Школьное лесничесиво
учебно-методический материал по биологии по теме
Программа предназначена для учащихся 7-9классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интере-сами и потребностями и рассчитана на 10 часов.
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий,исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_les-2.docx | 1003.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа№ 1 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Мы ЗЕМЛЯНЕ – дети Добра,
придем на помощь природе ВСЕГДА!
Школьное лесничество
«ЗЕМЛЯНЕ »
Руководитель
школьного лесничества
Черновол Н.В.
учитель биологии и химии
г. Новокубанск
2013 г
Заповеди школьного лесничества
«ЗЕМЛЯНЕ »
1.Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков и внуков наших внуков.
2. Свято сохраняйте «зеленое равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять срубку.
3. Приходите в лес пешком и с любовью.
4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
5. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам - пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.
6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их родило - деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости и бездушия, не мешайте жить им своей жизнью.
10. Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Школьное лесничество «Земляне» было образованно в МОБУСОШ № 1
г. Новокубанска 15.03.2013 года. В состав объединения входят учащиеся 7-17 лет. Оно имеет свою символику: эмблема, девиз. Высшим органом самоуправлением является общее собрание его членов. Работа организуется в соответствии с планом. Жизнедеятельность лесничества определяется пятнадцатью глаголами: изучать, наблюдать, исследовать охранять, соблюдать, разъяснять, помогать, выращивать, высаживать, активизировать, прогнозировать, проектировать, внедрять, объединять, требовать.
В основу работы положено экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к лесной экосистеме, ко всему на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на лесное сообщество, изучение природы родного края, района, помощь лесу, активная пропаганда экологических знаний. Работа идет трех в направлениях: исследовательская, практическая и природоохранная деятельность.
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1 г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район
Принято: Утверждаю:
Протокол № Директор МОБУСОШ №1
«____» _______2013г _____________
«____» _______2013г
Программа деятельности
школьного лесничества «Земляне»
для учащихся 7-17 лет
Автор – разработчик:
Черновол Н.В руководитель школьного
лесничества, учитель биологии и химии
г. Новокубанск
2013 г
Пояснительная записка
Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и заведений дополнительного образования.
Конференция ООН в Рио – де – Жанейро в 1992г, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.
Экологическое образование в контексте устойчивого развития приобретает статус интегрированного фактора образования в целом, определяет его стратегическую роль и ведущие направления.
10 января 2002г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и сразу же вступил в силу.
Настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, которая является основой жизни на Земле.
Многие усилия отечественной школы в экономическом образовании по развитию у подрастающего поколения ценностных отношений к окружающей среде, в направлении формирования экологической культуры, нового стиля мышления как сущностных средств преодоления экологического кризиса.
Основные направления экологического образования позволяют выделить его новую парадигму – тенденцию к регионализации, обособлению. Ограничение перспектив устойчивого совместного развития побудило регионы к самостоятельному поиску путей и способов выживания в стремительно меняющемся мире.
Ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней.
Таким образом, региональность придаёт сегодня инновационный характер дополнительному образованию в области окружающей среды и позволяет использовать приоритетное право каждого педагога на разработку собственной модели экологического регионального образования школьников.
В дополнительном образовании уместно использовать современные технологии:
- Современная модернизация образования направлена на личностную организацию содержания и его обновления в дополнительном образовании. Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал.
- Применение проектной деятельности – одно из направлений активизации познавательной деятельности.
- Здоровье сберегающие технологии в формировании познавательного интереса и творческих способностей школьника.
Программа предназначена для учащихся 7-9классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интере-сами и потребностями и рассчитана на 10 часов.
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий,исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Цель:
1.Привлечь детей к активной практической исследовательской работе по сохранению и воссозданию природы;
2.Воспитание из членов школьного лесничества и максимального количества учеников школы экологически грамотных людей, любящих природу Родины, умеющих беречь и приумножать ее богатства;
3.Улучшить экологическое состояние в городе Новокубанске.
Задачи:
обучающая: изучение биологических особенностей составных частей природных экосистем, особенности их взаимоотношений. Особенности сосуществования города и леса, человека и природы.
развивающая: научиться проводить простейшие исследования биологических объектов, наблюдения, эксперименты, программирование и моделирование взаимоотношений человека и природных объектов
воспитательная: научить детей понимать красоту Родной природы, необходимость ее сбережения, внедрить в их душу понимание того, что при бережном, грамотном, творческом подходе богатства природы неисчерпаемы.
Формирование коллектива школьного лесничества.
Подготовка детей к правильному, осознанному выбору профессий.
Социально - педагогическая
- формирование коллектива школьного лесничества;
- включение детей в соуправление школьным лесничеством;
- координация совместной деятельности детей, педагогов и представителей заинтересованных структур города
-целенаправленная работа с одарёнными детьми, привлечение в практическую деятельность трудных подростков.
