Отдел Покрытосеменные растения
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Пидковская Нинель Анатольевна

Тип урока: урок проверки знаний (обобщающий урок)

Форма урока: урок-викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-viktorina_pokrytosemyannye.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-викторина для 7 класса

по теме: «Отдел Покрытосеменные растения»

Автор разработки

Пидковская Нинель Анатольевна,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Цель урока: проверка знаний учащихся по теме «Отдел Покрытосеменные растения»

Задачи:

Обучающая: повторение и закрепление полученных знаний по теме

Развивающая: развитие познавательного интереса, памяти, навыков работы в группе

Воспитывающая: создание ситуации успеха, воспитание нравственных качеств: коллективизма, чувства товарищества, ответственности за свои действия и всей команды.

Тип урока: урок проверки знаний (обобщающий урок)

Форма урока: урок-викторина

Образовательные технологии: игровые, групповые, индивидуальные

Урок включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся по данной теме.
Предварительная работа: В ходе подготовки к уроку учащиеся делятся на 5 групп (по 5 - 6 человек в группе). Каждая группа по жребию выбирает семейство растений, которое она изучает более подробно. Например, I группа изучает семейство крестоцветные; II - розоцветные; III - пасленовые; IV - злаковые;  V - лилейные.

Оборудование: Карточки, гербарий, таблицы, необходимые для проведения конкурсов  готовятся заранее. Столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.

        Конкурс 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:

1) сетчатое;

2) мочковатая;

3) крестоцветные, розоцветные, пасленовые;

4) одна семядоля;

5) злаковые, лилейные;

6) две семядоли;

7) параллельное или дуговое;

8) стержневая.

        Каждая группа имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».
Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

За каждое правильно вставленное слово жюри присуждает группе 1 балл (максимальное количество баллов за этот конкурс – 8)

        Конкурс 2. «Найди ошибку»

Перед каждым участником лежит пронумерованный конверт, в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти содержат ошибки. Задача ребят — найти ошибки и нарисовать схему правильно. Приведем для примера одну такую схему и правильный ответ.

Схема:

Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные


Класс: Однодольные


Род: Шиповник


Семейство: Розоцветные


Вид: Шиповник коричный

Ответ:

Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные


Класс:
Двудольные


Семейство: Розоцветные

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

        Данная работа выполняется каждым учащимся самостоятельно, затем учитель собирает карточки и сдаёт в жюри. На карточке помимо фамилии учащийся указывает номер своей группы. За правильно выполненное задание каждому учащемуся присуждается по 1 баллу, затем баллы суммируются и добавляются к баллам, заработанным командой в первом конкурсе. После подведения итогов жюри озвучивает предварительный результат.

        Конкурс 3. «Знаете ли вы признаки семейств растений?»

        Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на 6 клеток, в каждой из них написано название одного из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, злаковые, бобовые, лилейные.

        Учитель называет цифру и зачитывает признаки, а ребята совещаются и вписывают соответствующую цифру в прямоугольник с соответствующим названием семейства.

1. Плод — зерновка.

2. Цветок   имеет   один   пестик   и   шесть   тычинок   одинаковой
величины.

3. В цветке — один пестик и шесть тычинок,  из которых две короткие и четыре длинные.

4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

5. Плод—ягода или коробочка.

6.Листья  длинные   с  параллельным  жилкованием   и  длинным влагалищем.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок (бобовые).

8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

9. Плод — стручок или стручочек.

10. Стебель—соломина с узлами.

11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

14. Соцветие—кисть.

15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

16. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в свою
очередь, соединяются в более сложные соцветия.

17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех
лепестков.

18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные
с прилистниками
(бобовые).

19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.

20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

Ответ:

крестоцветные

розоцветные

пасленовые

злаковые

бобовые

лилейные

3, 9, 14, 17

12, 15

5, 8, 13, 20

1, 6, 10, 11, 16

7, 18

2, 4, 19

        Карточки сдаются членам жюри для подведения итогов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (максимум – 20 баллов)

        Конкурс 4. «Четвертый лишний»

        Каждая группа получает по 4 гербарных листа, прикрепленных скрепками к листкам бумаги, на обратной стороне которых написаны буквы или знаки препинания. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от трех остальных. После этого ребята берут в руки гербарные листы, оказавшиеся лишними, и поворачивают к жюри обратной стороной.
Если все верно выполнили задание, то жюри может прочитать текст: «Ай да мы! Молодцы, ребята! Ура!».

