Экскурсии
статья по биологии (6 класс) по теме

В этой статье я расскажу как я использую в своей работе экскурсии по предмету. Я считаю, что школьная экскурсия является формой учебно- воспитательной работы с классом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии.

В своей педагогической практике я стараюсь на уроках развивать интерес к биологии через экскурсии. Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой обучающихся,  проводимая во время урока или вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной или осенью в курсах ботаники, зоологии, общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранный материал можно использовать на многих последующих уроках. Я заранее в рабочей программе определяю сроки проведения экскурсий, а на соответственных уроках перед намеченной экскурсией,  создаю для обучающихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в живой природе.  При этом выделяю вопросы, которые нужно выяснить в природе, даю определённые задания: индивидуальные и групповые. Я обязательно предусматриваю и обратную связь с экскурсией после её проведения: что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ. Мы сейчас очень много на своих уроках используем ЦОР, но ведь экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания обучающихся. Они видят растения и животных в естественной среде: растения – в связи с почвой,  животных – в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определённое время года. На экскурсиях обучающиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты  природы  вызывает любовь к природе и к Родине. Экскурсии воспитывают коллектив обучающихся в иной, отличительной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности. Я очень люблю проводить экскурсии с обучающимися. Мы составляем планы-маршруты, отчётные таблицы по экскурсиям. Собираем гербарный материал,  фотографируем, делаем презентации. Затем всё это используем на уроках. Для себя я нашла полезные советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции.

Десять заповедей экскурсионного дела.

  1. Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Изучи  место, куда ведёшь экскурсию, наметь её тему и составь план.
  3. Выдерживай тему экскурсии.
  4. Рассказывай только о том, что можно показать.
  5. Избегай длинный объяснений.
  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут.
  8. Умей правильно показывать объекты, всем должно быть всё видно.
  9. следующей проработкой материала.

Вот такие заповеди.

Примерный план-маршрут экскурсии в 6 классе на тему « Жизнь растений весной».

Основные части содержания экскурсии.

Методы.

Маршрут и объекты.

1. Признаки весны.

Беседа.

Дорога. Общие признаки весны.

2. Условия раннего цветения растений.

Беседа.

Обрыв, канава. Мать-и-мачеха и другие.

3. Жизнь травянистых растений в лесу.

Практическая работа.

Опушка леса. Ветреница, медуница, гусиный лук, чистяк, кислица и др.

4. Жизнь дерева весной.

Беседа и работа обучающихся по определению почек, побегов.

Опушка леса. Берёза.

5. Цветение кустарников и деревьев.

Практическая работа.

Лес. Ива, ольха, тополь и др.

6. Летопись жизни дерева.

Беседа и практическая работа обучающихся.

Пни деревьев.

7. Задания.

Обработка собранного материала.

В своей педагогической  практике я провожу экскурсии в Краеведческий музей, ботанический сад, сотрудничаю с Областным детским экологическим центром, где собран богатейший материал по ботанике, зоологии.

Особенно интересно проводить экскурсии по ботанике. В процессе преподавания биологии испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса ботаники можно было бы проводить экскурсии показать обучающимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться  2-3 экскурсиями в год. В 6 классе я провожу экскурсии: осенью по теме « Общее знакомство с цветковыми растениями». Рядом с нашей школой начинается лесной массив, который выходит на Кумысную поляну. На этой экскурсии мы знакомимся  с важнейшими формами и органами типичных для нашего региона растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращаем на цветущие растения. Обучающиеся собирают растения с цветками,  соцветиями, плодами. Проводим наблюдения за способами распространения плодов и семян, за сезонными признаками наступающей осени. Обязательно провожу экскурсию « Растения и почва» по теме «Корень». Весной обязательно провожу экскурсию  «Условия выращивания растений в парниках и теплицах». В нашем городе прекрасный экологический центр, куда мы выезжаем на экскурсии. Эта экскурсия может быть по теме  «Растение - целостный организм». Мы изучаем устройство парника, теплиц, посев, пикировка, пересадка, уход за растениями, растения субтропиков, тропиков, растущие  в оранжереях экологического центра.  Весной очень часто провожу уроки на пришкольном участке. Изучаем многообразие растительного мира, знакомимся с представителями разных семейств и классов. С экскурсии или с уроков на пришкольном участке обучающиеся приносят материал для морфологического описания, определения в классе, оформления гербария. Я считаю, что проводимые экскурсии в лес, на луг имеют огромное значение и для  учителя. Дело в том, что необходимость быть в курсе научной информации отодвигает перед учителем непосредственное познание живой природы на второй план. Оказавшись вместе с детьми лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность как натуралиста – знать и понимать живой мир. Проведение экскурсии заставляет нас собирать коллекции, составлять гербарий, заниматься определением, совершенствовать свои знания, которые так нам необходимы. Поэтому не надо бояться проводить экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...

Экскурсия по краеведению "Использование QR-кодов в обзорной экскурсии по городу"

Экскурсия по краеведению на тему "Использование QR-кодов на мобильных устройствах в обзорной экскурсии по городу"...