Моногибридное скрещивание
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Чагина Любовь Юрьевна

В доступной форме раскрываются три закона Менделя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monogibridnoe_skreshchivanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №362


Московского района г.Санкт-Петербурга


Моногибридное скрещивание.


Реферат подготовил

ученик 10а класса

 Сызранов Игорь

 Первый закон Менделя.

В опытах Менделя при скрещивании сортов гороха, которые имели желтые и зеленые семена, все потомство (т.е. гибриды первого поколения) оказалось с желтым семенами. При этом не имело значения, из какого именно семена (желтого или зеленого) выросли материнские (отцовские) растения. Итак, оба родителя в равной степени способны передавать свои признаки потомству. 
        Аналогичные результаты были обнаружены и в опытах, в которых во внимание брались другие признаки. Так, при скрещивании растений с гладкими и морщинистым семенами все потомство имело гладкие семена. При скрещивании растений с пурпурными и белыми цветками у всех гибридов оказались лишь пурпурные лепестки цветков и т. д. 
       Обнаруженная закономерность получила название 
первый закон Менделя, или закон единообразия гибридов первого поколения. Состояние (аллель) признака, проявляющегося в первом поколении, получило название доминантного, а состояние (аллель), которое в первом поколении гибридов не проявляется, называется рецессивным. «Задатки» признаков (по современной терминологии - гены) Г. Мендель предложил обозначать буквами латинского алфавита. Состояния, принадлежащие к одной паре признаков, обозначают одной и той же буквой, но доминантный аллель - большой, а рецессивный - маленькой. 

Второй закон Менделя.

     При скрещивании гетерозиготных гибридов первого поколения между собой (самоопыления или родственное скрещивание) во втором поколении появляются особи как с доминантными, так и с рецессивными состояниями признаков, т.е. возникает расщепление, которое происходит в определенных отношениях. Так, в опытах Менделя на 929 растений второго поколения оказалось 705 с пурпурными цветками и 224 с белыми. В опыте, в котором учитывался цвет семян, с 8023 семян гороха, полученных во втором поколении, было 6022 желтых и 2001 зеленых, а с 7324 семян, в отношении которых учитывалась форма семени, было получено 5474 гладких и 1850 морщинистых. Исходя из полученных результатов, Мендель пришел к выводу, что во втором поколении 75% особей имеют доминантное состояние признака, а 25% - рецессивное (расщепление 3:1). Эта закономерность получила название второго закона Менделя, или закона расщепления. 
       Согласно этому закону и используя современную терминологию, можно сделать следующие выводы:

а) аллели гена, находясь в гетерозиготном состоянии, не изменяют структуру друг друга; 
б) при созревании гамет у гибридов образуется примерно одинаковое число гамет с доминантными и рецессивными аллелями;

в) при оплодотворении мужские и женские гаметы, несущие доминантные и рецессивные аллели, свободно комбинируются. 
     При скрещивании двух гетерозигот (Аа), в каждой из которых образуется два типа гамет (половина с доминантными аллелями - А, половина - с рецессивными - а), необходимо ожидать четыре возможных сочетания. Яйцеклетка с аллелью А может быть оплодотворена с одинаковой долей вероятности как сперматозоидом с аллелью А, так и сперматозоидом с аллелью а; и яйцеклетка с аллелью а - сперматозоидом или с аллелью А, или аллелью а. В резульатате получаются зиготы АА, Аа, Аа, аа или АА, 2Аа, аа. 
      По внешнему виду (фенотипу) особи АА и Аа не отличаются, поэтому расщепление выходит в соотношении 3:1. По генотипу особи распределяются в соотношении 1АА:2Аа:аа. Понятно, что если от каждой группы особей второго поколения получать потомство только самоопылением, то первая (АА) и последняя (аа) группы (они гомозиготные) будут давать только однообразное потомство (без расщепления), а гетерозиготные (Аа) формы будут давать расщепление в соотношении 3:1. 
      Таким образом, второй закон Менделя, или закон расщепления, формулируется так: при скрещивании двух гибридов первого поколения, которые анализируются по одной альтернативной паре состояний признака, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 и по генотипу в соотношении 1:2:1. 

Третий закон Менделя, или закон независимого наследования признаков.

     Изучая расщепления при дигибридном скрещивании, Мендель обратил внимание на следующее обстоятельство. При скрещивании растений с желтыми гладкими (ААВВ) и зелеными морщинистыми (ааbb) семенами во втором поколении появлялись новые комбинации признаков: желтые морщинистое (Ааbb) и зеленые гладкие (ааВb), которые не встречались в исходных формах. Из этого наблюдения Мендель сделал вывод, что расщепление по каждой признаку происходит независимо от второго признака. В этом примере форма семян наследовалась независимо от их окраски. Эта закономерность получила название третьего закона Менделя, или закона независимого распределения генов. 
     Третий закон Менделя формулируется следующим образом: 
при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум (или более) признаках, во втором поколении наблюдаются независимое наследование и комбинирование состояний признаков, если гены, которые их определяют, расположенные в разных парах хромосом. Это возможно потому, что во время мейоза распределение (комбинирования) хромосом в половых клетках при их созревании идет независимо и может привести к появлению потомства с комбинацией признаков, отличных от родительских и прародительский особей. 
     Для записи скрещиваний нередко используют специальные решетки, которые предложил английский генетик Пеннет (решетка Пеннета). Ими удобно пользоваться при анализе полигибридних скрещиваний. Принцип построения решетки состоит в том, что сверху по горизонтали записывают гаметы отцовской особи, слева по вертикали - гаметы материнской особи, в местах пересечения - вероятные генотипы потомств.

Использованная литература.

  1. http://www.ebio.ru/evo07.html
  2. http://elementy.ru/trefil/61
  3. http://edu.glavsprav.ru/info/zakony-mendelya/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Моногибридное скрещивание"

Презентация может быть использована на уроке биологии 9, 11 кл по теме "Моногибридное скрещивание, 1-ый и 2-ой закон Менделя"...

"Моногибридное скрещивание"

тест для 9 класса по теме: "Моногибридное скрещивание"...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени...

Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик...

Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про...

Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...