Вегетативные органы растения
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок обобщения в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vegetativnye_organy_rasteniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации

МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

Вегетативные органы растения

Паспорт открытого урока по биологии

                                                                       Максимова И.А.,

                                                                                       учитель химии и биологии

                                                                                       первой квалификационной

                                                              категории

Оршанка

2011

Паспорт открытого урока.

  1. Класс 6 «б»
  2. Ступень - основная

3.        Место проведения - 15 кабинет

  1. Продолжительность - 45 минут
  2. Предмет - биология
  3. Программа - автор Понамарева И.Н.
  4. Тема урока - Вегетативные органы растения.
  5. Тип урока - урок обобщения
  1. Цель урока - обобщить и закрепить знания учащихся о вегетативных органах растения.

10.Задачи урока:

    10.1.Образовательные:

10.1.1. Систематизировать и закрепить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения вегетативных органов растения и взаимосвязи их строения и функций.

10.1.2.        Актуализировать знания учащихся о функциях корня,
стебля и листа.

10.2. Развивающие:

10.2.1.Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи при выполнении заданий. 10.2.2.Формировать навыки работы с натуральными объектами.

  1. Развивать коммуникативные навыки работы в парах.
  2. Развивать у детей интерес к изучению биологических явлений и понятий.

10.3. Воспитательные:

10.3.1. Воспитывать культуру общения.

10. 3.2. Воспитывать уважительное отношение к ответам

товарищей.

10.3.3. Осуществлять экологическое воспитание

  1. Основной дидактический метод: частично поисковый
  1. Частные методы и приемы: побуждающий и подводящий диалоги, индивидуальные ответы, метод демонстрации слайдов, работа с натуральными объектами
  2. Дидактические средства: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, гербарии, натуральные объекты

       ( побеги липы, черемухи и сирени).

14.Список использованных источников:

14.1. Пономарева И.Н. и др. Биология (растения, бактерии, грибы, лишайники): учебник биологии для бкл. оыцеобраз.учрежд./ И.И.Пономарева, О.А.Корнилова и др..- М: Вентана-граф,2004. -233с.

 14.2. http:// festival, lseptember.ru

ПЛАН  УРОКА

1.Организация начала урока        

    1.1 Приветствие  учащихся и гостей

    1.2  Подготовка учащихся к работе

2. Мотивация учебной деятельности

    2.1 Постановка целей урока

3. Обобщение и систематизация знаний.

    3.1 Орган. Вегетативные и генеративные органы растения

    3.2 Строение корня

    3.3 Строение побега

    3.4 Вегетативные и генеративные почки.

    3.5 Физкультминутка

    3.6 Строение листа

    3.7 Строение стебля

4. Итоги урока.

5. Рефлексия.

6. Оценивание работы на уроке.

7. Домашнее задание

     7.1 Пояснение домашнего задания

8. Организованное завершение урока.

  1. Организация начала урока. (СЛАЙД 1)

Ученики, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

  1. Постановка цели – мотивация. (СЛАЙД 2)

    В течение нескольких уроков мы знакомились со строением, значением органов растения.  На этом уроке мы обобщим изученный вами материал и закрепим все полученные знания.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

          Каждый человек соприкасается с живой природой – растениями, животными, микроорганизмами. Чтобы сохранить живую природу во всем ее многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы, в каких условиях они живут и развиваются, какую роль играют в природе, в чем их ценность для людей. Все это изучает наука - …..(биология). Знакомство с этой наукой вы начали с изучения царства растений.

  1. Назовите общие признаки растений? (имеют хлорофилл, образуют на свету органические вещества, почти все ведут неподвижный образ жизни)
  2. Как называется наука изучающая это царство?        

 СЛАЙД 3    Ботаника – это наука, которая занимается изучением растений.

Мир растений огромен и удивителен. Среди них есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы. Такие растения называют ….(низшими) Но есть растения, тело которых состоит из органов и такие растения называют …(высшими).

 Нет корней, стеблей, листьев        Есть корень, побег
                (водоросли)                                                              (Мхи. Папоротники.
                                                                                              Голосеменные. Покрытосеменные)

СЛАЙД 4. Таким образом, растения делятся на группы по наличию или отсутствию органов. Тогда что же называют  органом?  

Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме.

У растений органы делят на две большие группы – генеративные и вегетативные.

  1. Какие функции они выполняют? (Вегетативные - это органы, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой. К ним относятся – корень и побег. Органы, отвечающие за размножения, называются генеративными. К ним относятся – цветок и  плод с семенами.)

СЛАЙД 5 Вегетативные органы растения. (в тетради число и тему урока)

Давайте более подробно еще раз вспомним строение и значение вегетативных органов растения.

СЛАЙД 6. Корень и побег – главные вегетативные органы растения, делящие  его на две части.  Побег это НАДЗЕМНАЯ часть растения , Корень – ПОЛЗЕМНАЯ.

СЛАЙД 7.

  1. Какая часть растения называется побегом? ( Стебель,  с расположенными на нем листьями и почками.)
  2. Какая часть растения называется корневой системой?   (Все корни растения)

СЛАЙД 8.   Корень

Корень – один из основных вегетативных органов растения

  1. Какие типы корневых систем вы знаете?
  2. Чем они отличаются друг от друга?
  3.   Какие корни образуют корневую систему растения?

