рабочая программа
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
� le="width:304.05pt;padding:.75pt .75pt .75pt .75pt;
height:55.95pt">�>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-6_poyasnit_zapiska_dokument_microsoft_word_vosstanovlen.docx | 35.6 КБ |
6_klass_kalendarno-tem_dokument_microsoft_office_word_2.docx | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Рассмотрено Протокол № 1 от «23» августа 2012г. | Согласовано | Утверждено от «1» сентября 2012г. директор: _______ С.П. Чупин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 класса
Барановой Елены Анатольевны
на 2012 - 2013 учебный год
Составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы: к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2011. - 96 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану для 6-го класса предусмотрено обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// рассчитана на 2 часа. (всего 68 часов).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Межпредметные связи с географией, химией, экологией, физикой. На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 272с.;
а также методических пособий для учителя:Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
- Программа для общеобразовательных школ (авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин) М, Дрофа,2010г
дополнительной литературы для учителя:
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
для учащихся:
- Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 80с.: ил.;
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
5Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
- Интернет-ресурсы.
Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.
- Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
- Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
- Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
- Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
- Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
- Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
- Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
- Делают сообщения объемом 2-3 листа.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Алтайского края; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Алтайского края;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.
Тематический план
Введение ------------------------------------------------------------------------------------2 часа
РАЗДЕЛ 1Клеточное строение организмов------------------------------------------5 часов
РАЗДЕЛ 2Царство Бактерии---------------------------------------------------------------3 часа
РАЗДЕЛ 3Царство Грибы ----------------------------------------------------------4 часа
РАЗДЕЛ 4Царство Растения --------------------------------------------------------------8 часов
РАЗДЕЛ 5Строение и многообразие покрытосеменных растений---------------16 часов
РАЗДЕЛ 6Жизнь растений ------------------------------------------------------------15 часов
РАЗДЕЛ 7Классификация растений ---------------------------------------7 часов
РАЗДЕЛ 8Природные сообщества ------------------------------------------------------6 часов
РАЗДЕЛ 9Развитие растительного мира ----------------------------------------------2 часа
Итого:-------------------------------------------------------------------------------------------68 часов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.■ Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.■ Лабораторные работы 1Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. 2Ведение дневника наблюдения.
РАЗДЕЛ 1Клеточное строение организмов(5 часов)Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом. ■ Лабораторные работы 1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. 2.Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
РАЗДЕЛ 2Царство Бактерии (3 часа)Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
РАЗДЕЛ 3Царство Грибы (4 часа)Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. ■ Лабораторные работы
1.Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. 2.Изучение строения тел щляпочных грибов.
РАЗДЕЛ 4 Царство Растения (8 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их
связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).■ Лабораторные работы 1. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах).
2. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
РАЗДЕЛ 5Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. П обег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. ■ Лабораторные работы
- Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. 2.Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
- Изучение строения цветка.
РАЗДЕЛ 6 Жизнь растений (15 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крах-
мала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.„ • Лабораторные и практические работы 1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
- Вегетативное размножение комнатных растений. 3.Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсия Зимние явления в жизни растений.
РАЗДЕЛ7 Классификация растений (7 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. ■ Лабораторная работа 1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. ■ Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
РАЗДЕЛ 8Природные сообщества (6 часов)Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. ■ Лабораторная работа 1. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. ■ Экскурсия Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
РАЗДЕЛ 9Развитие растительного мира(2 часа ) Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Резерв времени — 2 часа.
