рабочая программа
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Баранова Елена Анатольевна

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

� le="width:304.05pt;padding:.75pt .75pt .75pt .75pt; height:55.95pt">�>

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края


Рассмотрено
на заседании ШМО учителей предметников              ___________ И.В. Бросова

Протокол № 1                                    от  «23»  августа 2012г.

Согласовано
заместитель директора по УР
__________ Т.И. Чупина
    
«30» августа 2012г.

Утверждено
приказ № 50  

от «1» сентября 2012г.     директор: _______ С.П. Чупин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для  6 класса
 

     Барановой Елены Анатольевны
     на 2012 - 2013 учебный год

Составлено на основе                                                                                   Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы:  к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2011. - 96 с.                                                                                                  Рекомендовано  Министерством образования и науки Российской Федерации

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
       Согласно действующему Базисному учебному плану для 6-го класса предусмотрено обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //
Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// рассчитана на 2 часа. (всего 68 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.     Межпредметные связи с географией, химией, экологией, физикой.  На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
       Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
       Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.     Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос
что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 272с.;
а также методических пособий для учителя:Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.; 

  1. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006; 
  2. Программа для общеобразовательных школ (авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин) М, Дрофа,2010г

дополнительной литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.; 
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы); 
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.; 

для учащихся:

  1. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 80с.: ил.; 
  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  3. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с. 
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. 

5Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684. 

 

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),  
  2. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
  3. Интернет-ресурсы.

Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.

  1. Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
  2. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
  3. Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
  4. Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
  5.  Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
  6. Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
  7. Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.

  1. Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
  2. Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.
  3. Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
  4. Делают сообщения объемом 2-3 листа.

Требования к уровню подготовки 
В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен

Знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Алтайского края; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Алтайского края;

  1. изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  2. распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  3. приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  4. сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  5. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  6. давать характеристику растениям различных систематических групп;
  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  8. оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
  9. формулировать выводы на основе собранного материала;
  10. прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области;
  11. применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  12. использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.

Тематический план

Введение ------------------------------------------------------------------------------------2 часа

РАЗДЕЛ 1Клеточное строение организмов------------------------------------------5 часов

РАЗДЕЛ 2Царство Бактерии---------------------------------------------------------------3 часа

РАЗДЕЛ 3Царство Грибы ----------------------------------------------------------4 часа

РАЗДЕЛ 4Царство Растения --------------------------------------------------------------8 часов

РАЗДЕЛ 5Строение и многообразие покрытосеменных растений---------------16 часов

РАЗДЕЛ 6Жизнь растений ------------------------------------------------------------15 часов

РАЗДЕЛ 7Классификация растений ---------------------------------------7 часов

РАЗДЕЛ 8Природные сообщества ------------------------------------------------------6 часов

РАЗДЕЛ 9Развитие растительного мира  ----------------------------------------------2 часа        

Итого:-------------------------------------------------------------------------------------------68 часов                                                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.        Экскурсия  Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.        Лабораторные работы 1Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. 2Ведение дневника наблюдения.

РАЗДЕЛ 1Клеточное строение организмов(5 часов)Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.         Лабораторные работы 1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. 2.Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

РАЗДЕЛ 2Царство Бактерии (3 часа)Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

РАЗДЕЛ 3Царство Грибы (4 часа)Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. ■  Лабораторные работы

1.Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. 2.Изучение строения тел щляпочных грибов.

РАЗДЕЛ 4 Царство Растения (8 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их

связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).■  Лабораторные работы 1. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах).

2. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

РАЗДЕЛ 5Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. П обег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. ■  Лабораторные работы

  1. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. 2.Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
  1. Изучение строения цветка.

РАЗДЕЛ 6 Жизнь растений (15 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крах-

мала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.„ •  Лабораторные и практические работы 1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

  1. Вегетативное размножение комнатных растений. 3.Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

РАЗДЕЛ7 Классификация растений (7 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.         Лабораторная работа 1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.         Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

РАЗДЕЛ 8Природные сообщества (6 часов)Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. ■        Лабораторная работа 1. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. ■        Экскурсия Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

РАЗДЕЛ 9Развитие растительного мира(2 часа ) Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Резерв времени — 2 часа.



Предварительный просмотр:

Таблично - графическая схема рабочей программы

№п/п

Тема урока,

тип урока,

домашнее задание

(Д-демонстр.

