ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Кратко изложен материал по разделу Ботаника(Бактерии, Водоросли, Грибы, Мхи) для подготовки к экзаменам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Царство Растения.
Высшие споровые растения.
Отдел Моховидные.
Класс Печёночники Класс Листостебельные
(печёночные мхи) (настоящие мхи)
,
Маршанция Риччия Кукушкин лен Сфагнум
Характерные признаки мхов:
- низкорослые многолетние растения от 1 мм до 60 см высотой;
- тело может быть представлено слоевищем или разделено на листья и стебель;
- корней нет, всасывание происходит у большинства мхов при помощи ризоидов - выростов эпидермиса, либо через поры в клетках (сфагновые мхи);
- однодомные или двудомные растения;
- появляются обособленные ткани, лучше выраженные у листостебельных форм (ассимилирующая, механическая, проводящая);
- в жизненном цикле чередуются гаплоидное и диплоидное поколение, преобладает гаплоидный гаметофит;
- диплоидное поколение у мхов называют спорогон; он представляет собой коробочку со спорами (спорангий) на ножке; нижняя часть ножки образует присоску (гаусторий), которая внедряется в тело гаметофита; спорогон лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита(паразитирует)
- Продуктивность фотосинтеза в 40-50 раз меньше, чем у цветковых;
- Мелкие хлоропласты содержат в 5-10 раз меньше хлорофилла, чем цветковые;
- Для фотосинтеза достаточно 4% от полной освещенности;
- Могут в темноте поглощать углекислый газ и переводить его в органические соединения;
- У тундровых видов и всех печеночных мхов фотосинтез возможен при -14°С
Класс Печёночники
Тело маршанции представлено слоевищем в виде пластинки темно-зеленого цвета – многослойная ткань, содержащая крахмал. Специальные слизевые клетки (в области средней жилки) поглощают влагу путем набухания. Ризоиды (простые и язычковые) – по принципу капиллярности.
Маршанция
Класс Листостебельные мхи.
Мох сфагнум
- Способствует заболачиванию благодаря способности поглощать и удерживать влагу.
- Протонема(предросток) пластинчатая. По краям протонемы образуются почки, из которых формируются олиственные побеги.
- Прямостоячий (высотой 10-20 см) мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойные листья
- Побеги ветвятся. Особи образуют плотные куртинки, хорошо всасывающие воду.
- Ризоиды имеются только на ранних стадиях развития (взрослые поглощают воду по принципу капиллярности). У взрослых мхов ризоидов нет.
- Листья однослойные из двух типов клеток – крупные мертвые водоносные в виде колец или спирали и живые фотосинтезирующие.
- однодомное растение. Спорофит – коробочки, гаметофит – зелёные побеги
У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды. Эти условия оказываются неблагоприятными для процессов гниения, что препятствует разложению сфагнума. Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. Бактерицидные свойства сфагнума определяет наличие в нем особого фенолоподобного вещества сфагнол, который угнетает рост и жизнедеятельность таких микроорганизмов, как кишечная палочка, холерный вибрион, золотистый стафилококк, сальмонелла и др.
В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений.
Класс Листостебельные мхи.
Мох Кукушкин лён
Своим названием он обязан внешним сходством с льном, находящимся в стадии «елочки» (молодые ростки льна).
- Растет крупными подушкообразными дернинами
- Стебель, густо покрытый листьями, достигает высоты 40 см.
- наличие ризоидов, волосков, играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ.
- У кукушкина льна листья зеленые
- Лист многослоен в центральной части и однослоен по краям.
- Мякоть листа составляют зелёные клетки, располагающиеся в виде столбиков.
- Гаметофит кукушкина льна - раздельнополое растение.
- Оплодотворение осуществляется подвижным сперматозоидами, которые во время дождя или при сильной росе, активно двигаясь в воде, проникают к яйцеклеткам и сливаются с ними
- Из зиготы здесь же на верхушке женского гаметофита вырастает спорофит, имеющий вид коробочки на длинной ножке
- Споры разносятся ветром и в благоприятных условиях из них вырастают стебли мха с листьями.
Предварительный просмотр:
Вирусы – неклеточная форма жизни.