Предварительный просмотр:
Таблично - графическая схема рабочей программы
№п/п | Тема урока, тип урока, домашнее задание | (Д-демонстр. Л-лаборат.) | (виды учебной деятельности) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание |
1 | Биология – наука о живой природе
| Организация л.р №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений». электронное пособие | Групповая, индивидуальная работа учебником (в. 1, 3 - с.12) | Текущий контроль | Базисный уровень: | Д.з. введение с.9-12. Фен.наблюдения за осен. изменениями деревьев |
2 | Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений» Тип урока: практический | Экскурсия | Групповая | Отчет об экскурсии | Наблюдать за сезонными изменениями растений П, Ч-п | Отчет об экскурсии |
3 | 1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Тип урока: комбинированный | микроскопы, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, препаровальная игла, кусочки плодов томата и арбуза | Парная | Текущий контроль знаний | Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, щтатив, микропрепарат | §1 |
4 | 2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л.р «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука», |
| Текущий контроль знаний – устный опрос | Базисный уровень: | §2 до стр.19 Сообщения |
5 | 3.Строение клетки. Пластиды. Тип урока: комбинированный | Л.Р. «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи» | Работа в малых группах , с учебником | Текущий контроль знаний – устный опрос | Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия, Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды | §2 до конца |
6 | 4.Жизнедеятельность клетки | электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) | Индивидуальная работа, работа в парах (взаимопроверка | ) Рассказ, беседа, Биологический диктант | Базисный уровень: роль хромосом Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки Отличать старую клетку от молодой клетки | §3 |
7 | 5.Ткани | Таблицы, рисунки на стр. учебника | Индивидуальная и групповая работа | Рассказ, беседа, организация | Базисный уровень: | .§4, упр.16 |
8 | 1. Строение и жизнедеятельность бактерий | Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника | Групповая работа | Рассказ, беседа, организация Тест. | Базисный уровень: | . §5 |
9 | 2.Роль бактерий в природе и жизни человека | Образовательный комплекс (электронное учебное издание), рисунки на стр. учебника | Индивидуальная и групповая работа | Проблемная беседа, организация создания рефератов и проектов | Базисный уровень: | §6, Упр. №27-28 . |
10 | 1.Общая характеристика грибов. Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Таблица, презентация |
| организация создания рефератов и проектов по изучаемой теме | Базисный уровень: | §7, упр. 29. сообщения |
11 | 2.Шляпочные грибы. Тип урока: Комбинированный урок. | «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», | Индивидуальная и групповая работа | создания рефератов и проектов по изучаемой теме | Базисный уровень: | §8 |
12 | 3.Плесневые грибы и дрожжи. Тип урока: Комбинированный урок. | Л.Р. «Изучение строения плесневых грибов» | Индивидуальная и групповая работа | Тест. Работа по карточкам | Распознаватьиописыватьстроение мукора и пеницилла | §9, сообщение |
13 | 4.Грибы – паразиты. Тип урока: Комбинированный урок. | Электронная презентация | Индивидуальная и групповая работа | Работа по карточкам | Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представительей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений | §10, сообщения |
14 | 1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты Презентация |
| Работа по карточкам | Базисный уровень: | §11 |
15 | 2.Одноклеточные водоросли | Л.Р. «Изучение внешнего строения водорослей» | . | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз.деятельности человека | §12 до ст.»Многоклеточные водоросли». Сообщения |
16 | 3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Тип урока: Комбинированный урок. | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний - опрос | Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека. Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними. | §12 . сообщения |
17 | 4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания Тип урока: Комбинированный урок | Таблица, гербарий, презентация | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком; Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза | §13 |
18 | 5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение | Л.Р. «Изучение внешнего строения мхов» Презентация | Индивидуальная, парная работа | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Базисный уровень: | §14 |
19 | 6.Папоротники. Хвощи.плауны. | Л.Р. «Изучение внешнего строения папоротников», электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) | Индивидуальная, групповая работа | Работа по карточкам | Базисный уровень: | §15. Сообщения |
20 | 7.Голосеменные
| Л.Р. «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | Индивидуальная, групповая работа | Работа по карточкам Биологический диктант | Базисный уровень: | §16 |
21 | 8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека Тип урока: Комбинированный урок | Электронная презентация | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний – опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями | §17 |
22 | 1.Строение семян двудольных растений Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р.»Изучение строения семян двудольных растений» Лабораторное оборудование, семена фасоли | Работа в малых группах | Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах. Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы | §18 до ст «Строение семян однодольных растений» |
