Урок, посвящённый Всемирному Дню Здоровья
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данные уроки можно проводить как вводный блок к курсу биологии "Человек и его здоровье", а первый из этого блока урок можно проводить в 6-9 классах 7 апреля ежегодно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_4-yoh_urokov.docx | 54.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждёны
директор школы-лицей № 8 Шепеленко И.Г.
заместитель директора
по экспериментальной работе Осипенко А.М.
руководитель методического объединения
биологов и химиков Барышева Л.Т.
менеджер по расписанию Захарченко Л.Н.
Развёрнутые планы-конспекты
четырёх последовательных уроков,
проведённых во время прохождения практики в школе
в рамках Второго этапа «Практика в школе»
(асинхронное обучение)
курсов Третьего Базового Уровня
учителя биологии высшей категории
школы-лицей №8 с классами для одарённых детей
города Павлодара
Синицыной Ириной Юрьевной
План-конспект урока №1
во время прохождения практики в школе
в рамках Второго этапа «Практика в школе»
(асинхронное обучение)
курсов Третьего Базового Уровня
учителя биологии высшей категории
школы-лицей №8 для одарённых детей
Синицыной Ирины Юрьевны.
«…Ребёнок не кувшин, который надо наполнять, а лампада, которую надо зажечь.»
Средневековые гуманисты.
ТЕМАТИКА: Урок, посвящённый Всемирному Дню Здоровья.
ТИП УРОКА: Урок формирования и закрепления знаний и навыков.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
-Проблемно-поисковый (исследовательский);
-Объяснительно-иллюстративный;
-Словесно-логический.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательная:
-Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о здоровье человека;
-Обеспечить условия для изучения особенностей влияния на здоровье человека различных факторов (наследственности, уровня развития здравоохранения, условий окружающей среды, образа жизни.)
2.Развивающая:
-Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации;
-Создание творческих работ (презентаций, кластеров, буриме.)
3.Воспитательная:
-Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, как к наивысшей ценности;
-Обеспечить условия формирования культуры здоровья;
-Создать условия для продолжения формирования навыков работы в группах сменного состава.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Продолжить знакомство учащихся с понятием «индивидуальное здоровье человека», «здоровье нации», «общественное здоровье»;
2. Раскрыть особенности влияющих на здоровье факторов;
3. Направить учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации о сохранении и укреплении здоровья, о продлении долгой и активной жизни, о действенных методиках поддержания различных сторон здоровья. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ (ОЖИДАЕМЫЙ) РЕЗУЛЬТАТ:
1. Самостоятельный сбор учащимися информации о факторах, действующих на здоровье человека, о приоритетах в жизни человека, анализ ими этой информации, её критическая обработка и представление результата в доступной лаконичной форме;
2. Осознание учащимися жизненной значимости изучаемой темы;
3. Совершенствование способностей по самостоятельному добыванию необходимых знаний и развитие толерантности при работе в группах сменного состава.
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:
Урок направлен на критическое оценивание собственной практики работы, попытку применения новых подходов в обучении и понимании эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения.
Каждый ребёнок на уроке является активным обучающимся, который строит своё собственное понимание, исходя из личных исследований и группового взаимодействия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тему и цель учащиеся выявляют сами; мозговой штурм с целью активизации мыслительных навыков; работа в парах и группах сменного состава; обучение через диалог и беседу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ:
-В группах сменного состава они способны быть лидерами и помочь учащимся, испытывающим затруднения при ответе на вопросы высокого уровня;
-Самостоятельная выработка критериев для оценивания работ одноклассников;
-Роль выступающего от группы в защите кластеров и презентаций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
-При работе в группе возможность коесультации с одарёнными учащимися;
-Возможность проявить все виды интеллекта (по Говарду Гарднеру) при выполнении творческих заданий (например, дети с визуально-пространственным типом интеллекта могут слабо успевать по основным предметам, но очень любят рисовать и сильны в нём, а так же в моделировании, создании схем, диаграмм.)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В УРОК МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Учащиеся на уроке являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Обучение через диалог, обучение тому, как обучаться.
2. ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. Учащиеся на уроке проявляют способность к синтезированию информации и идей; способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; способность в умении делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.
3. ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ. На данном уроке учащиеся развивают навыки формативного оценивания, так как чёткое осознание цели, к которой они стремятся, требует понимания критериев её достижения.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Совершенно очевидно, что преподавание биологии на сегодняшний день должно быть приведено в соответствие с состоянием биологической науки на современном этапе и способами передачи знаний современными средствами.
5. ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЁННЫХ УЧЕНИКОВ. Делегирование от групп для выступления на защите созданных кластеров.
6. ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ. Вопросы, поднимаемые в ходе урока, соответствуют возрастным особенностям физиологии и психологии учащихся данного разновозрастного класса (двое детей данного класса с 1998 г.р., двое – с 2000 г.р., 19 человек – с 1999 г.р.)
7. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В ОБУЧЕНИИ. В ходе групповой работы создаются условия для яркого проявления лидерских качеств учащихся.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 минут).
Приветствие учителем класса: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к Вам сегодня вот с таким настроением (показ огромного, на листе ватмана ярко-жёлтого солнца), а какое настроение у Вас? Дети показывают лежащие перед ними в файлах либо ярко-жёлтые солнышки, либо плачущие тучки, либо солнышко за тучкой в зависимости от настроения (Создание коллаборативной среды – атмосферы наивысшего психологического комфорта на уроке, которая обеспечивает 1. активную познавательную работу в голове учащихся 2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний - то есть содержит в себе потенциал коллаборатива). Я хочу предложить Вашему вниманию стихотворение Владимира Шебзухова «Богатство, здоровье и любовь», а Вы, прослушав его, постараетесь ответить на вопросы:
-О чём оно?
-Почему я решила наш сегодняшний урок начать с этого произведения?
Богатство, здоровье, любовь.
Не знаю, правда ль так случилось —
В пургу такое приключилось:
Три путника просили кров —
Богатство, Здравие, Любовь.
Хозяин, поняв, что не сон,
Сказал: «Одно лишь в доме место»,
Но вот кого пустить погреться,
У домочадцев спросит он.
Больна и немощна старушка
Прошамкала ему на ушко,
Чтоб Здравие скорей впустил
Ей без него весь свет не мил!
А дочь млада (горяча кровь):
«Скорей впустите мне любовь!»
Но тут напомнил всем хозяин:
«Ведь о Богатстве мы мечтаем!..»
Не стали долго ждать и слушать
Замёрзшие от стужи души…
Пока за дверью разбирались,
К другому крову и подались.
Недолго им плутать пришлось
И место быстренько нашлось.
Для всех троих оно, то место,
Где им уютно и не тесно…
И потесниться не придётся.
Для путников таких найдётся
Приют желанный, каждый знает
Одно другому не мешает!
Быть месту, что ни говори,
Богатству, Здравию, Любви!
Прежде, чем ответить на мои вопросы, я предлагаю Вам обсудить Ваши идеи в парах, а затем в группах. Голосование стикерами за группу, чьё объяснение понравилось больше всего.
-Какими критериями Вы пользовались при выборе понравившегося ответа?
-А почему именно в апреле я говорю с Вами о здоровье, поднимаю тему его неприходящей, труднопереоценимой значимости для человека?
Дети отвечают, что в апреле отмечается Всемирный День Здоровья и определяют тему урока.
Основная (исследовательская) часть урока. (35 минут.)
Учитель включает интерактивную доску и знакомит учащихся с целями урока для них и целями для учителя. Ученики записывают в тетрадь дату, тему урока, знакомятся с эпиграфами к уроку, учитель предлагает им из трёх выбрать один для записи в тетрадь и объяснить соседу свой выбор, приведя как можно более убедительные аргументы в пользу своего выбора. (5 минут.) ЭПИГРАФЫ:
У кого есть здоровье,
У того есть надежда,
У кого есть надежда,
У того есть всё…
Из высказываний древних.
«Государство должно прилагать нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровы на протяжении всей своей жизни и их окружала здоровая природная среда.»
Н.А.Назарбаев «Послание к народу Казахтана-2030.»
«В лицее должны учиться не только умные, но ещё и здоровые ребята.»
Основатель школы-лицей №8 и его первый директор В.П.Никитенко.