оздоровительная:
*укрепление здоровья детей при организации походов, поездок, экскурсий, трудовых десантов и т.п.
*формировать у учеников стремление вести здоровый образ жизни
В работе школьного лесничества принимают участие 15 учеников с 7-9 класса Занятия проходят ежедневно по 2 часа, 5 дней. Дети согласно плана получают теоретические знания по биологическим особенностям лесных обитателей, их взаимоотношениях, о биотехнических мероприятиях. Ребята знакомятся с почвами, их особенностями. Проводится посильная детям исследовательская работа по наблюдению за растениями и животными в городе, изучаются новые перспективные декоративные растения. Дети регулярно ходят на экскурсию по городу, по его цветникам, для изучения особенностей озеленения и т.п.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы ле-совосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
-цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Деятельность школьного лесничества базируется
на следующих принципах:
*гуманности – педагогическая деятельность направлена на развитие ребенка;
*демократичности – сотрудничество детей и взрослых;
*индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка в отдельности и учета интересов коллектива в целом;
*непрерывности и комплексности – единство дошкольного, школьного и дополнительного образования в области экологии, природоохранной работы, участие родителей в экологическом воспитании детей и подростков;
*добровольности
Направления деятельности школьного лесничества:
1.Просветительская
2.Природоохранная
3.Исследовательская
4.Досуговая
Методы и приёмы обучения и воспитания.
1.Метод теоретического изложения: лекция, рассказ, объяснение, беседа,
обсуждение, анализ, сравнение, эвристические задачи и упражнения;
2.Метод наглядного обучения: использование таблиц, схем, иллюстраций, карточек, зарисовок; демонстрация натуральных объектов изучения; просмотр учебных фильмов, работа с гербариями.
3. Метод практического обучения: выполнение практических, самостоятельных и лабораторных работ; работа с приборами, природным материалом; фенологические наблюдения, посевы, посадка и уход за растениями .
4. Метод самостоятельной работы: работа со специальной литературой; составление рефератов; ведение исследовательских работ, их оформление.
5.Метод контроля знаний, умений и навыков: тестирование, анкетирование, опрос, контрольные задания, наблюдение за практической деятельностью, участие в научных конференциях, конкурсах.
В процессе организации работы в школьном лесничестве используются разнообразные формы и методы работы, вызывающие у детей интерес к занятиям, к познанию чего то нового , к желанию своим трудом улучшить экологическую обстановку в городе, помочь воссозданию родной природы.
Во время экскурсий по городу дети изучают состав земных насаждений, цветочных клумб, знакомятся с новыми видами и сортами, анализируют состояние насаждений.
Во время экскурсий на природу дети изучают состав леса, как естественного биоценоза, взаимоотношения его обитателей. Особенно впечатляет детей, когда они видят, принесенный в лес корм, вывешенное искусственное гнездо стало активно использоваться лесными жителями.
Очень вдохновляет детей на труд, на новые посадки, когда они знают и видят, что труд их старших товарищей в предыдущие года уже украшает наш город в виде парков и скверов.
Изучая правила разведения костров и установки палатки, умение ориентироваться в лесу , ребята получают навыки, которые необходимы каждому человеку. Чтобы он мог правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Изучение гербариев трав, кустарников и деревьев, изучая лекарственные растения и ядовитые, организмы из Красной книги дети в будущем смогут правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Полученные знания помогают детям успешно участвовать в слетах , конкурсах школьных лесничеств.
Ребята активные участники школьного лесничества и в будущем бережно и правильно относятся к окружающей природе.
Тематическое планирование
(2 ч в день, всего 10 ч)
№ | Тема | Кол-во часов | Практическая часть |
1 | Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества. | 2 | 1 |
2 | Лесовосстановление. | 2 | 1 |
3 | Охрана и защита лесов . | 2 | 1 |
4 | Изучение особенностей биоценоза весеннего леса. | 2 | 1 |
5 | Изучение состава насаждений г.Новокубанска. | 2 | 1 |
Содержание программы
(10 часов)
Тема 1. Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство чело-вечества (2 часа).
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Практическая часть
1. Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
Тема 2.Лесовосстановление (2 часа).
Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.
Практическая часть
1 .Акция « Сохраним ЛЕС чистым».
2. Операция «Кормушка ».
Тема 3.Охрана и защита лесов (2 часа).
Положение о государственной лесной охране. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них.Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Значение зимней подкормки зверей и птиц.
Практическая часть
1. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные бо
гатства региона и их значение для населения».
