Интеллектуальная игра "Птицы Кемеровской области"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Методическая разработка направлена на воспитание у учащихся осознанного, ответственного отношения и любви к природе родного края, повышения уровня знаний в области орнитологии и экологии. Урок представлен в виде интеллектуальной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_ptitsy_ko.doc | 251.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37 имени Г.Г.Новикова»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«Птицы Кемеровской области»
Разработали:
Балиева Римма Мамедовна
учитель биологии •/
Тиунова Татьяна Афанасьевна
учитель биологии. «/
Цель:
воспитание у учащихся осознанного, ответственного отношения и любви к природе родного края.
Задачи:
- повышение уровня знаний в области орнитологии и экологии;
- формирование у учащихся глубокого интереса к изучению биологии;
- развитие творческого мышления учащихся, умения и навыков командной работы.
Оборудование и материалы:
Часы песочные (на 1 минуту).
Конверты (по числу команд).
Номерки для жеребьевки.
Скотч.
Плакаты и таблицы с изображением птиц (для оформления зала).
Жетоны (по 1 баллу).
Задание для команд «Третий лишний».
Кроссворд для команд «Птицы Кемеровской области».
Для конкурса « Кто я ? »: рисунки птиц, их гнезд, пищи, карточки с систематическим положением.
Участники:
Команды по 3 учащихся 7-8 классов.
Команда должна иметь знаки отличия (например: эмблему, определенный элемент одежды и т.п.), подготовить домашнее задание «Обращение к людям».
- Представление команд
«Обращение к людям», название, девиз, эмблема (домашнее задание, не более 3 минут). При проведении этого конкурса учитывается творческий, нестандартный подход данной команды.
- Разминка «Эрудиты»
- Кожа птицы покрыта ... (перьями),
- Клюв птицы состоит из ...(надклювья и подклювья).
- Птицы могут поворачивать голову на ,,,(180 °).
- Грудина птицы имеет снизу высокий гребень, который называется ...(киль).
- У некоторых птиц в конце пищевода имеется расширение ...(зоб),
- Дыхание у птиц осуществляется ...(легкими и воздушными мешками).
- Передние конечности птиц - это ...(крылья).
- Из всех чувств у птиц сильнее развито ... (зрение).
- Часть нижних конечностей, характерная только для птиц, называется ... (цевка),
- У килевых птиц количество пальцев на ногах равно ... (четыре).
- Внутри яйца птиц находится ... (желток и белок).
- По типу развития птенцов птицы делятся на ... (выводковых и птенцовых).
- Каких птиц называют «пернатыми кошками»? (Сова)
- Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж)
- Какая птица, когда сидит, похожа на обломок сучка? (Козодой)
- Кто спит, сидя на хвосте? (Дятел)
- Какие птицы питаются грибами? (Глухари и тетерева)
- Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка)
- Какая птица носит название каши? (Овсянка)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
- Какие птицы прилетают к нам зимой первыми? (Грачи)
- Вьют ли наттти перелетные птицы гнезда на юге? (Нет)
- Какую птицу называют в народе воровкой? (Сороку)
- Название какой птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
- Какая птица поет высоко в небе? (Жаворонок)
- Какая птица своей песней предвещает скорый приход весны? (Серая ворона)
- Какая птица поет «Спать пора! Спать пора!» (Перепел)
- У каких птиц поют самки? (Снегири и чечетки)
- Какая птица берет для гнезда все, что попадет под клюв? (Сорока)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Какая пролетная стая обещает снег? (Стая гусей, через 2-3 дня)
- Какие птицы прилетают к нам последними? (Иволги)
- Какая птица поет по ночам? (Соловей)
- В какое время суток летит больше перелетных птиц? (Ночью)
- Какие птицы на Земле наиболее многочисленны? (Куриные)
- Что на обед у кукушки? (Мохнатые гусеницы)
- Какая певчая птица украшает свое гнездо мохом и лишайниками? (Зяблик)
- Третий лишний
Перед вами ряды птиц, сгруппированные по определенному признаку (см. Приложение 1). Но одна птица в каждом ряду не имеет этого признака и поэтому является лишней. Определи, кто лишний в каждом ряду, и попробуй объяснить свой ответ.