Учитель предлагает учащимся объяснить выражение величайшего из современников поборника здорового образа жизни, хирурга кардиолога, первого директора Института Геронтологии в Киеве Амосова Николая Михайловича : «Здоровый человек бывает несчастным, больной не может быть счастливым…» , а затем проиллюстрировать своё объяснение на листах ватмана, предварительно обсудим его в парах и группах. Выступление делегатов от групп с защитой кластеров. (10 минут.)
Физкультминутка. (5 минут)
Смена состава групп (сбор частей одинаковых открыток).
Учитель предлагает детям сформулировать определение здоровья, выслушивает несколько ответов и предлагает учащимся критически проанализировать материалы лекции (раздаточный материал) об этапах формирования термина «здоровье», выделив в этом материале маркерами ключевые слова и понятия так, чтобы легче было запомнить данный текст, а затем пересказать его товарищу по парте. (8 минут.) Затем учитель говорит: -Средняя продолжительность людей в мире неуклонно растёт, в нашей же стране она падает, по качественным показателям, характеризующим здоровье населения, Казахстан занимает одно из последних мест в мире, зато смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Казахстане выводит нас на лидирующие позиции в странах СНГ. Казахстан занимает первое место по уровню смертности от болезней системы кровообращения среди стран Европейского союза, Центральной и Восточной Европы и Центрально-Азиатского региона. Как Вы думаете, почему?
Учитель предлагает каждому узнать его шансы на долголетие , выполнив тест «Моё здоровье и экология» (3 минуты.) Учитель спрашивает:
-От чего, по Вашему мнению, зависит здоровье человека?
и показывает диаграмму статистических данных, согласно которой здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 10% от уровня здравоохранения, на 20% от наследственности и ещё на 20% от условий среды. Учитель приводит слова Н.Назарбаева
«Для каждого казахстанца высшая ценность – его здоровье. Поэтому все годы Независимости я уделяю пристальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле. С другой стороны, есть вопрос об ответственности за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы, особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми. Свое личное здоровье надо формировать, прежде всего, самому человеку. И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи.»
Н.А.Назарбаев «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» .
Учитель задаёт вопрос, где закреплено наше право как граждан Казахстана на здоровье и предлагает познакомиться со статьёй №29 Конституции РК в раздаточных материалах к уроку.
Статья 29 Конституции РК от 30.08.1995 года. 1.Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.
2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объём медицинской помощи, установленный законом.
3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а так же у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основании и в порядке, установленных законом.
Подведение итогов урока (4 минуты) : написание буриме на тему «Здоровье», «Здоровый образ жизни» с заданными словами СОХРАНИТЬ – УКРЕПИТЬ
НИКОГДА - ВСЕГДА.
Пример буриме:
Чтоб здоровье сохранить,
Модным ,стильным, бодрым быть,
Организм свой укрепить – по больницам не ходить,
Не ленитесь никогда, пусть забудет Вас хондра,
Спорт любите Вы всегда!
Рефлексия (5 минут):
1. Удовлетворены ли вы своим уровнем знаний по теме «ЗДОРОВЬЕ»?
2. Над какими вопросами вам еще необходимо поработать?
3.Что ещё Вы бы хотели узнать по данной теме?
Домашнее задание: Подумать и постараться объяснить выражение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.» Привести примеры из литературы, СМИ, жизни, подтверждающие или опровергающие его.
Учитель в завершении урока читает стихотворение:
Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце – умным будет!
Просит учащихся оставить две звезды и одно пожелание и благодарит за работу и внимание!
План-конспект урока № 2
во время прохождения практики в школе
в рамках Второго этапа «Практика в школе»
(асинхронное обучение)
курсов Третьего Базового Уровня
учителя биологии высшей категории
школы-лицей №8 для одарённых детей
Синицыной Ирины Юрьевны.
«…Существует более, чем один способ
учить тому, что вы считаете важным».
Говард Гарднер.
ТЕМАТИКА: Урок – практическая работа « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей».