23 | 2. Строение семян однодольных растений. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р. «Изучение строения семян однодольных растений» Лабораторное оборудование. Семена пшеницы, ржи | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний - опрос | Базисный уровень: | §18 |
24 | 3. Виды корней и типы корневых систем. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л.Р.»Стержневая и мочковатая корневые системы» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений. | §19. Таблица |
25 | 4.Зоны корня. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р. «Корневой чехлик и корневые волоски» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний. Диктант | Базисный уровень: | §20, упр.67,68 |
26 | 5.Видоизменения корней. Тип урока: Комбинированный урок | Комнатные растения, гербарии, муляжи, презентация | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней. Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни. | §21 |
27 | 6.Побег и почки. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л.Р. «Строение почки. Расположение почек на стебле.» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Устный опрос. | Базисный уровень: | §22, упр. |
28 | 7.Внешнее строение листа. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р. «Листья простые и сложные. Жилкование и листорасполож.» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Устный опрос. Тест. | Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев. Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений. | §23. Тест. |
29 | 8. Клеточное строение листа. Тип урока: Комбинированный урок | электронное пособие Л.Р. «Строение кожицы листа» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос Тест. | Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа Понимать : | §24 |
30 | 9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Тип урока: Комбинированный урок | электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Опрос. Диктант | Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых. | §25. Сообщения |
31 | 10.Строение стебля. Тип урока: Комбинированный урок | электронное Л.Р. «Изучение макро- и микростроения стебля» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Базисный уровень: | §26 |
32 | 11.Видоизменения побегов. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р.»Строение клубня» Л.Р. «Строение луковицы» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов. | §27. Сообщения |
33 | 12.Цветок. Тип урока: Комбинированный урок | электронное пособие Л.Р. «Изучение строения цветка» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос Тестирование | Знать: что цветок-видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семезачаток. Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные. | §28. Таблица |
34 | 13.Соцветия. Тип урока: Комбинированный урок | электронное Л.Р. «Соцветия» | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия. Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения | §29. Таблица |
35 | 14.Плод. Тип урока: Комбинированный урок | электронное Л.Р. «Классификация плодов» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос | Базисный уровень: | §30 |
36 | 15.Распространение плодов и семян. Тип урока: Комбинированный урок | электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Базисный уровень: | §31 |
37 | 1.Химический состав растений. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Л.Р.»Химический состав растений» | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (кразмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками. Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества. | §32 |
38 | 2.Минеральное питание растений. Тип урока: Комбинированный урок | Д.О. «Корневое давление» | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний - опрос Заполнение схемы | Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву. | §33 |
39 | 3.Фотосинтез. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблицы, электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний - опрос Тест. | Базисный уровень: | §34 |
40 | 4.Дыхание растений Тип урока: Комбинированный урок | электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний опрос | Базисный уровень: | §35, заполнить таблицу стр.156 |
41 | 5.Испарение воды листьями. Листопад. Тип урока: Комбинированный урок | коллекция листьев. Репродукции картин Д.О. | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний опрос | Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический процесс; роль устьиц в транспирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение испарения воды в жизни растений. | §36 |
42 | 6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р.»Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Знать: что сосудистые пучки соединяют корневую систему с листьями; О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю. | §37 до «передвижение по стеблю орг.веществ» |
43 | 7.Передвижение органических веществ по стеблю. Тип урока: Комбинированный урок | Таблицы, электронный лабораторный практикум | Индивидуальная работа | Опрос | Базисный уровень: | §37 полностью |
44 | 8. Прорастание семян. Тип урока: Комбинированный урок | Коллекция Компьютерная поддержка. | Индивидуальная | Текущий контроль знаний, работа в рабочей тетради | Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка. | §38 |
45 | 9.Растительный организм как единое целое. Тип урока: урок применения ЗУН | Таблицы, гербарии | Индивидуальная | Текущий контроль знаний. Тест. | Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен вещств; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений. | §39 |
46 | 10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» Тип урока: экскурсия | Экскурсия . блокноты, карандаши, лупы. | Работа в малых группах; индивидуальная | . Отчет об экскурсии. | Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы. | Отчет о творческом задании. |