СЛАЙД 9. Найди ошибку (поменять боковые с придаточными)

 СЛАЙД 10. Внутреннее строение корня.

      Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня и какое они имеют значение?

 

СЛАЙД 11.  Строение корня напрямую связано с функциями, которые он выполняет. Корень имеет очень важное значение для растений.  Какие функции выполняет корень?

  1. Закрепляет растение в почве.( якорная функция)
  2. Всасывает воду и растворенные  в ней минеральные вещества.(проводниковая).
  3. Накапливает запасные  питательные вещества.(запасающая)
  4. Вегетативное размножение растений.

СЛАЙД 12.   Найдите лишнее.

Почему вы так считаете? ( луковица является видоизмененным побегом.

.

  СЛАЙД 13. Побег.

Побег, как и корень, - один из основных органов высшего растения.

  1. Что мы называем побегом растения?

   Побег – часть стебля с расположенными на нем листьями и почками.

Стебель

Ось побега растения.
Опора растения, проводит питательные вещества, осуществляет связь между корнями и листьями

Листья

Боковая часть побега.
 Необходимы для дыхания,
 образования питательных веществ, испарения воды.

Почки

Зачаточный побег
(листовой и цветочный)

 

    СЛАЙД 14.  Какое строение имеет побег? У вас сна столах имеются три побега: сирени, липы, черемухи. В парах, негромко, повторите строение побега, определите тип листорасположения. Кто затрудняется может воспользоваться слайдом.

  1. Стебель состоящий из узлов и междоузлий.
  2. Лист
  3. Верхушечная почка
  4. Боковые почки.

СЛАЙД 15. Очень большую роль на побеге играет почка, так как представляет собой зачаток нового побега.

  1. Какие виды почек вам известны?
  2. Чем генеративная почка отличается от вегетативной?  

   ( Кроме зачаточных листьев и почек в ней есть еще и зачаточные бутоны.  

          И они более крупные и округлые)

СЛАЙД 16. Физкультминутка.

                      Я вышла в сад, осенний сад (Ходьба на месте)

                                     На ветках яблоки висят, («Фонарики»)

                                     Качает ветер ветки (взмахи руками)

                                     Я в руки яблоки беру –

                                     Веселые, как лето ( потянуться вверх)

                                      Закаты на одном боку

                                     А на другом рассветы (Повороты туловища)

СЛАЙД 17. Лист – один из основных органов  растения, занимающий боковое положение  на побеге.

     Опишите внешнее строение  листа? ( выполняют работу в тетрадях)

  1. Листовая пластинка
  2. Черешок
  3. Прилистники
  4. Основание листа
  5. Жилки

СЛАЙД 18. На какие группы можно разделить листья?(простые и сложные)

                     Чем они отличаются друг от друга? ( У простых листьев к черешку крепится одна листовая пластинка, а у сложных несколько)

У вас на столах лежат гербарии. Разложите предложенные вам растения по строению листьев.

   СЛАЙД 19. Лист играет огромную роль в жизни растения. Он выполняет функции  без которых на Земле бы остановилась жизнь. Давайте расшифруем значение основных его функций?

СЛАЙД 20.  Не менее важную роль в жизни растения играет и стебель растения. Стебель – это осевая часть побега.

СЛАЙД 21.  Вспомним внутреннее строение стебля на поперечном разрезе.

  1. Запишите в тетради из каких частей он состоит?

СЛАЙД 22 Найди лишнее.

 Ребята, Вам надо не только определить, какой рисунок лишний, но и объяснить, почему вы так считаете.

  1. Итоги урока.
  2. Рефлексия

             1. Были ли задания урока для вас понятными?

             2. Как вы чувствовали себя на уроке?

              3. Какова ваша оценка урока?

    Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, вам были понятны все задания и вы знали на них ответы – поднимите оранжевые листочки.

 

     Если вы чувствуете, что у вас остались пробелы

в знаниях и вы не на все вопросы знали ответы – поднимите зелененькие  листочки.

  1. Комментирование оценок.
  2. Д/З. Составить кроссворд по любому из вегетативных органов.
  3. Организованное завершение урока.

Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по теме "Вегетативные органы растения", 6 класс

Урок содержит конспект и презентацию. итоги урока не подрозумевают отрицательные оценки, что способствует большей заинтересованности и активности учащихся. Применяя различные формы контроля, можно ср...

Материал для подготовки к ГИА по теме Строение покрытосеменных растений. Вегетативные органы.

Дидактический материал для подготовки к ГИА для учащихся 9 класса....

Презентация урока "Вегетативные органы размножения растений".

Обобщающий урок по теме:"Вегетативные органы размножения растений". Презентация урока биологии в 6 классе....

Презентация к уроку "Вегетативные органы растений"

Презентация  соответствует программным  требованиям. Может использоваться  на  уроках по  теме "Корень", "Побег", а  также при подготовке к ГИА. Раскрывает  основные...

Контрольная работа "Вегетативные органы цветковых растений", 6 класс

Контрольная работа по курсу "Растения", 6 класс, после изучения вегетативных органов покрытосеменных растений: корень, побег, лист, содержит три варианта....

Тест Вегетативные органы растений.

Тест для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по биологии....

Тренировочный тест ЕГЭ по биологии по теме: "Вегетативные органы растения"

Данный тест предназначен для учащихся, которые занимаются биологией на профильном уровне обучения...