ТИП УРОКА: Урок формирования и закрепления знаний и навыков.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
-Проблемно-поисковый (исследовательский);
-Объяснительно-иллюстративный;
-Словесно-логический.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательная:
-Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о здоровье человека; оценки состояния своего здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма;
-Обеспечить условия для изучения особенностей влияния на здоровье человека различных факторов (наследственности, уровня развития здравоохранения, условий окружающей среды, образа жизни) и отражении последствий этого влияния на коже и роговых образованиях (волосы, ногти.)
2.Развивающая:
-Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации;
-Создание творческих работ (презентаций, кластеров, эссе,синквейнов.)
3.Воспитательная:
-Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, как к наивысшей ценности;
-Обеспечить условия формирования культуры здоровья;
-Создать условия для продолжения формирования личных гигиенических навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья, а так же навыков работы в парах и группах сменного состава.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Продолжить знакомство учащихся с понятием «индивидуальное здоровье человека», 2. Раскрыть особенности влияющих на здоровье факторов, составляющих суть его субъективных показателей, таких как сон, аппетит, физические нагрузки;
3. Направить учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации о сохранении и укреплении здоровья, о продлении долгой и активной жизни, о действенных методиках поддержания различных сторон здоровья. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ (ОЖИДАЕМЫЙ) РЕЗУЛЬТАТ:
1. Самостоятельный сбор учащимися информации о факторах, действующих на здоровье человека, о приоритетах в жизни человека, анализ ими этой информации, её критическая обработка и представление результата в доступной лаконичной форме;
2. Осознание учащимися жизненной значимости изучаемой темы;
3. Совершенствование способностей по самостоятельному добыванию необходимых знаний и развитие способностей к самоанализу собственной жизни, своего режима дня с целью его корректировки, толерантности при работе в группах сменного состава.
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:
Урок направлен на критическое оценивание собственной практики работы, попытку применения новых подходов в обучении и понимании эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения. Каждый ребёнок на уроке является активным обучающимся, который строит своё собственное понимание, исходя из личных исследований и группового взаимодействия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тему и цель учащиеся выявляют сами; мозговой штурм с целью активизации мыслительных навыков; работа в парах и группах сменного состава; обучение через диалог и беседу, самооценка и взаимооценка проверочной работы (сумативное оценивание).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ:
-В группах сменного состава они способны быть лидерами и помочь учащимся, испытывающим затруднения при ответе на вопросы высокого уровня;
-Самостоятельная выработка критериев для оценивания работ одноклассников;
-Роль выступающего от группы в защите кластеров и презентаций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
-При работе в группе возможность коесультации с одарёнными учащимися;
-Возможность проявить все виды интеллекта (по Говарду Гарднеру) при выполнении творческих заданий (например, дети с визуально-пространственным типом интеллекта).
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В УРОК МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Учащиеся на уроке являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Обучение через диалог, обучение тому, как обучаться.
2. ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. Учащиеся на уроке проявляют способность к синтезированию информации и идей; способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; способность в умении делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.
3. ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ. На данном уроке учащиеся развивают навыки формативного оценивания, так как чёткое осознание цели, к которой они стремятся требует понимания критериев её достижения.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Совершенно очевидно, что преподавание биологии на сегодняшний день должно быть приведено в соответствие с состоянием биологической науки на современном этапе и способами передачи знаний современными средствами.
5. ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЁННЫХ УЧЕНИКОВ. Делегирование от групп для выступления на защите созданных кластеров.
6. ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ. Вопросы, поднимаемые в ходе урока, соответствуют возрастным особенностям физиологии и психологии учащихся данного разновозрастного класса (двое детей данного класса с 1998 г.р., двое – с 2000 г.р., 19 человек – с 1999 г.р.)
7. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В ОБУЧЕНИИ. В ходе групповой работы создаются условия для яркого проявления лидерских качеств учащихся.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 минут).
Приветствие учителем класса: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к Вам сегодня вот с таким настроением (показывает огромный ярко-оранжевый апельсин), а какое настроение у Вас? Учащиеся показывают яркие апельсины того цвета, который соответствует их настроению (Создание коллаборативной среды – атмосферы наивысшего психологического комфорта на уроке, которая обеспечивает 1. активную познавательную работу в голове учащихся 2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний - то есть содержит в себе потенциал коллаборатива ).
