Рекомендации к проведению экологической конференции по биологии…
учебно-методический материал по биологии на тему

Иванова Ольга Васильевна

Эта статья будет хорошм помощником начинающим преподавателям и педагогам. В ней даются рекомендации для  предварительной  подготовка к конференции,программа для научного руководителя, который готовит  к конференции, советы для учащегося,который готовится к выступлению на конференции, программа одной из конференций, и её сценарий, а также карточки дя обработки результатов, чтобы подвести тоги и выбрать лучших.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир не кончается на нашем горизонте.
А. Лемьер

Рекомендации к проведению   экологической конференции по биологии…

 Статью  подготовила -   Иванова Ольга Васильевна  (преподаватель  биологии  медицинского  училища) 

Борское, 2013 год

Экологическая конференция как творческая форма учебного процесса

Теоретическая часть

Экологическая конференция как форма учебного процесса не нова, но очень эффективна и полезна при преподавании экологии. Это большое и значимое событие для школы. Экология — относительно новый учебный предмет, недостаточно разработанный в методическом отношении. Он имеет сложный, порой запутанный научный язык и тонкие межпредметные связи. Случается, что учитель невольно “засушивает” этот живой, насыщенный актуальными примерами предмет. Кроме того, существует еще одна проблема, которая решается с помощью конференции.

Необходимость теоретических обобщений в процессе подготовки к конференции заставляет ее участников задуматься над основными экологическими закономерностями, учит их мыслить и рассуждать.

Конференция ярко показывает, насколько глубоко экология проникает во все сферы нашей жизни. Кроме того, она запоминается школьникам, потому что для большинства из них – это ценный опыт публичного выступления и открытой дискуссии.

Очень важно, чтобы эта работа регламентировалась школьным положением о конференции, в котором прописаны права и обязанности всех участников, а также способы стимулирования их работы.

 К конференции мы начинаем готовиться в ноябре, а проводим ее в апреле, после изучения  раздела «Экология», посвящая Дню Земли. Критерии для выборы тем: темы должны быть интересны для выступающих, актуальны, связаны с нашей повседневной жизнью, достаточно хорошо разработаны в литературе, иметь острый дискуссионный характер. Мы называем конференцию не “научно – практическая”, а “учебная”, чтобы подчеркнуть, что на этом этапе мы учимся искать информацию, ее обрабатывать, рассказывать доступно и интересно большой аудитории о сложных экологических проблемах, отвечать на вопросы.

Выбирается  компетентное жюри в количестве 5 человек из числа учителей и  студентов. (можно пригласить специалистов). Оценивают докладчиков также все присутствующие на конференции. Слушатели – эксперты. В начале конференции каждый слушатель и каждый член жюри получает карточку для оценивания и критерии для оценки выступлений, которую он заполняет в течение конференции (образец такой карточки приведен ниже). Необходимость заполнения карточки создает деловую атмосферу в аудитории, так как каждый, находящийся в зале – не пассивный зритель, а активный участник процесса, эксперт по оценки качества выступлений. После конференции производится математическая обработка всех карточек, которую выполняют сами школьники (счетная комиссия). Это позволяет расположить докладчиков по рейтингу успеха и наградить лучших.

Работа с карточками(образец)

 Обработка результатов. Подведение итогов конференции

Такая карточка для оценивания выступления выдается всем участникам и членам жюри.

ВЫСТУ-
ПАЮЩИЕ

КРИТЕРИИ

Содержа-
тельный 
блок

Научный 
блок

Степень 
владения 
материалом

Исполь-
зование
наглядного 
материала

Уважение 
к аудитории

ИТОГО

1. Андрей Иванов

6

7

10

9

10

42

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

Карточку заполнил (а)___

В карточках могут быть исправления; счетная комиссия учитывает только последний результат. После конференции все слушатели сдают заполненные карточки счетной комиссии. Счетная комиссия состоит из 3 – 5 старшеклассников, которые считают среднее арифметическое по каждой фамилии. (Например, Андрею Иванову каждый слушатель выставил разное количество баллов. Все баллы по графе “Итого” суммируются, результат делится на количество карточек, в которых выставлены оценки Андрею Иванову). После подсчетов на плакате выписываются имена и фамилии всех выступающих и их средний балл от высшего к низшему. Так выстраивается рейтинг успеха на конференции. Интересно посчитать оценки, выставленные членами жюри и учениками отдельно, и выписать две колонки результатов для докладчиков:

Имя, фамилия докладчика

Шкала “жюри”
Оценивает жюри

Шкала “ученики” 
Оценивают ученики

Андрей Иванов

49

40

Такая обработка дает полную картину конференции и позволяет легко выделить призовые места и провести награждения. Очень полезно для  выпускать печатное издание с опубликованными в нем рефератами.