2.Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
Тема 4.Изучение особенностей биоценоза весеннего леса( 2 часа)
Изучение лесного биоценоза. Изучение правил поведения человека в лесу. Костер, компас, азимут, ориентировка.
Практическая часть
1.Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
2. Акция «Побелка деревьев».
3.Очистка водоема.
Тема 5. Изучение состава насаждений г. Новокубанска ( 2 часа)
Биологические особенности местных лиственных и хвойных пород. Изучение, измерение, анализ состояния растений. Состояние городского парка
Практическая часть
1.Подведение итогов исследовательских работ
2. Благоустройство памятника и школьного двора.
Подведение итогов работы. Конференция.
Оценивание работы учащихся:
Отзывы, благодарности, грамоты в портфолио ученика.
Календарно-тематический план работы школьного лесничества «Земляне» (2 ч в день, всего 10 ч)
№ п/п | № п/т | Тема | Дата |
Тема 1. Введение. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества. | |||
1 | 1 | Цели и задачи кружка. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. | 25.03.13 |
2 | 2 | Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!» | 25.03.13 |
Тема 2. Лесовосстановление. | |||
3 | 1 | Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. | 26.03.13 |
4 | 2 | 1 .Акция « Сохраним ЛЕС чистым» 2. Операция «Кормушка ». | 26.03.13 |
Тема 3. Охрана и защита лесов. | |||
5 | 1 | Положение о государственной лесной охране. Виды лесных пожаров. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. | 27.03.13 |
6 | 2 | 1. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения». 2.Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями». | 27.03.13 |
Тема 4. Изучение особенностей биоценоза весеннего леса. | |||
7 | 1 | Изучение лесного биоценоза. Изучение правил поведения человека в лесу. Костер, компас, азимут, ориентировка. | 28.03.13 |
8 | 2 | 1.Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову». 2. Акция «Побелка деревьев». 3.Очистка водоема. | 28.03.13 |
Тема 5. Изучение состава насаждений г.Новокубанска. | |||
9 | 1 | Биологические особенности местных лиственных и хвойных пород. Изучение, измерение, анализ состояния растений. Состояние городского парка. | 29.03.13 |
10 | 2 | 1.Подведение итогов исследовательских работ. 2. Благоустройство памятника и школьного двора. | 29.03.13 |
Список литературы
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг «Рондеву-АМ» 2000г
- Власова Т.А. Филиппова З.В. Живая вода Программа полевого практикума по экологической гидрологии Хабаровск 2001г
- Иванов В.А., Катренко Л.В. Сборник методических материалов по экологическому воспитанию школьников. г. Амурск 2005г
- Конкурсно – игровые экологические программы для школьников г. Ногинск. Моск. обл. 2002г.
- Ливенцев В.П. Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству Москва «Просвещение» 1981г
- Михлин В.Е. Цикало Е.С. Экскурсии в природу Подмосковья г. Владимир 2005г
- Митт Л. Приусадебное декоративное садоводство. М. «Колос», 1973.
- Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся Хабаровск 1983г
- Программа по экологическому образованию «Листья в ладонях» Хабаровск 1998г
- Противопожарная образовательная программа ФОРЕСТ
- Тихонова А.Е,. Волкова Г.В.,. Нащочина М.М. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся вып. 6 Хабаровск 1987г
- Тайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Просвещение 1979г
- Методические журналы: Биология в школе, ЭГБО, Вестник АсЭкО.
- Шиманюк А.П. Дендрология . М., 1967.
- Шишкин Б.К. Ботанический атлас. М., 1963.
- Экология и жизнь. Журнал. 2002. № 2.
- Экологическое образование № 2. М., 2000.
- Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Гринпис России. 2003.
Отчет школьного лесничества «ЗЕМЛЯНЕ » Оформление памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
Акция « Сохраним ЛЕС чистым».
3
Акция «Благоустройство школьного двора»
Операция «Кормушка ».
Конференция на тему: «Роль лесов в экологии родного края»,
Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
Благоустройство памятника Акция «Побелка деревьев».
Очистка водоема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)
В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...
СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО ШКОЛЬНЫМ БИБЛИОТЕКАРЕМ. МОЙ КЛАСС И ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.
ВАЖНУЮ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ИГРАЕТ БИБЛИОТЕКА. НА БИЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ УЧАЩИМСЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ЧУДЕСНЫЙ МИР ЛЮБИМЫХ КНИГ, ПРИВИВАЕТСЯ У...
Школьная газета "Школьные вести"
Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...
Сценарий школьного праздника "Парад школьных звезд"
Ежегодно, в нашей школе в конце мая проходит школьный праздник, на котором чествуют и награждают победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различных уровней. Праздник проводит...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1» Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...
Школьная газета "На школьном перекрестке"
Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...
Комментарии
программа очень интересная и
программа очень интересная и компактная