Интегрированный урок по биологии на тему: «Сон и сновидения». 8-й класс
учебно-методический материал (биология, 8 класс) по теме

Горбунцова Светлана Валерьевна

 

Интегрированный урок по биологии на тему:

«Сон и сновидения». 8-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_na_temu-_-son_i_snovideniya-._8-y_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по биологии на тему:

«Сон и сновидения». 8-й класс

Задача урока: 

Познакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна.

Ход урока.

Слово учителя: Сегодня мы проводим урок-путешествие по страницам природы сна и сновидений. Перед нами стоит задача познакомиться с физиологической природой сна.

Тема урока: "Сон и сновидение."

Открываем первую страницу нашего путешествия:

«Значение сна для организма».

Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.

Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне. Без сна жизнь немыслима. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. Сон неодолим.

Вот так рисует картину непреодолимого сна В.Катаев в рассказе «Сон»:

«Бойцы конницы Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак.…К мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилась еще новая мука - мука борьбы с непреодолимым сном. Атака закончилась. Бойцы едва держались в седлах, не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были как намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой, неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с тем останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки».

Почему же человек не может обходиться без сна? И.П.Павлов провел опыт. Для опыта была взята собака. Она долго стояла в станке и заснула, повиснув на лямках. Вы, конечно, замечали, что человек испытывает сонливость, когда устал, замечали, что сон снимает волнение, успокаивает человека, облегчает горе.

Тютчев писал: «Древние раны - сном лечи». Сон восстанавливает умственные силы и недаром в народе говорят: «Утро - вечера мудренее».

И, конечно, замечали, что спать хочется, когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна?

Открываем вторую страницу нашего путешествия:

«Природа сна».

\сообщение учащегося\

У человека сон протекает циклично. Цикл включает две фазы:

1 фаза - фаза медленного сна.

2 фаза - фаза быстрого сна.

Когда засыпает человек, то сразу наступает медленный сон, а через 1,5 часа - наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Быстрый сон яркий, фантастический по содержанию. Медленный сон очень полезен. Это глубокий, отдыхающий сон. Неслучайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться стать сегодня, а не завтра. Сон до полуночи - самый полезный сон.

В стволе головного мозга находится центр сна и бодрствования. Были проведены опыты на животных: когда у спящих животных электродами возбуждали центр бодрствования- животные просыпались, а когда у бодрствующих животных раздражали центр сна - они очень быстро засыпали.

Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

Другой причиной сна является усталость.

И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и тоже время, и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость. Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга.

Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.

Слово учителя:

Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается.

И человеку снится сон…

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Третья страница путешествия: «Чудный сон».

\ доклад учащегося \

И снится чудный сон Татьяне,
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.

Во сне Татьяну преследует медведь, а затем чудовище с собачьей мордой. Видит Татьяна Онегина и вдруг…

Вдруг Онегин хватает длинный нож,

И в миг повержен Ленский…

В «Евгении Онегине» Пушкин описал, как сложно переплетаются реальные жизненные ситуации и волнения Татьяны.

Ее тревожат сновиденья,
Не замечая, как его понять,
Мечтанья страшного значенья
Татьяна хочет отыскать.

Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне речку - к разговору, мясо - к болезни, яблоко - явится кто-то. В чем причина такого совпадения?

Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие».

Если к ногам человека приложить во время сна, грелку, то ему обязательно приснится, будто бы он идет по раскаленным углям. Человеку снится, что его укусила змея за грудь. Он просыпается с мыслью, что обязательно должны с ним произойти какие-то неприятности. А через несколько дней у него обязательно появится гнойный нарыв. Ну не сон ли в руку, сон предсказал. Как объяснить данное предсказание?

Очень просто. У человека на груди постепенно развивалось воспаление. Болевые сигналы днем были не ощутимы, а во время сна болевые ощущения оказываются более сильными. Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сон длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна. Но многое во снах и сновидениях остается для человека загадкой. Почему все-таки сон может быть вещим?

\ чтение стихотворения М.Лермонтова «Сон» \

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Слово учителя: Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. И если Тютчев писал: «Древние раны сном лечи», то сон заменить ничем нельзя. Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Взрослый человек в среднем должен спать 7-8 часов. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым.

Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И.П.Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе.

Нередко происходит длительное нарушение сна.

\ звучит песня «Бессонница»\

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой.
И внятный каждому, как совесть.

Кто без тоски внимал из нас
Среди всемирного молчанья
Глухие времена стенанья,
Пророчески - прощальный глас?

Нам мнится, мир осиротелый
Неотразимый рок настиг -
И мы в борьбе с природой целой
Покинуты на нас самих.

Четвертая страница нашего путешествия: «Расстройство сна».

\ доклад учащегося \

Расстройство сна.

И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.

В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.

В Югославском городе Скоплемедины зарегистрировали особый случай. Одиннадцатилетняя девочка, узнав о рождении брата, заснула: «Никакого брата мне не нужно!», - а потом легла и заснула. Проснулась через 28 дней, когда маленький брат умер.

Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.

20 лет непробудным сном проспала Надежда Лебедин. Так и лежали они рядом - спящая непробудным сном дочь и умирающая мать. Родственники уже надежду потеряли, что хоть одна из них встанет с постели. Но произошло чудо. Надежда Лебедин, дочь, вдруг залилась слезами и открыла глаза спустя 20 лет, как заснула. По деревне пошел ропот. Надежда проснулась в день смерти матери. Людей на похороны собралось видимо-невидимо. Все хотели посмотреть на ожившую. А выглядела она на 34 года, хотя ей уже было 54 года. Она никак не могла поверить, что эти беззубые старушки ее подружки. Без нее появились холодильник, телевизор. Все 20 лет, пока она спала, у нее прощупывался пульс, дыхание было замедленное. Первые два года ей пищу вводили через зонд, но потом Надежда стала сама принимать пищу из ложечки, правда пищу предварительно измельчали.

Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.

Николай Васильевич Гоголь писал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться".

А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.

Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.

Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.

Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.

Летаргия- это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, т.е. сильное расстройство нервной системы.

Помимо летаргии своеобразным заболеванием, которое связано с расстройством сна, является лунатизм

Лунатики во время ночного сна автоматически совершают сложные движения. Во время сна они одеваются, передвигаются, блуждают. Такое явление наблюдается у повышенно возбудимых детей.

Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница. Об этом очень хорошо сказал Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении «Бессонница».

«Нам мнится мир осиротелый,
Невыносимый рок настиг,
И мы, в борьбе с природой целой,
Покинуты на нас самих!»

Наряду с непробудным летаргическим сном существует и бессонница. Как же можно избавиться от бессонницы?

Следующая страница нашего путешествия:

«Победа над бессонницей».

\доклад: «Победа над бессонницей».

Очень помогает избавиться от бессонницы простой самомассаж. В практике китайской народной медицины значительное место занимает лечебная физкультура. Она очень помогает при бессоннице. Для этих целей спортивный костюм не обязателен. Первое упражнение и называется оно: косить траву.

Встаньте, ноги слегка согните в коленном суставе. Руки полусогнуты на уровне груди, пальцы разведены, голова слегка опущена. Обе руки одновременно уходят в сторону, за ними поворачивается туловище. Далее руки и туловище возвращаются в исходное положение и повторяют движение в противоположную сторону. Данное упражнение необходимо повторять 10 раз, и вы избавитесь от бессонницы. \упражнение выполняется под музыку/

Еще одно упражнение и оно называется: «Оттолкнись от стены, которой нет»

Исходное положение - стоя на слегка полусогнутых в коленном суставе ногах. Руки согнуты в локтях, ладони обращены друг другу. Пальцы слегка расставлены, голова опущена. Перенесите центр тяжести на одну ногу, а рукой оттолкнитесь от мысленной стены, одновременно кисть другой руки плавно перевернуть, будто вы держите пиалу. Это движение необходимо повторить в обе стороны раз 10. Желательно делать движения под музыку.

\ выполнение упражнения под музыку \

Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом.

Используя точечный массаж, вы тоже можете избавить себя от болезненного состояния- бессонницы. Но массаж противопоказан при кожных заболеваниях. Проводят массаж одним любым пальцем, слегка надавливая на нужную точку и совершая вращательные движения не более 2-3 минут. Первая точка находится между бровями, вторая точка находится на лучезапястном суставе со стороны большого пальца, а самая эффективная точка находится между большим и указательным пальцами.

Слово учителя: Со сном связано еще одно понятие- ГИПНОЗ.

Гипноз в переводе с греческого означает сон. Сон - это торможение клеток больших полушарий головного мозга. Гипноз - это частичное торможение клеток коры головного мозга.

Следующая страница путешествия «Гипноз».

\ доклад учащегося \

Еще в XVII веке впервые в лабораторных условиях вызывали гипноз у животных. Для этого нужно взять лягушку и резко перевернуть ее на спину, свесив голову вниз. Через некоторое время лягушка не будет воспринимать болевые раздражения. Это подтверждает укол ноги иглой.

В гипнотическом состоянии через внушение можно менять работу многих органов. Если загипнотизированному взрослому человеку внушить, что он ребенок 4-х лет, то взрослый человек в гипнотическом состоянии будет вести себя, как ребенок. Сила внушения велика. Например, больной страдал параличом ног, возникшим от сильного нервного потрясения. В состоянии гипноза больной встал с постели, прошел некоторое расстояние, а затем врач резким звуком вывел больного из состояния гипноза. Больной был поражен и обрадован, что стоит на ногах один без помощи посторонних. В данном случае врач загипнотизировал больного, а затем внушил ему, что он здоров и может самостоятельно ходить.

Словами «Я вас обжигаю» можно вызвать у загипнотизированного человека ожоги с образованием пузырей.

Сейчас широко используют электросон. Больному на закрытые веки накладывают электроды и пропускают слабый ток. Загипнотизировав больного, его затем лечат внушением. Через слово можно повлиять на деятельность наших внутренних органов. Заговор болезни это есть не что иное, как внушение. Когда человек уверен, что заговор поможет, то это действительно может помочь.

Известен случай, когда певица утратила способность петь на сцене из-за боязни большой аудитории. Ее гипнозом вылечили.

Слово учителя: А сейчас я загипнотизирую вас, и вы выполните работу, закрепляющую полученные знания. Вы уверены, что данная работа для вас не составит труда.

Закрепление: 

Ответьте на вопросы:

  1. Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования?
  2. Что происходит во время сна?
  3. Чем быстрый сон отличается от медленного?
  4. Каково значение сновидений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".

Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...

Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)

Данный урок является уроком  практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

Данная разработка предназначена для проведения интегрированного урока физической культуры и биологии в 6 классе....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ) ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ»

Расширенный конспект интегрированного урока по теме "Белки", в ходе которого обобщаются и углубляются знания о свойствах, строении и биологических функциях белков, подтверждается положение теории...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".

Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...


 

Комментарии

Каримова Элина Александровна

Огромное спасибо за предоставленный материал. Очень помог на уроке в 8 классе.