Л-лаборат.)

 (виды

учебной

деятельности)

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее задание

1

Биология – наука о живой природе


Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Организация л.р №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений».

электронное пособие 

Групповая, индивидуальная работа учебником (в. 1, 3 - с.12)

Текущий контроль

Базисный уровень: 
Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений Р
Приводить примерызначения биологических знаний
Давать определение термину «биология» Р
Наблюдать за сезонными изменениями растений П,  Продвинутый уровень:
Давать определение терминам «экология» и «фенология» Р

Д.з. введение с.9-12. Фен.наблюдения за осен. изменениями деревьев 

2

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Тип урока: практический

Экскурсия

Групповая

Отчет об экскурсии

Наблюдать за сезонными изменениями растений П, Ч-п
Продвинутый уровень:
Давать определение терминам «экология» и «фенология» Р

Отчет об экскурсии

3

1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Тип урока: комбинированный

 микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, препаровальная игла, кусочки плодов томата и арбуза

Парная

Текущий контроль знаний

Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки.

Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, щтатив, микропрепарат

 §1

4

2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

 Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука», 


Работа в малых группах с учебником (
в. 2 - с.20)

 Текущий контроль знаний – устный опрос

Базисный уровень: 
Называтьклеточные структуры и их значения
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа
Сравниватьпо заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа

§2 до стр.19

Сообщения

5

3.Строение клетки. Пластиды.

Тип урока: комбинированный

Л.Р. «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи»

Работа в малых группах , с учебником

Текущий контроль знаний – устный опрос

Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия,

Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды

§2 до конца

6

4.Жизнедеятельность клетки 
Тип урока:Комбинированный урок.

электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимопроверка

) Рассказ, беседа,

Биологический диктант

Базисный уровень: 
Называть: структуры клетки, участвующие в делении

роль хромосом

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки Отличать старую клетку от молодой клетки

§3

7

5.Ткани
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дата проведения: 2-я неделя сентября

Таблицы, рисунки на стр. учебника

Индивидуальная и групповая работа

Рассказ, беседа, организация

Базисный уровень: 
Давать определение термину – «ткань»
Приводить примерыразных видов тканей
Распознавать и описывать строение тканей растения
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани

.§4, упр.16

8

1. Строение и жизнедеятельность бактерий 
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника

Групповая работа

Рассказ, беседа, организация Тест.

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Выделятьотличительные особенности бактерий
Объяснять, что бактерии живые организмы
Сравниватьстроение бактериальной и растительной клетки

. §5

9

2.Роль бактерий в природе и жизни человека
Тип урока:Комбинированный урок.

Образовательный комплекс (электронное учебное издание), рисунки на стр. учебника

Индивидуальная и групповая работа

Проблемная беседа, организация создания рефератов и проектов

Базисный уровень: 
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Продвинутый уровень: 
Создание электронного проекта по изучаемой теме

§6, Упр. №27-28

.

10

1.Общая характеристика грибов.

Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица, презентация


Индивидуальная и групповая работа

организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Базисный уровень: 
Давать определение терминамсапрофиты, паразиты
Выделять признаки царства грибов
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека 
Сравнивать грибы с растениями и животными
Продвинутый уровень: 
*Создание электронного гербария

§7, упр. 29. сообщения

11

2.Шляпочные грибы.

Тип урока: Комбинированный урок.

 

 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»,

Индивидуальная и групповая работа

создания рефератов и проектов по изучаемой теме

Базисный уровень: 
Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты»
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Татарстане
Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов и описыватьстроение шляпочных грибов
Различатьядовитые и съедобные грибы
Продвинутый уровень: 
*Продолжение работы по созданию электронного гербария

§8

12

3.Плесневые грибы и дрожжи.

Тип урока: Комбинированный урок.

Л.Р. «Изучение строения плесневых грибов»

Индивидуальная и групповая работа

Тест.

Работа по карточкам

Распознаватьиописыватьстроение мукора и пеницилла
Объяснять пути заражения грибами-паразитами
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения

§9, сообщение

13

4.Грибы – паразиты.

Тип урока: Комбинированный урок.

Электронная презентация

Индивидуальная и групповая работа

Работа по карточкам

Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представительей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами.

Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений

§10, сообщения

14 

1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений

 Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты

Презентация


Индивидуальная работа

Работа по карточкам

Базисный уровень: 
Давать определениетермину «ботаника»
Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений
Выделять особенности строения низших и высших растений

§11

15

2.Одноклеточные водоросли 
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р. «Изучение внешнего строения водорослей»

.
Индивидуальная, парная работа

Текущий контроль знаний - опрос

Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз.деятельности человека

§12 до ст.»Многоклеточные водоросли». Сообщения

16

3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Тип урока: Комбинированный урок.

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

Индивидуальная, парная работа

Текущий контроль знаний - опрос

Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека.

Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними.

§12 . сообщения

17

4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания

Тип урока: Комбинированный урок

Таблица, гербарий, презентация

Индивидуальная, парная работа

Текущий контроль знаний – опрос

Работа по карточкам

Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком;

Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза

§13

18

5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р. «Изучение внешнего строения мхов»

Презентация

Индивидуальная, парная работа

Текущий контроль знаний – опрос

Работа по карточкам

Базисный уровень: 
Давать определение термину «высшие растения»
Распознавать и описывать внешнее строение мхов
Распознавать растения отдела Моховидные
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

§14

19

6.Папоротники. Хвощи.плауны.
Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р. «Изучение внешнего строения папоротников», электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

Индивидуальная, групповая работа

Работа по карточкам

Базисный уровень: 
Распознавать растения отдела Папоротникообразные . хвощи, плауны.
Распознавать и описывать внешнее строение папоротников , хвоща, плауна.
Выделять общие черты строения высших споровых растений
Объяснять роль папоротников  хвощей и плаунов в природе и жизни человека

§15. Сообщения

20

7.Голосеменные


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р. «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

Индивидуальная, групповая работа

Работа по карточкам

Биологический диктант

Базисный уровень: 
Давать определение терминуголосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения
Распознаватьиописыватьнаиболее представителей голосеменных 
Выделятьприспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

§16

21                                                                

8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека

Тип урока: Комбинированный урок

Электронная презентация

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний – опрос. Индивидуальная работа по карточкам

Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями

§17

22

1.Строение семян двудольных растений

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р.»Изучение строения семян двудольных растений» Лабораторное оборудование, семена фасоли

Работа в малых группах

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам

Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах.

Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы

§18 до ст «Строение семян однодольных растений»

23

2. Строение семян однодольных растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р. «Изучение строения семян однодольных растений»

Лабораторное оборудование. Семена пшеницы, ржи

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний - опрос

Базисный уровень: 
Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений
Устанавливать соответствие междучастями семени и органами развивающегося проростка
Продвинутый уровень:
Приводить примеры запасающей ткани

§18

24

3. Виды корней и типы корневых систем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р.»Стержневая и мочковатая корневые системы»

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний - опрос

Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений.

§19. Таблица

25

4.Зоны корня.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р. «Корневой чехлик и корневые волоски»

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний. Диктант

Базисный уровень:
Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией
Распознавать и описывать зоны корня
Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями 
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

§20, упр.67,68

26

5.Видоизменения корней.

Тип урока: Комбинированный урок

Комнатные растения, гербарии, муляжи, презентация

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний – опрос.

Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней.

Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.

§21

27

6.Побег и почки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р. «Строение почки. Расположение почек на стебле.»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Устный опрос.

Базисный уровень:
Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки
Приводить примерырастений, имеющих видоизмененные побеги
Объяснять, что почка – видоизмененный побег
Продвинутый уровень:
*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек

§22, упр.

28

7.Внешнее строение листа.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р. «Листья простые и сложные. Жилкование и листорасполож.»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Устный опрос.

Тест.

Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев.

Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений.

§23. Тест.

29

8. Клеточное строение листа.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное пособие Л.Р. «Строение кожицы листа»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний – опрос

Тест.

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа
Называтьфункции кожицы листа, мякоти листа и жилок
Распознавать и описывать строение листа
знать значение слов кожица листа, устьица. Столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки. Мякоть листа, Осмос,  транспирация.

Понимать :  

§24

30

9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Опрос. Диктант

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых.