Разминка: Учащиеся создают два круга (один внутренний и один внешний, внутренний круг рассказывает внешнему домашнее задание о взаимосвязи понятий ДЕНЬГИ, ВРЕМЯ, ЗДОРОВЬЕ; внешний задаёт вопросы.)
Проверка знаний по предыдущему уроку. Написание теста (8 минут).
-Эпиграфом к следующему этапу урока я взяла такие слова: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству». У. Джеймс.
-Как Вы думаете что может характеризовать такой эпиграф?
– Проверку знаний! Учитель предлагает ученикам выполнить разноуровневый тест, причём, если они уверены в своих прочных и твёрдых знаниях по теме «Здоровье», им предлагается взять вариант № 1 или № 2 на оценку «5» на зелёных бланках, если учащиеся считают, что освоили тему на «4», предлагается выбрать один из двух вариантов на жёлтых бланках, и, если дети не уверены в своих знаниях или пропустили предыдущий урок, они могут выбрать один из двух вариант теста на белых бланках на оценку «3». После выполнения предлагается взаимопроверка по критериям :
В 1 на «3» | В 2 на «3» | В 1 на «4» | В 2 на «4» | В 1 на «5» | В 2 на «5» | |
В | А | Б | Б | А | Б | |
В | Б | А | В | В | А | |
3. | А | В | А | А | А | А |
4. | В | В | В | А | А | В |
5. | А | Б | А | А | Б | Б |
6. | Б | Б | В | А | ||
7. | Б | А | Б | Б | ||
8. | Б | А |
И выставить оценки.
Основная (исследовательская часть урока). (27 минут.)
Выполнение практической работы « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей» .
Цель урока:
Оценить состояние своего здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма. Учащиеся работают с раздаточным материалом (файловыми папками, содержащими весь ход практической работы). Заполняют таблицу и подсчитывают количеством набранных баллов, делают вывод об уровне своего здоровья (низкий, средний, высокий), пишут эссе на тему «Как сохранить здоровье», если по итогам проведённой работы уровень его оказался высокий, или на тему «Как укрепить моё здоровье», если его уровень средний или низкий. Зачитывают товарищу свою работу. Затем в группах разрабатывают модель режима дня лицеиста, которая бы позволила сохранить здоровье в условиях высоких интеллектуальных нагрузок.
Физкультминутка – твист.
Делегируют выступающих от групп с защитой кластеров. Экспертная группа из числа одарённых учеников разрабатывает критерии оценки кластеров и комментирует выступление групп. После выступления всех групп и подведения итогов экспертами, учитель предлагает учащимся написать буриме на тему «Моё здоровье».
Домашнее задание: разработать здоровьесберегающую технологию выполнения Д/з. (4 минуты).
Учитель предлагает оставить две звезды и одно пожелание и благодарит за работу на уроке и внимание! (1 минута).
План-конспект урока №3
во время прохождения практики в школе
в рамках Второго этапа «Практика в школе»
(асинхронное обучение)
курсов Третьего Базового Уровня
учителя биологии высшей категории
школы-лицей №8 для одарённых детей
Синицыной Ирины Юрьевны.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя». Эльберт Хаббард.
ТЕМАТИКА: «Клетка – основная структурная и функциональная единица жизни».
ТИП УРОКА: Урок формирования и закрепления знаний и навыков.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
-Проблемно-поисковый (исследовательский);
-Объяснительно-иллюстративный;
-Словесно-логический.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательная:
-Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о клетке как основной структурной и функциональной единице жизни на Земле и клеточном строении организмов;
-Обеспечить условия для изучения особенностей влияния на клетки человека различных факторов (наследственности, условий окружающей среды, образа жизни.)
2.Развивающая:
-Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации;
-Создание творческих работ (презентаций, кластеров, диаграмм, синквейнов.)
3.Воспитательная:
-Создать условия для формирования ответственного отношения к своему организму и его отдельным частям (клеткам, органам), поскольку любая патология начинается на уровне одной единственной клетки;
-Обеспечить условия формирования культуры поведения в обществе и группе;
-Создать условия для продолжения формирования навыков работы в группах сменного состава.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знания о взаимосвязи и взаимообусловленности строения и функционирования живых клеток;
2. Раскрыть особенности влияющих на процессы, протекающие в клетках, факторов;
3. Направить учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации о причинно-следственных связях в строении и функционировании клеток. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ (ОЖИДАЕМЫЙ) РЕЗУЛЬТАТ:
1. Самостоятельный сбор учащимися информации о клетках, об особенностях растительных и животных клеток, анализ ими этой информации, её критическая обработка и представление результата в доступной лаконичной форме (кластер, электронная презентация);
2. Осознание учащимися жизненной значимости изучаемой темы;
3. Совершенствование способностей по самостоятельному добыванию необходимых знаний и развитие толерантности при работе в группах сменного состава.
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:
Урок направлен на критическое оценивание собственной практики работы, попытку применения новых подходов в обучении и понимании эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения. Каждый ребёнок на уроке является активным обучающимся, который строит своё собственное понимание, исходя из личных исследований и группового взаимодействия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тему и цель учащиеся выявляют сами; мозговой штурм с целью активизации мыслительных навыков; работа в парах и группах сменного состава; обучение через диалог и беседу, самооценка и взаимооценка проверочной работы (сумативное оценивание).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ:
-В группах сменного состава они способны быть лидерами и помочь учащимся, испытывающим затруднения при ответе на вопросы высокого уровня;
-Самостоятельная выработка критериев для оценивания работ одноклассников;
-Роль выступающего от группы в защите кластеров и презентаций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
-При работе в группе возможность коесультации с одарёнными учащимися;
-Возможность проявить все виды интеллекта (по Говарду Гарднеру) при выполнении творческих заданий (например, дети с визуально-пространственным типом интеллекта).
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В УРОК МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Учащиеся на уроке являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Обучение через диалог, обучение тому, как обучаться.
2. ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. Учащиеся на уроке проявляют способность к синтезированию информации и идей; способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; способность в умении делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.
3. ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ. На данном уроке учащиеся развивают навыки формативного оценивания, так как чёткое осознание цели, к которой они стремятся требует понимания критериев её достижения.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Совершенно очевидно, что преподавание биологии на сегодняшний день должно быть приведено в соответствие с состоянием биологической науки на современном этапе и способами передачи знаний современными средствами.
5. ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЁННЫХ УЧЕНИКОВ. Делегирование от групп для выступления на защите созданных кластеров.
6. ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ. Вопросы, поднимаемые в ходе урока, соответствуют возрастным особенностям физиологии и психологии учащихся данного разновозрастного класса (двое детей данного класса с 1998 г.р., двое – с 2000 г.р., 19 человек – с 1999 г.р.)
7. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В ОБУЧЕНИИ. В ходе групповой работы создаются условия для яркого проявления лидерских качеств учащихся.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 минут).
Приветствие учителем класса: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к Вам сегодня вот с таким настроением (показывает огромный смайлик), а какое настроение у Вас? Учащиеся показывают смайлики того цвета, который соответствует их настроению (Создание коллаборативной среды – атмосферы наивысшего психологического комфорта на уроке, которая обеспечивает 1. активную познавательную работу в голове учащихся 2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний - то есть содержит в себе потенциал коллаборатива ).
Разминка – упражнение на развитие правого и левого полушарий; рассказ соседу о созданной технологии сохранения здоровья при приготовлении домашних заданий. (7 минут.)
Основная (исследовательская) часть урока. (28 минут).
Учитель просит обсудить в парах, затем в группах вопрос «Почему после подробного изучения понятия здоровье мы переходим к изучению строения и жизнедеятельности клетки?» Затем учитель просит группы построить диаграмму Вена, указав, в чём, по их мнению, сходство и в чём отличие понятий клетка и организм. После выполнения задания класс заслушивает выступление групп. Учитель зачитывает слова:
«В теле новорожденного ребёнка насчитывается примерно два биллиона клеток. Эта цифра показывает, как сложно человеческое тело и как малы Составляющие его единицы. Несмотря на свои исключительно малые размеры, каждая клетка составляет основу микромира, т.е. того замкнутого мира, в котором существуют и движутся по определённым законам неопределённое множество клеточных компонентов». Б. Афцелиус «Анатомия клетки». И просит класс подумать, о каком множестве клеточных компонентов идёт речь в высказывании?