Практическая часть

Предварительная подготовка к конференции

При оказании помощи в выборе тем и подготовке к конференции используются  некоторые правила и рекомендации научным руководителям истудентам, которые готовятся к выступлению. Основная форма работ, представляемых на конференции – доклад и презентация к нему.

Ниже представлены алгоритмы различных этапов подготовки, защиты и оценки этой формы академической работы.

Программа для научного руководителя, который готовит 
к конференции

I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).

  1. Ознакомление учащихся с этапами подготовки реферата.
  2. Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ. Обучение умению точно формулировать цели и задачи своей работы.
  3. Обучение аналитическому чтению.
  4. Обучение способам сбора информации.
  5. Обучение составления библиографического списка.

II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).

  1. Ознакомление учащихся со способами сжатия текста. (Исключение подробностей. Не сокращая мысль, сократить ее запись. Необходимость обобщений).
  2. Повторение сведений о научном стиле речи. (Строгая логичность, точность, научный язык, объективность изложения фактов).
  3. Ознакомление учащихся со структурой реферата, со спецификой его основных частей: введением, заключением, основной частью; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.
  4. Ознакомление учащихся со спецификой оформления работы.
  5. Проверка черновика, правка. Выдача рабочей рецензии.
  6. Проверка чистовика.

III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).

  1. Обучение приемам публичного выступления.
  2. Хронометраж выступления.
  3. Заготовка “шпаргалок” для выступления.
  4. Тренировочная защита.

Советы для учащегося,
который готовится к выступлению на конференции

I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).

  1. Выбор темы и ее осмысление:
  1. выбирайте интересную для себя тему;
  2. тема должна быть актуальной не только для Вас лично, но и для других людей;
  3. по выбранной теме должно быть достаточное количество источников;
  4. не спешите при выборе темы;
  5. чаще думайте о выбранной теме, старайтесь разглядеть ее в окружающем мире.
  1. Сбор информации:
  1. информацию систематизируйте по смысловым блокам, используйте ресурсы компьютера;
  2. информацию по теме ищите везде: в книгах, журналах, газетах, в радио— и телепередачах, в интернете, беседах со специалистами, взятом интервью и т. п.
  1. Постановка проблемы (близко – цель реферата) и выбор эпиграфа:
  1. сформулируйте основную идею реферата;
  2. выбирайте такой эпиграф, который кратко отразит основную идею Вашей работы.
  1. Конструирование содержания (плана):
  1. изучите всю собранную Вами информацию, разбейте содержание на блоки и озаглавьте их;
  2. в плане предусмотрите такие пункты:

ВВЕДЕНИЕ(постановка проблемы, история вопроса, литературный обзор);
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно:

— строгая логичность в изложении; 
— выводы, вытекающие из фактов; 
— объективность изложения фактов;
— употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения “я”;

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (основной вывод, пути решения проблемы, прогнозирование);
  2. ПРИЛОЖЕНИЯ (графики, рисунки, таблицы. Не забудьте дать названия и написать обозначения);
  3. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).

  1. Написание черновика.
  1. если у Вас есть собственные исследования, то они должны занимать львиную долю всего содержания;
  2. не уходите в сторону от своего содержания;
  3. заголовки разделов в тексте должны соответствовать пунктам содержания;
  4. если реферат получился слишком объемным, удалите все, что не раскрывает тему. Работайте над приемами сжатия текста!
  1. Написание чистовика.
  1. обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, содержание (оглавление), собственно текст, список источников информации по типам и по алфавиту, сноски на термины и источники, перечень сокращений, приложения (если есть);
  2. рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
  3. отдайте готовый черновик специалисту на рецензию.

III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).

  1. Общие рекомендации:
  1. говорите эмоционально. Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
  2. излагайте логично. Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  3. употребляйте только понятные аудитории термины;
  4. больше рассказывайте. Рассказ воспринимается лучше, чем чтение текста;
  5. ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал;
  6. постарайтесь предупредить возможные вопросы.
  1. Техника подготовки:
  1. проведите предварительный хронометраж (засеките время) своего выступления и, избавляясь от второстепенных деталей, доведите его до нужного отрезка времени;
  2. заготовки шпаргалок: выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, разложите их по порядку или сделайте компьютерную презентацию;
  3. заранее продумайте составляющие своего рабочего места;
  4. приготовьте четкую и красочную наглядность;
  5. проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  1. начните свое выступление с приветствия жюри и аудитории;
  2. огласите название Вашего доклада , сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  3. не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
  4. поблагодарите слушателей за внимание, а научного руководителя – за помощь; старайтесь ответить на все вопросы аудитории.