- Занимают пограничное положение между неживой и живой природой
- Имеет очень маленькие размеры
- Строение: нуклеиновая кислота (ДНК,РНК) + белки
- Высокая скорость размножения
Сходство с живыми организмами | Отличие от живых организмов |
|
|
Надцарство Прокариоты (доядерные) –
не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество лежит в цитоплазме в виде кольцевой ДНК.В оболочке содержится хитин.
Бактерии Цианобактерии
(цианеи, сине-зелёные водоросли)
Надцарство Эукариоты (ядерные) –
имеется четко оформленное ядро
Царство Растения Царство Животные Царство Грибы
- имеют пластиды
- автотрофы(фототрофы)
- оболочка состоит из 2х слоев: плазматическая мембрана и клеточная стенка (целлюлоза)
- запасное вещество крахмал
- неограниченный рост
- размножается половым и бесполым путем
- нет пластид
- гетеротрофы (паразиты и сапрофиты)
- оболочка состоит из 2х слоев: плазматическая мембрана и гликокаликс
- активно передвигаются
- запасное вещество гликоген
- размножается половым и бесполым путем
Типы питания живых организмов
Автотрофное Миксотрофное Гетеротрофное
Это питание при котором организмы сами синтезируют органические вещества из неорганических и используют внешний источник энергии (цианобактерии, бактерии, растения)
1) фототрофное – используют энергию солнечного света (цианеи, растения)
2) хемотрофное – используют энергию химических реакций (бактерии)
Это питание при котором организмы питаются двумя способами- авто и гетеротрофно.
Это питание при котором организмы используют готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии)
- сапрофития – питание органическими веществами мертвых организмами или выделениями живых
- паразитизм - питание органическими веществами живых организмов
- голозойное питание – питание которое включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание пищи (животные с пищеварительной системой)
а) хищничество – питание специально убитой добычей
б) фитофагия – питание растениями
в) всеядные организмы
Дыхание:
- аэробное – живут в среде кислорода
- анаэробное – живут в бескислородной среде
Надцарство Прокариоты (доядерные).
Царство Бактерии.
Форма бактерий:
- Кокки – шаровидные
- Бациллы – палочковидные
- Вибрионы – в виде запятой
- Спириллы (спирохеты) – спиралевидные
Примеры: стрептококки, стафилококки, палочка Коха, вибрион холеры, бледная спирохета.
Дыхание:
- аэробное – живут в среде кислорода
- анаэробное – живут в бескислородной среде
Питание:
- автотрофное (хемотрофы – серобактерии, железобактерии, нитробактерии)
- гетеротрофное (сапрофиты и паразиты)
Строение бактерии
- кольцевая ДНК
- цитоплазма
- оболочка
Размножаются бесполым способом - делением пополам.
При неблагоприятных условия образуют споры.
Споры – способ перенесения неблагоприятных условий у бактерий.
Роль бактерии в природе и жизни человека:
Название бактерий | Роль в природе и жизни человека |
Азотофиксирующие (клубеньковые) | Вступает в симбиоз с растениями семейства Бобовые. Фиксирует азот из воздуха |
Бактерии гниения | Разрушают сложные органические вещества до простых органических веществ(перегноя). Обеспечивают разрушение трупов, листового опада. |
Бактерии почвенные | Разрушают простые органические вещества до минеральных веществ. Перегной превращают в минеральные вещества |
Молочно-кислые бактерии | Питаются сахаром, который содержится в молоке и образуют молочную кислоту |
Болезнетворные бактерии | Являются возбудителями заболеваний человека и животных |
Серобактерии, нитрофицирующие, железобактерии | Участвуют в круговороте серы; окисляют H2S, вызывают коррозию металлов. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Подготовка к экзаменам
Данные материалы могут помочь учащимся подготовиться к экзаменам....
Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе
Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...
Тренажёр и тест "Подготовка к экзамену" (выполнение заданий части А)
Данный ресурс поможет проверить знания, необходимые учащимся для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку (часть А)....
Рекомендации для учащихся и родителей по подготовке к экзамену
Психологи и социологи дают ряд советов, как уменьшить стресс и получить лучший результат при сдаче экзаменов. Здесь приведены некоторые из наиболее полезных рекомендаций....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)
В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....