"Структура урока открытия нового знания"
учебно-методический материал по биологии по теме
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_uroka_otkrytiya_novogo_znaniya.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура урока открытия нового знания:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий.
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали.
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения).
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:
- сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
|
Биология. 6 класс
Тема: «Одноклеточные водоросли».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
- Сформировать первичное представление о различных отделах растительного мира; строение и жизнедеятельности одноклеточных водорослей; приспособленности их к среде обитания;
- Закрепить умение составлять план характеристики растений; характеристики по плану, составлять рассказ по плану; распознавать растения разных отделов;
- Тренировать умение планировать свою деятельность, читать рисунки и схемы, сформировать опыт рефлексивной самоорганизации;
- Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные качества, наблюдательность.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие обучающихся.
- Какую науку вы изучаете (Биологию).
- Что такое биология? (Наука о живой природе)
- Кто является объектом изучения науки биологии? (Живые организмы)
- Мир живых организмов очень разнообразен и многочислен. Чтобы весь его изучить, организмы объединяют в …. ? (В царства)
- Какие царства вы уже изучили? (Бактерии, грибы, растения)
- Какие науки вам помогли изучать царства живых организмов? (Микробиология, микология)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство – Растения. Какую науку вы возьмете в помощь? (Ботанику)
- Вам интересен мир растений вокруг вас?
- Вы готовы к их изучению?
- С чего Начинаем урок – как обычно. С чего? (Повторим известное – то, что нам пригодится для нового знания).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Что вы знаете о растениях? (характерные и отличительные признаки)
- Назовите характерные и отличительные признаки растений.
- Хорошо. Отличительные признаки царства вы знаете. Но, как мне кажется, вы уже готовы переходить от общего к частному. С представителей, какого отдела начнем и почему? (Водорослей, потому, что изучение ведем от простого к сложному. Водоросли наиболее простые растения, т.е. низшие).
- Согласна. Водоросли – это самые древние растения на Земле, их более 30 тыс. видов, а изучает их наука альгология.
Предлагаю в качестве представителя данного отдела рассмотреть одноклеточную, зеленую водоросль – Хламидомонаду (параграф 37) учебника.
Попытайтесь, работая в группах, выбрав ответственного в группах составить характеристику водоросли и написать характерные признаки. (время 5 минут).
Обучающиеся работают в группах, составляют характеристику, оформляют её на листах бумаги.
- Время вышло. Ребята вывешивают работы на доску. Все зачитывают, сравнивают.
- Согласованы ваши характеристики? (нет)
- Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить характеристику водоросли).
3. Выявление места и причины затруднений.
- Почему не смогли написать в согласованном варианте? (не было четкого алгоритма действий при составлении характеристики водорослей, знаний плана характеристики).
- Значит, что мы не знаем, а нам надо узнать? (Алгоритм действий при составлении характеристики водорослей).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель мы поставим на уроке? (Составить правильную характеристику водорослей).
- Сформулируйте тему урока. (Водоросли).
На доске и в тетради фиксируется тема урока.
- Каким способом мы обычно действуем в таких случаях? Сначала составляем план, и уже по нему составляем характеристику.
- Значит с чего мы начнем? (С предложений пунктов плана).
- Предлагайте! (Значение в природе и жизни человека. Строение. Среда обитания. Размножение. Способ питания).
- Ещё раз обратимся к доске и попробуем выстроить логическую последовательность предложенных вами пунктов плана. Чем водоросли отличаются от всех других растений? (Живут во влажной среде и в воде).
- Какой пункт плана определим, как первый? (Среда обитания)
- Вторым пунктом возьмем …? (Строение, так как строение водорослей сильно отличается от растений …)
- Какие предложения по третьему, четвертому пунктам?
- Каким пунктом завершим наш план?
Таким образом, обучающиеся под руководством учителя, исходя из своего опыта, выстраивают пункты плана, которые фиксируются на доске.
- Молодцы! Совместными усилиями план составили. Как теперь по нему составить характеристику водорослей? (Можно прочитать по учебнику, можно спросить у консультантов – «учителей»).
- У нас сегодня ученики, которые подготовились к выполнению роли «учителей» в группах.
5. Реализация построенного проекта.
Обучающиеся разбиваются на группы, с каждой из которых работает подготовленный заранее консультант – «учитель». С его помощью группы составляют развернутую характеристику водоросли. Затем они представляют свои отчеты у доски.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Итак, чтобы составлять четкую и полную характеристику, что необходимо хорошо знать? (План характеристики)
- Проговорите его друг другу.
Ученики проговаривают план в парах.
- В группах, работая по цепочке, дайте характеристику одноклеточных водорослей.
Ученики работают в группах.
- Трудности есть? (Нет)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Тогда выполните самостоятельную работу. И выясните степень усвоения материала каждым из вас. Карточки для работы у вас на столе. Время выполнения – 4 минуты.
Ученики работают самостоятельно.
- Время вышло, проверьте себя по эталону.
- У кого есть ошибки?
- Что неправильно? Почему вы ошиблись?
- Молодцы! Вы поняли причины своих ошибок и исправили их.
- У кого нет ошибок? Отлично!
- Попробуйте каждый оценить свою работу в бальной системе по критериям на доске.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Скажите, зачем нам нужны знания и умения по планированию? (Легче запоминать, легче учить и знания получаются в системе).
- Хорошо. Тогда расскажите о водорослях Хлорелле и Улотриксе по плану.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итоги урока. Какие знания вы приобрели? (В составлении плана характеристики водорослей. Научились составлять характеристики по плану).
- Цели урока достигли? (Да)
- Хорошо. Я с вами согласна. Но, чтобы закрепить ваши знания по составлению характеристики водорослей рекомендую вам в качестве домашнего задания: составить характеристику многоклеточной нитчатой водоросли спирогиры, используя материал учебника на стр.140.
- Оцените собственную познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока.
- Кто хотел бы прокомментировать свою работу на уроке? Свою отметку?
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | коммуникативные познавательные |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | регулятивные целеполагание общеучебные логические |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | регулятивные познавательные коммуникативные |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | регулятивные познавательные коммуникативные |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | регулятивные |
7. Рефлексия деятельности (итог) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура уроков открытия новых знаний по ФГОС
Представленный доклад помогает разобраться в структуре уроков по ФГОС...
статья "Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания"
В данной статье дается описание педагогического опыта проведения этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания. Этап мотивации организуется с целью планомерного перехода к...
Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...
Информационная карта передового педагогического опыта "Структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС"
Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельнос...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части
В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...
Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка
Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...