Затем учитель просит вспомнить учащихся, какие органоиды клетки им известны, что известно о химическом составе клеток из курсов биологии предыдущих классов. Пока учащиеся отвечают , учитель проходит и приклеивает на тетрадь каждому стикер определённого цвета, а после просит собраться за одним столом группы в зависимости от цвета стикера, таким образом, учитель формирует группы нового состава, одна из которых будет выполнять роль экспертов, создавая критерии оценки выполняемых остальными заданий, а все остальные группы создают презентации на тему «Клетка.» Выступление групп. Выступление экспертов.
Домашнее задание: дополнить созданную в классе презентацию с учётом пожеланий экспертов. (2 минуты.)
Учитель предлагает оставить две звезды и одно пожелание и благодарит за работу на уроке и внимание! (2 минуты).
План-конспект урока №4
во время прохождения практики в школе
в рамках Второго этапа «Практика в школе»
(асинхронное обучение)
курсов Третьего Базового Уровня
учителя биологии высшей категории
школы-лицей №8 для одарённых детей
Синицыной Ирины Юрьевны.
«…Учителя достигают большего, когда сами учатся, когда сами делают и обдумывают проделанную работу, когда сотрудничают с другими преподавателями, когда анализируют характер и работу учащихся и, когда делятся собственным опытом». ШУЛЬМАН.
ТЕМАТИКА: «Основные группы тканей организма человека».
ТИП УРОКА: Урок формирования и закрепления знаний и навыков.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
-Проблемно-поисковый (исследовательский);
-Объяснительно-иллюстративный;
-Словесно-логический.
ЦЕЛИ УРОКА:
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательная:
-Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о строении организма человека, его органов, систем органов и тканей;
-Обеспечить условия для изучения особенностей строения различных тканей в зависимости от выполняемой ими функции.
2.Развивающая:
-Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации;
-Создание творческих работ (презентаций, кластеров, эссе,синквейнов.)
3.Воспитательная:
-Создать условия для формирования ответственного отношения к получению знаний, лежащих в основе сохранения здоровья и продления активной и счастливой жизни;
-Обеспечить условия формирования работы с увеличительными приборами;
-Создать условия для продолжения формирования навыков работы в парах и группах сменного состава.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Продолжить знакомство учащихся с понятием клеточное строения организма;
2.Раскрыть особенности влияния месторасположения тканей и их строения на выполняемую ими функцию;
3. Направить учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации о причинно-следственных связях между строением и функциями живых тканей. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ (ОЖИДАЕМЫЙ) РЕЗУЛЬТАТ:
1. Самостоятельный сбор учащимися информации о сходстве и различиях в строении и функционировании животных и растительных тканей, анализ ими этой информации, её критическая обработка и представление результата в доступной лаконичной форме;
2. Осознание учащимися жизненной значимости изучаемой темы;
3. Совершенствование способностей по самостоятельному добыванию необходимых знаний и развитие способностей к самоанализу собственной жизни, своего режима дня с целью его корректировки для сохранения здоровья тканей и органов, толерантности при работе в группах сменного состава.
КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:
Урок направлен на критическое оценивание собственной практики работы, попытку применения новых подходов в обучении и понимании эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения. Каждый ребёнок на уроке является активным обучающимся, который строит своё собственное понимание, исходя из личных исследований и группового взаимодействия.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тему и цель учащиеся выявляют сами; мозговой штурм с целью активизации мыслительных навыков; работа в парах и группах сменного состава; обучение через диалог и беседу, самооценка и взаимооценка проверочной работы (сумативное оценивание).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ:
-В группах сменного состава они способны быть лидерами и помочь учащимся, испытывающим затруднения при ответе на вопросы высокого уровня;
-Самостоятельная выработка критериев для оценивания работ одноклассников;
-Роль выступающего от группы в защите кластеров и презентаций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ:
-При работе в группе возможность консультации с одарёнными учащимися;
-Возможность проявить все виды интеллекта (по Говарду Гарднеру) при выполнении творческих заданий (например, дети с визуально-пространственным типом интеллекта).