Программа одной из конференций

Темы:

  1. Загрязнение атмосферы
  2. Вред   кислотных  дождей
  3. Проблема озоновых дыр  
  4. Проблемы гидросферы
  5. Влияние человека на животный и растительный мир.
  6. Причины массовой гибели животных
  7. Радиоактивные  загрязнения  биосферы
  8. Экология и здоровье человека

Анализ и итоги конференции

Награждение участников происходит после обработки оценок (методика обработки приведена ниже) на общешкольной линейке. Лучшие докладчики награждаются по оценкам жюри и по оценкам учащихся отдельно. Победивший в шкале “ученики” получает приз зрительских симпатий. Перед линейкой проводится короткий круглый стол: жюри собирает всех выступающих для краткого анализа всех выступлений. Это мероприятие для выступающих – самое волнительное, именно потому, что они шли к конференции долго и вложили в выступление свой творческий потенциал.

Критерии для оценки выступления

  1. Автор должен показать глубокие знания по своей теме;
  2. максимальное время выступления -10 минут;
  3. можно пользоваться либо текстом реферата, либо заранее подготовленным планом выступления.

При оценке выступления учитывается (данные критерии вывешиваются на большом плакате в аудитории, где проходит конференция):

1. Содержательный блок (полнота раскрытия темы, соответствие между темой и содержанием, логика и убедительность изложения, выводы, наличие основной идеи).

2. Научный блок (умение вычленить проблему и рассмотреть ее с разных сторон; владение языком науки; умение оперировать фактами, умение делать выводы, прогнозировать).

3. Степень владения материалом (умение обходиться без текста во время выступления; умение отвечать на вопросы; активный, самостоятельный поиск информации в процессе подготовки).

4. Использование наглядного материала (разборчивые слова и цифры на плакатах, экране и т. д.; соответствие представленных изобразительных средств содержанию).

5. Уважение к аудитории (четкая, понятная речь; соблюдение регламента; правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение; увлекательность изложения; поведение автора во время выступления).

Каждый блок оценивается по 10-балльной системе.

Участники студенты 1 курса

Сценарий экологической конференции

«Земля – наша душа»

Подготовила – преподаватель биологии   Иванова Ольга Васильевна

Оформление:  на доске нарисован плакат «Берегите землю», высказывания о природе

  1. Мы   не получаем  жизни короткой, мы делаем её такой. (Сенека)
  2. Сила природы велика.(Цицерон)
  3. Не убивай того, кто в море нашел жилище, Четвероногих плоть живую не делай пищей. Красавиц молоком животных поить не надо: Чем обворованное вымя утешит чадо? Не нападай врасплох на птицу, не грабь крылатой: Насилье — тяжкий грех, который грозит расплатой.

Маарри

  1. Презентация «Земля – наша душа»

                                        Стих.  Человек – дитя природы,

                                        Очень страшное дитя,

                                        Все в округ уничтожил,

                                        лишь свободу обретя.

                                        Лес боится дровосека,

                                        зверь уходит в глухомань.

                                        Человек – дитя природы или это лишь обман?

                                        Черный дым коптит Вселенную,

                                        задыхается Луна,

                                        .В душном небе птицы пленные,

                                        Смог над лугом не туман.

                                        .Человек – дитя природы,

                                        она жизнь ему дала,

                                        Очень щедрая, очень умная,

                                        терпеливая она.

                                        .Как ты можешь быть безжалостным?

                                        Жечь, стрелять.

                                        Скажи, пожалуйста?

                                        .Им бы неба только синего,

                                        Им бы речку, лес, луга

                                        Да деревья в белом инее,

                                        А не с пылью города…

 

Ведущие:

ПЕРВЫЙ. Дорогие друзья, гомо сапиенсы, как вы себя чувствуете? Ничего? Что?.. Сердце побаливает? В боку покалывает? Ну, это пустяки, завтра к врачу, а там на обследование можно лечь, рентген, анализы, то да се...
ВТОРОЙ. А теперь подумаем, кто поведет к врачу Природу? Кто послушает ее сердце? Кто, молчите?..
ПЕРВЫЙ. Да, получается, что природа - вроде как сирота. А ведь она наша мать. И болезни природы моментально передаются нам с вами. Например, в районах, прилегающих к Чернобыльской АЭС, за последнее время увеличилось число тяжелых заболеваний дыхательных путей, онкологических и других заболеваний...
ВТОРОЙ. По данным ГРИНПИС, ежегодно в Тихий океан дети природы вываливают миллионы тонн мусора. И даже могучий океан заболевает, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
ПЕРВЫЙ. Когда-то мы шутили: В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова. Теперь уже не до шуток. И не станет ли последним слово SOS - Спасите наши души!?
ВТОРОЙ. Озонные дыры, на которые мы сегодня взираем с ужасом, - пробоины в корабле нашей планеты. Кому же мы подаем сигналы SOS? Не сами ли себе?..
Спасите наши души!
Спасите нашу сушу!
Спасите нашу воду!
Спасите Мать-Природу!        

