаний.
Опорный сигнал - ёмкий символ, несущий в себе важный информационный смысл, придумывает учитель или ученики. Ряд опорных сигналов учащиеся изготавливают в виде карточек, что позволяет учащимся лучше понять и запомнить учебный материал, а учителю вовлечь в работу всех учащихся. Опорный конспект выполняет в моей методике разные функции: как у Шаталова, позволяет моим ученикам путём многократного повторения запомнить большой объём сложного учебного материала, а также, зашифрованный в схемы-загадки, схемы-рисунки, позволяет вовлечь учеников в активный самостоятельный познавательный процесс. Развитие методики по методу опорных сигналов я вижу в последующем научении учащихся самостоятельно создавать опорные конспекты - схемы, рисунки, тем самым демонстрируя свои творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Статья из обобщенного опыта по применению разных методов в обучении студентов...
4 способа мотивации школьников. Из опыта работы с системой ЯКласс
В данной работе описывается педагогический мастер-класс, который проводился в форме занятия, содержащего информационный блок, демонстрацию приемов применения новой образовательной технологии ...
Описание опыта работы "Развитие системы поддержки талантливых детей"
В даннной работе рассказываю о своем опыте работы...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
Презентация опыта работы «Рейтинговая система как средство повышения активности обучающихся на уроках физической культуры»
Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры. Проблема объективной оценки результатов освоения школьниками образовательной области "Физическая культура"...
Метод проектов (из опыта работы в системе СПО)
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться ...