ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Кратко изложен материал по разделу Ботаника(Бактерии, Водоросли, Грибы, Мхи) для подготовки к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Водоросли2.92 МБ
Файл Мхи707.21 КБ
Файл Бактерии759.07 КБ
Файл Грибы1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Царство Растения.

Высшие споровые растения.

Отдел Моховидные.

 Класс Печёночники                                         Класс Листостебельные

(печёночные мхи)                                                  (настоящие мхи)

,                                           

                    Маршанция                                     Риччия                                              Кукушкин лен                       Сфагнум

Характерные признаки мхов:

  1. низкорослые многолетние растения от 1 мм до 60 см высотой;
  2. тело может быть представлено слоевищем или разделено на листья и стебель;
  3. корней нет, всасывание происходит у большинства мхов при помощи ризоидов - выростов эпидермиса, либо через поры в клетках (сфагновые мхи);
  4. однодомные или двудомные растения;
  5. появляются обособленные ткани, лучше выраженные у листостебельных форм (ассимилирующая, механическая, проводящая);
  6. в жизненном цикле чередуются гаплоидное и диплоидное поколение, преобладает гаплоидный гаметофит;
  7. диплоидное поколение у мхов называют спорогон; он представляет собой коробочку со спорами (спорангий) на ножке; нижняя часть ножки образует присоску (гаусторий), которая внедряется в тело гаметофита; спорогон лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита(паразитирует)
  8. Продуктивность фотосинтеза в 40-50 раз меньше, чем у цветковых;
  9. Мелкие хлоропласты содержат в 5-10 раз меньше хлорофилла, чем цветковые;
  10. Для фотосинтеза достаточно 4% от полной освещенности;
  11. Могут в темноте поглощать углекислый газ и переводить его в органические соединения;
  12. У тундровых видов и всех печеночных мхов фотосинтез возможен при -14°С

Класс Печёночники

Тело маршанции представлено слоевищем в виде пластинки темно-зеленого цвета – многослойная ткань, содержащая крахмал. Специальные слизевые клетки (в области средней жилки) поглощают влагу путем набухания. Ризоиды (простые и язычковые) – по принципу капиллярности.

Маршанция

Класс Листостебельные мхи.

Мох сфагнум

 

  1. Способствует заболачиванию благодаря способности поглощать и удерживать влагу.
  2. Протонема(предросток) пластинчатая. По краям протонемы образуются почки, из которых формируются олиственные побеги.
  3. Прямостоячий (высотой 10-20 см) мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойные листья
  4.  Побеги ветвятся. Особи образуют плотные куртинки, хорошо всасывающие воду.
  5. Ризоиды имеются только на ранних стадиях развития (взрослые поглощают воду по принципу капиллярности). У взрослых мхов ризоидов нет.
  6. Листья однослойные из двух типов клеток – крупные мертвые водоносные в виде колец или спирали и живые фотосинтезирующие.
  7. однодомное растение. Спорофит – коробочки, гаметофит – зелёные побеги

У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды. Эти условия оказываются неблагоприятными для процессов гниения, что препятствует разложению сфагнума. Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. Бактерицидные свойства сфагнума определяет наличие в нем особого фенолоподобного вещества сфагнол, который угнетает рост и жизнедеятельность таких микроорганизмов, как кишечная палочка, холерный вибрион, золотистый стафилококк, сальмонелла и др.

В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений.


Класс Листостебельные мхи.

Мох Кукушкин лён

     

Своим названием он обязан внешним сходством с льном, находящимся в стадии «елочки» (молодые ростки льна).

  1. Растет крупными подушкообразными дернинами
  2. Стебель, густо покрытый листьями, достигает высоты 40 см.
  3. наличие ризоидов, волосков, играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ.
  4. У кукушкина льна листья зеленые
  5. Лист многослоен в центральной части и однослоен по краям.
  6. Мякоть листа составляют зелёные клетки, располагающиеся в виде столбиков.
  7. Гаметофит кукушкина льна - раздельнополое растение.
  8. Оплодотворение осуществляется подвижным сперматозоидами, которые во время дождя или при сильной росе, активно двигаясь в воде, проникают к яйцеклеткам и сливаются с ними
  9. Из зиготы здесь же на верхушке женского гаметофита вырастает спорофит, имеющий вид коробочки на длинной ножке
  10. Споры разносятся ветром и в благоприятных условиях из них вырастают стебли мха с листьями.



Предварительный просмотр:

Вирусы – неклеточная форма жизни.

