"Основы генетики"
план-конспект урока (биология, 9 класс) на тему
Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы генетики" 9 класс учитель Шилова Елена Витальевна ГОУ СОШ№401
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_genetiki_9klass.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы генетики - обобщающий урок по разделу
программы курса «Общая биология, 9 класс»
Методическая разработка урока
Цель урока: систематизировать знания учащихся по разделу программы : «Основы генетики», придать им логическую стройность, проверить качество усвоения генетических понятий, решение типовых задач/
Задачи:
Образовательные:
- учить наблюдать и видеть формы изменчивости в живых объектах
- убедить детей в том, что законы генетики применимы и необходимы в жизни
- обучать решению генетических задач по алгоритму с различными вариантами сложности
Развивающие:
• развивать у учащихся память и речь, логическое мышление, умение самостоятельно работать с лабораторными объектами, учить сравнивать и делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать умение и желание сохранить своё здоровье и здоровье окружающих
- формировать коммуникативные компетенции, толерантное отношение к противоположному полу и значимость брака и семьи
Форма организации деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельная работа
- решение задач общего уровня для индивидуальной работы и работы в парах
- лабораторный практикум
- ролевая игра «Консилиум»
- обсуждение результатов деятельности
Оборудование:
- индивидуальные папки по теме
- мультимедийные средства (презентация)
- лабораторный набор семян
- рабочие тетради, таблицы, учебник
Планируемый результат:
- учащиеся в ходе урока должны пользоваться генетическими понятиями
- сделать соответствующие выводы по результатам наблюдений (письменно)
- решить задачу по алгоритму
План урока
1.Сообщение цели и задач урока.
2. Ход урока:
- Генетический диктант (самопроверка 5 мин.)
- Лабораторный практикум (10 мин.)
- Игра « Консилиум» (10 мин.)
- Самостоятельная работа (решение задач 7 мин.)
- Домашнее задание.
- Итог урока - рефлексия (результаты поэтапной оценки)
Методические указания
- Ученикам выданы в папках карточки для самооценки (зеленого цвета)
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Самооценка и оценка в паре за следующие работы:
Фамилия, имя ученика ___________________________________
№ п/п | Содержание | Оценка |
1. | Генетический диктант | |
2. | Лабораторный практикум | |
3. | Самостоятельная работа | |
4. | Дополнительное задание | |
5. | Поощрительная оценка |
- Ученики после диктанта обмениваются тетрадями в парах, учитель читает правильные ответы, ученики оценивают согласно критериям.
- Диктант
(с проверкой в парах)
Учитель | Ученик |
| 1.Ген |
|
|
| 3.Аллельные гены |
| 4.Генотип |
|
|
| 6.Гетерозигота |
7.Совокупность признаков и свойств, проявляющихся при взаимодействии генотипа и среды. Ученик | 7. Фенотип |
- Лабораторный практикум (10 мин)
(в папках, на столах контейнеры с семенами и лупы)
Оборудование: семена фасоли три сорта, проросшие семена
одного сорта.
1. Цель работы; научиться определять типы изменчивости на разных сортах фасоли, установить норму реакции по одному признаку (например, окраска семян, размер семян в пределах
данного генотипа).
Ход работы
- Изучить внешний вид семян разных сортов фасоли,
- Определить общие признаки семян одного сорта.
- Определить отличительные признаки семян одного сорта.
- Заполнить таблицу
Параметры | 1 сорт | 2 сорт | 3 сорт | Форма изменчивости |
1.Цвет семенной кожуры | ||||
2.Форма семени | ||||
3.Размер семян | ||||
4.Наличие зародышевого корешка |
- Сделать вывод:
Критерии оценки: 5 баллов (заполнена таблица, сделан вывод
4 балла ( есть таблица, нет четкого вывода)
3 балла (нет полного заполнения таблицы, нет
четкого вывода)
- ИГРА – КОНСИЛИУМ (ролевая игра)
Ученики исполняют роли врачей.
Глав.врач: «Мы собрались на консилиум, т.к. в нашу консультацию поступил запрос из роддома. Есть еще ряд вопросов, но я думаю, мы успеем принять пациентов и решить самые неотложные.»
Врач-консультант: объясняет, как наследуется пол
Врач-генетик: объясняет…
Врач-интерн: объясняет, что гомогометны женские особи у человека и млекопитающих, но у птиц наоборот.
Ученица задает звуковой вопрос: (поет) «Как будет наследоваться мой голос?»
Глав.врач: «Чудеса называются так, не потому что они творятся Богом, но потому, что они случаются редко и поэтому удивительны (Исаак Ньютон)» Врач рекомендует составить родословную и решает задачу на доске:
- Самостоятельная работа.
1. Аа – гетерозиготная при моногибридном скрещивании
2. АА -? АаВв-?
3. Решая любую задачу по генетике придерживайся следующего алгоритма:
а) прочитай задачу от начала до конца
б) переведи данные задачи на генетические символы
в) запиши условие задачи в краткой форме
г) осуществи решение, опираясь на закономерности
д) прочитай условие задачи и сверь с решением, то ли найдено
е) напиши ответ в согласии с условием
(ученик решает на доске, остальные на карточках с самооценкой)
Задача.
У крупно рогатого скота ген комолости (безрогости ) доминирует над
геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от
скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?
По каким законам иднт наследование в этой задаче?
5. Домашнее задание:
1.Задача: Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль, каких овец по окраске шерсти экономически выгодно отбирать для скрещивания, чтобы получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны?
2. §27 «Селекция»
- Рефлексия
Ответьте на вопросы:
- Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
- От чего зависит пол будущего потомка?
- Какой пол и почему называется гомогаметным?
- Какой пол называется гетерогаметным?
- Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений?
- Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий и хвостатых амфибий?
- Какие признаки называются сцепленными с полом?
- Почему у особей мужского пола в фенотипе сразу проявляются даже рецессивные признаки, связанные с Х-хромосомой?
- Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом.
- Что изучает генетика?
- Нужны ли генетические знания в жизни?
Ученики выставили оценки в самооценочный лист
Итоговая оценка выставляется в электронный журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Основы генетики"
Проверочная работа по теме "Основы генетики", 10 класс, 2 варианта, различные тестовые задания разного уровня сложности ( с ответами)....
Презентация "Основы генетики"
Материал можно использовать при изучении темы "Законы Менделя" (в общеобразовательных, классах социально-гуманитарного профиля)...
Презентеция к уроку "Основы генетики"
Данная презентеция используется для тематического учёта знаний по теме "Основы генетики" курса "Общей биологии" 10-11 класса...
Презентация "Основы генетики"
Презентация к первому уроку в теме "Основы генетики". Предмет, задачи, методы, история современной науки....
Тест по общей биологии по теме "Основы генетики", 9 класс
Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Основы генетики". Он соответствует программе VII вида, состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного повторен...
Рабочая программа элективного курса "Основы генетики"
курс расчитан на 32 часа...
тренировочные тесты к зачету по теме "Основы генетики"
Предлагаемые задания для подготовки к зачету по теме "Основы генетики"...