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ В УРОК МОДУЛИ ПРОГРАММЫ:
1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Учащиеся на уроке являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Обучение через диалог, обучение тому, как обучаться.
2. ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. Учащиеся на уроке проявляют способность к синтезированию информации и идей; способность к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей; способность в умении делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.
3. ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ. На данном уроке учащиеся развивают навыки формативного оценивания, так как чёткое осознание цели, к которой они стремятся требует понимания критериев её достижения.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ. Совершенно очевидно, что преподавание биологии на сегодняшний день должно быть приведено в соответствие с состоянием биологической науки на современном этапе и способами передачи знаний современными средствами.
5. ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЁННЫХ УЧЕНИКОВ. Делегирование от групп для выступления на защите созданных кластеров.
6. ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ. Вопросы, поднимаемые в ходе урока, соответствуют возрастным особенностям физиологии и психологии учащихся данного разновозрастного класса (двое детей данного класса с 1998 г.р., двое – с 2000 г.р., 19 человек – с 1999 г.р.)
7. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В ОБУЧЕНИИ. В ходе групповой работы создаются условия для яркого проявления лидерских качеств учащихся.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (5 минут).
Приветствие учителем класса: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к Вам сегодня вот с таким настроением (показывает огромный смайлик), а какое настроение у Вас? Учащиеся показывают смайлики того цвета, который соответствует их настроению (Создание коллаборативной среды – атмосферы наивысшего психологического комфорта на уроке, которая обеспечивает 1. активную познавательную работу в голове учащихся 2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний - то есть содержит в себе потенциал коллаборатива ).
Разминка –изобразить пантомиму «ЖИВАЯ КЛЕКА» (показать процессы питания, дыхания, размножения, раздражимости, биосинтеза, протекающие в клетке)(7 минут.)
Проверка домашнего задания: Написание разноуровневого теста о строении и жизнедеятельности клетки. Взаимопроверка теста и выставление оценок. (7 минут)
Основная (исследовательская) часть урока. (28 минут).
Класс разбит на четыре группы (по количеству тканей, входящих в состав организма человека). У каждой группы есть микроскоп, постоянные микропрепараты тканей определённого вида (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные.) Каждая группа исследует заданный вид тканей, рассматривая препараты в микроскоп, и высказывает предположение, какие функции может выполнять ткань, обладающая подобного рода строением, создаёт кластер о данной ткани на ватмане, и делегат от группы идёт и рассказывает остальным группам о том, что изображено на кластере. Когда он возвращается в группу, то ему каждый член группы рассказывает об одной из остальных тканей из информации, почерпнутой из выступлений делегированных членов других групп. После обмена информацией, учитель просит проранжировать понятия КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ, ТКАНЬ, ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ. Обосновать свои действия и поделиться в группе.
Домашнее задание: составить кроссворд по темам: «клетка» и «ткань».
Учитель просит учащихся оставить две звезды и одно пожелание и благодарит за работу и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма
Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков. Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...
Спортивное мероприятие, посвящённое Всемирному Дню здоровья. Весёлый КВС.
Материал содержит разработку спортивного праздника....
Разработка классного часа, приуроченного ко Всемирному Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух!"
Данный классный час расскажет об истории возникновения праздника, способствует формированию интереса детей к здоровому образу жизни, воспитанию бережного отношения к собственному здоровью, побуди...
Урок вежливости и игры, посвящённый "Всемирному Дню "Спасибо"
Привить обучающимся навыки культурного поведения в общении друг с другом и другими людьми...
. Классный час, посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом для учащихся 8 – 11 классов «Мое здоровье – это моё право»
Классный час,посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДомдля учащихся 8 – 11 классов«Мое здоровье – это моё право»...
Методическая разработка для проведения открытого информационно-познавательного часа Тема: «Береги здоровье смолоду!» (посвящённый Всемирному дню здоровья)
Методическая разработка на тему «Береги здоровье смолоду!» предназначена для проведения информационно - познавательного часа. Актуальность этой темы очеви...
Методическая разработка конспекта нестандартного урока чтения в 8 классе специальной (коррекционной) школы урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии "Поэзия нам дарит красоту!"
Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...