                        

 Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения.  

Доклад  Загрязнение атмосферы -  Гаршина Лена.

Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, в особенности черной и цветной металлургии, нефтяной и химической. Это привело к появлению такого явления, как кислотные дожди.

Какой вред наносят кислотные дожди?  Об этом узнаем из доклада   Долгих Максима

Мы бы хотели знать чем опасны для человечества озоновые дыры.  «Проблема озоновых дыр»  Самойлова Даша.

1 Вед: И снова загадка.

                Назовите самый ценный минерал на Земле?  (вода)

2. Как вы уже догадались, следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли.                

1. В кружке, ванне и сифоне,

                каждому нужна вода.

                Знай, что пресная вода –

                Очень ценный минерал.

                Надо чтобы человек

                Кран закрыть не забывал!

С проблемами гидросферы нас познакомит Кугук Даша.

2.Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть  чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

 

Пусть никогда не зарастет тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие люди, взрослые мужчины,

храните речку светлую мою!

 

1 Мы любим лес, - устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручья, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

 

2.Богатство у Природы отбирая,

Пора бы человечеству понять.

Она, как мы, такая же – живая!

И Землю нужно тоже охранять!

1.  «Что такое Гринпис»? (в переводе означает «Зеленый мир» - это международная экологическая организация).

2Вед: Каждый час на планете две тысячи детей умирают от голода, 55 человек отравляются химическими веществами, тысяча человек умирает от отравлений водой. Каждую минуту уничтожается 50 га тропических лесов, выделяется в атмосферу 12 тыс. тонн углекислого газа.

        Ни одна страна в мире не может сегодня самостоятельно решить свои экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.

1.        Гринпис основали активисты из Канады и США,  имеет отделения в 25 странах мира. Гринпис борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира и др.

  Про животных и растений…

 Сундеева Катя. «Влияние человека на животный и растительный мир».

 Волосова Марина «Причины массовой гибели животных».

22-27( кадр) стихотворение

2А теперь поговорим о радиоактивных загрязнениях биосферы.  Евдокименко.

 Черникова  Ольга  «Экология и здоровье человека».

А каково состояние экология в нашей области … послушаем Беляева Артёма …

1Все зависит от нас, от вас, будущее  поколение.

 

2Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

Песня:  «Птицы, люди и звери….

В заключении награждение  (по итогам) участников, вручение дипломов и сертификатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическая конференция " Вольчанам - чистый город"

В нашем любимом красивом городе создалась трудная экологическая  обстановка: Это и выбросы в атмосферу, загрязнение Волги, свалки мусора, отсутствие очистных сооружений и т.д. Десятиклассники соб...

методические рекомендации для проведения уроков биологии

Методические рекомендации помогут при проведении уроков, предусмотренных программой по биологии, а также дадут возможность организовать занятия дополнительного образования или кружка...

Проведение экологической практики для 10-ых классов (мониторинг экологического состояния наземно-воздушной и водной среды пруда Петровский г. Санкт-Петербурга)

Экологическая грамотность школьников формируется за счет их активного участия в исследовательской и практико-ориентированной деятельности. Исследовательская деятельность стала активно применяться в об...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методические рекомендации по проведению уроков обобщающего повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по биологии и географии

методические рекомендации для учителей по проведению уроков обобщающего повторения...

Материалы региональной студенческой научной экологической конференции с международным участием "Экологические особенности урбанизированных территорий"

Дубик АС Малыхин АН Материалы региональной студенческой научной экологической конференции с международным участием "Экологические особенности урбанизированных территорий"...

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся

Благодарственное письмо за организацию и проведение экологической акции, активизацию деятельности по экологическому воспитанию обучающихся...


 

Комментарии

Иванова Ольга Васильевна

Сразу прошу меня извинить за такой так сказать "комментарий". у меня не комментарий, а просьба к администраторам сайта. Больше я не знаю, как с вами связаться.... Пыталась написать сообщение, но не отправляется. может быть это сможете прочесть и ответить мне в электронку alisa2013.52@yandex.ru Дело в том, что я заказывала сертификаты по почте на свои помещённые рабооты, но получить я их не смогла (меня не было дома весь декабрь), и сертификаты были возвращены назад. убедительная просьба отправьте их снова, и я ещё заказала. Всё будет получено.