Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Петухова Галина Александровна

Использование интерактивной доски на уроке при проведении лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petuhova_ga.docx33.98 КБ
Office presentation icon rast_kletka_6_kl.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3  г. Чехова.

Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»

Автор: учитель биологии

МБОУ СОШ №3 г. Чехова

Петухова

Галина Александровна

Чехов- 2013

Тема урока: Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»

Цель: отработать   практические навыки  работы с микроскопом и микропрепаратами.

Задачи:

образовательные: 

  1. изучить строение растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;
  2. сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;

воспитательные: 

  1. закрепить - навык исследовательской работы;
  2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

развивающие: 

  1. продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
  2. формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
  3. конкретизировать основные понятия темы.

Тип урока: комбинированный

практическое применение знаний (практическая групповая работа)

Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один  на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; таблицы «Строение растительной клетки», «Увеличительные приборы». Компьютер, проектор, интерактивная доска. Ресурсы сети Интернет

      Ход урока

Этапы урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

2.

3

4

5

6

Орг. момент.

Проверка дом. задания.

Контроль знаний и умений учащихся

Актуализация новых знаний

Изучение нового материала

Закрепление материала.

Подведение итогов

Домашнее задание

Рефлексия.

№1

№2

№ 3,4,5

№7

№8

№9

№10

№11 и 12

№13

№14 и 15

№16

            Приветствие. Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания. Так как тема «Строение клетки» достаточно сложная, то задания для проверки знаний предусматривают не только проверить уровень усвоения, но и откорректировать и закрепить полученные сведения у всех детей. Поэтому задания выполняются у интерактивной доски с использованием плакатов «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки».

Используя таблицу «Увеличительные приборы» рассказать строение микроскопа»

Используя таблицу «Строение клетки» рассказать о строении клетки»

Подготовить микроскоп к работе.

На интерактивной доске выполнить следующее задание «Найти лишнее» (необходимо подчеркнуть лишнее понятие и объяснить почему так решил).

а/ ядро, вакуоль, цитоплазма, клетка.

б/ микроскоп, телескоп,  ручная лупа, штативная лупа.

в/ хлоропласты, лейкопласты, вакуоль, хромопласты.

г/ клеточная стенка, ядро, митохондрии, вакуоль.

На интерактивной доске написаны термины, в которых пропущены буквы, необходимо вставить их и объяснить значение термина:

Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка, хл_р_пласт, хл_р_фи__, м_т_хондрия, хр_м_пласт, ц_л_юлоза, п_гмент.

Фронтальный опрос

Назовите части светового микроскопа и их значение.

назовите основные правила работы с микроскопом.

Как приготовить микропрепарат.

 (беседа учителя с просмотром презентации на интерактивной доске «Особенность растительной клетки»)

Клетка – структурная единица организма.

Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоли и пластиды  

Цитоплазма как внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки.

Клеточное ядро и его ведущая роль в процессах жизнедеятельности клетки.

Вакуоли и их роль в клетках растительных организмов: вакуоль как резервуар, содержащий клеточный сок, запасные питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности клетки. Пластиды  

Наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки – отличительная особенность клеток растений

Понятие ткани, виды ткани растений.

Выполнить задание № 2 в рабочей тетради №1. Выполнить лабораторную работу №3 – «Знакомство с клетками растений» 

При выполнении лабораторной работы применяются  методы, которые наиболее полно  реализуют способности ребенка, учащиеся делают вывод, оформляют рисунок в тетради на печатной основе.

Учитель: Вспомним правила приготовления микропрепарата. Для приготовления временного влажного препарата кожицы лука вам необходимо в первую очередь настроить микроскоп. После этого на предметное стекло я капаю каплю воды. Зачем?

Учитель комментирует каждую версию (тактично подводя к правильному ответу).

Учитель: Я беру  небольшой кусочек сочной кожицы лука. Почему небольшой? 

Учитель: Пинцетом с внутренней стороны снимаю тонкую кожицу. Кладу в каплю на предметном стекле и аккуратно расправляю препаровальной иглой. Накрываю сверху покровным стеклом. Зачем?

Учитель: Верно. Но и для того, чтобы не запачкать объектив, если при настройки резкости он коснется препарата. И ставим наш препарат под микроскоп. Сейчас вы сами приготовите микропрепараты кожицы лука, покажите мне и самое главное, вы составите отчет по результатам нашей лабораторной работы. В тетради на печатной основе задание №   вам необходимо зарисовать несколько клеток, что вы увидите под микроскопом, обозначить ее части (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

При рассмотрении клеток они не увидят ядро и тогда учитель объясняет, что в таком препарате ядро увидеть крайне сложно, а вот если добавить слабый раствор иода (капнуть на край покровного стекла), то через некоторое время можно увидеть окрашенное ядро.