- Беркут - фламинго - воробей (беркут и фламинго занесены в Красную книгу, а воробей - нет; беркут и воробей гнездятся на территории Кемеровской области, а фламинго - редко залетает).
- Жаворонок - соловей - дятел (дятел является оседлой птицей, а соловей и жаворонок - перелетные).
- Тетерев - тетеревятник - глухарь (тетеревятник является хищной птицей, а тетерев и глухарь относятся к куриным).
- Куропатка - вертишейка - лебедь (куропатка и лебедь относятся к выводковым, а вертишейка — к птенцовым)
- Зимородок - клест - удод (клест выводит птенцов зимой, а зимородок и удод - летом; зимородок питается рыбой, а клест и удод растительной пищей).
- Птичий кроссворд
Перед вами кроссворд. В течение 10 минут вы должны найти названия птиц Кемеровской области (максимальное количество 19 видов). Слова могут располагаться по прямой линии, не ломаясь, горизонтально, вертикально, по диагонали, в любом направлении (см. Приложения 2 и 3).
- Птицы-загадки
По ппедложенному отрывку команды должны угадать, о какой птице идет речь. Чем раньше при чтении отрывка будет угадан вид птицы, тем большее количество баллов может заработать команда. Отрывок читается для всех команд одновременно, отвечают те, кто первым поднял руку. Если ответ неправильный или команда затрудняется назвать вид птицы, чтение отрывка продолжается дальше, но эта команда уже не отгадывает этот вид птицы.
Отрывок № 1
В одной из легенд об этой птице говорится, как о женщине, погубившей своего мужа и в наказанье превращенной в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. (Пауза.)
Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее «бедной вдовушкой». (Пауза.)
Полезна эта птица, благодаря своему аппетиту. Среди гусениц имеется немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А она их поедает с удовольствием. (Пауза.)
Живет припеваючи - ни забот, ни хлопот... Занимается гнездовым паразитизмом. (Пауза.) Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. Вылупившийся птенец выкидывает из гнезда детей законных хозяев.
(Кукушка)
Отрывок № 2
В тот год я жил в деревне. Однажды в морозный февральский день шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг невдалеке послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка размером со скворца. (Пауза.)
Чтобы лучше рассмотреть ее, я сделал к ней несколько шагов. И вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. (Пауза.)
Это было так неожиданно, что от удивления я застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. (Пауза.)
Потом побежала по дну, цепляясь коготками за все его неровности... (Пауза.)
Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду и живая и невредимая снова появлялась на краю проруби. Настоящий водолаз.
(Оляпка, или водяной воробей)
Отрывок № 3
В таком возрасте у птенцов необыкновенно добродушный вид. Еще не выросли тонкие ушки-рожки, как у взрослых, и вместо них над глазами, как шишки, два коротеньких пучка пуха.(Пауза )
И вся голова в густом пуху... В хвосте и в крыльях уже настоящие полетные перья, а на боках и груди такой же пушистый полупух - полуперо. Головастый птенец в темной пуховой маске похож на простодушного гномика, заблудившегося в ночном
лесу... (Пауза.)
Не птица сидит, а парик. (Пауза.)
Под париком короткий, круто загнутый клюв и пара ярких глаз. Но они не светятся в ночи... Ночью яркая радужка растягивается в узенькое кольцо, почти весь глаз занимает огромный черный зрачок. (Пауза.) Ее страшный крик, бесшумный полет, ночной образ жизни - все это тревожит людское воображение.
(Сова)
Отрывок № 4
Послушайте одну легенду. Когда Христос был на кресте, эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди. За это Бог причислил их к лику святых. (Пауза.) Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы. (Пауза.)