  1. Занимают пограничное положение между неживой и живой природой
  2. Имеет очень маленькие размеры
  3. Строение: нуклеиновая кислота (ДНК,РНК) + белки
  4. Высокая скорость размножения

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

  1. Способность к размножению
  2. Наследственность
  3. Изменчивость
  4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям среды
  1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого
  2. Не потребляют пищи
  3. Не вырабатывают энергию
  4. Не растут
  5. Нет обмена веществ
  6. Не имеют клеточного строения

Надцарство Прокариоты (доядерные) –

не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество лежит в цитоплазме в виде кольцевой ДНК.В оболочке содержится хитин.

Бактерии                                                                Цианобактерии

(цианеи, сине-зелёные водоросли)

                                                     

Надцарство Эукариоты (ядерные) –

имеется четко оформленное ядро

Царство Растения                     Царство Животные                     Царство Грибы

- имеют пластиды

- автотрофы(фототрофы)

- оболочка состоит из 2х слоев: плазматическая мембрана и клеточная стенка (целлюлоза)

- запасное вещество крахмал

- неограниченный рост

- размножается половым и бесполым путем

- нет пластид

- гетеротрофы (паразиты и сапрофиты)

- оболочка состоит из 2х слоев: плазматическая мембрана и гликокаликс

- активно передвигаются

- запасное вещество гликоген

- размножается половым и бесполым путем


Типы питания живых организмов

Автотрофное                    Миксотрофное                   Гетеротрофное

Это питание при котором организмы сами синтезируют органические вещества из неорганических и используют внешний источник энергии (цианобактерии, бактерии, растения)

1) фототрофное – используют энергию солнечного света (цианеи, растения)

2) хемотрофное – используют энергию химических реакций (бактерии)

Это питание при котором организмы  питаются двумя способами- авто и гетеротрофно.

Это питание при котором организмы используют готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии)

  1. сапрофития – питание органическими веществами мертвых организмами или выделениями живых
  2. паразитизм -   питание органическими веществами живых организмов
  3. голозойное питание – питание которое включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание пищи (животные с пищеварительной системой)

а) хищничество – питание специально убитой добычей

б) фитофагия – питание растениями

в) всеядные организмы

Дыхание: 

  1. аэробное – живут в среде кислорода
  2. анаэробное – живут в бескислородной среде

Надцарство Прокариоты (доядерные).

Царство Бактерии.

Форма бактерий:

  1. Кокки – шаровидные
  2. Бациллы – палочковидные
  3. Вибрионы – в виде запятой
  4. Спириллы (спирохеты) – спиралевидные

Примеры: стрептококки, стафилококки, палочка Коха, вибрион холеры, бледная спирохета.

Дыхание: 

  1. аэробное – живут в среде кислорода
  2. анаэробное – живут в бескислородной среде

Питание:

  1. автотрофное (хемотрофы – серобактерии, железобактерии, нитробактерии)
  2. гетеротрофное (сапрофиты и паразиты)

Строение бактерии

  1. кольцевая ДНК
  2. цитоплазма
  3. оболочка

Размножаются  бесполым способом - делением пополам.

При неблагоприятных условия образуют споры.

Споры – способ перенесения неблагоприятных условий у бактерий.

Роль бактерии в природе и жизни человека:

Название бактерий

Роль в природе и жизни человека

Азотофиксирующие (клубеньковые)

Вступает в симбиоз с растениями семейства Бобовые. Фиксирует азот из воздуха

Бактерии гниения

Разрушают сложные органические вещества до простых органических веществ(перегноя). Обеспечивают разрушение трупов, листового опада.

Бактерии почвенные

Разрушают простые органические вещества до минеральных веществ. Перегной превращают в минеральные вещества

Молочно-кислые бактерии

Питаются сахаром, который содержится в молоке и образуют молочную кислоту

Болезнетворные бактерии

Являются возбудителями заболеваний человека и животных

Серобактерии, нитрофицирующие, железобактерии

Участвуют в круговороте серы; окисляют H2S, вызывают коррозию металлов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Подготовка к экзаменам

Данные материалы могут помочь учащимся подготовиться к экзаменам....

Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе

Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...

Тренажёр и тест "Подготовка к экзамену" (выполнение заданий части А)

Данный ресурс поможет проверить знания, необходимые учащимся для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку (часть А)....

Рекомендации для учащихся и родителей по подготовке к экзамену

Психологи и социологи дают ряд советов, как уменьшить стресс и получить лучший результат при сдаче экзаменов. Здесь приведены некоторые из наиболее полезных рекомендаций....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....