Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Использование интерактивной доски на уроке при проведении лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_petuhova_ga.docx | 33.98 КБ |
rast_kletka_6_kl.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Чехова.
Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»
Автор: учитель биологии
МБОУ СОШ №3 г. Чехова
Петухова
Галина Александровна
Чехов- 2013
Тема урока: Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»
Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.
Задачи:
образовательные:
- изучить строение растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;
- сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;
воспитательные:
- закрепить - навык исследовательской работы;
- развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
развивающие:
- продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
- формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
- конкретизировать основные понятия темы.
Тип урока: комбинированный
практическое применение знаний (практическая групповая работа)
Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; таблицы «Строение растительной клетки», «Увеличительные приборы». Компьютер, проектор, интерактивная доска. Ресурсы сети Интернет
Ход урока
№ | Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. 2. 3 4 5 6 | Орг. момент. Проверка дом. задания. Контроль знаний и умений учащихся Актуализация новых знаний Изучение нового материала Закрепление материала. Подведение итогов Домашнее задание Рефлексия. | №1 №2 № 3,4,5 №7 №8 №9 №10 №11 и 12 №13 №14 и 15 №16 | Приветствие. Постановка цели урока. Проверка домашнего задания. Так как тема «Строение клетки» достаточно сложная, то задания для проверки знаний предусматривают не только проверить уровень усвоения, но и откорректировать и закрепить полученные сведения у всех детей. Поэтому задания выполняются у интерактивной доски с использованием плакатов «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки». Используя таблицу «Увеличительные приборы» рассказать строение микроскопа» Используя таблицу «Строение клетки» рассказать о строении клетки» Подготовить микроскоп к работе. На интерактивной доске выполнить следующее задание «Найти лишнее» (необходимо подчеркнуть лишнее понятие и объяснить почему так решил). а/ ядро, вакуоль, цитоплазма, клетка. б/ микроскоп, телескоп, ручная лупа, штативная лупа. в/ хлоропласты, лейкопласты, вакуоль, хромопласты. г/ клеточная стенка, ядро, митохондрии, вакуоль. На интерактивной доске написаны термины, в которых пропущены буквы, необходимо вставить их и объяснить значение термина: Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка, хл_р_пласт, хл_р_фи__, м_т_хондрия, хр_м_пласт, ц_л_юлоза, п_гмент. Фронтальный опрос Назовите части светового микроскопа и их значение. назовите основные правила работы с микроскопом. Как приготовить микропрепарат. (беседа учителя с просмотром презентации на интерактивной доске «Особенность растительной клетки») Клетка – структурная единица организма. Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоли и пластиды Цитоплазма как внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки. Клеточное ядро и его ведущая роль в процессах жизнедеятельности клетки. Вакуоли и их роль в клетках растительных организмов: вакуоль как резервуар, содержащий клеточный сок, запасные питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности клетки. Пластиды Наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки – отличительная особенность клеток растений Понятие ткани, виды ткани растений. Выполнить задание № 2 в рабочей тетради №1. Выполнить лабораторную работу №3 – «Знакомство с клетками растений» При выполнении лабораторной работы применяются методы, которые наиболее полно реализуют способности ребенка, учащиеся делают вывод, оформляют рисунок в тетради на печатной основе. Учитель: Вспомним правила приготовления микропрепарата. Для приготовления временного влажного препарата кожицы лука вам необходимо в первую очередь настроить микроскоп. После этого на предметное стекло я капаю каплю воды. Зачем? Учитель комментирует каждую версию (тактично подводя к правильному ответу). Учитель: Я беру небольшой кусочек сочной кожицы лука. Почему небольшой? Учитель: Пинцетом с внутренней стороны снимаю тонкую кожицу. Кладу в каплю на предметном стекле и аккуратно расправляю препаровальной иглой. Накрываю сверху покровным стеклом. Зачем? Учитель: Верно. Но и для того, чтобы не запачкать объектив, если при настройки резкости он коснется препарата. И ставим наш препарат под микроскоп. Сейчас вы сами приготовите микропрепараты кожицы лука, покажите мне и самое главное, вы составите отчет по результатам нашей лабораторной работы. В тетради на печатной основе задание № вам необходимо зарисовать несколько клеток, что вы увидите под микроскопом, обозначить ее части (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро). При рассмотрении клеток они не увидят ядро и тогда учитель объясняет, что в таком препарате ядро увидеть крайне сложно, а вот если добавить слабый раствор иода (капнуть на край покровного стекла), то через некоторое время можно увидеть окрашенное ядро. Учитель: Ребята, вы выполнили эту работу. Скажите, какие органоиды вы не увидели в данном препарате? Учитель: Для того чтобы увидеть хлоропласты мы приготовим еще один препарат листа элодеи. Принцип приготовления тот же самый. Приготовьте препарат. Посмотрите его под микроскопом и зарисуйте одну клетку, обозначив ее составные части. По завершению работы учащиеся убирают рабочее место, сдают тетради с выполненной работой. Для закрепления правила приготовления препарата можно использовать задание № в тетради на печатной основе. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отработали навык работы с микроскопом, приготовления влажных препаратов, повторили строение клеток, устройство микроскопа и правила работы с ним. Молодцы! Подводятся итоги урока, выставляются оценки § 7-8, вопросы после параграфа. | Слушают, записывают цель урока в тетради Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения. Отвечают по очереди Слушают объяснение учащихся и делают записи в тетрадях. Учащиеся: (предлагают несколько версий ) Чтобы лучше было видно. Свет проходил. Просто так. Чтобы клетка не высохли и не погибли. Учащиеся: Чтобы кожица не высохла. Учащиеся приступают к работе. Учащиеся: Хлоропласты, хромопласты. Записывают домашнее задание в дневник. |
Технологическая карта урока с использованием ИКТ
Предмет | биология | ||||
Класс | 6 | ||||
Тема урока | Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом», «Пластиды в клетках листа элодеи». | ||||
№ урока по теме | 2 | ||||
Тип урока | Комбинированный. Практическое применение знаний (практическая групповая работа) | ||||
Цель урока | Сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма | ||||
Задачи урока | образовательные:
воспитательные:
развивающие:
| ||||
№ | Структурный элемент урока | Использование средств ИКТ | Продукт | Примечание | |
1 | Организация начала занятия. | Используемые средства ИКТ | Видео | видеофрагмент «Растительная клетка» | |
Цель использования ИКТ | Создать эмоциональный настрой учащихся на урок | ||||
Методическое назначение ИКТ | Демонстрация | ||||
Вид деятельности учащихся с ИКТ | Фронтальная работа (просмотр видеофрагмента) | ||||
Длительность работы с ИКТ | 1 мин | ||||
Программное обеспечение ИКТ | Проигрыватель Windows Media, Internet Explorer | ||||
Аппаратное обеспечение ИКТ | Компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||
Ресурсы сети Интернет | |||||
2 | Актуализация новых знаний | Используемые средства ИКТ | презентация | презентация «Особенность растительной клетки» | Используется готовая презентация с имеющегося диска |
Цель использования ИКТ | Наглядное пособие | ||||
Методическое назначение ИКТ | Демонстрация | ||||
Вид деятельности учащихся с ИКТ | Фронтальная работа | ||||
Длительность работы с ИКТ | 10 мин | ||||
Программное обеспечение ИКТ | Microsoft Office PowerPoint | ||||
Аппаратное обеспечение ИКТ | Компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||
3 | Изучение нового материала Лабораторная работа | Используемые средства ИКТ | иллюстрация | Микропрепарат «Клеточное строение кожицы лука» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ | |
Цель использования ИКТ | Наглядное пособие | ||||
Методическое назначение ИКТ | Демонстрация | ||||
Вид деятельности учащихся с ИКТ | Фронтальная работа | ||||
Длительность работы с ИКТ | 10 мин | Рисунок демонстрируется в ходе выполнения лабораторной работы | |||
Программное обеспечение ИКТ | Internet Explorer | ||||
Аппаратное обеспечение ИКТ | Компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||
Ресурсы сети Интернет | |||||
4 | Закрепление материала | Используемые средства ИКТ | мультимедиа, тест он-лайн | Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ | |
Цель использования ИКТ | Отработка понятий, закрепление материала | ||||
Методическое назначение ИКТ | Компьютер, проектор, интерактивная доска | ||||
Вид деятельности с ИКТ | Индивидуальная работа | ||||
Длительность работы с ИКТ |
5 мин | ||||
Программное обеспечение ИКТ | Internet Explorer | ||||
Аппаратное обеспечение ИКТ | Компьютер, проектор, интерактивная доска. | ||||
Ресурсы сети Интернет | |||||
5 | Домашнее задание | Вид деятельности учащихся | Фронтальная работа | Запись в дневник | |
6 | Рефлексия | Вид деятельности учащихся | Индивидуальная, выставление оценок в дневник. | Самоанализ. Подведение итогов | |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.
- Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Приготовление препарата чешуи кожицы лука
урок биологии в 6 классе. Лабораторная работа .2 Приготовление и рассматривание чешуи кожицы лука....
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»...
Презентация "Приготовление препарата кожицы чешуи лука" 5 класс
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мираЗадачи:- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности строения и...
Технологическая карта лабораторной работы « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Технологическая карточка проведения лабораторной работы...
Лабораторная работа « Приготовление препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа по биологии...
Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»....