Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.
- продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, пользоваться терминами.
- формировать научно-материалистического мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetno.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.
- продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, пользоваться терминами.
- формировать научно-материалистического мировоззрения.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: таблицы по общей биологии, индивидуальные карточки задания, «Экран учёта знаний»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Учёт и контроль знаний
К уроку заранее готовится «экран учёта знаний». За каждый элемент знаний ученик получает отметку, которая выставляется в соответствующую графу экрана. Листки с выполненным заданием кладутся на край стола. За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка.
Ф.И.О. | Понятийный диктант | Задания на установление | Блицопрос по теме. | Узнай биологический объект | Письменное задание. | Итоговая оценка |
1. Понятийный диктант (5-6 мин.)
Вариант 1
Ф.И.О. | ||
Определение | Пояснение | Отметка |
Фотосинтез | ||
Ассимиляция | ||
Транскрипция | ||
Критерии оценки: |
Ф.И.О. | ||
Определение | Пояснение | Отметка |
Хемосинтез | ||
Диссимиляция | ||
Трансляция | ||
Критерии оценки: |
2. Задания на установление соответствия. (5-6 мин.)
Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).
Вариант 1
Ф.И.О. | ||
Органоиды | Ответ | Характеристики. |
1) Плазматическая мембрана | А) Синтез белка | |
Критерии оценки: Нет ни одной ошибки – «5», |
Вариант 2
Ф.И.О. | ||
Органоиды | Ответ | Характеристики. |
1) Пластиды | А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке. | |
Критерии оценки: Нет ни одной ошибки – «5», |
3. Вопросы для блицопроса по теме. (12-15 мин.)
Учащиеся отвечают на вопросы по цепочки. В зависимости от наполняемости класса по 2-3 вопроса. Устный ответ должен быть кратким, чётким, мотивированным.
- Какие организмы называются гетеротрофами? Приведите примеры.
- Какие организмы называются автотрофами? Перечислите их.
- В каких органах растения протекает фотосинтез?
- В каких органоидах протекает фотосинтез?
- В каких отделах хлоропласта осуществляется световая фаза фотосинтеза?
- Что такое фотолиз? Какой процесс он сопровождает?
- Какие вещества поглощаются растениями при фотосинтезе?
- Какие вещества синтезируются в световой фазе?
- Какие вещества синтезируются в темновой фазе?
- Какие вещества выделяются растениями при фотосинтезе?
- Может ли темновая фаза протекать на свету?
- Может ли световая фаза протекать в темноте?
- Какое вещество является источником кислорода при фотосинтезе?
- Какое вещество является источником электронов при фотосинтезе?
- Что такое анаболизм?
- Что такое катаболизм?
- Назовите три этапа дыхания
- В какой части клетки протекает 1-й этап?
- Что такое субстрат дыхания?
- Какой субстрат дыхания даёт наибольшее количество энергии?
- Какой субстрат дыхания разрушается в первую очередь?
- В какие вещества превращаются белки в подготовительном этапе дыхания?
- В какие вещества превращаются жиры в подготовительном этапе дыхания?
- В какие вещества превращаются углеводы в подготовительном этапе дыхания?
- В какой части клетки протекает 2-й этап дыхания?
- Назовите продукт гликолиза у растений.
- Назовите продукт гликолиза у животных?
- В какой части клетки протекает 3-й этап дыхания?
- Сколько молекул АТФ образуется при аэробном дыхании?
- Сколько молекул АТФ образуется при анаэробном дыхании?
- Сколько видов аминокислот принимает участие в биосинтезе белка?
- Сколько нуклеотидов входит в триплет?
- Что такое генетический код?
- Какое свойства генетического кода характеризуется тем, что одна аминокислота кодируется несколькими разными кодонами?
- Какое свойства генетического кода характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует только одну аминокислоту?
- Что такое универсальность генетического кода? Как называется 1-й этап биосинтеза –считывание информации с ДНК на РНК?
- В какой части клетки происходит транскрипция?
- Как называется 2-й этап биосинтеза – построение белка на рибосоме?
- В какой части клетки происходит трансляция?
- Какое вещество доставляет аминокислоты к рибосоме?
- Что такое комплементарность?
Критерии оценки:
3 правильных ответа – «5»,
2 правильных ответа – «4»
1 правильный ответ – «3»
нет правильных ответов – «2»
4. Узнай органеллу клетки. (2-3 мин.)
Задание с использованием рисунков. Подписать органеллы клетки. (Приложение 1)
5. Задания для письменного ответа. (10 мин.)
Каждый ученик выполняет задание индивидуально и сдаёт его в конце урока.
Вариант 1
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующую структуру: ТГГ ТАТ ЦАГ ГТТ ЦЦТ. Определите нуклеотидный состав и-РНК, аминокислотный состав полипептида (используя таблицу генетического кода) и общее количество водородных связей в участке молекулы ДНК.
Вариант 2
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующую структуру АТА ГЦТ ГАА ЦГГ АЦТ. Определите нуклеотидный состав и-РНК, аминокислотный состав полипептида (используя таблицу генетического кода) и общее количество водородных связей.
III. Подведение итогов (1-2 мин.)
Учитель собирает карточки с заданиями, проверяет их и выставляет отметки в экран учёта знаний. Результаты зачета сообщает на следующий урок.
IV. Домашнее задание (1 мин.)
Вспомнить, что вы знаете о размножении в органическом мире? Значение терминов из рубрики «Вспомните» § 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" 8 класс
Комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала по теме "Пищеварение. Обмен веществ"....
Интегрированный урок "Биохимический взгляд на обмен веществ"
Разработка интегрированного урока по химии и биологии...
Обобщающий урок по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция» « Выделение»
Выполнение разноуровневых тестов. 8 клас...
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Презентация к уроку "Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма"
Презентация может быть использована к уроку биологии 8 класс....
Технологическая карта урока тема 9 класс "Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез"
Технологическая карта урока, Пасечник В.В. "Линия Жизни"...