Учитель: Ребята, вы выполнили эту работу. Скажите, какие органоиды вы не увидели в данном препарате?

 Учитель: Для того чтобы увидеть хлоропласты мы приготовим еще один препарат листа элодеи. Принцип приготовления тот же самый. Приготовьте препарат. Посмотрите его под микроскопом и зарисуйте одну клетку, обозначив ее составные части.

 По завершению работы учащиеся убирают рабочее место, сдают тетради с выполненной работой. Для закрепления правила приготовления препарата можно использовать задание №   в тетради на печатной основе.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отработали навык работы с микроскопом, приготовления влажных препаратов, повторили строение клеток, устройство микроскопа и правила работы с ним. Молодцы! Подводятся итоги урока, выставляются оценки

§ 7-8, вопросы после параграфа.

Слушают, записывают цель  урока в

тетради

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения.

Отвечают по очереди

Слушают объяснение учащихся и делают записи в тетрадях.

Учащиеся: (предлагают несколько версий )

Чтобы лучше было видно.

 Свет проходил.

Просто так.

Чтобы клетка не высохли и не погибли.

Учащиеся: Чтобы кожица не высохла.

Учащиеся приступают к работе.

Учащиеся: Хлоропласты, хромопласты.

Записывают домашнее задание в дневник.

  Технологическая карта урока с использованием ИКТ

Предмет

биология

Класс

6

Тема урока

 Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом», «Пластиды в клетках листа элодеи».

№ урока по теме

2

Тип урока

Комбинированный.

Практическое применение знаний (практическая групповая работа)

Цель урока

Сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма

Задачи урока

образовательные: 

  1. изучить строение растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;
  2. сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;

воспитательные: 

  1. закрепить - навык исследовательской работы;
  2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

развивающие: 

  1. продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
  2. формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
  3. конкретизировать основные понятия темы.

Структурный элемент урока

Использование средств ИКТ

Продукт

Примечание

1

Организация начала занятия.

Используемые средства ИКТ

Видео

видеофрагмент «Растительная клетка»  

Цель использования ИКТ

Создать эмоциональный настрой учащихся на урок

Методическое назначение ИКТ

Демонстрация

Вид деятельности учащихся с ИКТ

Фронтальная работа (просмотр видеофрагмента)

Длительность работы с ИКТ

1 мин

Программное обеспечение ИКТ

Проигрыватель Windows Media, Internet Explorer

Аппаратное обеспечение ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Ресурсы сети Интернет

http://school-collection.edu.ru/

2

Актуализация новых знаний

Используемые средства ИКТ

презентация

презентация «Особенность растительной клетки»

Используется готовая презентация с имеющегося диска

Цель использования ИКТ

Наглядное пособие

Методическое назначение ИКТ

Демонстрация

Вид деятельности учащихся с ИКТ

Фронтальная работа

Длительность работы с ИКТ

10 мин

Программное обеспечение ИКТ

Microsoft Office PowerPoint

Аппаратное обеспечение ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска

3

Изучение нового материала

Лабораторная работа

Используемые средства ИКТ

иллюстрация

Микропрепарат «Клеточное строение кожицы лука»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 

Цель использования ИКТ

Наглядное пособие

Методическое назначение ИКТ

Демонстрация

Вид деятельности учащихся с ИКТ

Фронтальная работа

Длительность работы с ИКТ

      10 мин

Рисунок демонстрируется в ходе выполнения лабораторной работы

Программное обеспечение ИКТ

Internet Explorer

Аппаратное обеспечение ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Ресурсы сети Интернет

http://school-collection.edu.ru/

4

Закрепление материала

Используемые средства ИКТ

мультимедиа, тест он-лайн

Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/   

Цель использования ИКТ

Отработка понятий, закрепление материала

Методическое назначение ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Вид деятельности с ИКТ

Индивидуальная работа

Длительность работы с ИКТ

 

     5 мин

Программное обеспечение ИКТ

Internet Explorer

Аппаратное обеспечение ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ресурсы сети Интернет

http://school-collection.edu.ru/

5

Домашнее задание

Вид деятельности учащихся

Фронтальная работа

Запись в дневник

6

Рефлексия

Вид деятельности учащихся

Индивидуальная, выставление оценок в дневник.

Самоанализ.

Подведение итогов

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6  класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.
  5. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

Приготовление препарата чешуи кожицы лука

урок биологии в 6 классе. Лабораторная работа .2 Приготовление и рассматривание чешуи кожицы лука....

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»...

Презентация "Приготовление препарата кожицы чешуи лука" 5 класс

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мираЗадачи:- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности  строения  и...

Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»....