        Конкурс 5. «Узнай семейство»

        Учащиеся каждой группы должны узнать растения, которые относятся к выбранному ими семейству. Перед каждым столом мелом нарисованы круги, обозначающие семейства. Учитель читает названия растений, а один из участников группы должен за 3 секунды забежать в круг, обозначающий нужное семейство. Кто ошибется или не успеет забежать в круг, принесет своей группе штрафное очко.

Список растений:

  1. роза коричная;
  2. томат обыкновенный;
  3. хрен деревенский;
  4. пшеница;
  5. тюльпан степной;
    белена черная;
  6. лилия кудреватая;
  7. манжетка обыкновенная;
    гусиный лук;
  8. гулявник лекарственный;
  9. физалис обыкновенный;
    сурепка обыкновенная;
  10. лапчатка прямостоячая;
  11. пырей ползучий;
    ячмень;
  12. пастушья сумка;
  13. табак душистый;
  14. рис;
  15. малина обыкновенная;
  16. гравилат речной;
  17. дурман обыкновенный;
  18. кукуруза;в
  19. ороний глаз четырехлистный;
  20. чеснок;
  21. редька дикая.

Конкурс 6. «Кто больше?»

По одному ученику из каждой группы становятся в круг. Им объявляется название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Ну-ка, думай, вспоминай

И растенья называй!

Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства. Кто промолчит более 3 секунд или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя.

Конкурс 8. «Аи, болит!»

        Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о растениях на практике. Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен.  Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

        Возможные ответы:

        1 группа — хорошее средство от кашля — редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть   и плотной бумагой и оставить на 3- 4 ч.Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3- 4 раза в день до еды.

        2 группа  -  при простудных  заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 мин, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

        3 группа - рекомендуем вдыхание пара,  получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

        4 группа - в качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем  использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 г корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают    10-12 ч.

        5 группа - если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 10 мин 3- 4 раза в день.

        Итог урока:        

Жюри подводит итоги работы групп, озвучивает результаты конкурса, оценивает работу самых активных членов групп.

        Оценивание осуществляется самими учащимися внутри групп. Участники группы выставляют оценки друг другу, учитывая активность и количество правильных ответов, записывают выставленные оценки и передают учителю.

        Оценки выставляются в электронный журнал в конце урока. Команды-победители награждаются грамотами.

Литература:

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008
  2. Уроки биологии по курсу «Биология.6 класс. Живой организм»: Сборник. - М.: Дрофа, 2008;
  3. Акперова И.А. Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». - М.: Дрофа, 2006
  4.  Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 6. Цветковые растения. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1982 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейства отдела покрытосеменных растений.

Материал содержит характеристику семейств покрытосеменных растений. Может использоваться на уроках в 7 классах и для подготовки к ЕГЭ ГИА....

Обобщающий урок по теме «Семейства растений отдела Покрытосеменные"

Презентация к обобщающему уроку  «Семейства растений  отдела Покрытосеменные"...

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"

Итоговый тест для 7 класса по теме "Отдел покрытосеменные растения"...

Презентация по биологии 6 класс "Близкие и дальние "родственники" отдела Покрытосеменные растения"

Презентация по биологии 6 класс "Близкие и дальние "родственники" отдела Покрытосеменные растения"...

Отдел Покрытосеменные растения. Общая характеристика, значение.

Данная методическая разработка урока биологии для 6-го класса составлена в соответствии с календарно- тематическим планированием по программе общеобразовательных  школ – автор Пономарева И....

Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения».

Обобщающий урок биологии по теме: «Отдел Покрытосеменные растения»....

ОВОЩНОЙ БАЗАР. Обобщающий урок-игра по теме: "Отдел Покрытосеменные растения"

ОВОЩНОЙ БАЗАР.  Обобщающий урок-игра по теме: "Отдел Покрытосеменные растения"...