§25. Сообщения

31

10.Строение стебля.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное Л.Р. «Изучение макро- и микростроения стебля»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний - опрос

Тест.

Базисный уровень:
Приводить примеры тканей, расположенных в стебле
Называтьфункции слоев стебля
Распознавать и описыватьпо рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля
Объяснятьвлияние условий жизни на рост дерева в толщину
Продвинутый уровень:
*Определение возраста деревьев по количеству годичных колец

§26

32

11.Видоизменения побегов.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р.»Строение клубня»

Л.Р. «Строение луковицы»

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний - опрос

Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов.

§27. Сообщения

33

12.Цветок.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное пособие Л.Р. «Изучение строения цветка»

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний - опрос

Тестирование

Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семезачаток.

Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные.

§28. Таблица

34

13.Соцветия.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное Л.Р. «Соцветия»

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний - опрос

Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия.

Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения

§29. Таблица

35

14.Плод.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное Л.Р. «Классификация плодов»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний - опрос

Базисный уровень:
Называть функции плодов;
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов

Продвинутый уровень:
*Подбор и составление коллекций семян

§30

36

15.Распространение плодов и семян.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний - опрос

Тест.

Базисный уровень:
Называть функции плодов; способы их распространения
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов
Выделять приспособления к распространению плодов и семян
Продвинутый уровень:
*Подбор и составление коллекций семян

§31

37

1.Химический состав растений.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Л.Р.»Химический состав растений»

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний - опрос

Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (кразмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками.

Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества.

§32

38

2.Минеральное питание растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Д.О. «Корневое давление»

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний - опрос

Заполнение схемы

Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву.

§33

39

3.Фотосинтез.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Таблицы, электронный лабораторный практикум

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний - опрос

Тест.

Базисный уровень:
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую роль зеленых растений

§34

40

4.Дыхание растений

Тип урока: Комбинированный урок

электронный лабораторный практикум

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний

опрос

Базисный уровень:
Выделять приспособления растений для дыхания
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений
Сравнивать по заданным критериямпроцессыфотосинтеза и дыхания

§35, заполнить таблицу стр.156

41

5.Испарение воды листьями. Листопад.

Тип урока: Комбинированный урок

коллекция листьев. Репродукции картин

Д.О.

Индивидуальная работа

Текущий контроль знаний

опрос

Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический  процесс; роль устьиц в транспирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение испарения воды в жизни растений.

§36

42

6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р.»Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний

Знать: что сосудистые пучки соединяют корневую систему с листьями;

О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю.

§37 до «передвижение по стеблю орг.веществ»

43

7.Передвижение органических веществ по стеблю.

Тип урока: Комбинированный урок

Таблицы, электронный лабораторный практикум

Индивидуальная работа

Опрос

Базисный уровень:
Описыватьмеханизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять рольорганов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Объяснять космическую рользеленых растений

§37 полностью

44

8. Прорастание семян.

Тип урока: Комбинированный урок

Коллекция Компьютерная поддержка.

Индивидуальная

Текущий контроль знаний, работа в рабочей тетради

Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка.

§38

45

9.Растительный организм как единое целое.

Тип урока: урок применения ЗУН

Таблицы, гербарии

Индивидуальная

Текущий контроль знаний. Тест.

Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен вещств; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений.

§39

46

10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»

Тип урока: экскурсия

Экскурсия . блокноты, карандаши, лупы.

Работа в малых группах; индивидуальная

. Отчет об экскурсии.

Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы.

Отчет о творческом задании.

47

11.Способы размножения растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Таблицы, компьютерная презентация

Индивидуальная, групповая работа (парная)

Текущий контроль знаний

Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. 

Уметь: различать половое и бесполое размножение.

§40

48

12.Размножение споровых растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Таблицы, гербарии

Индивидуальная, групповая работа

Текущий контроль знаний-опрос.

Биологический диктант

Базисный уровень:
Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка» 
Распознавать и описыватьэтапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников
Объяснятьусловия размножения
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ

§41, рабочая тетрадь

49

13.Размножение голосеменных растений Тип урока: Комбинированный урок.

электронное пособие

Индивидуальная, групповая работа (парная)

Текущий контроль знаний – опрос.

Тест.

Базисный уровень:
Давать определение терминам: «половое размножение», «опыление», «оплодотворение»
Распознавать по немому рисунку и описыватьэтапы развития голосеменных растений
Выделять особенностиразмножения и развития голосеменных растений в  связи с условиями жизни
Продвинутый уровень:
Работа с дополнительной литературой – продолжение работы по написанию рефератов

§42, рабочая тетрадь

50

14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Компьютерная поддержка.

Индивидуальная, групповая работа (парная)

Текущий контроль знаний – опрос.

Тест.

Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом

§43, сообщения

51

14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.

Тип урока: урок изучения нового материала

электронное пособие модели цветка

Индивидуальная, групповая работа (парная)

Текущий контроль знаний – опрос.

Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян  и плодов

§44 до ст.  «Опыление»

52

15.Опыление. способы опыления у цветковых.

Тип урока: Комбинированный урок

электронное, модели цветка

Индивидуальная, групповая работа (парная)

Текущий контроль знаний – опрос.

Знать:-опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины.

Уметь: различат насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения

§44, сообщения

53

1.Основы систематики растений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного контроля знаний

Живые растения, гербарии.

Индивидуальная.

Тестовый контроль знаний

Опрос

Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий.

§45

54

2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Тип урока: комбинированный урок

Таблицы компьютерная презентация

Индивидуальная, работа в малых группах.

Текущий контроль знаний – опрос.

Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения растений по семействам.

Уметь: различатьрастения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений

§46, рабочая тетрадь

55

3.Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

Тип урока: комбинированный урок

, электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний – опрос.

Тестирование

Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

§47

56

4.Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Тип урока: комбинированный урок

электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний – опрос.

Самостоятельная работа

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

§48,49, сообщения

57

5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.

Тип урока: комбинированный урок

электронное пособие «

Индивидуальная работа, работа в парах

Работа с гербарным материалом. Текущий контроль знаний.

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка

§50,51 , сообщения

58

6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.

Тип урока: комбинированный урок

электронное пособие»

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний. Дидактическая игра

Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека.

§52,53, сообщения

59

1.Основные экологические факторы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Комнатные растения

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний.

Проверочная работа по карточкам

Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения.

Понимать значение терминов

§54, рабочая тетрадь

60

2.Характеристика основных экологических групп растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Л.Р. Особенности строения растений разных экологических групп»

Индивидуальная работа, работа в парах

Текущий контроль знаний.

Знать: приспособленность растений  к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых.

Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп.

§55

61

3.Растительные сообщества
Тип урока: Комбинированный урок

электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний

Базисный уровень:
Приводить примерырастительных сообществ
Описыватьвидовой состав растений лесного сообщества
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества
Продвинутый уровень:
*Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность»

§56

62

4.Взаимосвяхи растений в сообществе.

Тип урока: Комбинированный урок

, электронное пособие

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Текущий контроль знаний

Знать: значение ярусности; растения, расположенные в ярусах сообщества; причины смены растительных сообществ.

§57

63

5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества»

Тип урока : экскурсия

Работа в группах

Инструктаж

Знать и понимать  все основные понятия темы.

Отчет об экскурсии.

64

6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»

Тип урока: урок обобщения и закрепления ЗУН

Гербарии, открытки, презентация

Индивидуальная, работа в парах

Тестовый контроль знаний.

Знать и понимать  все основные понятия темы.

§12,14,15 повторить

65

1.Многообразие растений и их происхождение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

презентация

Индивидуальная, работа в парах

Текущий контроль знаний.

Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями.

Уметь: называть признаки растений отделов.

Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим 

§58 до ст.»Основные этапы развития раст.мира»

66

2.Основные этапы развития растительного мира.

Тип урока: Комбинированный урок

Презентация

Индивидуальная, работа в парах

Текущий контроль знаний.

Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений.

§58

67

3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Тип урока: Комбинированный урок

муляжи, гербарии, таблицы

Презентация

Индивидуальная, работа в парах

контроль знаний.

Работа по карточкам

Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растит.мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, особенности заповедников, заказников и др.

§59

68

4.Итоговый урок. Летние задания.

Тип урока: обощающий

Летние задания

69-70

Повторение. экскурсии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...