Конспект урока биологии "Эвглена зелёная"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Цель урока: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок биологии по теме: "Эвглена зелёная" | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвглена зелёная
Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной и вольвокса. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
1. Где обитает амеба обыкновенная?
2. Как передвигается амеба?
4. Как дышит амеба?
5. Как происходит процесс пищеварения у амебы?
6. Как называется процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности?
7. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?
8. Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?
9.Что происходит с амёбой при наступлении неблагоприятных условий?
II. Изучение нового материала
Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одноклеточными организмами – эвгленой зелёной и вольвоксом.
1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зеленой
Эвглена зеленая, как и амёба, живет в сильно загрязненных пресных водоемах со стоячей водой.
Тело эвглены вытянуто, имеет веретеновидную форму. Длиной около 0,05 мм. Передний конец тела притуплён, а задний заострён.
Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг её тела оболочку. Благодаря оболочке форма эвглены практически не изменяется при движении. Но тонкая и эластичная оболочка позволяют ей сокращаться, вытягиваться и изгибаться. В цитоплазме, в передней части тела, лежит сократительная вакуоль, а в задней трети – ядро.
На переднем конце тела эвглены имеется тонкий длинный вырост цитоплазмы – жгутик. Благодаря жгутику эвглена может свободно передвигаться. Вращая жгутиком, эвглена как бы ввинчивается в воду, благодаря чему плывёт тупым концом вперёд. Наличие жгутика определило систематическое положение эвглена зелёной:
Тип Жгутиконосцы
Класс Жгутиконосцы
По своему строению эвглена похожа на одноклеточные водоросли. В её цитоплазме содержатся зеленые хлоропласты, несущие зеленый пигмент – хлорофилл.
В: Какова роль хлоропластов?
- на свету в хлоропластах идёт процесс фотосинтеза – превращение неорганических веществ в органические.
Благодаря наличию хлоропластов, на свету эвглена способна к фотосинтезу.
Ещё одна особенность, указывающая на сходство эвглены с растениями, наличие ярко-красного светочувствительного глазка. При помощи глазка эвглена различает изменения освещенности. Благодаря глазку эвглена всегда плывёт в освещённую часть водоёма, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.
В: О чём говорит сходство эвглены с растениями?
- сходство в строении клеток растений и животных указывает на родство между растениями и животными.
2. Питание
В зависимости от условий среды эвглена способна менять характер питания.
На свету, благодаря способности к фотосинтезу, ей свойственно автотрофное питание – способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. В цитоплазме в виде мелких зёрен скапливаются запасные питательные вещества по составу напоминающие крахмал. Они расходуются при голодании эвглены. Если эвглена длительное время находится в темноте, то хлорофилл исчезает, и она начинает питаться гетеротрофно – усваивает готовые органические вещества, образовавшиеся при гниении отмерших организмов.
Растворённые в воде органические вещества поступают в цитоплазму через оболочку и через клеточный рот, который расположен на переднем конце тела. Благодаря движению жгутика в клеточный рот затягиваются органические микрочастицы.
Переваривается пища в пищеварительной вакуоли. Непереваренные остатки пищи выбрасываются у заднего конца тела.
3. Дыхание
Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит, как и у амебы, через всю поверхность тела. Растворенный в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности.
4. Выделение
В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.
5. Размножение
Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые части. Если в одну из дочерних клеток не попал какой-либо органоид (например, глазок или жгутик), то впоследствии он там образуется.
6. Циста
При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амёбы, образуется циста. Жгутик отпадает, тело округляется и покрывается плотной защитной оболочкой. В таком состоянии эвглена проводит зиму или переносит высыхание водоёма.
Многообразие простейших класса Жгутиконосцы
Сообщения или самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы:
Виды Жгутиконосцев | Особенности строения тела | Образ жизни Место обитания |
Вольвокс | ||
Трипаносомы | ||
Лейшмании | ||
Лямблии |
III. Закрепление.
- В каких условиях обитает эвглена зеленая?
- Как передвигается эвглена зеленая?
- Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой.
- Сравните способы размножения амебы обыкновенной и эвглены зеленой.
- Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают сходство эвглены зеленой с растениями?
Вывод:
Жгутиконосцы – это простейшие, имеющие в качестве органоидов движения жгутики. Среди них встречаются одиночные и колониальные организмы.
Эвглена зеленая – организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. С одной стороны, эвглене свойственно автотрофное питание благодаря наличию хлорофилла. С другой стороны, эвглена активно двигается, как животное, обладает гетеротрофным питанием – поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли. Особенности питания эвглены позволяет ботаникам относить её к растениям, а зоологам – к животным.
Пример с эвгленой зеленой показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна.
Шило С.А. Биология животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)
Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
Конспект урока литературы по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
конспект урока по "У лукоморья дуб зелёный..." А.С.Пушкина в 5 классе
материал в помощь учителю для подготовки к урокам по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе...