Школьное лесничесиво
учебно-методический материал по биологии по теме

Черновол Наталья Васильевна

 

Программа предназначена для учащихся 7-9классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интере-сами и потребностями и рассчитана на 10 часов.

Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий,исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие  в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в  конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_les-2.docx1003.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа№ 1 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Мы ЗЕМЛЯНЕ – дети Добра,

придем на помощь природе ВСЕГДА!

Школьное лесничество

 «ЗЕМЛЯНЕ »

                                                           

                                       

                                                               Руководитель  

                                           школьного                                                            лесничества

 Черновол Н.В.

 учитель  биологии  и химии

                                                                                                             

г. Новокубанск

 2013 г

Заповеди  школьного лесничества

 «ЗЕМЛЯНЕ »

1.Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков и внуков наших внуков.

2. Свято сохраняйте «зеленое равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять срубку.

3. Приходите в лес пешком и с любовью.

4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.

5. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам - пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.

7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их родило - деревья, кустарники, грибницы.

9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости и бездушия, не мешайте жить им своей жизнью.

10. Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Школьное лесничество «Земляне» было образованно в МОБУСОШ № 1

г. Новокубанска  15.03.2013 года. В состав  объединения входят учащиеся     7-17 лет. Оно имеет свою символику: эмблема, девиз. Высшим органом самоуправлением является общее собрание его членов. Работа организуется в  соответствии с планом. Жизнедеятельность лесничества определяется  пятнадцатью глаголами: изучать, наблюдать, исследовать охранять, соблюдать, разъяснять, помогать, выращивать, высаживать, активизировать, прогнозировать, проектировать, внедрять, объединять, требовать.

В основу работы положено экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к лесной экосистеме, ко всему на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на лесное сообщество, изучение природы родного края, района, помощь лесу, активная пропаганда экологических знаний. Работа идет трех в направлениях: исследовательская, практическая и природоохранная деятельность.

 Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

 средней общеобразовательной школы № 1 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Принято:                                                                                  Утверждаю:

Протокол №                                                                             Директор МОБУСОШ №1  

«____» _______2013г                                                             _____________  

                                                                                                   «____» _______2013г                                                                            

                                                                             

Программа деятельности

школьного лесничества «Земляне»

для учащихся 7-17 лет

                                                                 

                                        Автор – разработчик:

                                                                  Черновол Н.В руководитель школьного

                                                                лесничества,  учитель  биологии  и химии

                                                                                                             

г. Новокубанск

 2013 г

Пояснительная записка

Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и заведений дополнительного образования.

Конференция ООН в Рио – де – Жанейро в 1992г, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус интегрированного фактора образования в целом, определяет его стратегическую роль и ведущие направления.

10 января 2002г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и сразу же вступил в силу.

Настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, которая является основой жизни на Земле.

Многие усилия отечественной школы в экономическом образовании по развитию у подрастающего поколения ценностных отношений к окружающей среде, в направлении формирования экологической культуры, нового стиля мышления как сущностных средств преодоления экологического кризиса.

Основные направления экологического образования позволяют выделить его новую парадигму – тенденцию к регионализации, обособлению. Ограничение перспектив устойчивого совместного развития побудило регионы к самостоятельному поиску путей и способов выживания в стремительно меняющемся мире.

Ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней.

        Таким образом, региональность придаёт сегодня инновационный характер дополнительному образованию в области окружающей среды и позволяет использовать приоритетное право каждого педагога на разработку собственной модели экологического регионального образования школьников.

В дополнительном образовании уместно использовать современные технологии:

  1. Современная модернизация образования направлена на личностную организацию содержания и его обновления в дополнительном образовании. Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал.
  2. Применение проектной деятельности – одно из направлений активизации познавательной деятельности.
  3. Здоровье сберегающие технологии в формировании познавательного интереса и творческих способностей школьника.

Программа предназначена для учащихся 7-9классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интере-сами и потребностями и рассчитана на 10 часов.

Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий,исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие  в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в  конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Цель:

1.Привлечь детей  к активной практической исследовательской работе  по сохранению и воссозданию природы;

2.Воспитание из  членов школьного лесничества и максимального количества учеников школы экологически грамотных людей, любящих природу Родины, умеющих беречь и приумножать ее богатства;

3.Улучшить экологическое состояние в городе Новокубанске.

Задачи:

обучающая: изучение биологических особенностей составных частей природных экосистем, особенности их взаимоотношений. Особенности сосуществования города и леса, человека и природы.

развивающая: научиться проводить простейшие исследования биологических объектов, наблюдения, эксперименты, программирование и моделирование взаимоотношений человека и природных объектов

воспитательная: научить детей понимать красоту Родной природы, необходимость ее сбережения, внедрить в их душу понимание того, что при бережном, грамотном, творческом подходе богатства природы неисчерпаемы.

Формирование коллектива школьного лесничества.

Подготовка детей к правильному, осознанному выбору профессий.

Социально - педагогическая

-   формирование коллектива школьного лесничества;

-   включение детей в соуправление школьным лесничеством;

-   координация   совместной   деятельности   детей,  педагогов   и    представителей заинтересованных структур города

-целенаправленная работа с одарёнными детьми, привлечение в практическую деятельность трудных подростков.

оздоровительная:

*укрепление здоровья детей при организации походов, поездок, экскурсий, трудовых десантов и т.п.

*формировать у учеников стремление вести здоровый образ жизни

В работе школьного лесничества принимают участие 15 учеников с 7-9 класса Занятия проходят ежедневно по 2 часа, 5 дней. Дети согласно плана получают теоретические знания по биологическим особенностям лесных обитателей, их взаимоотношениях, о биотехнических мероприятиях. Ребята знакомятся с почвами, их особенностями. Проводится посильная детям исследовательская работа по наблюдению за растениями и животными в городе, изучаются новые перспективные декоративные растения. Дети регулярно ходят на экскурсию по городу, по его цветникам, для изучения особенностей озеленения и т.п.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы ле-совосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

-цели и задачи школьного лесничества,

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

- способы природоохранной деятельности учащихся;

- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Деятельность школьного лесничества базируется

на следующих принципах:

*гуманности – педагогическая деятельность направлена на развитие ребенка;

*демократичности – сотрудничество детей и взрослых;

*индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка в отдельности и  учета интересов коллектива в целом;

*непрерывности и комплексности – единство  дошкольного, школьного и дополнительного  образования в области экологии, природоохранной работы, участие родителей в  экологическом воспитании детей и подростков;

*добровольности          

                          Направления деятельности школьного лесничества:

1.Просветительская

2.Природоохранная

3.Исследовательская

4.Досуговая

        

                           

   Методы и приёмы обучения и воспитания.

1.Метод теоретического изложения: лекция, рассказ, объяснение, беседа,

  обсуждение, анализ, сравнение, эвристические задачи и упражнения;

2.Метод наглядного обучения: использование таблиц, схем, иллюстраций, карточек, зарисовок; демонстрация натуральных объектов изучения; просмотр учебных фильмов, работа с гербариями.

3.  Метод        практического        обучения:        выполнение        практических, самостоятельных   и   лабораторных   работ;   работа   с   приборами,   природным материалом; фенологические наблюдения,  посевы, посадка и уход за растениями .

4.  Метод  самостоятельной  работы:   работа  со  специальной  литературой; составление рефератов; ведение исследовательских работ, их оформление.

5.Метод контроля знаний, умений и навыков: тестирование, анкетирование, опрос, контрольные   задания,   наблюдение   за   практической   деятельностью, участие   в научных конференциях,   конкурсах.

                           

        В процессе организации работы в школьном лесничестве используются разнообразные формы и методы работы, вызывающие у детей интерес к занятиям, к познанию чего то нового , к  желанию своим трудом  улучшить  экологическую обстановку в городе, помочь воссозданию родной природы.

        Во время экскурсий по городу дети изучают состав земных насаждений, цветочных клумб, знакомятся с новыми видами и сортами, анализируют состояние насаждений.

        Во время  экскурсий на природу дети изучают состав леса, как естественного биоценоза, взаимоотношения его обитателей. Особенно впечатляет детей,  когда они видят, принесенный в лес корм, вывешенное искусственное гнездо стало активно использоваться лесными жителями.

        Очень вдохновляет детей на труд, на новые посадки,  когда они знают и видят, что труд их старших товарищей в предыдущие года уже украшает наш город в виде парков и скверов.

        Изучая правила разведения костров и установки палатки, умение ориентироваться в лесу ,  ребята получают навыки, которые необходимы каждому человеку. Чтобы он мог правильно строить свои взаимоотношения с природой.

        Изучение гербариев трав, кустарников и деревьев, изучая лекарственные растения  и ядовитые, организмы из Красной книги дети в будущем смогут  правильно строить  свои взаимоотношения с природой.

        Полученные знания помогают детям успешно участвовать в слетах , конкурсах школьных лесничеств.

        Ребята  активные участники школьного лесничества и в будущем бережно и  правильно относятся к окружающей природе.

         

   

 

 Тематическое планирование   

(2 ч в день, всего 10 ч)

Тема

Кол-во

часов

Практическая часть

1

Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества.