Лазают по веткам, как попугаи, и лапами цепляются, и клювом, хоть вниз головой - им все
равно. (Пауза.)
Приспособление к вылущиванию семян из шишек хвойных деревьев - крестообразный
клюв этих птиц. (Пауза.)
И еще одна удивительная особенность есть у этих птиц: птенцов они выводят в декабре -
январе. (Клест)
Отпывок № 5
Бродя по заснеженному лесу, по просекам, лесным дорогам, небольшим полянкам, можно найти снежную нору. Довольно большая ямка с осыпавшимися краями ведет в пещерку. (Пауза.)
По бокам ямки на снегу следы коротких крыльев, на дне пещерки - кучка коротких колбасок помета. В этом подснежном убежище птица проводит морозные дни и ночи. Громко хлопая крыльями, с треском взлетает птица из норы, снежная пыль искрится на солнце. Время - подкрепиться. (Пауза.)
Зимой выбор пищи небольшой: почки осины, можжевеловые ягоды, хвоя сосен, пихт, кедров. А за особое пристрастие к сережкам, молодым побегам и почкам березы немцы прозвали эту птицу березовой курицей.
(Пауза.)
Бросившись с дерева вниз, птица исчезает в рыхлом снегу. Там, под снегом, она продвигается вперед, когда на полметра, когда на метр. Передвижение по рыхлому снегу птице облегчает мягкая зубчатая бахрома, расположенная по бокам пальцев. Ее роговые
зубчики придают пальцам форму совка. (Пауза.)
В марте стаи птиц понемногу разбиваются. Косачи, массой до 1 кг, начинают так громко
бормотать и «чуфыкать», что слышно далеко. Приближается сезон токования.
(Тетерев)
Справка: глухари скиркают и щелкают, токуют негромко, звук , слышен га расстоянии 200м, масса косача до 6 кг
Отрывок № 6 (дополнительный)
Другой такой птицы в нашем лесу не встретишь. Эту лесную птицу можно увидеть на стволе дерева. (Пауза.)
Птенцы у этой птицы раньше времени из гнезда не вылезают. Сидят там, пока крылья не
отрастут. Выберется птенец из дупла и сразу полетит. (Пауза.)
Клюв у птицы длинный и острый, им можно раздолбить даже лесной орех. Кору он долбит редко, но все щели в коре проверит, а иную щель и расковыряет. (Пауза.)
Она чуть побольше воробья, с голубовато-серой спиной, белой грудью и рыжей гузкой. (Пауза.)
А главная ее примета: эта птица ползает по коре и вниз головой. (Поползень)
- Конкурс «Кто я ?»
Вначале конкурса участвует вся команда. Необходимо отгадать название птицы по предложенному рисунку. Затем каждый участник команды идет на свой этап конкурса: первый - в кабинете орнитологии подбирает систематическое положение птицы, второй учащийся «подбирает» гнездо для птицы, третьему участнику команды предлагается отгадать, чем питается птица.
Все собранные данные о птице участники команды приносят в зал и наклеивают на один лист, чтобы получилась характеристика птицы,
В данном конкурсе оценивается правильность ответов и время выполнения задания.
Корм: березовый сок, ягоды черники, брусники, орехи лещины, насекомые.
Отряд Дятлообразные.
Семейство Дятловые.
Вид Большой пестрый дятел,
Корм: насекомые, семена растений, еловые шишки.
Отряд Воробьиные.
Семейство Вьюрковые,
Вид Клест - еловик.
Копм: мыши, мелкие птицы.
Отряд Совы.
Ссмсйство Настоящие совы.
Вид Филин.
Корм: дождевые черви, наземные насекомые, моллюски, гроздья рябины.
Отряд Воробьиные.
Семейство Дроздовые,
Вид Дрозд - рябинник.
Корм: насекомые, жуки.
Отряд Ракшеобразные.
Ссмсйство Удодовые.
Вид Удод.