47 | 11.Способы размножения растений. Тип урока: Комбинированный урок | Таблицы, компьютерная презентация | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний | Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. Уметь: различать половое и бесполое размножение. | §40 |
48 | 12.Размножение споровых растений. Тип урока: Комбинированный урок | Таблицы, гербарии | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль знаний-опрос. Биологический диктант | Базисный уровень: | §41, рабочая тетрадь |
49 | 13.Размножение голосеменных растений Тип урока: Комбинированный урок. | электронное пособие | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. Тест. | Базисный уровень: | §42, рабочая тетрадь |
50 | 14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Тип урока: Комбинированный урок | Компьютерная поддержка. | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. Тест. | Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом | §43, сообщения |
51 | 14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов. Тип урока: урок изучения нового материала | электронное пособие модели цветка | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян и плодов | §44 до ст. «Опыление» |
52 | 15.Опыление. способы опыления у цветковых. Тип урока: Комбинированный урок | электронное, модели цветка | Индивидуальная, групповая работа (парная) | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать:-опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины. Уметь: различат насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения | §44, сообщения |
53 | 1.Основы систематики растений. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного контроля знаний | Живые растения, гербарии. | Индивидуальная. | Тестовый контроль знаний Опрос | Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий. | §45 |
54 | 2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Тип урока: комбинированный урок | Таблицы компьютерная презентация | Индивидуальная, работа в малых группах. | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения растений по семействам. Уметь: различатьрастения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений | §46, рабочая тетрадь |
55 | 3.Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Тип урока: комбинированный урок | , электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний – опрос. Тестирование | Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | §47 |
56 | 4.Семейства Розоцветные и Пасленовые. Тип урока: комбинированный урок | электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний – опрос. Самостоятельная работа | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | §48,49, сообщения |
57 | 5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Тип урока: комбинированный урок | электронное пособие « | Индивидуальная работа, работа в парах | Работа с гербарным материалом. Текущий контроль знаний. | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | §50,51 , сообщения |
58 | 6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Тип урока: комбинированный урок | электронное пособие» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. Дидактическая игра | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека. | §52,53, сообщения |
59 | 1.Основные экологические факторы Тип урока: урок изучения нового материала. | Комнатные растения | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. Проверочная работа по карточкам | Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения. Понимать значение терминов | §54, рабочая тетрадь |
60 | 2.Характеристика основных экологических групп растений. Тип урока: Комбинированный урок | Л.Р. Особенности строения растений разных экологических групп» | Индивидуальная работа, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: приспособленность растений к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых. Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп. | §55 |
61 | 3.Растительные сообщества | электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Базисный уровень: | §56 |
62 | 4.Взаимосвяхи растений в сообществе. Тип урока: Комбинированный урок | , электронное пособие | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Знать: значение ярусности; растения, расположенные в ярусах сообщества; причины смены растительных сообществ. | §57 |
63 | 5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества» Тип урока : экскурсия | Работа в группах | Инструктаж | Знать и понимать все основные понятия темы. | Отчет об экскурсии. | |
64 | 6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» Тип урока: урок обобщения и закрепления ЗУН | Гербарии, открытки, презентация | Индивидуальная, работа в парах | Тестовый контроль знаний. | Знать и понимать все основные понятия темы. | §12,14,15 повторить |
65 | 1.Многообразие растений и их происхождение. Тип урока: урок изучения нового материала. | презентация | Индивидуальная, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями. Уметь: называть признаки растений отделов. Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим | §58 до ст.»Основные этапы развития раст.мира» |
66 | 2.Основные этапы развития растительного мира. Тип урока: Комбинированный урок | Презентация | Индивидуальная, работа в парах | Текущий контроль знаний. | Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений. | §58 |
67 | 3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Тип урока: Комбинированный урок | муляжи, гербарии, таблицы Презентация | Индивидуальная, работа в парах | контроль знаний. Работа по карточкам | Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растит.мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, особенности заповедников, заказников и др. | §59 |
68 | 4.Итоговый урок. Летние задания. Тип урока: обощающий | Летние задания | ||||
69-70 | Повторение. экскурсии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...