2

1

2

Лесовосстановление.

2

1

3

Охрана и защита лесов .

2

1

4

Изучение особенностей  биоценоза весеннего леса.

2

1

5

 Изучение состава насаждений г.Новокубанска.

2

1

Содержание программы  

(10 часов)

Тема 1. Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство чело-вечества (2 часа).

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

Практическая часть

1. Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

Тема 2.Лесовосстановление (2 часа).

Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Практическая часть

1 .Акция « Сохраним  ЛЕС чистым».

2. Операция «Кормушка ».

Тема 3.Охрана и защита лесов (2 часа).

Положение о государственной лесной охране. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них.Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Значение зимней подкормки зверей и птиц.

Практическая часть

1. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные бо

гатства региона и их значение для населения».

2.Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

Тема 4.Изучение особенностей  биоценоза весеннего леса( 2 часа)

Изучение лесного биоценоза. Изучение правил поведения человека в лесу. Костер, компас, азимут, ориентировка.

Практическая часть

1.Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».

2. Акция «Побелка деревьев».

3.Очистка  водоема.

Тема 5. Изучение состава насаждений г. Новокубанска ( 2 часа)

Биологические особенности местных лиственных  и хвойных пород. Изучение, измерение, анализ состояния растений. Состояние городского парка

Практическая часть

1.Подведение итогов исследовательских работ

2. Благоустройство памятника и школьного двора.

 

  Подведение итогов работы. Конференция.

Оценивание работы учащихся:

Отзывы, благодарности, грамоты в портфолио ученика.

 

Календарно-тематический план работы школьного  лесничества «Земляне»  (2 ч в день, всего 10 ч)

п/п

№ п/т

Тема

Дата

Тема 1. Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества.

1

1

Цели и задачи кружка.  Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности.

25.03.13

2

2

Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

25.03.13

Тема 2. Лесовосстановление.

3

1

Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

26.03.13

4

2

1 .Акция « Сохраним  ЛЕС чистым»

2. Операция «Кормушка ».

26.03.13

Тема 3. Охрана и защита лесов.

5

1

Положение о государственной лесной охране. Виды лесных пожаров. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них.

27.03.13

6

2

1. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения».

2.Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

27.03.13

Тема 4. Изучение особенностей  биоценоза весеннего леса.

7

1

Изучение лесного биоценоза. Изучение правил поведения человека в лесу. Костер, компас, азимут, ориентировка.

28.03.13

8

2

1.Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».

2. Акция «Побелка деревьев».

3.Очистка  водоема.

28.03.13

Тема 5.  Изучение состава насаждений г.Новокубанска.

9

1

Биологические особенности местных лиственных  и хвойных пород. Изучение, измерение, анализ состояния растений. Состояние городского парка.

29.03.13

10

2

1.Подведение итогов исследовательских работ.

2. Благоустройство памятника и школьного двора.

29.03.13

Список литературы

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг  «Рондеву-АМ» 2000г
  2. Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии Хабаровск 2001г
  3. Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г. Амурск 2005г
  4. Конкурсно – игровые экологические программы для школьников г. Ногинск. Моск. обл. 2002г.
  5. Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г
  6. Михлин В.Е. Цикало Е.С. Экскурсии в природу Подмосковья г. Владимир 2005г
  7. Митт Л. Приусадебное декоративное садоводство. М. «Колос», 1973.
  8. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся Хабаровск 1983г
  9. Программа по экологическому образованию «Листья в ладонях» Хабаровск 1998г
  10. Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ
  11. Тихонова А.Е,. Волкова Г.В.,. Нащочина  М.М. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся вып. 6 Хабаровск 1987г
  12. Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г
  13. Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.
  14. Шиманюк А.П. Дендрология . М., 1967.
  15. Шишкин Б.К. Ботанический атлас. М., 1963.
  16. Экология и жизнь. Журнал. 2002. № 2.
  17. Экологическое образование № 2. М., 2000.
  18. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Гринпис России. 2003.

 

Отчет   школьного лесничества  «ЗЕМЛЯНЕ »  Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

  

       

 Акция « Сохраним  ЛЕС чистым».

 3

Акция «Благоустройство школьного двора»

 Операция «Кормушка ».

    

Конференция на  тему: «Роль лесов в экологии родного края»,

 

Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями». 

 

Благоустройство памятника  Акция «Побелка деревьев».

Очистка водоема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.

ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ  БИБЛИОТЕКА.  НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...

Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...

Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"

Ежегодно, в  нашей школе  в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска  газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...


 

Комментарии

Черновол Наталья Васильевна

программа очень интересная и компактная