- Споемте, друзья
Пока жюри подводит итоги всех конкурсов, участники под аккомпанемент музыкального работника исполняют по одному куплету из песен о птицах. Например, такие:
- Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат ...
- Малиновки заслышав голосок…
- Я- ворона, я- ворона…
- Над землей летели лебеди ...
- Розовый фламинго — дитя заката.
- У дороги чибис ,,,
- А белый лебедь на пруду качает спящую звезду ...
- Птица счастья завтрашнего дня ,,,
- Черный ворон, что ж ты вьешься ...
10. Снегири - негири, улетят не поймаешь ,,,
8. Конкурс пантомимы
- Участникам шуточного конкурса предлагается изобразить:
- высиживающего птенцов пингвина;
- цаплю, которая собралась пообедать:
- поющего соловья;
- токующего глухаря;
- брачный танец журавлей;
- дятла - санитара леса;
- сову, заступившую в ночной дозор;
- беркута;
- свободную от семьи кукушку;
- самолюбивого павлина.
Приложение 1.
Третий лишний
Перед вами ряды птиц, сгруппированные по определенному признаку. Но одна птица в каждом шitv не имеет этого признака и поэтому является лишней, Оппелели, кто лишний
r Х' * МГ «/ f '' У
в каждом ряду, и попробуй объяснить свой ответ.
Беркут - фламинго - воробей
Жаворонок - соловей - дятел
Тетерев - тетеревятник - глухарь
Третий лишний
Перед вами ряды птиц, сгруппированные по определенному признаку. Но одна птица в каждом ряду не имеет этого признака и поэтому является лишней. Определи, кто липший в каждом ряду, и попробуй объяснить свой ответ.
Беркут - фламинго - воробей
Куропатка - вертишейка - лебедь Зимородок - клест - удод
п | О | П | О | Л | 3 | Е | Н | Ь | ж |
е | е | д | Р | о | 3 | д | ы | Ф | а |
Р | о | г | У | с | ь | Ф | Р | Ф | е |
е | Р | Р | а | и | д | е | О | с | о |
п | е | а | Ф | н | Ф | Ф | к | о | Р |
е | л | ч | к | и | к | и | ф | е | О |
л | ы | е | щ | Ц | Ф | а | ф | а | н |
с | У | У | Ф | а | к | п | я | л | О |
3 | Р | н | и | о | д | о | 3 | О | к |
в | а | л | ъ | д | ш | н | е | п | ф |
Приложение 2
Кроссворд «Птицы Кемеровской области»
Приложение 3,
Ответы на кроссворд «Птицы Кемеровской области»
- синица
- поползень
- жаворонок
- перепел
- гусь
- пеганка
- сыч
- грач
- оляпка
- лунь
- осоед
- нырок
- дрозд
- орел
- зуек
- козодой
- щур
- (сова ) фифи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный паспорт МОУ "Лицей № 15" город Березовский Кемеровской области
Социальный пасорт лицея-это итоговая информация о различных категориях обучающихся, семей....
Поле чудес «Красная книга Кемеровской области»
Цели:P обогащение знаний детей об охране природы Кемеровской области;P развитие интеллектуальных способностей детей;P воспитание любви и бережного отношения к природе родного кра...
Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"
Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"...
Конспект занятия "Географическое положение Кемеровской области. Символика Кемеровской области.
Конспект занятия дополнительной образовательной программы...
Интеллектуальная игра "Птицы Кемеровской области" 6-7 классы
Цель: воспитание у учащихся осознанного . ответственного отношения и любви к природе родного края.Задачи: повышение уровня знаний в области орнитологии и экологии; ...
«Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»
laquo;Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»...
Интеллектуальная игра "Знатоки географии" по курсу «Экономической и социальной географии Кемеровской области
Итоговое занятие по курсу «Экономическая и социальная география Кемеровской области»Интеллектуальная игра по курсу «Экономическая и социальная география Кемеровской области»Зад...